DT: открытие нефтяной индустрии для иностранных инвесторов сделает Венесуэлу более зависимой от России, Китая и Ирана
В попытке предотвратить обвал экономики в стране власти Венесуэлы приняли решение открыть государственную нефтяную отрасль для частных иностранных инвестиций, пишет The Daily Telegraph. Этот шаг, по словам издания, является существенным отступлением от основополагающих принципов чавистского социализма.
Как объясняет газета, новый «Антиблокадный закон», который подписал президент Венесуэлы Николас Мадуро в прошлом месяце, по сути, даёт зелёный свет на продажу государственных предприятий. Такие меры формально должны обеспечить правящему режиму «пространство для манёвра» в условиях международных санкций. Но в то же время, по мнению аналитиков, инициатива приведёт к частичной продаже государственного нефтяного гиганта PDVSA иностранным игрокам.
Накануне парламентских выборов в декабре новый закон знаменует большой шаг в сторону от социалистического проекта, заложенного предшественником Мадуро Уго Чавесом. Предыдущий президент страны сделал ставку на масштабную национализацию предприятий, от банков и телекоммуникационных компаний до сталелитейных заводов и сельскохозяйственных объединений, чтобы подорвать позиции бизнес-элит и завоевать расположение среди бедных слоёв населения.
Критики утверждают, что Мадуро уже давно оставил идеологические принципы чавизма и что новая волна приватизации — лишь попытка удержать власть и ещё сильнее обогатить правящие круги.
«У Мадуро закончились опции. Венесуэла по-прежнему располагает богатейшими запасами нефти в мире, но ей недостаёт капитала и технологий, чтобы добывать их и делать на этом прибыль. Им нужна хорошая доля активов иностранных компаний, чтобы вновь встать на ноги», — прокомментировал директор консалтингового агентства Control Risks Рауль Галлегос.
Как напоминает The Daily Telegraph, у PDVSA серьёзные проблемы с техническими ресурсами, из-за чего объёмы производства оказались на самом низком уровне со времён окончания Второй мировой войны. Из-за американских санкций даже то немногое, что производится, продавать особо некуда, хранилища заполнены практически до предела. Газета подчёркивает, что потенциальным иностранным инвесторам тоже придётся иметь дело с санкциями США, а также с коррупцией в самой Венесуэле.
По прогнозам, наибольший интерес к сотрудничеству могут проявить Россия, Китай или Иран. А это будет означать, что политические позиции Москвы, Пекина и Тегарана в Венесуэле укрепятся, что ещё сильнее осложнит и без того натянутые отношения между Каракасом и Вашингтоном.
Рауль Галлегос отмечает, что российские и китайские компании уже продемонстрировали, что «их не слишком беспокоят американские санкции и репутационные риски от сотрудничества с диктаторским режимом». «Мы будем наблюдать, как венесуэльское правительство становится куда более зависимым и всё теснее связанным экономически и политически с Россией и Китаем», — полагает аналитик.
Источник
Венесуэла надеется на привлечение иностранных инвесторов в нефтегазовый комплекс. В т.ч. в бывшие проекты Роснефти
Сейчас перед Венесуэлой стоит задача по восстановления добычи нефти до уровня 1998 г. — 3,4 млн барр./сутки. Добиться этой цели будет сложно
Каракас, 13 мая — ИА Neftegaz.RU. PDVSA планирует привлечь внутренние и международные инвестиции в размере 77,64 млрд долл. США для реализации ряда нефтегазовых проектов.
Об этом сообщают РБК и Reuters со ссылкой на февральский меморандум PDVSA.
В меморандуме указываются 152 предполагаемых инвестпроекта, главным образом направленных на восстановление и модернизацию инфраструктуры для добычи нефти и газа, развитие мощностей по транспортировке и хранению, а также операций по переработке и сбыту.
Для привлечения инвесторов PDVSA, находящаяся под санкциями США, намерена использовать новый механизм партнерства — Соглашения о производственных услугах (Acuerdos de servicios de producción, ASP).
Данная модель предусматривает, что подрядчики будут финансировать 100% операций на нефтяных месторождениях, однако сами месторождения и связанная с ними инфраструктура останутся в собственности государства и будут контролироваться через PDVSA.
Взамен партнер будет получать часть свободного денежного потока проекта в качестве оплаты.
