Регулирование инвестиций в международном праве
Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы международного правового регулирования инвестиционной деятельности, а также сотрудничества между государствами в целях развития международного инвестирования и его обеспечения.
С развитием внешнеэкономических связей все более заметным становилось появление новых форм регулирования внешнеэкономических отношений. У государств возникла необходимость в договорах и соглашениях, чтобы обусловить вопросы иностранного инвестирования. Именно в этот период сформировалась новая, ранее неизвестная подотрасль в международном экономическом праве – международное инвестиционное право.
Являясь специфической правовой связью, которая существует между различными государствами, международные отношения в сфере инвестиций нуждаются в том, чтобы для них был создан специальный, обособленный механизм, обеспечивающий их защиту [6].
Если обратиться к классификации международных соглашений в сфере инвестиций, то они подразделяются по самым различным параметрам: так, по источникам возникновения выделяют следующие категории:
— многосторонние международные соглашения (являются универсальными);
— международные региональные соглашения (заключенные между государствами в пределах одного географического региона);
— соглашения между двумя государствами, которые также носят характер международных [5].
Международные соглашения также подразделяются исходя из своего юридического содержания:
— договоры, в которых закреплены нормы о защите инвестиций;
— соглашения, направленные на регулирование иностранных инвестиций.
Было бы целесообразно рассмотреть, что же представляют собой иностранные инвестиции, понятие, которым характеризуются капиталовложения на международном уровне.
Итак, иностранные инвестиции – это, прежде всего, материальные, либо нематериальные ценности. Принадлежность данных ценностей может быть различна: они могут находиться в собственности юридических, физических лиц, при этом объединяться территориально одним государством. Однако такие вложения размещены на территории иностранного государства в целях извлечения прибыли. В качестве таких активов могут выступать: недвижимость, движимое имущество, а также имущественные права, которые имеют оценку в денежном эквиваленте, интеллектуальная собственность. Помимо материальных благ, инвестициями могут являться предоставляемые услуги, а также информация, имеющая какую-либо ценность.
Осознавая всю важность обеспечения защиты иностранных инвестиций, в настоящее время государства, сотрудничая как в политике, так и в экономике, на законодательном уровне стали все больше закреплять гарантии неприкосновенности иностранных капиталовложений. Наиболее критичными вопросами, которые заслуживают особого внимания в сфере защиты инвестиций, являются меры по экспроприации, реквизиции и конфискации. Гарантией защиты от вышеуказанных действий является обязательство воздерживаться от них. В большинстве случаев те соглашения, которые являются двусторонними, содержат более подробное регулирование инвестиционных отношений между государствами. Тем не менее, стоит добавить, что иностранные капиталовложения регулируются не одним только международным правом: регулирование также осуществляется и на внутринациональном уровне каждой страны.
На наш взгляд, среди международных важнейших документов, которые наиболее полно и четко отражают положения иностранных инвесторов, порядок урегулирования споров в области инвестиций, выделяются: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, принятая в 1965 г.[2] и Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая была принята в 1985 г.[1] В чем же состоит суть, и каково значение данных международных документов?
Так, в Вашингтонской Конвенции довольно чётко регламентирован порядок разрешения инвестиционных споров, возникающих между государствами, физическими или юридическими лицами. В основе разрешения подобных споров, согласно Вашингтонской Конвенции, лежит специальный механизм – это Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Однако, на практике бывают случаи, когда по соглашению сторон спор передан на рассмотрение в арбитраж. Здесь минус такого рассмотрения заключается в том, что у государств-участников Вашингтонской конвенции уже нет возможности предоставить дипломатическую защиту своему физическому или юридическому лицу-инвестору.
Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что роль Вашингтонской Конвенции состоит в создании надлежащих условий для государств, чтобы они постепенно уходили от практики дипломатической защиты своих инвесторов, тем самым превратив инвестиционные споры из международно-правовых в частноправовые [4].
