Информационное обеспечение привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации 1
«Право и экономика», 2010, N 7
Отдельные акты законодательства и юридическая литература приводятся из СПС «КонсультантПлюс». По вопросам, рассматриваемым в данной статье, автор выражает только свою точку зрения.
В статье предпринята попытка исследовать государственное регулирование информационного привлечения иностранных инвестиций с целью выявления имеющихся в этой области пробелов. Рассмотрены вопросы режима доступа иностранных инвесторов к информации и их гарантии в этой области.
Получение иностранным инвестором точной и достоверной информации об объекте инвестирования, партнерах по инвестиционному проекту, правовом режиме инвестирования, административных процедурах легитимации инвестиций, уполномоченных органах государства — реципиента инвестиций, льготах, гарантиях и ограничениях, которые установлены в отношении иностранных инвестиций и другом в максимально короткие сроки с наименьшими транзакционными издержками, является одним из ключевых факторов, влияющих на принятие окончательного решения о реализации инвестиционного проекта.
Последние тенденции международного оборота иностранных инвестиций позволяют с уверенностью констатировать, что иностранные инвесторы вкладывают по преимуществу в экономики тех государств, информационное поле которых характеризуется высоким уровнем транспарентности.
Государственная политика
В государствах, преуспевших в привлечении иностранных инвестиций, информационному освещению вопросов инвестирования уделяется достаточно большое внимание. Делается это на уровне государственной политики, а решению вопроса придается статус стратегической задачи.
В Российской Федерации первые шаги в этом направлении были сделаны после запуска механизмов приватизации и реализации поставленной задачи включения в нее иностранных инвесторов. Первым принятым документом на эту тему явилось Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1992 г. N 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий». В данном Постановлении предусматривалось создание компетентного органа (Государственный информационный центр содействия инвестициям), на который были возложены задачи практического внедрения и реализации организационных мероприятий, разрабатываемых учредителями, в том числе формирование базы данных о российских предприятиях, содействие российским и иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров, организация семинаров, конференций и других мероприятий в интересах учредителей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 данный центр был преобразован в Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации (далее — Центр). Задачами преобразованного Центра стали: информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов; маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом; разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции; представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями; содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров; участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Следует отметить, что определение компетенции уполномоченного органа без точной правовой регламентации доступа к информации иностранных инвесторов не могло способствовать созданию целостной системы информационного обеспечения иностранных инвестиций.
В 1995 г. была принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016.
В указанной Программе помимо вопросов привлечения иностранных инвестиций декларировались задачи информационного обеспечения:
создание благоприятного инвестиционного климата регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществление рекламно-информационной кампании в печатных изданиях;
заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;
снижение транзакционных издержек инвесторов;
содействие государствам, действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам;
сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства.
В 1998 г. была принята Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 — 1999 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785, которая предусматривала разд. 3.4 «Защита инвесторов путем повышения качества и достоверности предоставляемой им информации и совершенствования системы ее предоставления». Указанным разделом лишь частично были намечены общие планы работы в области раскрытия информации на рынке ценных бумаг и в сфере бухгалтерского учета. Без внимания остались вопросы, касающиеся информационного обеспечения иностранного инвестирования в Российской Федерации.
Кроме Российского центра содействия иностранным инвестициям в структуре органов, ответственных за привлечение инвестиций на федеральном уровне, действует Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, который является постоянно действующим органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным с инвестиционной привлекательностью экономики Российской Федерации, а также возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации (см. Положение о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1141).
В структуре Минэкономразвития России также функционирует Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства, задачей которого является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций.
