Иностранные инвестиции льготы от государства

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

Общие налоговые льготы

Пониженные ставки применяются для налогов, несущих наиболее серьезную нагрузку на компании, реализующие инвестпроекты. Это НДС, налоги на прибыль и имущество организаций.

По НДС предусмотрены льготы при осуществлении научной деятельности – например, при выполнении НИОКР уплата налога не требуется (подп. 16-16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Примечательным является тот факт, что налоговое стимулирование инвестиционной деятельности происходит не только на государственном, но и на муниципальном уровне. Действующее законодательство позволяет субъектам России вводить дополнительные льготы. Как показывает практика, эта мера вполне оправдана: во многих регионах страны, предоставляющих льготные условия, экономические данные выгодно отличаются от показателей других регионов, не вводящих стимулирующие меры.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки:
отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Читайте также:  Биткоин вырастет или нет

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Источник

У инвесторов в иностранные бумаги хотят отобрать налоговые льготы

В правительстве составили «Проект плана мероприятий («дорожной карты») по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Он включает 32 мероприятия, предполагающих запуск новых инструментов инвестирования и вовлечение в них широкого круга инвесторов. Реализовать их планируется до 2024 г. «Стимулирование инвестиций юридическими и физическими лицами на финансовом рынке обеспечит инвестиционные проекты долгосрочным финансированием», – обосновывают эти предложения в Минэкономразвития.

В частности, для повышения инвестиционной активности граждан пункт 32 плана предусматривает к концу 2022 г. повышение втрое потолка сумм для инвестсчетов – с 1 млн до 3 млн руб. – и внедрение индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) долгосрочного инвестирования, ИИС-3. Но особенно любопытным выглядит третий подпункт: «исключение налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов». Напомним, сегодня для долгосрочных владельцев ценных бумаг предусмотрена льгота по НДФЛ (ст. 219.1 НК РФ). Если акции куплены после 1.01.2014, находились в собственности больше трех лет и на момент продажи обращаются на ОРЦБ, от налогообложения освобождается доход от продажи в пределах 3 млн руб. за каждый год владения (если владели 3 года – вычет 9 млн руб., 4 года – 12 млн руб. и т. д.).

«Предложения Минэкономразвития России по стимулированию инвестиций юридических и физических лиц на финансовом рынке выглядят обоснованными, – говорит вице-президент ЦСР Диана Каплинская. – У населения скопилось много свободных денег, которые они уже начали вкладывать в ценные бумаги. По данным Росстата, на конец 2020 г. объем сбережений в виде наличных денег на руках населения составлял 13,2 трлн руб. Этот огромный объем средств, по сути, не попадает в реальную экономику, лишая ее важного источника долгосрочных инвестиционных ресурсов».

Она отмечает, что в последние годы приток российских граждан на фондовый рынок резко возрос из-за снижения доходности главного инструмента сбережения россиян – банковских депозитов. «К началу марта количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, достигло 10,3 млн, а количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов – 3,7 млн», – говорит Каплинская.

Сейчас в России действуют только два типа ИИС, при этом гражданин может иметь лишь один счет. ИИС-1 предполагает налоговый вычет с суммы взносов на него, но не превышающих 400 000 руб. По ИИС-2 не облагается налогом полученный доход от инвестирования средств. Оба этих счета рассчитаны не менее чем на три года, а максимальный взнос по ним составляет пока 1 млн руб. Пополнение счета нового типа – ИИС-3, концепцию которого представил ЦБ осенью прошлого года, – возможно без ограничения. Он предполагает комбинированный налоговый вычет: во-первых, с взносов на сумму до 6% от дохода гражданина, а также c дополнительных 120 000 руб. в год, вносимых самостоятельно. Во-вторых, из полученного инвестиционного дохода при целевом расходовании накопленных средств – например, на пенсию. Минимальный срок инвестирования, дающий право на вычеты, составит 10 лет.

Новация о расширении лимита средств, допустимого к зачислению на счет ИИС, с 1 млн до 3 млн руб. в год, по мнению Каплинской, в первую очередь повысит привлекательность ИИС второго типа, по которым доход от операций с ценными бумагами освобождается от НДФЛ (так как лимит по ежегодному вычету в рамках ИИС первого типа останется неизменным). «Эта мера должна выступить значимым стимулом именно для активных инвесторов, готовых вкладывать средства в инструменты финансового рынка», – подчеркивает вице-президент ЦСР.

