Иностранные инвестиции понятия структура

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосроч­ное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибы­ли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким поня­тием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как ре­альные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложе­ния в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, про­граммную продукцию НИОКР и т.д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосроч­ные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяй­ствующих субъектов в приобретение ценных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интел­лектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъя­ты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объекта­ми капиталовложений, относятся:

— иное имущество (в том числе имущественные права);

— результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительные права на них (интеллектуальная собственность);

— работы и услуги;

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и пе­речни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не ис­черпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охваты­вает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвес­тор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций вхо­дят:

— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, обо­рудование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права, денежные средства и вклады;

— ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

— права на результаты интеллектуальной деятельности, часто опре­деляемые как права на интеллектуальную собственность;

— права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав­ляемые на основе закона или договора.

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1
Критерии классификации Типы инвестиций
По отношению к отдельным странам Иностранные — вложения иностранных капита­лов в экономику данной страны. Зарубежные— вложения капиталов местных эко­номических субъектов за рубежом
По источникам происхожде­ния и форме собственности Частные инвестиции — инвестиции частных эко­номических субъектов.

Государственные инвестиции — инвестиции го­сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права кон­троля
По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производ­ство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кре­дитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текупцие потоки инвестиций — инвестиции, осу­ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции — объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубеж­ные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вло­жения национальных экономических субъектов за рубежом, и иност­ранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в эконо­мику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Различаются также государственные и частные зарубежные (иност­ранные) инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставля­ют другим государствам. К ним относятся также государственные уча­стия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государ­ственных предприятий.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют ча­стные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдель­ные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно перепле­таются между собой.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции — это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной терри­тории, причем целью инвестора является право непосредственного уча­стия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

— создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-ной) собственности инвестора; это так называемое инвестирование «с нуля»;

— приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

— финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том чис­ле за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

— приобретение прав пользования землей (включая аренду), при­родными ресурсами и иных имущественных прав;

— предоставление прав на использование определенных техноло­гий, ноу-хау и др.;

— приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельнос­тью предприятия (такие участия иногда называют мажоритарными);

— реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране раз­мещения филиала или совместного предприятия;

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по- разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относятся участия в капитале, составляющие не менее 25% уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии -— не менее 50%, в странах Европейского союза — 20—25%, в США — 10%.

По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (1999) к прямым инвестициям относятся:

— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в ус­тавном капитале коммерческой организации, созданной или вновь со­здаваемой на территории РФ;

— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юри­дического лица;

— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;

— реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Реинвестиции — капиталовложения в объекты предприниматель­ской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли ино­странного инвестора, которые получены на территории принимаю­щей страны.

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые техно­логии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения инос­транных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном ка­питале компаний, не дающие права контролировать управление и вли­ять на колшерческую деятельность коммерческой организации; а так­же в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными; их доля должна быть ниже предела, установ­ленного для прямых инвестиций. В России такой предел составляет 10%.

В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить сред­ства в следующие рублевые активы, которые входят в состав порт­фельных инвестиций:

— акции российских компаний; акции коммерческих банков; госу­дарственные краткосрочные облигации (ГКО); долгосрочные облига­ции федеральных займов (ОФЗ); долгосрочные облигации государствен­ного сберегательного займа (ОГСЗ);

— облигации местных органов власти; банковские депозиты в руб­лях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чер­тами:

а) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный ха­рактер;

б) сумма этих вложения обычно выше;

в) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

г) они дают инвестору право контролировать или участвовать в уп­равлении объектом инвестирования.

В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует катег ория прочих инвестиций, куда включаются:

— торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспор­та и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

— различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

— кредиты, полученные от международных организаций — Все­мирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и разви­тия (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

— банковские вклады — валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;

— двусторонние инвестиционные кредиты.

Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

К основным способам осуществления иностранных инвести­ций относятся:

— создание собственных филиалов или коммерческих организа­ций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

— долевое участие в капитале совместных предприятий;

— приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

— приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

— предоставление займов и кредитов;

— приобретение имущественных прав, в том числе прав пользова­ния землей и иными природными ресурсами;

— осуществление операций но финансовому лизингу;

-— предоставление прав па использование новой технологии, ноу- хау и др.

После отмены с начала 1995 г. Закона о предприятии в законода­тельных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) — объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом). В соответ­ствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организаци­онно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

— товарищества на вере (коммандитного товарищества);

— общества с ограниченной ответственностью;

— общества с дополнительной ответственностью;

— акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иност­ранные партнеры, то это — совместное предприятие. Если в коммер­ческой организации представлен один или несколько иностранных парт­неров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и счи­тается предприятием со 100-процептными иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в ос­новные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной соб­ственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и дру­гих документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной соб­ственности, может принимать форму:

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, ли­цензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены техноло­гии — это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование тех­нологического преимущества обеспечивает предпринимателю получе­ние сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обяза­тельно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные став­ки, он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может ис­пользоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная фор­ма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с дру­гими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще все­го при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

Закон «Об иностранных инвестициях» 1999 г. определяет, что в ка­честве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут вы­ступать:

— иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвес­тиции на территории РФ;

— иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностран­ных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридичес­ким лицом, гражданская правоспособность которой определяется в со­ответствии е законодательством государства, в котором она была уч­реждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дее­способность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

— лицо без гражданства, которое постоянно проживает за преде­лами РФ, гражданская правоспособность которог о определяется в со­ответствии с законодательством государства его проживания;

—международная организация, причем не любая организация, име­ющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения ино­странных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлече­ния иностранного капитала можно отнести:

— увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение тем­пов экономического развития и улучшение состояния платежного ба­ланса страны;

— поступление передовой иностранной технологии, организацион­ного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

— использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

— привлечение местных капиталов и укрепление местного финан­сового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

— более полное использование местных природных ресурсов;

— повышение уровня занятости, квалификации, производительнос­ти местной рабочей силы;

— расширение ассортимента выпускаемой продукции;

— развитие импортозамещающего производства и сокращение ва­лютных расходов на оплату импорта;

— расширение экспорта м поступления иностранной валюты;

— увеличение объема налогозых поступлений, позволяющее рас­ширить государственное финансирование социальных и др. программ;

-— повышение уровня жизни и покупательной способности населе­ния;

— использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение об­щего уровня загрязнения окружающей среды;

— развитие инфраструктуры и сферы услуг;

— повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых ино­странных инвесторов;

— усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

— оздоровление социально-культурной обстановки в стране, рас­пространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят­ся следующие:

— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платеж­ного баланса принимающей страны;

— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектую­щих, требующее дополнительных валютных расходов;

— подавление местных производителей и ограничение конкурен­ции;

— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

— игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

— возможная деформация структуры национальной экономики;

— упадок традиционных отраслей национальной экономики;

— усиление социальной напряженности и дифференциации (в част­ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприя­тиях);

— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, мо­жет привести к усилению технологической зависимости;

— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

— негативное воздействие на социально-культурные условия, свя­занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицатель­ные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а су­ществуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное пред­принимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оце­нивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Источник

Читайте также:  Ангелы или венчурные инвестиции
Оцените статью