В настоящее время отсутствуют специальные программные документы о привлечении иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в виде отдельного документа. Вместе с тем вопросы улучшения информационного обеспечения иностранного инвестирования затрагиваются в иных документах, регулирующих доступ к информации. В первую очередь необходимо упомянуть Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» , утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65. Реализация мероприятий, предусмотренных данной Программой, будет продолжена и после 2010 г. . Наряду с решением задачи создания инфраструктуры электронного правительства Программа должна способствовать и созданию благоприятного инвестиционного климата. Следует отметить, что электронизация оказания государственных услуг, в том числе услуг предоставления информации, была начата в развитых странах раньше, чем в Российской Федерации, которая в этом направлении стоит в ряду стран, опаздывающих с созданием инфраструктуры электронного правительства .
См.: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/.
Предусмотрена разработка на 2011 — 2018 гг. долгосрочной целевой программы «Информационное общество».
Об успехах реализации программы «Электронная Европа» и интернетизации оказания государственных услуг в США см. [1, 2].
Реализуется также Концепция региональной информатизации до 2010 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. N 1024-р.
Вместе с тем отмечается отставание в реализации мероприятий программ, что не может сказаться на создании открытого информационного поля, привлекающего иностранных инвесторов. Так, не отлажено электронное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами по вопросам оформления таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представления отчетной документации, предусмотренной законодательством об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, несмотря на то, что это планировалось осуществить еще в 2003 — 2004 гг. Не принят закон «Об электронной торговле», хотя в соответствии с планами Программы должно начаться активное внедрение системы электронной торговли даже в государственный сектор [1]. Указанные обстоятельства не могут способствовать созданию открытого информационного поля для привлечения иностранных инвесторов.
В ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24 июля 2007 г.) среди форм и методов регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотрены создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности.
Заинтересованность в информационном обеспечении инвестиций прослеживается и в международных соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций (капиталовложений), заключенных Российской Федерацией как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Ряд из них содержит нормы, регламентирующие информационные отношения при осуществлении капиталовложений.
Рассматривая вопрос информационного сотрудничества, закрепленный в двусторонних соглашениях о поощрение и взаимной защите капиталовложений, некоторые специалисты выделяют следующие его формы :
обеспечение открытости и доступности законодательства, относящегося или затрагивающего иностранные инвестиции (капиталовложения);
«обычная публикация» законодательства и правоприменительной практики по вопросам инвестиций (капиталовложений);
обмен информацией о последствиях, которые могут иметь законы или иные правовые акты для капиталовложений;
проведение государственными органами консультаций и обмена информацией по вопросам инвестиционной деятельности;
предоставление информации потенциальным инвесторам;
информирование о приватизации, проведении аукционов и конкурсов, приватизируемых предприятиях и других объектах приватизации .
Подробнее см.: Алексей Ефремов. Информационное обеспечение иностранных инвестиций в Российской Федерации: международно-правовые аспекты. Доступно на: http://old-opec.hse.ru/library/article.asp?d_no=1483&c_no=19&c1_no=.
См.: Article 6 of Agreement on Trade Related Investment Measures, Apr. 15, 1994, Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization, Annex 1A at 1448 (1994). Доступно на сайте: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/18-trims.pdf.
Не оставлен без внимания вопрос о доступе к информации и многосторонних международных соглашениях. Действующее в рамках ВТО Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (Российская Федерация не является участником) определяет рамки для национальных норм, регулирующих прямые иностранные инвестиции постольку, поскольку они могут затрагивать свободное движение международной торговли. Соглашение в соответствии со ст. 10 ГАТТ устанавливает требование раскрытия информации, утаивание которой может воспрепятствовать приведению норм, содержащихся в данном Соглашении, в исполнение, а также иным образом противоречить публичному интересу или устанавливать ограничения законных интересов отдельных компаний, публичных или частных .
Перечень сведений конфиденциального характера утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.
Доступ к информации иностранных инвесторов
Объем прав иностранных инвесторов на доступ к информации подчиняется общим правилам определения правового режима деятельности иностранных инвесторов: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (см. ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29 апреля 2008 г.)). Установленный национальный режим деятельности означает: если иное не предусмотрено законом, иностранный инвестор обладает правом доступа к информации в объеме не меньшем, чем это предусмотрено для российских инвесторов. В законодательстве Российской Федерации отсутствует специальное регулирование доступа иностранных инвесторов к информации, что означает применимость общих правил к соответствующим отношениям. Кроме того, законодателем в специальных законах подчеркивается недопустимость ограничения прав иностранных лиц: «не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации» (см. ст. 10 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).
