Минфин решил разобраться с Нидерландами
Голландская история высветила механизм колониального ограбления России
По российским СМИ прошла сенсационная новость: Минфин в конце прошлой недели объявил о начале процесса денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами.
По данным Минфина России, на начало этого года подобные соглашения Россия имела примерно с одной сотней государств. В основу СИДН положены принципы Модельной конвенции ОЭСР, которые предусматривают подобные соглашения как инструмент привлечения иностранных инвестиций в страну на симметричной основе (обе стороны предоставляют иностранным инвесторам аналогичные по объему льготы). Как следует из самой природы СИДН, налоговые ставки в действовавших соглашениях устанавливались на чисто символическом уровне — как для иностранных инвесторов в России, так и для российских инвесторов в соответствующих странах. В каком-то смысле СИДН стали средством превращения экономик договаривающихся сторон в офшоры.
Напомню, что весной этого года Минфин России по поручению президента РФ начал процесс пересмотра СИДН с другими государствами. С той целью, чтобы добиться повышения налоговых ставок на доходы иностранных инвесторов в нашей стране. Как отметил президент, пересмотр необходим для пополнения доходов российского бюджета, что стало крайне актуальной задачей в условиях разворачивающегося вирусно-экономического кризиса 2020 года.
По началу, как заявил Минфин, пересмотр будет проходить по соглашениям с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Переговоры с указанными юрисдикциями шли трудно. Казалось, что они завершатся денонсацией соглашений. Но, в конце концов, договоренности были все-таки достигнуты, соглашения пересмотрены.
Напомню, что первоначальное соглашение давало право инвесторам кипрского происхождения платить в России налоги по полученным дивидендам в размере 5%. По доходам в виде процентов по кредитам и займам предусматривались еще более щадящие налоговые ставки, но при желании можно было «в порядке исключения», налогов не платить вообще. Напомню, что для российских резидентов по подобным доходам налоговая ставка составляла (и составляет) 15%.
Кипру на переговорах о пересмотре СИДН пришлось «выбирать между плохим и совсем плохим». Не вдаваясь в детали, скажу, что совсем плохой вариант — ликвидация соглашения. При последовательных действиях со стороны Москвы при таком варианте Кипр мог лишиться российских инвестиций вообще. А они для маленького Кипра (ВВП составляет около 25 млрд долл.) поистине гигантские.
Только прямые инвестиции российского происхождения там на середину этого года оценивались в 200 млрд долл. А ведь есть еще портфельные инвестиции, а также займы и кредиты (относятся к категории «прочие инвестиции»). В общем, Кипр выбрал просто «плохой» вариант, т.е. согласился на условия Москвы по ставке налога в 15%.
Понятно, что это был удар не столько по государству Кипр, сколько по российским нуворишам, которые под кипрским флагом приходили в Россию. В Минфине РФ уже подсчитали, что со следующего года бюджет будет дополнительно получать 130−150 млрд. рублей ежегодно от повышения налога на дивиденды.
О том, как могут реагировать (и уже реагируют) скрывающиеся под кипрским флагом российские инвесторы на пересмотр соглашения, — тема отдельного разговора. Отмечу лишь, что не разделяю оптимизма Минфина насчет того, что российский бюджет будет длительное время получать дополнительно указанную сумму налогов. Инвесторы могут покинуть Россию, отравившись в юрисдикции с «благоприятным налоговым климатом» (их становится все меньше, но они еще есть на нашей планете).
В конце концов, на переговорах о пересмотре СИДН Минфину России удалось «додавить» также Люксембург и Мальту. Они также согласились на новую ставку налога в размере 15%. Цифр возможных «налоговых дивидендов» России от пересмотров соглашений с указанными юрисдикциями Минфин не называл. Но поскольку объем прямых инвестиций из указанных юрисдикций в российской экономике несравнимо меньше, чем инвестиций из Кипра, то «налоговый дивиденд» может измеряться двумя — максимум тремя десятками миллиардов рублей. И опять же добавлю, что он также может быть временным, исчезнув через год-другой без следов.
И вот, наконец, Нидерланды. Они оказались очень «твердым орешком» для российского Минфина. Хотя бы потому, что инвестиции российского происхождения не играют такой роли в голландской экономике (как, скажем, российские инвестиции в кипрской экономике). На середину этого года прямые инвестиции российского происхождения в Нидерландах оценивались в 44,57 млрд долл., а ВВП этой страны составляет более 900 млрд долл.
На сайте Минфина России появилась информация под названием: «Минфин России приступает к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами». Из нее мы узнаем, что иностранные инвесторы в России, действующие под флагом Голландии, выводили в последние годы баснословные суммы доходов в виде дивидендов и процентов.
