Инфраструктура для работы с инвестициями

Все про инвестиции в инфраструктуру

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Любой экономический процесс требует финансовых вложений. Без этого никуда. Особенно сильно в них нуждаются предприятия, которые только находятся в начале пути своего развития или желают продолжить развитие. Такие инвестиции интересны каждому, кто располагает большими финансами и желает помочь своему государству в дальнейшем развитии. О том, как все это работает и с чего начинать, конечно же, вы узнаете прямо сейчас.

p, blockquote 2,0,1,0,0 —>

Преимущества и недостатки инвестиций в инфраструктуру

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

У любых инвестиций, в том числе и тех, что связаны с инфраструктурой, есть как свои преимущества, так и недостатки. Они обязательно должны быть учтены перед тем, как вкладывать свои средства.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

p, blockquote 5,1,0,0,0 —>

  • Стимуляция экономики страны. Создавая инфраструктуру, вы можете создать хороший инвестиционный климат для частных инвесторов. Чем это сулит? В экономике страны появятся новые деньги, которые сделают население немного богаче, а также стабилизируют валюту и улучшат уровень жизни в целом.
  • Гарантированная прибыльность. Вкладывая деньги в инфраструктуру, инвестор сможет получать доход со 100% гарантией. Это обусловлено следующим пунктом. Тут нет каких-либо рисков, сопряженных с кризисов, рынков и всего того, что делает другие инвестиции более рискованной затеей для человека, чем раньше.
  • Законные инвестиции. Вкладывая деньги в инфраструктуру, вы можете гарантировать себе совершенно белый доход, который подтвержден на законодательном уровне. Конечно же, речь идет о договорах, которые будут гарантировать тот или иной процент прибыли с вложенной суммы.
  • Большое количество проектов. Инфраструктурой может быть что угодно, начиная с банковских и медицинских учреждений, а заканчивая банальными магазинами. Только пользователю предстоит выбор того, куда инвестировать свои средства и какой процент выбрать. Огромная вариативность — чуть ли не ключевой параметр таких инвестиций.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

  • Высокий порог входа. Чтобы начать инвестировать в инфраструктуру какого-либо города или района, нужно иметь солидные финансовые возможности. Речь идет о миллионах, а не тысячах рублей.
  • Не слишком высокая прибыль. Да, хоть доход и будет гарантированным, но речь идет о 5-10% в год. О высокой прибыли, к сожалению, тут речь идет. Вкладывая свои средства в инфраструктуру, человек будет делать это ради общества, а не прибыли.
  • Нужны специальные знания. Это необходимость для понимания перспективы того или иного проекта, связанного с инфраструктурой.

Резюмируя все вышеупомянутое напрашивается вывод о том, что инвестиции в инфраструктуру могут быть названы прибыльными, интересными полезными! Поэтому к ним точно стоит присмотреться

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Способы инвестирования в инфраструктуру

p, blockquote 8,0,0,1,0 —>

Есть сразу несколько способов, которые могут быть использованы для инвестирования во всю инфраструктуру. Только вам рекомендуется выбирать наиболее оптимальный для себя вариант и начать им пользоваться прямо сейчас.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

  • Создание личных проектов, сопряженных с инфраструктурой. Речь идет об открытиях детских садов, банков, магазинов и так далее. Список может быть настолько обширным, что не хватит и тысячи статей на то, чтобы описать каждый из них. Выбирая такой способ инвестирования, нужно проанализировать тот или иной район, город, поняв то, чего ему не хватает.
  • Вложения в уже готовые проекты, которые связаны с инфраструктурой. Например, вложения в банки, общественные транспорт, предприятия, частные и школьные учреждения.
  • Облигации федерального займа. Пока этот способ, к сожалению, не актуален, но правительство говорит о том, что желает развивать его и дальше. Суть в том, что планируется создать ОФЗ (облигации федерального займа), которые будут сопряжены с привлечением частных инвесторов для создания инфраструктуры в городах. Знать об этом обязательно. Это серьезно повлияет на такой вид инвестиции в ближайшие годы.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —> p, blockquote 11,0,0,0,1 —>

Это все способы, которые есть и могут быть использованы для инвестирования в инфраструктуру.

Источник

Инвестиционная инфраструктура

Для привлечения инвестиций необходимы условия, обеспечивающие и поддерживающие приток капитала, привлекающие потенциальных инвесторов.

