Имитационная модель бизнес плана

Имитационная модель бизнес плана

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Благодер Т.П. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

In clause features and advantages of imitating modelling are opened, the imitating model of formation and updating business-plan of a small enterprise is presented.

Особенностью решения задач планирования является необходимость учета при их решении множества переменных величин, характеризующих постоянно изменяющиеся рыночные условия. В связи со множеством сочетаний таких величин в течение определенного времени – планового периода – возникает большая размерность решаемых плановых задач. Нахождение наиболее эффективного решения требует огромных затрат труда, поэтому и возникает необходимость использования экономико-математических методов, обеспечивающих нахождение оптимального или рационального решения наиболее коротким путем.

Широко признанным методом решения сложных задач анализа, оптимизации и проектирования систем управления производством и технологическими процессами является имитационное моделирование.

К преимуществам имитационного моделирования можно отнести:

1. динамический характер отображения организационно-технологических и экономических систем;

2. отсутствие ограничений на вид зависимостей между параметрами имитационной модели и состоянием внешней среды; возможность исследования динамики взаимодействия компонент во времени и пространстве параметров системы;

3. возможность описания поведения компонент сложной системы с достаточной детализацией;

4. высокую адекватность имитационных моделей моделируемым системам;

5. широкая возможность применения различных средств математического описания.

Начало применения имитационного моделирования в строительстве относится к 70-м годам. В работах 70-80-х годов предлагались модели текущего и оперативного производственного планирования для разных уровней управления: строительно-монтажного треста, строительно-монтажных организаций, строительных участков. Указанные имитационные модели отражают методы, присущие административно-плановой системе советской экономики: обязательное выполнение государственного заказа и директивных показателей плана [1, 2].

Имитационное моделирование и анализ на чувствительность позволяют, с одной стороны, в результате моделирования получить наиболее адекватные реальности и рациональные плановые решения, а также ответы на вопросы типа “что, если”, с другой – принимать окончательное решение на основе субъективных оценок. Такое моделирование наиболее полно соответствует сути управления экономическими системами.

Применение имитационного моделирования позволяет балансировать плановые задания по подрядным строительно-монтажным работам со всеми видами ресурсов, оценить реальность и стабильность принимаемых плановых решений, вырабатывать решения по предотвращению возможных отклонений в процессе реализации плана.

Имитационные модели могут быть использованы для решения ряда задач планирования:

· составления бизнес-планов развития строительных организаций;

· определения эффективных вариантов годового плана строительства;

· формирования и корректировки оперативных планов строительного производства.

Имитационное моделирование применительно к деятельности малых строительных организаций позволяет создать эффективную и гибкую систему планирования.

В реальных, постоянно изменяющихся условиях, основным требованием к бизнес-плану является его адаптивность, то есть возможность корректировки в соответствии с изменениями внешних факторов.

Предлагается модель формирования и корректировки бизнес-плана. Блок-схема модели показана на рис. 1. Модель отражает основные взаимосвязи разделов бизнес-плана и последовательность проведения плановых расчетов для строительных организаций, выполняющих отдельные комплексы работ, что характерно для малых строительных организаций. Бизнес-план формируется на основе маркетинговых исследований, которые определяют спрос на продукцию и размещение заказов, уровень цен на работы и услуги, условия и цены при­обретения материалов, техническое развитие в данной сфере производства. Маркетинг строительной организации способствует формированию портфеля заказов и заключению договоров подряда.

Читайте также:  Основные разделы бизнес плана малого предприятия

Источник

Использование имитационной модели процесса в Business Studio для анализа и обоснования проекта оптимизации

Владимир Репин

Генеральный директор ООО «Владимир Репин Менеджмент»

Член ABPMP Russia

Руководитель отдела Анализа и методологического обеспечения ПО № 8 ГБУ «Аналитический центр» Департамента экономической политики и развития города Москвы

Консультант по управлению

Кандидат технических наук

Юрий Федосеев

Начальник отдела оптимизации бизнес-процессов и стандартизации ООО «ИНК»

Александра Мельникова

Ведущий специалист по стандартизации отдела оптимизации бизнес-процессов и стандартизации ООО «ИНК»

В статье представлены результаты имитационного моделирования процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» в среде Business Studio. Выполнен анализ процесса «как есть». Определены направления оптимизации процесса. Разработана модель «как должно быть». Путем имитации процесса определен потенциальный экономический эффект от возможного проекта оптимизации, за счет автоматизации в BPMS.

Статья может быть интересна специалистам в области организационного развития, использующим модели процессов в нотации BPMN в среде Business Studio.

Введение

В рамках проектов оптимизации необходимо не только представить заказчику целевую графическую диаграмму процесса, но и выполнить определенный расчет при помощи модели. Такой расчет дает возможность обосновать экономический эффект и снизить неопределенность в принятии решений.