Так, в 2017 году объем таких выплат составил более 457 млрд. рублей, в 2018 — более 412 млрд. рублей, а в 2019 — более 339 млрд. рублей. Итого за три года 1,2 трлн. рублей.
Инвестиционные доходы голландских инвесторов, выраженные в валютном эквиваленте, составили в 2017 году примерно 7,5−8,0 млрд долл.; в 2018 году — 6,0−6,5 млрд долл.; в 2019 году — около 5 млрд долл. Итого за три года голландские инвесторы высосали из России примерно 18−19 млрд. долларов.
Замечу, что на середину этого года прямые инвестиции голландского происхождения в российской экономике составили 49,25 млрд долл. Если принять, что среднегодовая доходность голландских инвестиций составляет 6,5 млрд долл., то получается, что средняя доходность этих инвестиций более 13%. Очень эффективный насос откачивания «соков» из российской экономики!
В информации Минфина России сообщается: «Существующее налоговое соглашение с Нидерландами предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия и позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2%-3%. Тогда как соответствующая ставка в России в разы выше (например, для юридических лиц, 15% по дивидендам и 20% по процентам)».
Итак, за три года (207−2019 гг.) Россия из-за особо льготного режима для «голландских гостей» недополучила, по моим оценкам, без малого 1 (один) триллион рублей. Для сравнения: доходная часть годового бюджета Российской Федерации составляет примерно 20 триллионов рублей.
Про Кипр летом этого года СМИ сообщали: денонсация соглашения с этим государством неизбежна. Однако ее удалось избежать. Вероятность денонсации соглашения с Нидерландами на сегодняшний день составляет 99,9%. И опять же повторюсь: ожидаемые «налоговые дивиденды» Минфину удастся получать в лучшем случае через год-другой. А потом так называемый «голландский капитал» уйдет из России в поисках налогового рая в других местах.
С моей точки зрения, наведение порядка в нашем доме требует других алгоритмов и долгосрочной стратегии. И с вывозом, и с ввозом Россией капитала (инвестиции) все предельно просто. До последнего времени и то, и другое было средством ограбления России.
Трансграничное движение капитала осуществляется в трех основных формах: прямые инвестиции (те, которые дают инвестору право контроля над объектом инвестиций); портфельные (дают инвестору лишь право на получение инвестиционного дохода); прочие (займы и кредиты). Наиболее обстоятельную картину Банк России дает по прямым инвестициям. Давайте посмотрим на эту картину по состоянию на середину 2020 года.
Прямые иностранные инвестиции в России (накопленные) — 535,26 млрд долл. Распределение этих инвестиций по странам происхождения (млрд. долл.): 1) Кипр — 161,23; 2) Нидерланды — 49,25; 3) Великобритания — 36,61; 4) Люксембург — 35,15; 5) Джерси — 33,13; 6) Бермуды — 32,09; 7) Ирландия — 30,04; 8) Германия — 19,49; 9) Франция — 18,65; Швейцария — 16,17.
С удивлением обнаруживаем, что в топ-10 нет некоторых стран, которые называют ведущими мировыми экономиками. Например, на инвестиции из США приходится лишь 4,55 млрд долл. Это в семь с лишним раз меньше, чем инвестиции из какой-то загадочной юрисдикции под названием «Джерси». А потому, что Джерси, Бермуды и им подобные острова — классические офшоры. Также к категории офшоров относятся Нидерланды, Люксембург, Ирландия, которые называют то «цивилизованными», то «умеренными», то «транзитными» офшорными юрисдикциями. И в подавляющем числе случаев те инвесторы, которые приходят в Россию под флагами названных выше юрисдикций, на самом деле никакие не иностранцы, а российские нувориши, которые лишили российскую экономику гигантских инвестиций, выведя их в сомнительные офшорные юрисдикции.
Теперь о накопленных инвестициях российского происхождения за рубежом. Согласно статистике Банка России, они составили 479,77 млрд долл. Распределение таких инвестиций по странам назначения (млрд. долл.): 1) Кипр — 199,93; 2) Нидерланды — 44,57; 3) Джерси — 32,28; 4) Австрия — 27,25; 5) Великобритания — 23,68; 6) Люксембург — 22,39; 7) Швейцария — 20,91; 8) Ирландия — 9,40; 9) Сингапур — 8,48; 10) Германия — 8,44.
Нетрудно заметить, что в приведенном списке фигурирует ряд юрисдикций, которые были и в предыдущем списке. Это: Кипр, Нидерланды, Джерси, Великобритания, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия. США опять не удостоились попасть в топ-10.
