Иностранные инвестиции проблемы законодательства

Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций

Основные проблемы правового регулирования предоставления некоторых привилегий иммунитетов и льгот, направленных на привлечение иностранных инвестиций, обеспечение их стабильности, гарантий иностранных инвестиций. Льготы по уплате таможенных платежей.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.08.2018
Размер файла 16,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

проблемы правового регулирования иностранных инвестиций

Латышевич Наталья Валентиновна

Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк

Завьялов Сергей Олегович

Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования предоставления некоторых привилегий иммунитетов и льгот, направленных на привлечение иностранных инвестиций, обеспечение их стабильности, гарантий иностранных инвестиций

Ключевые слова: инвестиции, иммунитеты, льготы, гарантии, стабилизационная оговорка, иностранные капиталовложения.

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. [1, с. 3] На современном этапе развития российского государства и общества, возрастает потребность в эффективном правовом регулировании. К важнейшим тенденциям антикризисного управления на федеральном уровне в числе прочих относится разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на укрепление экономической стабильности страны. Российская Федерация заинтересована в притоке инвестиций в национальную экономику. Формирование инвестиционной политики страны происходит на основе нормативно-правовых актов, регулирующих основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Внутреннее законодательство РФ направлено на привлечение и эффективное использование в экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Ряд положений инвестиционной деятельности регулируется международными соглашениями, договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами. На двусторонней основе действует ряд международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. [2, с. 113]

«Инвестиции»-относительно новый для российской экономики термин. Обычно под инвестициями (от лат. investre — одевать, облачать) принято понимать вложения финансовых ресурсов «сегодня» с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе. [3, с. 5] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации определяет понятие инвестиций. В качестве инвестиционных товаров могут выступать денежные средства, финансовые активы, имущество как движимое, так и недвижимость, имущественные права, права пользования природными ресурсами, в том числе и землей. Ряд авторов дают более детализированное и уточненное определение данному понятию и считают, что под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов в целях получения прибыли и(или) иного положительного эффекта.[3, с. 272] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеет особую сферу регулирования: отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Статья 1 данного нормативно-правового акта, устанавливающего сферу его действия, носит отсылочный характер, а именно нормам, содержащимся в банковском, страховом законодательстве и законодательстве о некоммерческих организациях.

В сложных ситуациях нестабильности и кризиса очень важным становится искусство нахождения компромисса, результат которого выражается, в том числе, и в законодательных актах при помощи установления исключений из общих правил, юридических оговорок. С развитием экономики значительно увеличивается количество и качественное разнообразие юридических оговорок. Одним из эффективных способов установления и гарантированности условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регламентирующие их деятельность, или в соглашения об инвестиционном сотрудничестве стабилизационной оговорки, которая сохраняет для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора. Ст. 9 ФЗ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) содержит сразу две оговорки. Одна из них — «дедушкина» оговорка, следует за общим правилом о том, что принимаемое вновь законодательство Российской Федерации не может ухудшать положения инвесторов или коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. Суть ее заключается в том, что если такие нормативно-правовые акты приняты и действуют в государстве, то их положения не применяются к указанным компаниям в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем семи лет сначала его финансирования за счет иностранных инвестиций. Вторая оговорка обслуживает предыдущую и гласит, что в исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не мене 1 млрд. руб. правительство РФ может продлить этот срок. Оговорки служат эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

Читайте также:  Где узнать про криптовалюту

В настоящее время законодательно закреплены гарантии, используемые для привлечения иностранного капитала. К ним относятся налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов. «Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций для повышения привлекательности размещения инвестиций. Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом. Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России. Иностранному инвестору, осуществляющему приоритетный инвестиционный проект, должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов. В Таможенном кодексе РФ отсутствует легальное понятие таможенных льгот, однако в ряде статей присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот.

Льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. К иностранным инвесторам применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода; платежи, уплаченные таможенным органам Российской Федерации при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставной фонд хозяйственного общества с иностранными инвестициями, а также имущества, предназначенного для собственного материального производства, учитываются при уплате налогов в Российской Федерации этим предприятием с иностранными инвестициями; а также иностранное юридическое лицо, уплатившее налоги в бюджет Российской Федерации, при исполнении денежного обязательства по внешнеэкономическому контракту не может считаться не исполнившим денежное обязательство; кроме того иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации; иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон. Кроме законодательства РФ льготы и гарантии иностранным инвесторам предусмотрены положениями международных договоров и соглашений. РФ заключила более 30 соглашений, так как иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения полагают, что те гарантии, которые предоставило им российское законодательство недостаточны. Международные соглашения предусматривают предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций; обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций; обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности. Так Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, гарантирует защиту иностранных инвестиций от рисков в случаях перевода валюты, экспроприации или аналогичных мер, войны и гражданских беспорядков, а также при нарушении договора, за исключением риска девальвации или обесценивания валюты.