Поиск, получение, передача, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации урегулированы в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации), который распространяется в равной мере на российских и иностранных лиц.
Отметим, что иностранные организации имеют право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся их прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении ими своей уставной деятельности.
Не может быть ограничен доступ:
к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
к информации о состоянии окружающей среды;
к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Предоставляется бесплатно информация:
о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
иная установленная законом информация (ст. 8 Закона об информации).
Действующее законодательство предусматривает следующие виды информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения:
информация, свободно распространяемая;
информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа (доступ ограничен федеральными законами) (см. ст. 5 Закона об информации).
Однако установлены и ограничения доступа к информации. Иностранный инвестор так же, как и российское лицо, будет ограничен в получении информации, которая является конфиденциальной и составляет государственную, служебную, коммерческую, профессиональную и иную тайну (ст. 9 Закона об информации).
Свою позицию применительно к информационному обеспечению на фондовом рынке выражал и Конституционный Суд РФ в Определении от 2 марта 2000 г. N 38-О, где указано, что информационная прозрачность — это фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, прежде всего самих владельцев ценных бумаг. По мнению автора, данное положение в равной мере применимо и к информационному обеспечению иностранных инвестиций в целом.
В теории транспарентности существуют три способа определения тайны информации:
позитивный способ состоит в определении сведений, составляющих тайну информации, путем указания на их содержание, характеристики и объем в нормативном правовом акте;
негативный способ определения объема сведений, составляющих тайну, состоит в установлении в нормативном правовом акте перечня сведений, которые не могут составлять тайну информации;
В законодательстве Российской Федерации, регламентирующем доступ к информации, используется последний из указанных способов.
Заслуживает внимания и вопрос раскрытия информации. Отметим, что раскрывать информацию иностранным инвесторам в случаях, предусмотренных законом, должны как государственные органы, так и частные лица. Кроме того, осуществляя определенные виды деятельности на территории Российской Федерации, иностранные инвесторы сами являются субъектами, обязанными раскрывать определенные сведения. Вопросу раскрытия информации хозяйствующими субъектами в связи со сложностью данной проблемы посвящены отдельные исследования [3, 4]. Поэтому лишь пунктирно отметим наличие обязанностей в некоторых областях правового регулирования. Обязанности раскрытия информации предусмотрены на рынке ценных бумаг и валютном рынке, в сферах деятельности инвестиционных фондов, акционерных обществ, банков, субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии, строительства и в др. Например, объем раскрытия информации относительно предметно урегулирован в Градостроительном кодексе РФ, ст. 58 которого определяет сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, являющиеся открытыми и общедоступными; исключение сделано в отношении сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа [5].
См.: п. 7 Правил представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795.
Рассмотрим вопрос раскрытия информации иностранными инвесторами о себе как условие допуска их инвестиций в российскую экономику. Российское законодательство намного гибче относится к вопросу раскрытия информации по сравнению с юрисдикциями иных стран, обусловливающих легитимацию допуска инвестиций раскрытием информации о «конечном бенефициаре», «контролирующем лице» и т.д. Обязанность раскрытия информации иностранным инвестором предусматривается лишь в определенных случаях. Например, иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, обязаны уведомить уполномоченный орган о приобретении ими 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, указав в том числе перечень лиц, осуществляющих контроль над ним, а также признаки нахождения под контролем . Отметим, что данные сведения далеко не всегда позволяют понять, в чьих интересах совершается сделка, да и сам порядок распространяется на узкий круг сделок.