Измерение — это совокупность снижающих неопределенность наблюдений. И если учесть тот факт, что многие решения, например, стоит ли внедрять новую ИС, принимаются компаниями в условиях неопределенности, то даже незначительное ее снижение способствует более удачному выбору.

Проводя имитационное моделирование , мы снижаем неопределенность в части трудоемкости процесса, его оптимальности, вариативности. Можем более объективно судить о способах его оптимизации, особенно выходя на автоматизацию.

В данной статье рассматривается имитационная модель реального процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» крупной промышленной компании. Используемый инструмент имитационного моделировании — Business Studio 4.2.

Заявки на вывод в ремонт оборудования подаются с целью предварительной проработки возможности вывода в ремонт, с учетом:

  • режима работы оборудования;
  • текущей схемы;
  • ранее разрешенных заявок;
  • совмещения работ различных подразделений на данном и смежном оборудовании.

Цель процесса — эффективное управление оборудованием за счет обоснованного, корректного и оперативного вывода в ремонт. Формально, результат процесса — это согласованная, утвержденная заявка, внесённая в сменное задание.

Автоматизация процесса практически отсутствует.

Цель анализа модели состояла в определении и обосновании путей оптимизации процесса путем расчета средней длительности (одного экземпляра процесса) и суммарных затрат на выполнение процесса за месяц. Результаты имитационного моделирования и анализа представлены ниже.

1. Исходная модель процесса для анализа «как есть» (80% заявок, поступающих в процесс, содержат ошибки)

Диаграмма процесса «как есть» представлена на рис. 1.
Участниками процесса являются:

  • инициатор подачи заявки;
  • оперативный персонал, в оперативном ведении у которого находится оборудование;
  • технический руководитель объекта;
  • оперативный персонал, в оперативном управлении у которого находится оборудование.

Стоимость рабочего времени указанных ресурсов была определена. Так, например, стоимость одного инициатора подачи заявки составляет 212 рублей в час.

Рис. 1. Диаграмма процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок».

На рис. 2 показана интенсивность запуска процесса (нагрузка на процесс). В месяц поступает около 1200 оперативных заявок на обработку. Фактически, заявки могут готовиться в любое время, но процесс запускается только в период с 16–00 до 18–00 ежедневно. В другое время заявки просто не рассматриваются.

Читайте также:  Критерии оценки бизнес плана кредитной организации

Рис. 2. Нагрузка на процесс. Количество заявок.

На схеме процесса показано время выполнения каждой операции. Например, для операции «Рассмотреть и согласовать заявку (совместимость)» сверху указано «Норм. Константа (0:05:00)». Это означает, что нормативное время выполнения данной операции составляет 5 минут. Там, где снизу операции написано «Ож. Константа…», это означает время ожидания выполнения , например, отсутствия ресурса и проч.

Обратим внимание, что время выполнения первой операции процесса «Оформить оперативную заявку» не является константой. Около 64% всех заявок оформляется 5 минут. В 27% случаев необходимо собирать данные для заявки, а это занимает 15 минут. В 9% случаев сбор данных занимает 20 минут.

Такое дискретное распределение было выбрано, реальный закон распределения времени формирования заявок неизвестен, учета нет. Со слов экспертов по процессу «в 20–30% случаев заявка формируется 15–20 минут необходимости сбора данных». Довольно неточное определение, к сожалению.

Рис. 3.Время оформления заявки.

На схеме процесса (см. рис. 1) красным цветом показана вероятность перехода по соответствующим стрелкам после шлюзов. Так, например, переход по стрелке «да» после шлюза «Имеются критичные ошибки в заявке?» будет осуществляться с вероятностью 80%

Имитация процесса проводилась для одного месяца — ноября 2018 г. По результатам имитации получены следующие данные:

  • среднее время выполнения одного экземпляра процесса — 2 часа 40 минут;
  • суммарная стоимость процесса за месяц — 128 тыс. рублей.

Анализ отчета по результатам имитации, сгенерированного Business Studio, показывает, что самая дорогая операция в рамках одного экземпляра процесса — это операция «Оформить оперативную заявку». Она стоит 32 рубля.

2. Измененная схема процесса — 10% заявок с ошибками

В первом варианте модели 80% заявок поступают с ошибками. Это приводит к тому, что процесс практически сразу завершается неудовлетворительным результатом (отказом от обработки заявки), фактически работает вхолостую. Возможно, в действительности это не совсем так, но со слов участников всё выглядит именно таким образом.

Было принято решение выполнить имитацию для случая полной загрузки процесса — когда только 10% заявок имеют критические ошибки (требуется их переделка). Кстати, устранение ошибок при оформлении заявок — это первое необходимое действие по оптимизации процесса.