В приведенном списке лишь две новые юрисдикции — Австрия и Сингапур. Сравнение двух списков лишь укрепляет нашу уверенность в том, что основная часть так называемого «иностранного капитала», приходящего в Россию, — капитал российский, но прикрывающийся иностранным флагом. В «налоговых гаванях» типа Джерси или Голландии российские экспортеры аккумулируют прибыль, полученную в России, а затем под видом прямых, портфельных или прочих инвестиций направляют ее в Россию. Создается кругооборот капитала, который пользуется налоговыми преференциями России и офшорной юрисдикции и быстро приумножается.
Так называемые «иностранные инвестиции в российскую экономику» превратились в мощный насос откачивания денег из страны. Приведу примеры, основанные на статистике Банка России.
Так, в 2011 году из страны было выведено доходов, полученных иностранными инвесторами, на сумму 89,66 млрд долл. А в страну пришло доходов от экспорта капитала (зарубежных инвестиций) на сумму 39,63 млрд долл. Таким образом, международный баланс инвестиционных доходов России был сведен с дефицитом, он составил минус 51,03 млрд долл.
А вот картинка за прошлый год (млрд. долл.): выплачено иностранным инвесторам доходов — 99,75; получено инвестиционных доходов из-за границы — 49,74; международный баланс инвестиционных доходов РФ — минус 50,01. Имеется картинка за три квартала этого года (млрд. долл.): выплачено иностранным инвесторам доходов — 50,00; получено инвестиционных доходов из-за границы — 27,70; международный баланс инвестиционных доходов РФ — минус 22,3. По итогам 2020 года минус может оказаться намного большим, чем за три квартала, потому что основные выплаты инвестиционных доходов приходятся на последний, четвертый квартал. Величину минус 22,3 млрд долл. следует как минимум удвоить.
А теперь дам сводную (суммарную) картину за период с 2011 по 2020 год включительно (за три квартала). Получается почти полное десятилетие (без одного квартала). Итак (млрд. долл.): выплачено иностранным инвесторам доходов — 849,04; получено инвестиционных доходов из-за границы — 407,01; международный баланс инвестиционных доходов РФ — минус 442,03. А с учетом моей оценки за 4 квартал 2020 года получается, что суммарное отрицательное сальдо по итогам полного десятилетия может составить как минимум 464 млрд долл. В среднем на год получается более 46 млрд долл. В пересчете на сегодняшние рубли это почти 3,5 триллиона рублей.
Итак, если выключить «насос» инвестиционного ограбления России, то получим такие громадные деньги, которые позволят закрыть дыры сегодняшнего российского бюджета. Для этого, конечно же, надо вводить нормальный налоговый режим для иностранных (читай: российских «перекрашенных») инвесторов. Но это лишь половина дела или даже четверть.
Необходимо остановить практически неконтролируемый вывоз капитала из страны. В начале года Банк России дал прогноз, что по итогам 2020 года чистый отток частного капитала из страны может составить около 25 млрд долл.
В октябре Центробанк пересмотрел свой прогноз по чистому экспорту капитала в этом году, увеличив цифру до 53 млрд долл. Однако, думаю, что и этот прогноз будет «перевыполнен». И по итогам года будет не менее 60 млрд долл. А ведь у нас за неполные три десятилетия существования Российской Федерации, кажется, было всего два года, когда не было зафиксировано минуса по трансграничному движению частного капитала. Зато были годы, когда чистый отток капитала пробивал планку минус 100 млрд долл. Например, в 2008 году чистый отток капитала составил 133,6 млрд долл., в 2014 году — 152,1 млрд долл.
Но заткнуть дыру неконтролируемого оттока капитала из страны — еще не все. Те капиталы, которые ушли из России и осели в разных экзотических юрисдикциях, не работают на Россию. А должны работать. И беглецов следует возвращать. Задача сложная. Но игра стоит свеч.
Я уже назвал одну цифру: накопленные за рубежом инвестиции российского происхождения на середину этого года составили 479,77 млрд долл. А ведь еще есть накопленные инвестиции, относящиеся к «портфельным» и «прочим». Портфельные инвестиции за рубежом, по данным Банка России, на середину этого года составили 93,10 млрд долл. Прочие — 376,15 млрд долл. Итого общая сумма зарубежных активов, сформированных в результате вывоза капитала из страны, составила на 1 июля 2020 года 949,2 млрд долл. При сегодняшнем курсе рубля это эквивалентно сумме, превышающей 71 триллион рублей. Или три с половиной годовых бюджета России.
Россия, несмотря на все кризисы и перипетии, остается одной из богатейших стран мира. Просто ее богатствами надо правильно управлять. Что ж, начать можно с денонсации соглашения с Нидерландами. А закончить национализацией всех тех гигантских активов, которые в своем большинстве представляют собой национальное богатство, украденное у народа.