Значение второй рассматриваемой нами конвенции – Сеульской, состоит в том, что ее принятие способствовало созданию эффективного механизма защиты иностранных инвесторов от некоммерческих, иначе говоря — политических рисков. Конвенция стала основой для учреждения специальной международной организации по страхованию инвестиционных рисков. Этой организацией стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Так, в Конвенции прописано, что на основании заключенных инвесторами договоров с Агентством (которые являются по своей сути гарантийными соглашениями), при наступлении страхового события инвесторы получат денежные компенсации. Примерами таких рисков могут быть: ограничения от государства-реципиента на перевод валюты за границу, война, чрезвычайное положение (массовые гражданские беспорядки), действия государства, повлекшие лишения прав собственности инвестора на свой вложенный капитал.
Таким образом, вышеуказанные Конвенции позволили создать международный механизм защиты прав инвесторов. Они легли в основу формирования правовых актов по вопросам регулирования и обеспечения иностранных инвестиций. Указанные конвенции на сегодняшний день – это мощная правовая база, играющая важную роль в деле обеспечения защиты прав иностранных инвесторов и недопущения ущемления их прав введением жестких ограничений.
Источник
Характеристика правового регулирования иностранных инвестиций
Иностранными инвестициями в мчп называются определенные ценности материального и нематериального характера, которые принадлежат физическому или юридическому лицу одного государства и при этом находятся на территории совершенно другого государства с целью получения прибыли.
Инвестиции в свое время разделяются на косвенные и прямые. Основная деятельность прямых инвестиций, создание совместных предприятий, а также создание таких предприятий, которые будут полностью принадлежать инвесторам иностранного характера. Последние непосредственно и прямо участвуют в управлении предприятием. Целью прямого инвестирования является оптимизация на максимальном уровне использовании средств, а также минимизация налогов, и затрат на посредников.
Инвестиции портфельного характера не могут предусмотреть непосредственного участия в регулировании компанией, а только предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и бумаги имеющие достаточно ценный характер (то есть на капитал, который был заложен в данные предприятия).
Основные моменты, предоставляют инвесторам иностранного характера своего рода преимущества:
- возможность репатриации доходов;
- возможность осуществления какой-либо деятельности через филиалы иностранного лица юридической направленности, в роли особенное юридической формы инвестиций.
Уровни инвестиционных отношений
В правовой структуре контроля инвестиционных отношений обычно разрешается выделить два уровня: внутригосударственный (основой которого является законодательство имеющее национальный характер принимающего государства) и международно-правовой (заключение соглашений международной направленности). Что касается международно-правового регулирования иностранных инвестиций, то он осуществляется на региональном, универсальном и двустороннем уровне. Руководство отвечающее за контроль инвестиций иностранных лиц, разработанное, а после принятое Мировым банком (1992 год), предусматривает в 2 статье: «Каждое государство сохраняет за собой определенное право на контроль допуска частных инвестиций иностранных граждан. Государства могут принять во внимание, что доступ открытого характера (во время существования списка ограниченного числа видов, а также отраслей деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих условные оценки допуска, или лицензирования) является более верным, и эффективным разрешением возникшей проблемы правового регулирования иностранных инвестиций».
Международный контроль универсальной направленности обычно предусматривает в Вашингтонской конвенции 1965 года, а также в конвенции Сеульска от 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.
Опираясь на конвенции Вашингтона от 1965 года при МБРР был учрежден МЦУИС — центр отвечающий за международное регулирование иностранных инвестиций между частными иностранными инвесторами и между государствами. Разрешение споров инвестиционной направленности производится путем проведения определенной процедуры, имеющей примирительный характер (о чем говорится в 3 главе Конвенции) или путем арбитражного производства (5 глава). С целью избежания споров принимающие государства должны предоставить специальные гарантии национального характера иностранных инвестиций.