Обязательным фактором формирования благоприятной инвестиционной среды является наличие критериев на базе которых способны появиться новые бизнес идеи и инвестиционные программы. Одним из таких критериев выступает наличие среды, способной минимизировать издержки, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности. В добавок к этому необходимо поле, обеспечивающие защиту прав и интересов инвесторов.

Перечисленные задачи способна обеспечить крепкая, современная и динамично развивающаяся инвестиционная инфраструктура.

Что такое инвестиционная инфраструктура, если её рассматривать на макро и микро уровне?

С точки зрения макро экономики , инвестиционная инфраструктура это набор информационных, материальных, организационных, финансовых, кредитных и других инструментов, обеспечивающих стабильную и эффективную реализацию вложений и взаимодействие всех её участников. Всё это формирует предпосылки для повышения эффективности инвестиционных отношений.

В микро масштабе, рассматривая отдельную компанию, занимающуюся инвестиционной деятельностью, это взаимосвязь отделов и подразделений фирмы, непосредственно отвечающих за анализ, оценку, планирование и реализацию инвестиционной программы.

Стоит отметить высокую роль инвестиционной инфраструктуры.

Ведь именно она позволяет воплотить в жизнь запланированные инвестиционные проекты и идеи. Реализуется это путём аккумулирования инвестиционных ресурсов и последующего их размещения на площадках, обладающих всеми условиями для плодотворного взаимодействия инвесторов, авторов идей, подрядчиков, консультантов и т.д.

Читайте также:  Ripple leather или гладкая кожа

Инфраструктура позволяет реализовать финансовые возможности её участников наиболее эффективно, что поддерживает рост экономики. Всё это способствует улучшению качества производимой продукции, а в конечном итоге и финансово-экономических показателей компаний. Признаком увеличения и ускорения движения капитала является повышение общего числа инвестиционных сделок на рынке.

Функции инвестиционной инфраструктуры, или совершенствованию каких направлений она способствует:

  • появление предпосылок и условий для осуществления инвестиционного процесса
  • снижение инвестиционных рисков
  • удобное и дешёвое привлечение инвестиционных средств
  • аккумулирование финансовых ресурсов.

Объекты и субъекты инфраструктуры

Субъектами или участниками здоровой инвестиционной инфраструктуры, способствующими её развитию, выступают:

  • инвестиционные компании и корпорации
  • страховые организации
  • банковские учреждения
  • инвестиционные фонды
  • различные участники валютных, фондовых, товарных рынков
  • консалтинговые организации
  • аудиторские компании и другие оценочные организации.

Наличие требуемых участников недостаточно для эффективной работы инфраструктуры вложений. Залогом успеха выступает отлаженное взаимодействие всех её участников.

По группам можно выделить компании, относящиеся к финансовому, технологическому и образовательному направлению деятельности. Образовательные учреждения готовят квалифицированных специалистов, финансовые регулируют денежное обращение, технологические отвечают за функционирование всего процесса.

Объектами инвестиционной инфраструктуры можно смело назвать активы и проекты, создающиеся в процессе её построения. Например, транспортные объекты (от дорог до логистических хабов), объекты коммунального хозяйства, объекты социального назначения и здравоохранения, туристические базы и т.д.

Инфраструктурные проекты в городах и регионах

В условиях экономического кризиса и дальнейшей финансовой нестабильности большинство стран и их регионов стали пересматривать собственные стратегические цели экономического развития. Применительно к России, кризис и действующие санкции существенно сократили доходную часть федерального бюджета, и, принимая во внимание, существующее экономическое неравенство между отдельными городами и регионами страны остро встал вопрос о незамедлительном восстановлении, а где-то и о создании, инвестиционной инфраструктуры для исправления существующего недостатка.

Какие задачи способна решить реализация инфраструктурных проектов в городах и регионах нашей страны?

  • выравнивание цен на продукты первой необходимости
  • выравнивание цен на услуги ЖКХ, электроэнергии
  • выравнивание уровня доходов населения
  • выравнивание уровня внутреннего валового продукта на регион/город.

Перечисленные меры способны заметно повысить уровень привлекательности отдельного города либо региона для потенциальных инвесторов, а самое главное увеличить размер доходной части регионального/городского бюджета.

Наиболее актуальными и востребованными направлениями развития и создания инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе считаются:

  1. транспортные проекты
  2. благоустройство городской среды
  3. жилищно-коммунальное хозяйство
  4. туризм
  5. другие сферы городского хозяйства.