Читайте также:  С чего начинать изучать инвестиции

«Схема инвестирования в рамках индивидуальных инвестиционных счетов является действительно популярной и востребованной в нашей стране, – соглашается инвестиционный стратег «Алор брокера» Павел Веревкин. – Однако основной вопрос не в количестве счетов, а в объеме средств на них». По данным Банка России, средний размер ИИС в рамках брокерского обслуживания в прошлом году составил 88 000 руб. (годом ранее – 92 000 руб.), а в рамках ДУ – 263 000 руб. (годом ранее – 301 000 руб.). «Учитывая эти данные, сложно поверить в то, что расширение допустимого пополнения лимита с 1 млн до 3 млн руб. сможет существенно стимулировать наших граждан вкладывать деньги в бумаги отечественных компаний. В условиях многолетнего падения реальных располагаемых доходов инвестиционный потенциал населения снижается, поэтому емкость ИИС будет далеко не решающим фактором», – считает Веревкин.

«Появление ИИС третьего типа станет важным шагом для формирования в России нового канала долгосрочного инвестирования», – полагает Каплинская. Однако, по ее мнению, внедрение этого инструмента может сопровождаться невысоким спросом со стороны потенциальных инвесторов: на текущий момент большинство граждан строят свои инвестиционные стратегии на перспективу нескольких лет и значительное увеличение временного горизонта инвестирования (срок ИИС нового типа предполагается не менее 10 лет) будет ассоциироваться с резким ростом неопределенности и рисков. «Чтобы повысить доверие к такому типу инструментов, необходимо решать структурные проблемы российского финансового рынка, связанные с низким уровнем защиты миноритарных акционеров, неоднозначной правоприменительной практикой и т. д.», – говорит экономист.

Веревкин тоже отмечает, что ИИС третьего типа имеет потенциал для роста и развития как элемент негосударственного пенсионного обеспечения в условиях нарастающего недоверия населения к традиционной пенсионной системе. И тоже указывает на проблему низкого доверия россиян к долгосрочным инвестиционным инструментам. «Главное, чтобы этот инструмент сумел набрать кредит доверия у граждан, а государство не меняло правила игры, – подчеркивает аналитик. – Ведь, как показывает практика все той же пенсионной системы, 10 лет для нашего государства – это целая эпоха и нет никакой предсказуемости, так необходимой долгосрочным инвесторам».

По мнению заместителя директора Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олега Засова, для стимулирования активности частных инвесторов важно не только повышение потолка для инвестсчетов, но и увеличение суммы максимального налогового вычета. «Налоговый вычет показал себя хорошим стимулом для населения для входа на финансовый рынок, – подчеркивает он. – Если ЦБ не продолжит повышать ключевую ставку, рассматриваемые меры буду достаточно эффективными. Но при этом должна быть увеличена сумма максимального налогового вычета – без этого нет большого смысла расширять лимит».

При этом он указывает, что «надо заканчивать стимулировать отток капитала и отменять поощрения вложений в иностранные активы». С Засовым соглашается и Каплинская. «Предложение Минэкономразвития об исключении налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов в рамках ИИС вполне справедливо: бюджетные средства должны направляться на стимулирование инвестиций в российскую экономику», – считает она.

Однако часть инвесторов может неоднозначно воспринять инициативу по сворачиванию налоговых льгот, что может оказать негативное влияние на их инвестиционную активность, предупреждает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. «Впрочем, в сложившейся санкционной борьбе и неоднозначной дипломатии между странами это, возможно, и необходимая мера», – добавляет он.

Эксперты соглашаются, что конкуренция между российскими и зарубежными бумагами довольно острая, поэтому лишение держателей зарубежных бумаг льгот в целом имеет смысл. «Но это самый примитивный путь, – отмечает Веревкин. – Отобрать и запретить – это не путь, по которому должна развиваться российская инвестиционная культура. Миллениалам нельзя насильно навязать акции «Газпрома», которые не растут годами, когда у них перед глазами истории Apple или Tesla. Поэтому главное – не подорвать такими инициативами доверие граждан к ИИС, которое формировалось годами».

Источник

В Госдуме предложили расширить доступ к льготам для зарубежных инвесторов

В Госдуме предлагают расширить возможности для получения бизнесом налоговых преимуществ при выплатах за рубеж. Копия вносящего изменения в Налоговый кодекс законопроекта, который призван устранить технические сложности на пути таких перечислений, есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, принимающий участие в разработке документа. Поправки затронут российские группы компаний, в структуре которых есть иностранные субхолдинги, а также иностранных инвесторов в российскую экономику, говорят налоговые консультанты.