В первую очередь имеются в виду Федеральные законы от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Вопрос раскрытия информации органами государственной власти является одним из опорных в создании информационного общества. Негативными индикаторами инвестиционного климата Российской Федерации, о которых прямо заявляют иностранные инвесторы на многочисленных площадках, организуемых для обсуждения вопросов привлечения капиталовложений, являются закрытость деятельности органов государственной власти и «непрозрачность» механизма принятия решений. В российском законодательстве за последнее время произошли серьезные изменения, направленные на решение указанных проблем. В частности, предусмотрена разработка административных регламентов по исполнению органами государственной власти государственных функций (оказание государственных услуг), принят ряд федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих доступ к информации о деятельности государственных органов и судов . В них установлены принципы обеспечения доступа к информации, определены форма предоставления информации, права пользователей информации, регламентирован доступ к информации, размещаемой в сети Интернет, урегулирована процедура подачи и рассмотрения запросов информации. Одним из средств раскрытия информации являются официальные сайты органов государственной власти. На федеральном уровне требования к таким сайтам и объему раскрытия информации унифицированы .
См.: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»; Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти установлены Приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470.
См., например: Распоряжение Правительства Москвы от 6 ноября 2009 г. 2877-РП «Об утверждении комплекса мероприятий по созданию единого информационного инвестиционного портала города Москвы». Назначением такого портала являются: информационное обеспечение инвестиционной деятельности в г. Москве, проводимой органами исполнительной власти г. Москвы, государственными и частными инвесторами; оперативное и эффективное предоставление пользователям Единого информационного инвестиционного портала г. Москвы сведений об объектах инвестиционной деятельности и объектах, предназначаемых к вынесению на торги, а также о мероприятиях по реализации инвестиционных проектов; информационное обеспечение координации деятельности по согласованию документов по договорам и иным гражданско-правовым актам, в том числе по инвестиционным контрактам.
Сайты, содержащие информацию об инвестиционной деятельности в регионе, создаются и органами государственной власти субъектов Российской Федерации . Несмотря на то что данные сайты не всегда ориентированы на иностранных инвесторов, последние могут почерпнуть из этих источников некоторую полезную для них информацию.
На момент написания статьи сайт находился на реконструкции. Содержалась ссылка о переадресации на www.economy.gov.ru.
Современные условия привлечения инвестиций обязывают пересматривать положение превалирования тайны информации, выдвинув на первый план тезис о первичности и естественности информационной свободы получения инвесторами необходимой информации, сокрытие которой не является необходимым для национальных интересов. В первую очередь такая информационная свобода должна быть предоставлена в сфере отношений, непосредственно касающихся иностранных инвесторов. Например, установление запретов и ограничений в отношении иностранного капитала, в том числе критериев, по которым ограничивается иностранное участие; последствия для иностранных инвесторов, процедура легитимации сделки должны быть максимально открыты и прозрачны. В этом отношении деятельность Комитета по иностранным инвестициям США представляется более транспарентной, нежели деятельность Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации [6].
Источники получения информации и информационный «облик» России
Глобальная интернетизация оборота информации обусловливает особый интерес в изучении интернет-сайтов как источников получения иностранными инвесторами интересующей их информации. Создание информационных порталов, заполненных «контентом» по вопросам, интересующим потенциальных иностранных инвесторов, является установившейся мировой практикой и неотъемлемым атрибутом создания благоприятного инвестиционного климата. Например, подобные сайты функционируют для освещения вопросов инвестирования в Китае (http://www.investinchina.cn), Индии (http://www.nriinvestindia.com/), Украине (http://www.investukraine.net/) и других странах. Такие порталы, как правило, создаются и администрируются властями государства — реципиента инвестиций или под их патронажем. Кроме того, существуют порталы, созданные частными лицами, ассоциациями и иными организациями бизнес-сообщества.
Основным сайтом, на котором размещена информация по вопросам регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, является сайт, администрируемый Министерством экономического развития РФ, — http://invest.gov.ru/.
К сайтам, созданным организациями бизнес-сообщества, относится, например, портал Ассоциации европейского бизнеса http://www.aebrus.ru/, фокусирующийся на мониторинге и анализе вопросов, связанных с ведением европейскими компаниями бизнеса в России.