Финансирование и вложение средств в предложенные направления способно дать максимально положительный эффект для экономики города и региона, а также стать фундаментом дальнейшего развития.

Проблемы развития инфраструктурных проектов в России:

  • ограниченность финансирования (создание инфраструктуры требует крупных денежных вливаний, львиная доля финансирования происходит за счет средств федерального бюджета. В условиях экономического кризиса объём государственного финансирования сокращён.)
  • административные барьеры (большое количество процедур, связанных с получением разрешительной документации и подведением производственной инфраструктуры для реализации проекта)
  • отсутствие актуальных инструментов взаимодействия частного и государственного капитала.

В таких непростых условиях рынок всё же рождает инструменты способные посодействовать решению озвученных проблем. Развитие инфраструктуры в городах и регионах страны на сегодняшний день возможно благодаря использованию метода государственного частного партнёрства. Это вид партнёрства, где для решения вопросов государственной важности используется как федеральный, так и частный капитал.

Признаками, сигнализирующими о наличии успешной инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе, будут:

  • информационные центры для инвесторов, где собрана информация о приоритетных направлениях развития региона и о проектах, планируемых к запуску
  • наличие подразделения, занимающегося экспертной оценкой будущих проектов
  • наличие подразделения для взаимодействия с федеральными органами власти
  • развитая региональная банковская структура
  • структура страхования рисков для участников всех инвестиционных проектов.

Источник

Инфраструктурные инвестиции: проблемы и перспективы

экономические науки

  • Рачеева Яна Вадимовна , магистр
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ИНВЕСТОР
  • ПРОЕКТ
  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
  • ИНФРАСТРУКТУРА
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Похожие материалы

Инфраструктурные инвестиции – вложение капитала в комплекс объектов, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Инфраструктуру можно разделить на социальную (больницы, дома культуры и спорта, школы, государственные учреждения и суды), транспортную (дороги, мосты, железная дорога, туннели, водные и воздушные порты), энергетическую (генерация, передача и распределение энергии и газа) и коммунальную (городское устройство, централизованные системы водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, переработка и утилизация мусора).

Развитие инфраструктуры — один из основных факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны и определяющую роль в этом процессе играют инвестиции.

Многие ученые и эксперты утверждают, что инвестирование в инфраструктуру для решения обостряющихся проблем в этой сфере — это действенный, эффективный и надежный способ стимулирования развития экономики. Вложение инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает такой эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика демонстрирует уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается качество жизни населения в целом. В непростых финансово-экономических условиях именно вложения в инфраструктуру помогут быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому участие и поддержка государства на начальном этапе жизненно необходимы.

В России формирование и поддержание инфраструктурных объектов на должном уровне всегда имело определенные трудности. Сейчас, в рыночных условиях, как и советское время, финансирование происходит по остаточному принципу. Средства поступают в основном из бюджета и их недостаточно. Объекты, построенные в прошлом веке, стареют, изнашиваются и требуют модернизации. Наблюдается нехватка вложений в высокотехнологичные и специализированные комплексы, в авто- и железнодорожную инфраструктуру, увеличиваются транспортные издержки, происходит нерациональное задействование мощностей. Так как развитие инфраструктуры оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке, экономический рост территориальных образований, развитие предпринимательской деятельности, развитие инновационных технологий, то необходима разработка методов решения поставленных задач главным образом за счет инвестиций.

Читайте также:  Buying bitcoin with credit cards

В сложившихся экономических и политических условиях российское правительство стремится ускорить процесс осуществления инфраструктурных проектов. В этой связи активно разрабатывается нормативное регулирование. Основным механизмом взаимодействия власти и бизнеса для решения тех или иных практических задач в сфере создания общественных благ, при нехватке бюджетных средств, становится государственно — частное партнерство (ГЧП) [4, с. 248-251].

Несмотря на все преобразования, в настоящий момент существует несколько факторов, которые препятствуют активному развитию ГЧП в регионах. К основным проблемам можно отнести неразвитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства; отсутствие опыта реализации ГЧП проектов; недостаточная инвестиционная привлекательность субъектов, особенно тех, которые расположены далеко от основных центров страны.

В свою очередь показателями уровня развития институциональной среды в субъектах РФ является региональный закон об участии субъекта в ГЧП, нормативно-правовые акты субъектов РФ, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП, а также наличие органов власти субъектов, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за развитие ГЧП.