По результатам имитации для случая с 10% ошибочных заявок получены следующие данные:

  • среднее время выполнения одного экземпляра процесса — 1 день и 6 часов (!);
  • суммарная стоимость процесса за месяц — 320 тыс. рублей.

Видно, что поскольку процесс работает «в полную силу», во время имитации периодически возникает очередь на обработку заявок. Иногда длинна этой очереди достигает 10 часов. Если бы все заявки были корректными и не отклонялись, реальный процесс сразу бы стал нежизнеспособным (сотрудники «разгребали» бы заявки почти целый рабочий день и более).

Оптимизация процесса

Итак, какие же проблемы можно отметить в результате имитации процесса? Прежде всего это:

  • ошибки при формировании заявок и долгий (относительно) поиск данных для их заполнения;
  • 47% операций процесса — это операции типа «Передать» или «Получить», которые не добавляют никакой ценности (ни с точки зрения инициатора, ни с точки зрения компании);
  • практически полностью ручной труд, ручная передача информации, риск ошибок (человеческий фактор);
  • ключевые операции процесса не автоматизированы (сбор данных и выполнение расчетов выполняются вручную);
  • данные, необходимые для выполнения процесса, дезинтегрированы (находятся в разных базах данных и программных продуктах, на бумаге);
  • внутри процесса возникают (неоправданные) задержки.
Читайте также:  Новейшие идеи для бизнес плана

На рис. 4 визуально показаны некоторые предложения по оптимизации процесса путем автоматизации и устранения операций, не добавляющих ценность.

Полный список предложений следующий:

  • заполнение заявок должно выполняться без ошибок и без ожидания данных (данные должны быть доступны в функциональной информационной системе);
  • необходимо сокращение времени формирования заявок до 3 минут в 80% случаев;
  • необходимо устранить операции типа «Передать» и «Получить»;
  • необходима автоматизация самого процесса в системе класса BPM (Business Process Management);
  • ряд операций необходимо сделать полностью автоматическими, например, «Сформировать/Внести заявку в сменное задание»;
  • требуется создание единой базы данных в рамках функциональной ИС по управлению работой и обслуживанием оборудования;
  • для всех операций необходимо сокращение времени выполнения операций за счет автоматизации.

Рис. 4.Предложения по оптимизации процесса.

С учетом сформулированных выше предложений по оптимизации была сформирована следующая схема процесса (см. рис. 5). Нас схеме показаны зеленые значки — ИС — функциональная информационная система, поддерживающая выполнение процесса. Оранжевые значки — BPMS, в которой реализован процесс. Значок человечка в левом верхнем углу операции означает, что она выполняется с использование экранных форм BPMS. Значок шестеренки означает, что операция выполняется полностью автоматически информационными системами.

Рис. 5.Схема оптимизированного процесса.

По результатам имитации оптимизированного процесса получены следующие данные:

  • среднее время выполнения одного экземпляра процесса — 1 час 34 минуты;
  • суммарная стоимость процесса за месяц — 106 тыс. рублей.

Кстати, после оптимизации процесса операция «Оформить оперативную заявку» перестала быть самой дорогой…

Выводы по результатам имитационного моделирования процесса

В следующей таблице показано сравнение двух вариантов: «нагруженного» корректными заявками процесса «как есть» и процесса после оптимизации.

Таблица. Сравнение процессов «как есть» и «как должно быть».
Процесс Средняя длительность одного экземпляра процесса Стоимость процесса за год
1 Процесс «как есть» 1 800 минут 3,84 млн. рублей
2 Процесс «как должно быть» 94 минуты 1,27 млн. рублей
Улучшение процесса Сокращение длительности в 19 раз Сокращение затрат на 67%,
2,57 млн. рублей

Таким образом, потенциальный годовой эффект от оптимизации процесса «Рассмотрение и согласование оперативных заявок» может составит 2,57 млн. рублей.

Если предположить, что автоматизация этого процесса в BPMS (включая стоимость лицензий и настройку) одновременно с автоматизацией в функциональной информационной системе составит 300 тыс. рублей (процесс, в , простой), то эффективность такого проекта составит 856%. Даже если взять в расчет риски ошибок в расчетах и увеличения стоимости работ по проекту, эффект все равно может быть достаточно велик.

Однако, этот эффект может остаться на бумаге в том случае, если не произойдет:

  • увеличение объемов добычи при сохранении численности обслуживающих подразделений;
  • сохранение объемов добычи при сокращении численности обслуживающих подразделений.

Речь идет о том, что бумажный эффект может стать реальным в случае, если сотрудники будут использовать высвобожденное за счет оптимизации процесса время на выполнение другой полезной работы, либо высвобожденная численность сотрудников будет сокращена.

Источник

Оцените статью