Источник
Активность зарубежных инвесторов в России упала до уровня 2014 года
В 2020 году зарубежные инвесторы вложились в 141 проект в России, свидетельствуют подсчеты аудиторско-консалтинговой компании EY из исследования инвестиционной привлекательности стран Европы (есть у РБК). Годом раньше таких проектов было больше примерно на четверть — 191. Прошлогодний показатель — минимальный за последние шесть лет, он приблизился к уровню 2014 года, когда прямые иностранные инвестиции получили 125 российских проектов.
Примерно треть прямых иностранных инвестиций в 2020 году (31%) — вложения в уже существующие проекты, остальное — инвестиции в создание новых мощностей.
«Международные инвесторы реализовали в прошлом году меньше проектов, чем могли бы в более благоприятных условиях. Такие результаты для России в 2020 году также связаны с высокой базой прошлых лет. На фоне мирового экономического спада пандемия оказала влияние, сопоставимое по силе с санкционным шоком 2014 года», — отмечает управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев.
Россия в сравнении с Европой и миром
В результате Россия потеряла несколько позиций в списке 20 самых привлекательных для инвестиций стран Европы, который EY составляет, исходя из числа проектов с прямыми иностранными инвестициями. По итогам 2020 года она заняла 11-е место (опередив Италию, но уступив Португалии) по сравнению с восьмым-девятым местом годом ранее.
В целом падение числа проектов с прямыми иностранными инвестициями, учитывая пандемию, было характерно и для всего мира в целом, и для Европы, отмечает EY. Число проектов в Европе, в которые пришли инвестиции из-за рубежа, в 2020 году снизилось на 13%. Если же учитывать только европейские страны, где динамика была отрицательной, средний процент падения составил 21%. Во всем мире, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), объем прямых иностранных инвестиций сократился на 42%, до уровня 1990-х годов.
Помимо пандемии в России был и специфический фактор, который сдерживал прямые иностранные инвестиции, — геополитические риски, отмечается в исследовании EY. 2020 год, в частности, отметился усилением санкционной риторики после отравления оппозиционного политика Алексея Навального и победы на выборах в США кандидата от демократов Джо Байдена.
Как считали
EY оценивала прямые иностранные инвестиции на основе данных из собственной базы EY European Investment Monitor. В расчетах не учитываются портфельные инвестиции, а также сделки слияний и поглощений. Информация об инвестициях попадает в базу, если иностранный инвестор купил более 10% компании и участвует в управлении. В прямых иностранных инвестициях учитываются вложения в акционерный капитал и материальные активы, реинвестированная прибыль и внутригрупповые кредиты.
Лидеры по инвестициям в Россию
Самыми активными в сфере прямых инвестиций в Россию стали бизнесмены из Германии, которые в 2020 году инвестировали в 26 российских проектов (на 28% меньше, чем за год до этого). Германия с 2014 года лишь однажды уступала первое место по инвестиционной активности — в 2018-м ее опередили США. Теперь США с Китаем делят второе-третье место с 15 проектами. Резко увеличили активность в России инвесторы из Италии, которые в 2020 году вложились в 13 проектов (вдвое больше, чем в 2019-м). Это позволило стране занять четвертое место среди самых активных по прямым иностранным инвестициям в Россию.
В отраслевом разрезе подавляющее большинство проектов, получивших в прошлом году иностранные инвестиции, — в сфере производства (107). Здесь лидируют проекты в агропродовольственном секторе (42) и производстве машин и оборудования (21). Лидерство агросектора, где наиболее активны инвесторы из Германии и США, авторы исследования объясняют эффектом от действующего с 2014 года продовольственного эмбарго и импортозамещения. На третьем месте среди популярных у инвесторов секторов — производство мебели, стекла и керамики (11 проектов по сравнению с четырьмя в 2019-м). Сектор программного обеспечения и ИT-услуг по-прежнему на невысокой восьмой позиции с пятью проектами (вдвое меньше, чем годом ранее).
Резко сократились инвестиции в продажи и маркетинг — 12 проектов по сравнению с 52 в 2019 году. «В условиях пандемии многие компании снизили свою медийную активность и инвестиции в продвижение», — констатирует EY. В тройку наиболее привлекательных для иностранных инвесторов отраслей впервые вошли бизнес-услуги (восемь проектов, в три из них вложились инвесторы из Индии). Новые проекты в этой отрасли начали иностранные инжиниринговые и консалтинговые компании, указывают авторы исследования.
Из регионов с точки зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций в лидерах традиционно Москва и Подмосковье (41 проект прямых иностранных инвестиций), у Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 16 проектов.
Источник