На сегодняшний день 80% субъектов РФ приняли законы об участии в ГЧП, в 18 регионах данные законодательные акты применялись для реализации проектов и только в 3 субъектах региональное законодательство эксперты оценивают как эффективное. Сложности также состоят в том, что в 2014 году были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые, по сути, отменили возможность проведения конкурсов на предоставление земельных участков, сделав обязательным проведение аукционов и установив ряд исключений. Так как большинство применяемых региональных законов об участии субъекта РФ в ГЧП проектах предусматривали имущественное участие региона через проведение конкурса на землю, поэтому дальнейшая судьба данных законов неизвестна. В связи с этим основной задачей для всех субъектов РФ является приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и с общепринятыми принципами ГЧП.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые устанавливают порядок работы с проектами, действуют в 45 регионах страны, однако в 36% случаях данные акты имеют низкое качество проработки, в 19 регионах качество можно оценить как достаточно высокое, и только в 10 субъектах как высокое. В отдельной регламентации нуждается взаимодействие между ведомствами при инициировании, согласовании и разработке концессионных проектов по инициативе властей, межведомственное взаимодействие при рассмотрении сложных проектов в рамках частной концессионной инициативы, а также оценка целесообразности и порядок предоставления субсидирования из регионального бюджета на исполнение обязательств в рамках концессионных соглашений.

Что касается органов власти субъектов, которые ответственны за государственно-частное партнерство, то существует необходимость выстраивать более эффективное взаимодействие с частными партнерами на всех этапах жизненного цикла проектов, а также повышать информационную открытость таких структур.

Помимо рассмотренных показателей, влияющих на уровень развития институциональной среды в сфере ГЧП, также можно выделить качественную проработку и учет специфики механизмов государственно-частного партнерства в документах стратегического планирования, опыт «проектных команд» в регионе; системный подход к развитию сферы ГЧП в целом на региональном уровне.

В ряде субъектов РФ состояние институциональной среды все еще остаётся неудовлетворительным, что негативно влияет на перспективы привлечения инвестиций в проекты ГЧП и не позволяет выстроить единую государственную политику субъекта по развитию сферы ГЧП.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие государственно-частного партнерства, является опыт регионов в качественной реализации проектов. Наблюдаемое увеличение количества проектов достигается более ответственным подходом субъектов заполнению информации по проектам, многократным ростом числа муниципальных концессий, активностью субъектов по инициированию новых проектов, но, тем не менее, прирост проектов не гарантирует улучшение ситуации с качеством их подготовки. При разработке проектов допускается ряд существенных ошибок: отсутствуют существенные условия концессионного соглашения, формального подхода к определению обязательств концедента перед концессионером и другие. Качество проектов – это один из ключевых рисков развития ГЧП на ближайшую перспективу, который может существенно притормозить дальнейшее развитие партнерства государства и бизнеса в России.

Ещё один немаловажный фактор, влияющий на активность частных инвесторов – инвестиционная привлекательность региона. При оценке данного фактора учитываются множество показателей: уровень экономического роста региона, размеры рынка, конкуренция, темпы роста рынка, факторы риска и другие. В России большое количество регионов с потенциалами роста, но многие инвесторы опасаются вкладывать в районы, находящиеся далеко от основных центров страны. В итоге большую долю капиталовложений получают регионы с крупными городами, где большая доходность и меньший риск.

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в регионах возможно только при условии выполнения следующих условий: формирование эффективных проектных команд в регионах путем создания комплексных программ обучения специалистов органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс разработки и реализации проектов ГЧП; разработка и внедрение регламентов для системного подхода в управлении проектами ГЧП; методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы; принятие и введение положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать ускоренному развитию государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации.

Стоит отметить, что ГЧП — не единственный механизм привлечения инвестиций в инфраструктуру. На рынке существуют такие инвесторы как негосударственные пенсионные фонды. Это новые игроки на рынке финансирования инфраструктуры, появившиеся из-за изменений в регулировании финансовых рынков.

Читайте также:  Экономическая оценка инвестиций тесты с ответами

В России объем средств в индустрии НПФ – около 2 трлн.руб. Часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных проектов – строительство дорог, систем переработки твердых бытовых отходов, водоснабжения, объектов культуры, образования и здравоохранения.

Пенсионные фонды могут принимать участие в финансировании проектов путем покупки облигаций, а затем возвращать вложенные средства в течение срока действия концессионного соглашения.