Можно выделить также группу сайтов, созданных как российскими, так и международными консалтинговыми, исследовательскими, иными организациями и информационными агентствами, оказывающими услуги в области иностранных инвестиций, например: сайт Национального инвестиционного агентства http://www.russiainvest.ru/, а также http://www.wikinvest.com/industry/Investing_in_Russia, http://www.russia-ic.com/, http://www.investrussia.org/, http://www.invest2russia.com/, http://www.bestwaytoinvest.com/russia. Такие сайты создаются и на региональном уровне. Например, привлечению инвестиций в регион Урала посвящен портал http://www.investinural.com/.
Сегодня можно констатировать отсутствие единого портала, через который иностранный инвестор, исследующий перспективы реализации инвестиционного проекта в России, мог бы получить исчерпывающую информацию. Из практики иностранных государств следует, что такой портал должен содержать: информацию о нормативных правовых актах государства — реципиента инвестиций, включая официальные переводы текстов основных законов и подзаконных актов на английский и иные языки международного общения, перечень инвестиционных проектов, к сотрудничеству по которым приглашаются иностранные инвесторы, условия реализации конкретных инвестиционных проектов, информацию о гарантиях и льготах, которые предоставляются иностранным инвесторам, координаты необходимых органов государственной власти, уполномоченных на принятие соответствующих решений и др. Кроме того, на данном портале должны содержаться ссылки на ресурсы российского Рунета по интересующим инвесторов вопросам и сайты органов государственной власти, русскоязычные страницы которых, в свою очередь, должны дублироваться на английском языке. В перспективе в свете реализации программ «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» и «Информационное общество» подобный портал можно использовать и для легитимации инвестиций, в том числе подачи электронных заявлений на открытие филиала, официального запроса информации, разъяснения законодательства и т.д.
Большое значение имеют отчеты и оценки международных рейтинговых агентств, которые прямым образом влияют на инвестиционный имидж государства — реципиента инвестиций и, как следствие, на привлечение инвестиций. Негативные оценки, по мнению многих аналитиков, обусловливаются как стереотипными оценками в отношении России, так существующими институциональными проблемами в российской экономике и правовой системе. В мире насчитывается более 100 рейтинговых агентств. К наиболее известным и авторитетным агентствам, к оценкам которых обращаются иностранные инвесторы в рамках прединвестиционного анализа, относятся Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s, Morningstar. Например, рейтинг Российской Федерации, присвоенный Fitch Ratings, составляет BBB — достаточный уровень кредитоспособности. Несмотря на то что за последнее время рейтинги указанных агентств в отношении Российской Федерации возросли, их состояние в условиях мировой жесткой конкуренции за приток инвестиций видится недостаточным.
Кроме того, на создание благоприятного инвестиционного фона привлечения инвестиций огромное влияние оказывают средства массовой информации. Оценки экономической стабильности региона, уровня коррупции, транзакционных издержек, состояния институтов гражданского общества, судебной системы оказывают отложенный эффект на создание образа инвестиционного климата в государстве — реципиенте инвестиций, а следовательно, и на приток инвестиций.
Нельзя недооценивать и роль различных конференций, семинаров, выставок и иных площадок, на которых отечественный бизнес и государство получают возможность представить свои инвестиционные проекты «лицом» к иностранным инвесторам. Именно на таких мероприятиях зачастую заключаются крупные сделки. Успех же привлечения инвестиций во многом зависит от презентативных навыков реципиентов инвестиций.
Очевидно, что информационное сопровождение является одним из наиболее значимых инструментов привлечения иностранных инвестиций на российский рынок, который остро в них нуждается. В несколько раз возрастает роль информирования инвесторов в информационном обществе, построению которого посвящены рассмотренные в настоящей статье нормативные правовые акты [7]. Построение такого общества является обязательным условием привлечения крупных иностранных инвестиций в современном глобальном мире.
Источник