Такой подход соответствует политике властей Венесуэлы, которые несмотря на кризис в отрасли жестко регулируют нефтедобычу, требуя, чтобы PDVSA владела контрольными пакетами акций нефтяных СП с иностранными компаниями.
По газу регулирование более гибкое, допускающее в т.ч. возможность иностранным компаниям самостоятельно реализовывать газовые проекты через лицензии на разведку и добычу.
В связи с этим, помимо ASP для нефтяных проектов, инвесторов могут быть предложены доли участия в СП с PDVSA, а также лицензии на добычу газа.
Из 77,64 млрд долл. США инвестиций, которые рассчитывает привлечь PDVSA, наибольшая часть пойдет на инфраструктуру добычи нефти и газа — 69,3 млрд долл. США.
В т.ч. для восстановления нефтедобычи PDVSA на собственных месторождениях и в рамках СП потребуется 58 млрд долл. США.
Доли участия в 46 СП с PDVSA, исходя из теоретической планки добычи на них 2,25 млн барр./сутки, оцениваются в 45,6 млрд долл. США.
Примечательно, что в списке СП, в которые PDVSA приглашает потенциальных инвесторов, есть проекты, приобретенные в 2020 г. российской госкомпанией Росзарубежнефть (100% у Росимущества) после ухода Роснефти из Венесуэлы.
В частности, PDVSA предлагает инвесторам неконтролирующие доли участия (40%) в нефтяных проектах Petromonagas, Petrovictoria, Petroperija, Petromiranda, Boqueron.
По оценке PDVSA, эти проекты нуждаются в совокупных инвестициях на 11,7 млрд долл. США.
Еще 11,3 млрд долл. США потребуется на развитие сухопутных и шельфовых газовых месторождений.
Кроме того, 7,65 млрд долл. США необходимо на восстановления трубопроводов, реализацию проектов по закачке газа в пласт для поддержания пластового давления на нефтяных месторождениях, восстановление работоспособности терминалов и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые простаивают или работают с неполной загрузкой из-за отсутствия техобслуживания.
Привлечение иностранных инвесторов крайне важно для переживающей тяжелый кризис Венесуэлы, однако реализации планов PDVSA препятствуют санкции США, расширенные в начале 2019 г.
Усиливая давление на нефтяной сектор Венесуэлы, США рассчитывают ограничить поступление денежных потоков в страну, чтобы сместить действующего президента Н. Мадуро, которого Штаты считают диктатором.
В ответ власти Венесуэлы обвиняют США в стремлении контролировать свои нефтяные ресурсы.
В результате санкций США и кризиса в нефтяной отрасли добыча нефти в Венесуэле обвалилась и в марте 2021 г. составляла 578 тыс. барр./сутки.
Сейчас перед Венесуэлой стоит задача по восстановления добычи нефти до уровня 1998 г. — 3,4 млн барр./сутки.
Уже к декабрю 2021 г. PDVSA рассчитывает довести добычу до 1,8 млн барр./сутки, что в 3 раза превышает уровни 2020 г.
Венесуэла, располагающая крупнейшими в мире доказанными запасами нефти (303 млрд барр.), до введения санкций США была привлекательна для международных нефтяных компаний.
И даже после введения санкций ряд компаний добивались возможности работать в стране.
Параллельно PDVSA и власти Венесуэлы пытались реализовать различные схемы для привлечения иностранных инвесторов и удержания покупателей нефти — от запуска криптовалюты El Petro до создания собственного танкерного флота.
Однако большинство зарубежных партнеров предпочли официально дистанцироваться от венесуэльской нефти, открытое сотрудничество продолжил лишь Иран, также находящийся под санкциями США.
Источник
VIGIL Journal Россия в Новом Свете
Интервью журналу «VIGIL» экс-заместителя министра международной торговли Марианни Росадо Прието
Венесуэла — это страна, изобилующая природными ресурсами и людскими талантами. У многих вызывает удивление то, что, имея всё, она не может достичь соответствующего уровня экономического развития.
1. Каковы экономические отношения Венесуэлы с Соединёнными Штатами?