С одной стороны инфраструктура привлекательна для инвестиций средств НПФ, так как длительность инфраструктурных активов совпадает по длительности с долгосрочными пенсионными обязательствами, стабильность денежного потока от инфраструктурного проекта гарантирует выплаты по достижению пенсионного возраста, а за счет защиты доходов от инфляции, будет сохраняться реальная стоимость накоплений. С другой стороны, существует ряд проблем: отсутствие региональных программ и планов размещения объектов, не оформлены права собственности, потребность в долгосрочной тарифной политики и готовности её развивать с учётом инвестиций концессионера, а также нет восприятия особенностей инвестиций со стороны НПФ.

На сегодняшнем этапе Министерство экономического развития России ведет переговоры с негосударственными пенсионными фондами, которые начали вновь получать накопления граждан в апреле 2015 года после двухлетней заморозки. Фонды получили средства своих клиентов после прохождения процедуры акционирования и вступления в государственную систему гарантирования.

На мировом уровне стратегия институциональных инвесторов, специализирующихся на долгосрочных вложениях в инфраструктуру, начинает уходить от классических стратегий управления портфелями финансовых инструментов в сторону управления инфраструктурными проектами. Пенсионные фонды все активнее входят в капитал проектных компаний, защищая свои интересы ещё на стадии разработки тех или иных бизнес-процессов и решений, а также, следуя правилам «разумного инвестора», максимально используют возможности прямых инвестиций в рамках проектного финансирования.

Подводя итог, можно выделить основные задачи, решение которых позволит увеличить количество инфраструктурных инвестиций в Россию.

Во-первых, необходимо обеспечить прозрачность и конкурентность тендерных процедур, что повысит эффективность инвестиций в российскую инфраструктуру, так как это является одним из основных препятствий, сдерживающих развитие инфраструктуры в России.

Во-вторых, необходимо содействие правительства в достижении требуемого уровня доходности. На сегодняшний день частный сектор готов инвестировать в инфраструктуру, но из-за недостаточных гарантий возврата вложений, опасается вливать свои финансовые средства.

В третьих, региональные проекты должны получать финансирование из федерального бюджета. При этом получению такого финансирования должно предшествовать выполнение предварительных условий, которые снизят риск и увеличат шансы на успех проекта. Необходима разработка региональных стратегий развития инфраструктуры регионов.

В-четвертых, осуществлять крупные проекты необходимо на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры, основываясь рекомендациями по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, разработанных Министерством экономического развития. Также инвестиционные проекты, претендующие на финансирование из Фонда национального благосостояния, должны отбираться на основе строгих критериев, что повысит эффективность инвестиций.

Также необходимо устранять проблемы, связанные с оформлением прав собственности, что значительно упростит участие частного бизнеса в ГЧП проектах.

Одним из способов повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов является конкретизация и разъяснение государственной стратегии. Правительству необходимо объяснять приоритеты развития инфраструктуры и раскрывать информацию о проектах, находящихся на этапе планирования.

Немаловажная задача – разработка инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов: НПФ, страховых компаний, международных фондов

Существует потребность в стимулировании привлечения инвестиций зарубежных компаний в инфраструктурные проекты в России. Заинтересованным иностранным компаниям следует заниматься поиском надежного российского партнера для совместной разработки долгосрочной стратегии инвестиций в инфраструктуру РФ.

В заключении необходимо отметить, что даже в условиях экономического кризиса, Россия обладает большим потенциалом и готова предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Потенциал рынка страны ещё не до конца раскрыты, ни один совместный проект государства и бизнеса не доведен до финансового закрытия, многие проекты ещё только на стадии разработки. При этом инвесторам предоставляется широкий выбор проектов с различными масштабами участия.

Основным препятствием, мешающим привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты — неопределенность. На данном этапе в российская экономика испытывает нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантии возврата вложений, неконкурентных условий выбора исполнителей инфраструктурных проектов, а также из-за отсутствие понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствие понимания перспектив таких инвестиций.

Выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста в целом.

Список литературы

  1. НП «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 гг. М., 2015.
  2. НП «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М., 2013.
  3. «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.». Материалы исследования «Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России». 2014.
  4. Присяжная Р.И. Методы государственного стимулирования инновационного развития России // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XIII межвуз. конф. асп. и докт. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 0,24 п.л.
  5. Сизов Ю. Государственно-частное партнёрство на основе концессий как основа устойчивого развития экономической и социальной инфраструктуры России. Материалы Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко», М., 2014.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Оцените статью