Читайте также:  Биткоин кошелек мобильное приложение для айос

Наиболее важная из предложенных поправок предлагает приравнять косвенное участие в российских компаниях (когда, например, немецкий холдинг владеет российским активом через кипрский субхолдинг) к прямому при получении налоговых льгот по международным соглашениям. Изменения также позволят расширить круг контролируемых иностранных компаний (КИК), прибыль которых можно будет освободить от налогообложения. Согласно НК, КИК — это компания за рубежом, сама не являющаяся налоговым резидентом России, но контролируемая российскими налоговыми резидентами — физическими или юридическими лицами.

Поправки в Налоговый кодекс подготовил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Они стали результатом совместной работы экспертов и бизнес-объединений на площадке Госдумы по «донастройке» налоговой системы, отмечается в пояснительной записке. Правительство в заключении на законопроект (есть в РБК) концептуально поддержало изменения, указав на необходимость дополнительно предусмотреть меры защиты от манипулирования льготами для ухода от налогов. В ближайшее время документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, рассказал источник РБК.

Подробнее о предлагаемых изменениях в Налоговый кодекс — в материале РБК Pro.

Пресс-служба правительства не ответила на запрос РБК. Минфин переадресовал вопросы разработчику законопроекта. Автор документа Андрей Макаров на вопросы РБК не ответил.

«Действующее сейчас законодательство было написано в спешке. Доработка статуса контролируемых иностранных компаний (КИК) имеет огромное значение. Изменения позволят не считать КИКами многие холдинги, которые находятся в абсолютно нормальных юрисдикциях, облагаются налогами на сопоставимом с Россией уровне и не являются офшорами, с которыми нужно бороться», — прокомментировал РБК планируемые изменения партнер КПМГ Михаил Орлов.

Законодатели прислушались к бизнесу и налоговым консультантам, исправляя «дырки» в законодательстве, при этом не меняя философию действующего закона о КИК, отмечает партнер PwC Михаил Филинов.

Льготы на дивиденды за рубеж

Законопроект предлагает упростить порядок выполнения требований, которые позволяют использовать льготные ставки налогов при выплатах за рубеж дивидендов или процентов по предоставленным российским компаниям кредитам из-за рубежа. В большинстве соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) между странами, позволяющих снизить налоги по дивидендам и процентам, применение льгот ограничено критериями по сумме и доле вложения в компанию. Например, по соглашению с Германией льготную ставку налога с дивидендов можно использовать, если компании-получателю напрямую принадлежит не менее 10% капитала выплачивающей дивиденды компании и она инвестировала в нее не менее €80 тыс. Иначе применяется полная ставка 15%.

Но если холдинг в Германии владеет российской компанией через субхолдинг на Кипре, то при выплате дивидендов из России на Кипр в пониженных ставках налога могут отказать, поскольку германский холдинг напрямую ничего не вложил в российскую компанию, указывает Филинов.

Новый законопроект предлагает определять соответствие требованиям по прямому акционеру: если прямой акционер удовлетворяет требованиям для применения пониженной ставки, то они будут считаться выполненными и для бенефициара дивидендов. Поправки решат проблемы при выплате дивидендов в большинство европейских стран, отмечает Филинов.

Расширение списка льготников

Действующее законодательство позволяет освобождать прибыль КИК от налогообложения только в отношении узкого круга холдингов, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Анастасия Степанова. Речь идет о компаниях, ведущих реальную экономическую деятельность. Но доходы от продажи акций считаются пассивными, и если их доля превысит 5% от совокупного дохода в год (например, компания заключила дорогостоящую сделку по продаже акций), то прибыль КИК будет подлежать налогообложению на уровне контролирующего лица в отчетном периоде.

Законопроект предлагает расширить перечень «разрешенных» доходов для признания КИК активной холдинговой (субхолдинговой) компанией, добавив к ним доходы от продажи акций (долей) и иные доходы, получение которых не связано с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Поправки позволят освободить от налогов прибыль холдингов, которые ведут реальную экономическую деятельность, например, осуществляют инвестиции (в том числе портфельные) и финансируют иностранные проекты, поясняет Степанова.

Источник

Оцените статью