Минэкономразвития предложило иностранцам вид на жительство за инвестиции
Среди основных условий — владение российской компанией при вложениях в ее капитал 15 млн рублей; при владении иностранной компанией, действующей на территории РФ, сумма инвестиций должна быть уже 50 млн рублей. При этом каждая из компаний должна работать на момент изъявления желания владельца получить вид на жительство в РФ не менее трех лет.
Согласно документу, для получения вида на жительство иностранный гражданин может просто проинвестировать 15 млн рублей в российский бизнес, без покупки в нем соответствующей доли и получения статуса акционера. Компания при этом должна просуществовать также не менее трех лет, уплатить минимум шесть млн рублей налогов и трудоустроить по крайней мере 25 человек.
Также иностранцу за вид на жительство предлагается открыть ИП, вложив в дело десять млн рублей и приняв на работу десять россиян.
Еще одним условием может стать собственность в виде российских облигаций, которыми необходимо владеть в течение трех лет до обращения за ВНЖ или недвижимостью на территории РФ стоимостью не менее 30 млн рублей.
Как пояснил директор департамента развития интеграционных проектов и стран СНГ Минэкономразвития России Илья Федоров, основной принцип, который преследовали разработчики документа, это упрощение деятельности инвесторов и их пребывания на территории РФ.
«Мы заинтересованы в инвестициях, инвесторы заинтересованы в контроле над собственным бизнесом, над свободой перемещения для того, чтобы более эффективно вести свою деятельность. На это как раз направлен законопроект и тот нормативный документ, то есть постановление правительства, которое разрабатывается в его развитие», — уточнил он.
Федоров также перечислил основные виды предполагаемого инвестирования, которые предполагаются нормативными документами: инвестиции в собственный бизнес и в его развитие, в недвижимость, в ценные бумаги РФ.
Коме того, в Минэкономразвития отметили, что речь идет не о гражданстве и золотых паспортах. «Я бы не стал сравнивать это с золотыми паспортами, поскольку это не гражданство, это не приобретение гражданства, как это происходит с золотыми паспортами, это непосредственно виза, которая предоставляется гражданину иностранного государства для пребывания на территории РФ», — подчеркнул Федоров.
Он также отметил, что при подготовке документов был изучен международный опыт и примерное ценовое соотношение. «У нас где-то на одном уровне ценовая категория с Германией, соответственно, много это или мало? Мы не говорим сейчас про приобретение здесь гражданства и проживании здесь постоянно. Мы говорим про развитие бизнеса, в этом, в первую очередь, будет заинтересован крупный бизнес и средний бизнес, который будет работать у нас», — считают в ведомстве.
Источник
Участие иностранного инвестора в создании и деятельности компаний
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.
По общему правилу все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать новые компании с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых. Иностранные организации могут открывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица. Они могут расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. Представители иностранной организации вправе выдавать доверенности и действовать на их основании; выступать в суде в качестве истца, ответчика, третьего лица.
Участие иностранного инвестора в российской компании может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. При этом, согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вклад в уставный капитал российских юридических лиц иностранными юридическими лицами рассматривается как инвестиции, которыми являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Однако, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ закрыто либо ограничено специальным законом, действующим в РФ с 7 мая 2008г. — Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.
Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу. При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор обязан представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ (такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795), информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона.
Закон N 57-ФЗ установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований. При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:
- деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
- подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
- деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
- деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
- деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
- деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
- деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
- деятельность по обеспечению телефонной связи;
- геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
- осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.
Определенные ограничения установлены и на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала для обеспечения экономической стабильности и безопасности государства. Суть квотированияв — установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2007 г.) если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395–1 (ред. от 28.04.2009 г.) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ: квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении такой установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.
Однако сведений об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ до настоящего времени не имеется. К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести и обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией и увеличение уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации совместно с отраслевым контролирующим органом. Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо получать страховым и кредитным организациям. Для первых контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора, для вторых — Банк России.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Следует отметить, что для предприятий энергетического сектора экономики разрешительный порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с декабря 2005 года отменен. Так, например, для приобретения акций ОАО «Газпром» иностранными участниками-резидентами и нерезидентами не требуется разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам, ранее выдававшемся в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Некоторые особенности имеются и при государственной регистрации организаций с иностранным участием.
Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. По сравнению с российскими коммерческими организациями дополнительно они должны представить в регистрирующий орган только один документ в отношении юридического лица-учредителя, — выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса.
Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Однако, применительно к организациям, создаваемым в разрешительном порядке, законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные по отношению к требуемым в общем порядке документы.
Помимо ограничений, связанных с созданием организаций с иностранным участием, российским законодательством установлен и ряд ограничений в отношении учредителей иностранных инвесторов.
К примеру страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор(основная организация)не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.
Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, — не допускается.
Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций,а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административнотерриториального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Имеются ограничения и по участию в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008 г.) «Об общественных объединениях» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Российским законодательством установлены также ограничения, направленные на предотвращение установления иностранным инвестором прямого контроля над коммерческой организацией с иностранными инвестициями. В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации.
Подобные ограничения установлены для таких отраслей как авиаперевозки и СМИ.
Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч.2 ст.61 Воздушного кодекса РФ).
В средствах массовой информации иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов (ст.19.1 ФЗ «»О средствах массовой информации»).
Если говорить о процессе осуществления хозяйственной деятельности, то статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу национальных коммерческих организаций, однако определенные законодательные ограничения все же имеются.
К ним можно отнести:
- ограничение на осуществление отдельных видов деятельности страховыми организациями, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, которые не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
- ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Они могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
- ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Источник