Очень плодотворны, судя по тому, что, согласно данным Венесуэльско-Американской Торговой Палаты, торговый баланс составил 590 миллиардов долларов в первые 13 лет боливарианской революции. США является главным получателем государственных валютных выплат Венесуэлой – в 2013 году США получили 50% от общих международных выплат, которые проводит Венесуэла. В том же году ещё 30% выплат поступили в те страны, в которых США имеет свои активы. В первую очередь, это страны-члены Организации Североатлантического договора – НАТО, имеющие с Венесуэлой действующие договоры о привлечении и поддержке зарубежных инвестиций. Во-вторых, это страны, входящие в действующее Соглашение о свободной торговле с США. Это означает, что прямо или косвенно США имеет отношение к 80% международных торговых операций Венесуэлы, как пункт назначения экспорта товаров, движения капитала и, надо сказать, изрядной доли контрабанды. Переводимые в США суммы денег в валюте увеличиваются пропорционально общим нефтяным доходам Венесуэлы, ввиду их нацеленности на изыскания и добычу нефти. С другой стороны, что касается нелегальной торговли, то грузы, которые незаконно экспортируются морским путём, приобретаются кораблями, плавающими под американским флагом. На них приходится большое количество разнообразных нелегальных международных торговых операций, которые, помимо нанесения вреда экономике, создают несправедливость по отношению к конкурентам из других стран, торгующих с Венесуэлой. Опыт показывает, что доходы от венесуэльской нефти, как от её добычи, так и от значительного количества контрабанды, в конечном итоге, поступают в США.
2. Что означает президентский указ Обамы, направленный против Венесуэлы?
Указом Обамы, который США берут за юридическую основу, установлено действующее торговое эмбарго. Первым шагом является вывод Венесуэлы из Системы торговых преференций США, вступающий в действие в 2017 г. Эта мера затронет 4400 видов венесуэльской продукции, попадающих отныне под действие высоких тарифов на этом рынке. Американские компании, организации и индивидуальные лица, и в особенности транснациональные корпорации не попадают под действие этого указа. С юридической точки зрения этот указ нельзя применять к Венесуэле, поскольку его целью является установление наднациональными и находящимися вне правового поля методами неблагоприятных условий торговли за пределами Венесуэлы, препятствующих любым попыткам промышленного развития с применением нынешних или планируемых на будущее внутренних или международных инвестиций. Конечной целью внешней политики США и их союзников по отношению к Венесуэле является воспрепятствовать её проявлению в качестве антигегемонической силы, способной успешно создать экономическую модель, альтернативную капитализму.
3. Что Вы думаете о том, что предпринимает правительство Николаса Мадуро для разрешения экономического конфликта?
Я думаю, что развёртываемый президентом Венесуэлы сценарий исключительно комплексный и деликатный. В особенности вследствие того, что унаследованные государственные административные процедуры, сформировавшиеся до боливарианской революции, являются тяжёлым грузом для революции, которой присущи миролюбие и приверженность закону. Действующие внутренние нормы, законы и соглашения были разработаны и служат целям американского транснационального капитала. Таким образом, весь государственный сектор, равно как и частный, погрязли в присущей капитализму системе преступной коррупции и худших методах ведения бизнеса. Задача, стоящая перед президентом Мадуро, – сформировать стратегию международных инвестиций с уважением к боливарианскому проекту, национальным планам, трудовому законодательству, и с обеспечением возможностей национального развития. С одной стороны – осознание необходимости инвестиций, с другой стороны – стратегическая ценность новой инвестиционной карты, на которой игроки понимают свою роль в обеспечении баланса сил на континенте и его значение для всего остального мира.
Вы принимали участие или давали консультации по поводу нового закона об иностранных инвестициях, принятого президентом Николасом Мадуро Моросом в ноябре 2014 года и заменяющего закон 1999 года о привлечении и защите инвестиций. В связи с чем:
4. Что Вы думаете об этом новом законе; что Вы считаете его сильными и слабыми сторонами по отношению к закону, на смену которому он принят; и что Вы думаете о привлечении и защите иностранных инвестиций в Венесуэлу?
Новый Закон об иностранных инвестициях стремится изменить матрицу взаимоотношений между государством и зарубежным и транснациональным капиталом, а также создать новые сценарии сотрудничества, взаимодополняемости, стабильного развития и справедливой торговли. Слабостью является то, что ещё не были разработаны необходимые процедуры, поэтому применение этого закона расплывчато. Сильной стороной, которая позволит развиваться этому закону и связанным с ним инструментам, является то, что он лишил юридической базы соглашения о привлечении и защите иностранных инвестиций, создавая важный прецедент в процессе отмежевания страны от механизма имперского доминирования, как определено в задачах Плана нации.