Наиболее рабочим способом отвечающим за защиту иностранных инвестиций является страхование. Сеульская конвенция об учреждении агентства Многосторонней направленности по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 год предоставляет инвесторам иностранной направленности гарантии финансового характера путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Одной из основных функций МИГА является заключение договоров страхования, а также перестрахования иностранных инвесторов от рисков некоммерческого типа. В Сеульской Конвенции закреплено определенное понятие некоммерческих рисков традиционного характера, которые обозначаются, как риски, имеющие связь с переводом валют, экспроприацией и беспорядками гражданского типа (кроме актов террористического характера, которые в свою очередь направлены против владельца гарантий).
Кроме некоммерческих рисков традиционной направленности Сеульская конвенция рассматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. Соответствуя Конвенции была создана определенная система частного и государственного страхования на уровне национальной направленности, дополненная при этом международной многосторонней системой страхования инвестиций иностранного страхования.
На территории Российской Федерации с 1993 года стало действовать агентство Международного характера отвечающее за страхование иностранных инвестиций в Российской Федерации от риска некоммерческого типа
Международное соглашение
Наиболее гибким инструментом для контроля, а также поправления определенных инвестиционных отношений являются международные соглашения двусторонней направленности о взаимном поощрении и защите капиталовложений иностранцев. Главной целью данных соглашений является обеспечение на территории одного договаривающегося государства наибольшую защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставить определенные гарантии беспрепятственного вывоза валютной части гарантии, а также прибыли от рисков некоммерческого характера.
Двусторонние договоры международной направленности целью которых является взаимная защита инвестиций, предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем реквизиции, конфискации или национализации в порядке администратирования. Споры инвестиционного характера обязательно нужно разбирать в арбитражном порядке.
Соглашения двусторонней направленности о защите, которая является взаимной, а также о поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россия заключила такие соглашения с США, Финляндией, Канадой, Францией, Италией, Австрией, Грецией и Данией).
В соглашении между Испанией и СССР о содействии осуществления, а также о защите взаимного характера капиталовложений (1990 год) Россия принимает участие в порядке международного правопреемства. В соответствии с Соглашением термина «инвестор», что означает:
- любое лицо юридического характера, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, при этом находящееся на его территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством данной Стороны может осуществлять определенные капиталовложения на территории иной Стороны;
- любое лицо физического характера, которое является подданным или же гражданином одной из Сторон и при этом выступает в роли правомочного соответствуя действующему законодательству данной Стороны может осуществлять определенные капиталовложения на территории другой Стороны.
Капиталовложением называются любые ценности имущества, а в частности:
- акции, а также какие-либо иные формы принятия участия в предприятиях;
- права, которые обычно вытекают из определенных вкладов, сделанных с целью появления экономических ценностей:
- недвижимое имущество, а также какие-либо виды прав, имеющие связь с ним;
- права на собственность интеллектуальной характера (товарные знаки, определенные патенты, наименования мест происхождения того или иного товара, наименования фирмы, образы промышленности, права автора, технологии);
- права на осуществление коммерческой и экономической деятельности, предоставляемые на основе договора или закона, касающиеся разработки, разведки или эксплуатации и сохранения ресурсов природного типа.
Любая из Сторон обеспечивает на данной ей территории защиту капиталовложений, осуществленных в определенных рамках соответствия ее законодательства инвесторами другой Стороны, о чем говорится в 4 статье. Каждая из сторон обеспечивает на своей территории равноправный, а также полностью справедливый режим по отношению к капиталовложениям инвесторов другой Стороны.
Данный режим будет не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется каждой из Сторон по отношению к тем же капиталовложениям, осуществляемым на ее территории инвесторами любого третьего государства (5 статья).
Если взять какой-либо спор в плане выбора инвестора, то он рассматривается:
- институтом Арбитража Стокгольмской торговой палаты;
- третейским судом ad hoc, который был создан в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Во время рассмотрения споров суд третейской направленности занимается принятием решений на основе:
- определенных положений Соглашения;
- законодательства имеющего национальный характер Стороны, на территории которой размещаются капиталовложения, включая нормы коллизионной направленности права данной Стороны;
- принципов, а также норм, которые являются общепризнанным правом международного характера.