В последнее время прослеживается настоятельная потребность в юридическом упорядочении экономических отношений с иностранным элементом. Для привлечения иностранных инвестиций необходим такой механизм правового регулирования, который должен иметь системный характер с учетом динамики развития экономики страны. Требуется расширение сферы применения стабилизационных оговорок, которые следует применять и к российским партнерам иностранных инвесторов в целях стабильности договорных отношений. Необходимо внесение некоторых поправок в Таможенный кодекс РФ с тем, чтобы в нем содержалось легальное понятие «таможенных иммунитетов», а их перечень и виды для иностранных инвесторов имели системный характер для успешной реализации в процессе правоприменения. Для конкретизации правового регулирования необходимо на теоретическом уровне систематизировать иммунитеты и привилегии иностранных инвесторов с учетом принципа разумности и справедливости, а также целесообразности. Неоправданное предоставление некоторых льгот указанным субъектам может привести к вывозу российского капитала за границу с целью дальнейшего получения статуса иностранного инвестора и соответствующих льгот. Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о принятии Инвестиционного кодекса. На наш взгляд, недостаточная теоретическая разработанность проблем, связанных с данными инвестициями, влечет за собой определенные сложности в их толковании на практике судами и иными правоприменительными органами, поэтому требуется дальнейшее изучение вышеназванных вопросов и формирование более четкого определения соответствующего понятийного аппарата. Инвестиционный кодекс на основе углубления детализации регулирования иностранных инвестиций позволит интегрировать правовую регламентацию данной сферы общественных отношений. Необходимость принятия единого кодифицированного нормативно-правового акта, в котором будут установлены и гарантии и льготы для инвесторов, обусловлено тем, что ряд статей действующего ФЗ «Об иностранных инвестициях» носит отсылочный характер, что существенно усложняет их практическую реализацию. Решение обозначенной задачи потребует немало усилий со стороны субъектов правотворчества и, прежде всего, законодателя, повышения уровня их правовой культуры, знаний правил и средств юридической техники, обладание высоким уровнем юридической практики и способностью к качественному обобщению правового материала.

Читайте также:  Инвестиции схема начисление процентов

иностранный инвестиция льгота проблема

1. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2008. 620 c.

2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 542 c.

3. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: учеб. пособие для студ. высш. проф. учеб. заведений/ В.С.Боголюбов, С. П. Быстров, С.А. Боголюбова. М.: Академия, 2009. 272 с.

Источник

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13

Статья просмотрена: 2644 раза

Библиографическое описание:

Ступакова, В. Е. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации / В. Е. Ступакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58852/ (дата обращения: 11.06.2021).

В данной статье рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Всем известно, что инвестиции являются очень важным фактором в успешном экономическом развитии страны. Поэтому разобраться в этой проблемы и найти пути ее решения является одной из первостепенных задач.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, привлечение инвестиций, проблемы инвестирования.

This article discusses the problems of attracting foreign investment in the economy of the Russian Federation. Everyone knows that investment is a very important factor in the successful economic development of the country. Therefore, to understand this problem and find ways to solve it is one of the primary tasks.

Keywords: foreign investment, foreign direct investment, attracting investment, investment problems.

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Важность привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации на сегодняшний день очевидна. Желание завоевать доверие на мировом рынке, добиться того, чтобы отечественное производство повысило свою конкурентоспособность, рвение к открытости экономики и к нежеланию оставаться безучастным в международном финансовом обмене — все это говорит о том, что есть необходимость в создании благоприятной среды для привлечения иностранных капиталовложений.

Отойдя немного в прошлое и рассмотрев развитие социалистических стран, следует заметить, что именно появление иностранных инвесторов, желающих и имеющих возможность мобилизовать ресурсы для реструктуризации организаций, было одним из важных моментов для экономического роста в этих странах. В бывших социалистических странах, в связи с пониженным реальным спросом или вовсе с его отсутствием, активы казались не оцененными по достоинству — их стоимость на рынке, как правило, ниже стоимости по балансу. И вот тогда нужен приток иностранных капиталовложений так, как именно он в силах повлиять на ситуацию и поспособствовать значительному спросу на активы.

Читайте также:  Торговый терминал для binance futures

Основной проблемой является то, что в РФ у организаций нет средств из-за практически отсутствия финансирования из государственного бюджета, поэтому возникает потребность привлечения в страну иностранного капитала под видом инвестиций. Естественно, это только лишь на время облегчит положение, но не станет кардинальным решением проблемы и может в итоге привести к тому, что наша страна станет зависима от мировых держав.

Основной проблемой иностранных компаний является перенасыщение национальных рынков, и чтобы решить ее, им выгодно сотрудничать с Россией. Огромные возможности открываются при развитии взаимоотношений, к примеру, можно расширить масштабы своей деятельности и поддержать конкурентоспособность. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).

Объединение с компаниями, которые являются лучшими на западном рынке, должно привести к развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя.

Можно выделить ряд проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:

1) недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам [2];

2) частые изменения инвестиционного законодательства [2];

3) отсутствие практически действенного законодательства [2];

4) неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг [2];

5) отсутствие международного доверия к России как к заемщику [2];

6) экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности [2];

7) нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность [2];

8) отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате [2];

9) неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов [2];

10) неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей [2];

11) неэффективную систему страхования [2].

Чтобы решить эти проблемы и добиться существенного качественного и количественного увеличения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) стоит начать с того, что создать программу на государственном уровне в поддержку иностранных инвесторов, которая поспособствует привлечению иностранного капитала в страну.

Анализируя опыт прошлых лет, а также опыт зарубежных стран, ясно то, что одной такой программы будет мало. К необходимым мерам, помимо государственной программы, следует отнести такие, как:

1) создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон) [3];

2) четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами [3];

3) создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства [3];

4) снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов [3];

5) введение частной собственности на землю [3];

6) создание механизмов страхования иностранных инвестиций [3].

За последние несколько лет России стало очень сложно, конечно на это повлияла позиция нашей страны в конфликте Украины. На «нас» были возложены санкции, как в политическом, так и в экономическом аспекте и, неудивительно, что это также отрицательно повлияло на инвестиционный климат. Сильный спад вложений произошёл в отрасли металлургического производства, в отрасли машиностроения. Это отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, в млрд долл.

Важность привлечения иностранного капитала для Российской Федерации заключается не только в возможности увеличения спроса на реальные активы, скорее всего, для нас инвесторы как-бы привносят новую, другую культуру бизнеса, они являются некими «пришельцами из завтрашнего дня». В сравнении с отечественными инвесторами, которые ограниченны правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам.

Источник

Оцените статью