Инновации инвестиции антикризисном управлении

Разработка и реализация риск – решения.

вероятность проявления рисков;

определение динамики риска;

Разработка вариантов решений.

сравнительная оценка уровня риска;

определение потерь, связанных с риском.

обоснование параметров допустимого риска;

разработка системы ответственности.

Организация и реализация.

планирование, регулирование и контроль действий по реализации риск – решения;

формирование команды для реализации риск – решения.

Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.

Инновации как фактор антикризисного управления.

Деятельность фирмы на рынке только тогда является успешной, когда фирма нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить продукцию более высокого качества и с наименьшими затратами. Отсутствие такой политики приводит через определенное время к кризису организации и может послужить причиной банкротства.

Характер и особенности инновационных процессов определяются как общей экономической ситуацией, так и закономерностями развития, свойственные непосредственно инновационным процессам. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

Известный американский экономист Эдвард Деминг в своей книге «Выход из кризиса» изложил свою программу управления фирмой в условиях жесткой конкуренции:

Стремление к совершенствованию товара/услуги должно быть постоянным. Главная цель – сохранение конкурентоспособности, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания, чтобы повысить качество и производительность и таким образом снижать затраты.

Создание системы подготовки кадров на рабочих местах.

Формирование системы эффективного руководства.

Внедрение обширной программы повышения квалификации и самосовершенствования.

Мотивация личной заинтересованности сотрудников компании в программе преобразований.

Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помогающие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.

Наибольший вклад в развитие теории инноваций принадлежит австрийскому ученому Й. Шумпетеру. По его теории, основу экономического роста составляют инновации. Понятие инновации рассматривается как:

изготовление нового (неизвестного) потребителям блага или создание нового качества того или иного существующего блага;

внедрение нового метода (способа) производства (м.б. на базе научного открытия);

освоение нового для данного предприятия рынка сбыта;

получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

проведение соответствующей реорганизации.

Инновационные процессы тесно связаны с жизненным циклом продукции. Начальная фаза развития товара тесно связана с фазой НИОКР и проектно-конструкторских разработок.

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает в себя разные стадии – начиная от исследований и разработки новой идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с масштабным производством продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д. На финансирование работ на этом этапе может потребоваться в несколько раз больше затрат, чем на исследования и разработки.

Для снижения риска и обеспечения успеха внедрения инновационной стратегии, необходимо обеспечить гибкость и непрерывность процесса, когда результат одного этапа служит отправной точкой следующего.

Объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая технология или продукция, но и новые рынки, новые методы управления, организационные структуры и т.п.

Источник

Тема 6. Инновации и инвестиции в антикризисном управлении

Инновационный процесс как фактор антикризисного управления. Инновационный кризис. Процесс принятия инновационных решений. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении. Факторы, определяющие уровень инновационного потенциала предприятия. Отличительные признаки инновационных предприятий. Инновационная стратегия предприятия. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса. Инновационные проекты, критерии их оценки и отбора.

Понятие управление инвестициями и их экономическая сущность.
Классификация инвестиций. Капитальные вложения, их особенности, состав и структура. Понятие инвестиционного процесса, его инфраструктура. Сбережения как источник экономического роста. Факторы роста инвестиций. Роль инвестиций как источника экономического роста. Эффект мультипликатора. Принцип акселерации. Система мотивов инвестирования в основной капитал. Понятие инвестиционного рынка, его состава и конъюнктуры. Модель инвестиционного поведения предприятия. Принципы инвестирования. Инвестиционная политика, её сущность и роль в современных условиях. Инвестиционная деятельность, её субъекты и объекты. Инвестиционная деятельность предприятия и её особенности. Понятие и сущность неопределенности и риска. Виды рисков инвестирования. Измерения инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Читайте также:  Биткоин краны которые платят каждую минуту

Самостоятельная работа. Изучить: способы снижения степени инвестиционного риска.

Рекомендуемая литература:

дополнительная [1, 2]

Разделы учебной дисциплины «Антикризисное управление» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ*) ДИСЦИПЛИНЫ
Кризисы в социально-экономическом развитии «Экономическая теория» «Культурология»
Кризисы в развитии организации «Экономическая теория» «Культурология» «Маркетинг персонала»*
Основные черты антикризисного управления «Экономическая теория» «Культурология»
Стратегия и тактика в антикризисном управлении. Банкротство «Экономическая теория» «Культурология» «Маркетинг персонала»*
Риски в антикризисном управлении «Экономическая теория» «Культурология» «Связь с общественностью»*
Инновации и инвестиции в антикризисном управлении «Экономическая теория»

Методические рекомендации по организации изучения

Учебной дисциплины «Антикризисное управление»

Образовательные технологии

При реализации программы учебной дисциплины «Антикризисное управление» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса. В рамках одного модуля объединяются: 1) лекционное, 2) семинарское и/или практическое занятия, и/или занятие с использованием интерактивных форм обучения.