Для некоторых специалистов в области иностранных инвестиций новый закон означает усиление контроля, ограничения и негативный стимул для имеющихся и потенциальных инвесторов.
5. Каково Ваше мнение относительно такой оценки?
Напротив, этот закон устанавливает чёткие правила и создаёт возможности для инвестиций, которых раньше не существовало. Более того, желательно доработать его так, чтобы улучшить возможности контроля, принимая во внимание природу экономической игры мирового капитализма. Данный закон предусматривает, что инвестиции остаются в стране, как минимум, в течение 5 лет, обеспечивая соответствие с трудовым законодательством, устанавливающий минимальный приемлемый размер инвестиций, которые должны быть разнородными (финансовый капитал, материальные и нематериальные активы, повторные инвестиции), наряду с другими мерами, призванными создать юридические условия для долгосрочных инвестиционных отношений.
Существуют двусторонние инвестиционные соглашения между Боливарианской республикой Венесуэла и другими странами, имеющими конкурентные преимущества в рамках действующего Закона о международных инвестициях.
6. Не могли бы Вы привести несколько примеров?
Тайные соглашения с США по иностранным инвестициям были подписаны в 1990 и 1991 года правительством Карлоса Андреса Переса и состоят из 3 механизмов, способствовавших созданию ряда законов, правил и процедур, которые переформатировали торговлю и инвестиции в пользу американского капитала. То, что он имеет юридическую силу и секретность относительно компаний, на которые распространяется его действие, создает существенные неблагоприятные условия для нации. Затем Соглашения о привлечении и поддержке иностранных инвестиций с Бельгией и Францией, которые оказались особенно наносящими ущерб, т.к. они содержат неблагоприятные положения, например, механизм, позволяющий им оставаться в силе ещё на такой же срок действия, какой был указан при подписании, если они денонсируются Венесуэлой. Это то же самое, как получить развод после 15 лет совместной жизни, но быть вынужденным продолжать жить с человеком, с которым ты разошёлся, на протяжении ещё 15 лет. В результате обнародования этого закона имеются юридические основания для начала процесса проведения переговоров о пересмотре международных соглашений, чтобы заменить Соглашения о привлечении и поддержке иностранных инвестиций и в перспективе улучшить условия для Венесуэлы и её партнёров.
Боливарианская республика Венесуэла расторгла договор с Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), оставаясь, однако, под действием т.н. «дополнительного механизма», обязывающего разрешать споры при посредстве этой организации, если противная сторона является её членом.
7. Как Вы думаете, этот закон об иностранных инвестициях предоставляет финансовые, политические и юридические гарантии нынешним и потенциальным зарубежным инвесторам?
Выход из МЦУИС определённо отвечает юридической и политической доктрине. Учитывая, что в каждом случае подачи представителями транснационального капитала в международный арбитраж, решения были не в пользу Венесуэлы, это необходимая и уместная мера. От неблагоприятных условий, созданных транснациональными корпорациями, страдают практически все государства, стремящиеся развивать свой суверенитет: применение арбитражного механизма МЦУИС позволят выиграть только в исключительных случаях. В данный закон требуется ввести ряд изменений, оптимальных для национальных интересов и для сфер регулирования, которые представляют наибольший интерес для иностранных инвесторов. Мы полагаем, что сам по себе он не обладает всеми необходимыми элементами системы иностранного инвестирования. Это вопрос комплексной юридической системы, нацеленной на обеспечение всех необходимых гарантий для зарубежных инвесторов, проявляющих интерес к Венесуэле. Транснациональный капитал США или союзных с ними стран, поддерживающих их интересы, располагает большими преимуществами в этой игре, созданной ими, чтобы всегда выходить победителями за счёт капитала из стран, не поддерживающих США. Расширяя этот тезис, США в 90-ые годы использовали дипломатические методы по отношению к странам Латинской Америки для встраивания своих интересов во все законы и внутренние правовые нормы, необходимые для расширения своего присутствия. Это позволило им структурировать рынок себе на пользу и обеспечило им существенные преимущества по сравнению с другими капиталами, которые могли бы конкурировать с ними. Инвесторы из стран, союзных Венесуэле, или просто не являющихся союзниками США, сталкивались и будут сталкиваться с препятствиями для своих инвестиций. Однако прибыльность бизнеса в Венесуэле высока, что подтверждается тем, что мы имеем с ними 5-ую по величине торговую палату в мире, которая охватывает