Инвестированию определенного капитала иностранного характера в экономику принимающего государства способствуют некие соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовывать самые важные в праве налогов термина, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает гарантии, которые являются некого рода дополнением для иностранных инвесторов.
Россия в свое время принимает участие почти в 90 двусторонних соглашения об избежании двойного налогообложения (с Кипром, Испанией, Великобританией, Канадой, Италией, Бельгией, Японией и Австрией, США, ФРГ).
В большей части вышеперечисленных государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется также законодательство общего характера (налоговое, банковское, гражданское, валютное, антимонопольное, антитрестовское). Специальные акты законодательства об инвестициях иностранных граждан приняты почти во всех государствах и при это устанавливают инвестиционный порядок, режим иностранных инвестиций, льготы для них, безусловную, а также полную правовую защиту иностранных инвесторов.
Каждое государство занимается самостоятельным установлением порядка допуска иностранного капитала на свою территорию — в каких-то странах работает лицензионная или же разрешительная система, например Индия, страны Латинской Америки, в то время, как в других установлен свободны режим допуска иностранного капитала.
Стоит и отметить, что повсеместно правовой контроль иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (по большей части с пользованием специальных национальных материально-правовых норм).
Законодательство инвестиционного характера Новой Зеландии — Закон об инвестициях иностранцев (1973 год), Правила контроля капиталовложений иностранцев (1985 год), Закон о торговле (1986 год). Компании являются филиалами иностранных фирм, которые находятся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях от 1955 года, они не рассматриваются как предприятия национальной направленности. Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует определенного согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Лицо иностранного характера обязано получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно собирается:
- создать какой-то новый бизнес, капитал которого превысит 10 млн новозеландских долл.;
- приобрести новозеландскую компанию стоимостью не более 10 млн новозеландских долл
Принимающее государство в свою очередь должно создавать для иностранных инвесторов равноправные, а также стабильные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии подписывается принимающим государством для установления иностранным гражданам национального режима. Изъятия из таких режимов обязаны быть сведены к минимуму. Чаще всего, в законодательстве национального характера предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться, и достаточно льготный, еще называющийся преференциальным режим. Он предусматривается для инвесторов, которые занимаются произведением инвестирования в больших размерах или в особо необходимых и капиталоемких отраслях национальной экономики.
Данный режим предполагает предоставление свойственных ему льгот: освобождение от определенных сборов, а также налогов, а именно от налога на прибыль и предоставление гарантий особого характера на случай национализации.
Что касается России, то в ней нет законодательства систематизированных инвестиций. А в роли правовой базы выступают определенные законы федерального характера. Поэтому во многих субъектах Российской Федерации принято собственное законодательство в сфере инвестиций.
Иностранные инвестиции — это некое вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, недвижимость, или же облигации, акции, торговлю, какое-либо сельское хозяйство, образование, а также в другие отрасли на территории Российской Федерации с целью получения выгоды.
Стоит помнить, что иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной, а также российской валюте), ценных бумагах, или ином имуществе и имущественных правах, имеющих оценку денежного характера. Организации коммерческой направленности с иностранными инвестициями могут осуществлять в России абсолютно любые виды деятельности, которые естественно соответствуют их правосубъектности и не запрещены законодательством, в том числе приобретать права имущественного характера.
Режим правового регулирования
Режим правового регулирования иностранных инвестиций в РФ, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, определенных имущественных прав, конечно, инвестиционной деятельности юридических граждан и лиц России. Деятельность иностранных инвесторов может ограничиваться только определенными федеральными законами и только с целью защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав, а также законных интересов иных лиц, безопасности и обороны России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен специальный режим преференциального характера.
Организации с иностранными инвестициями — это такие коммерческие организации, в которых иностранное физическое или юридическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале.
Также есть некая установленная перечень «неблагоприятных изменений законодательства»:
- установление режима ограничений, а также запретов по отношению к иностранным инвестициям;
- увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и организации коммерческого характера с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- изменение размеров ввозных пошлин таможни, налогов федеральной направленности и взносов в внебюджетные фонды государства.
Источник