Общими дидактическими целями занятий являются:

· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины «Антикризисное управление»;

· формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

· выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы.

Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

Аналитико-обобщающие занятия. В ходе семинарского занятия обеспечивается процесс активного взаимодействия обучаемых с преподавателем. Цель семинарского занятия — углубить и закрепить знания, полученные на лекции.

Контрольно-практические занятия. В ходе практического занятия приобретаются практические навыки и умения. Цель практического занятия: формирование инструментальной компетенции использования знания основных экономических теорий для решения практических задач; самостоятельного приобретения знаний в области экономики.

Образовательными задачами практического занятия являются:

· глубокое изучение лекционного материала, изучение методов работы с учебной литературой, получение персональных консультаций у преподавателя;

· решение спектра практических задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, и т.п.);

· выполнение экономических расчетов;

· работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;

· выполнение тестовых заданий по проверке полученных знаний и умения.

Экспериментальные занятия с использованием интерактивных форм обучения: дискуссия, Case-study – анализ конкретных практических ситуаций, проблемно-ситуационный анализ, дебаты, круглый стол.

Цель экспериментального занятия: формирование инструментальной компетенции планировать и проводить экономические исследования адекватными экспериментальными методами; формирование общекультурной компетенции следовать этическим и правовым нормам, умение работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям; формирование профессиональной компетенции понимать различие в методах исследования экономических процессов.

Образовательными задачами экспериментального занятия являются:

· формирование практических умений работы с научной, учебной литературой;

· формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

· экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление качественных и количественных характеристик экономических процессов.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточных аттестаций

обучающихся по дисциплине «Антикризисное управление»

Фонд оценочных средств (далее ФОС) разрабатывается и утверждается как самостоятельный системный документ, регламентирующий организацию процедуры диагностики достигнутого уровня предметной и нормативно заданных компетенций в процессе изучения дисциплины «Антикризисное управление».

Фонд оценочных средств учебной дисциплины «Антикризисное управление» включает в себя следующие разделы (системные компоненты):

Читайте также:  Можно ли майнить дома закон

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 215 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Роль инноваций в антикризисном управлении

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.10.2016 2016-10-02

Статья просмотрена: 2275 раз

Библиографическое описание:

Комов, М. С. Роль инноваций в антикризисном управлении / М. С. Комов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 458-459. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33978/ (дата обращения: 11.06.2021).

На любом этапе развития экономической системы существует опасность возникновения кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается и его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Если руководство организации не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.

С другой стороны, кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений, начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности. [1]

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Но, исходя из теории экономических циклов, за экономическим подъёмом всегда следует замедление экономического роста и как следствие кризис, одним из источников его преодоления, по нашему мнению, являются инновации.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление инновациями — важнейшая задача антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, отрасли, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Проблемой в этом контексте является сложность определения сроков окупаемости инновационных проектов, что в свою очередь порождает невозможность точно определить необходимый объём материальных и иных ресурсов. Особая роль здесь принадлежит управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать эффективные управленческие инновационные решения. Рассмотрим подробнее этот процесс.

Читайте также:  Как продать биткоин через сбербанк

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

На уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние факторы, способствующие разработке нововведений: сохранение и расширение производственной базы, сокращение затрат, реализация нужд и предложений потребителя, повышение научно-технического потенциала специалистов; имидж корпорации.

Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений: высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений, длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок, большая неуверенность в успехе, непатентоспособность нововведения, трудности в сохранении доли на рынке, отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров.

Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

− организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

− поиск этой группой разнообразных источников информации как внутри, так и внефирменных;

− использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

− поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;

− четкая стратегия управления нововведениями.

Эти признаки характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом и отражают необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Особо следует выделить факторы, сдерживающие инновационную деятельность, а в условиях экономического кризиса и вовсе блокируют её. К ним относятся высокая степень физического и морально износа основных производственных фондов, низкая квалификация персонала предприятия, высокая инфляция в стране и величина ссудного процента.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах — способность определения приоритетов.

В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:

− адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночную условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

− конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. [2]

Создание новых инновационных структур — одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока, или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Таким образом, инновации в антикризисном управлении, в настоящее время, являются основным элементом и способом воздействия на деятельность предприятия. Они могут иметь абсолютно разные направления, но основная цель будет одна — успешное функционирования предприятия. Инновации в антикризисном управлении могут затрагивать управление предприятием в целом, производство, работа с контрагентами и т. д. Грамотное применение инноваций способно предотвратить кризисную ситуацию, а также послужить неотъемлемой частью при выходе предприятия из кризиса.

  1. Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э. М. — М.: ИНФРА-М, 2002, с. 432.
  2. Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд. — ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 311 с.

Источник

Оцените статью