более 91% американских инвестиций в Венесуэлу. Агентства, определяющие степень риска, и средства массовой информации Уолл Стрит оценивают нашу экономику крайне негативно, однако, подвергаясь атаке со стороны финансовой, коммерческой, дипломатической и средств массовой информации, США сохраняет свои инвестиции в Венесуэле, чтобы не дать возможность другим капиталам занять доминирующее положение, на протяжении 100 лет занимаемое американскими и британскими нефтяными компаниями, начавшими свою деятельность там в 1916 году. Здесь важно отметить то, что это объясняет, почему расстраивался обмен инвестициями между Россией и Венесуэлой. Существуют очевидные слабости и многочисленные запрограммированные действия, препятствующие этим отношениям. Россия не осознаёт реального потенциала товарообмена с Венесуэлой не только потому, что в эти отношения вмешиваются стороны, защищающие интересы обладающих властью экономических группировок, связанных с США и их союзниками, но и потому, что в сфере имплементации совместных проектов русским приходится сталкиваться с многочисленными неудобными, противоречивыми и необъяснимыми ситуациями, не имея необходимой поддержки в понимании того, что в Венесуэле идёт война капитала, в которой США действуют в качестве захватчика, не дающего возможности сближения с третьей стороной. Однако этот анализ был полезен для русских инвесторов, которые по собственной инициативе предложили самостоятельно приехать и провести изучение инвестиционных возможностей в Венесуэле. Венесуэла надеется на долгосрочные, стабильные, продуктивные отношения, основанные на экономических реалиях и тщательно просчитанных потенциалах наших стран. В рамках Межправительственной комиссии на высшем уровне, проводившей встречу в Москве в мае 2015 года, были предприняты усилия относительно проведения переговоров по включению Венесуэлы в российскую систему метрологии, однако на позитивную реакцию соответствующих российских учреждений Министерство иностранных дел Венесуэлы ответило молчанием, блокируя таким образом первый шаг по закладке фундамента прочных отношений. Это наводит нас на мысль, что существуют силы, препятствующие возможному выделению коммерческой квоты в рамках отношений России и Венесуэлы.
В качестве эксперта по данной теме,
8. Порекомендуете ли Вы осуществлять иностранные инвестиции в Боливарианскую республику Венесуэла с учётом нынешней юридической и политической системы управления в стране?
Возможно сейчас – один из наилучших периодов для инвестиций в Венесуэлу. Поскольку иностранные инвестиции – это функция государства, регулируемая путём подписания межгосударственных соглашений, традиция выполнения международных обязательств Венесуэлы всегда будет обеспечена за счёт обширных ресурсов и политической воли, вне зависимости от политических тенденций в правительстве. Таким образом, я полагаю, что в результате того же составления соглашений, подписывающие их стороны могут выработать наиболее благоприятные условия для своих стран. Окно для создания новых реалий открыто, и существуют конкретные политические, экономические и социальные условия, подходящие для продвижения крупных и средних инвестиций с расчётом на развитие регионального рынка. Внутренний рынок имеет довольно скромный размер, однако потенциал природных ресурсов, и не только полезных ископаемых, но и людских и торговых ресурсов Венесуэлы предоставляет массу возможностей. Перед вами большая страна, борющаяся за освобождение от неоколониализма, претерпевающая изменения, чтобы занять своё место в многоцентровом и многополярном мире. В этой борьбе она и живет.
9. Какие области или сектора, на Ваш взгляд, являются в настоящий момент наиболее привлекательными для инвестиций в Боливарианской республике Венесуэла?
Большая активность наблюдается в секторе стройматериалов. Нерудные природные материалы находятся в этом списке благодаря тому, что они имеются в изобилии и имеют высокое качество. Определённые инновации в этом секторе сделали его очень привлекательным для европейских инвесторов. Растениеводство славится своим превосходным разнообразием, количеством, размером и ароматом продукции и требует не только продуктивных инвестиций, но и инноваций, исследований и разработки, так, чтобы внимание уделялось совершенствованию результатов по всей цепочке производства и распределения. В секторе здравоохранения разработаны замечательные препараты и новые перспективные инициативы. Сектор информационных услуг считается креативно успешным, намерен занять на рынке нишу, остававшуюся до того пустой. Другие сектора ожидают своего раскрытия. В целом, инвестирование в Венесуэлу может означать как возможность для развития, с более чем адекватной выгодой, так и вызовом в области политической поддержки, которая ей необходима.
Источник