Хмыз привлечение иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
5.1. Классификация и структура иностранных инвестиций
Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории Российской Федерации в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права и др.)1.
К иностранным инвестициям относятся: недвижимое и движимое имущество;
соответствующие имущественные права, включая право залога; вклады;
финансовые инструменты (акции, облигации, паи); право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей;
право требования по услугам, имеющим экономическую ценность;
1 Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М. : Книга-сервис, 2002.
5.1. Класификация и структура иностранных инвестиций
• право на результаты интеллектуальной деятельности;
• право на осуществление хозяйственной деятельности;
• право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов и др.
Предложенный в нормативных актах и международных договорах перечень видов и форм иностранных инвестиций примерный и не исчерпывает все виды имущественных ценностей.
Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Прямые иностранные инвестиции — иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия.
Считается, что прямые иностранные инвестиции в сравнении с другими видами привлечения иностранного капитала имеют ряд преимуществ. Прямые иностранные инвестиции являются источником прироста производственного капитала и капитала сферы услуг, привлечения передовых технологий, ноу-хау, методов ведения бизнеса. По сравнению с займами и кредитами прямые иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг государства. Кроме того, прямые иностранные инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Поэтому национальные экономики заинтересованы в первую очередь в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Среди форм привлечения прямых иностранных инвестиций можно выделить:
• привлечение инсстранньж инвестиций путем создания совместных предприятий;
• создание на территории страны предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
100 Глава 5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
• привлечение иностранных инвестиций на условиях соглашений о разделе продукции;
• привлечение иностранных инвестиций через свободные экономические зоны, направленное на осуществление интенсивной модернизации отдельных регионов страны.
Несмотря на все положительные черты, прямые иностранные инвестиции имеют и ряд существенных недостатков. Основной недостаток прямых иностранных инвестиций — это потеря контроля над компанией. Иностранные владельцы при управлении компанией руководствуются прежде всего своими интересами, которые часто не совпадают с национальными интересами страны, где она размещается.
Портфельные иностранные инвестиции — вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Иностранный инвестор активно не участвует в управлении предприятием, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию — объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им, довольствуясь получением дивидендов. Целью портфельного инвестора является получение высокой нормы прибыли и снижение риска за счет хеджирования. Таким образом, создания новых активов при данном вложении средств не происходит. Однако портфельные инвестиции позволяют увеличить объем привлеченного капитала на предприятии.
Способом привлечения портфельных иностранных инвестиций является размещение за рубежом облигаций (государственных и частных), небольших пакетов акций предприятий (без права управления предприятием) и их суррогатов, а также средства от продажи аналогичных ценных бумаг нерезидентам, т.е. иностранным юридическим и физическим лицам внутри страны. С помощью иностранных портфельных инвестиций решаются в основном финансовые задачи.
Различие между прямыми и портфельными инвестициями в ряде случаев строится на основе различия доли участия иностранного партнера в акционерном капитале предприятия. Преимущество данного подхода— относительно легкое формальное разделение
5.1. Класификация и структура иностранных инвестиций 101
между прямыми и иностранными инвестициями. В соответствии с этим к прямым иностранным инвестициям будут относиться инвестиции, обеспечивающие контроль над предприятием. Однако само понятие контроля не является четко формализуемым. В зависимости от конкретной ситуации наличие небольшого пакета акций (5—10%) позволит иностранному партнеру проводить важные решения, и, наоборот, при наличии большого пакета акций иностранный партнер может не иметь контроля над предприятием.
При разделении понятий прямых и портфельных иностранных инвестиций более важным критерием является намерение иностранного партнера участвовать в управлении, наличие у него стратегических интересов в сотрудничестве с данным предприятием — прямые инвестиции, или стремление иностранного партнера получить прибыль по вложению своего капитала вне привязки к конкретному предприятию — портфельные инвестиции.
Прочими иностранными инвестициями называют банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за экспорт или импорт и предоставление кредитов для экспорта и импорта) и прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств и прочие кредиты, кроме торговых, получаемые не от прямых инвесторов). Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.
Основным мотивом для иностранного инвестора является получение прибыли. Однако направления извлечения прибыли, используемые при этом механизмы, период, в течение которого происходит получение прибыли, могут существенно различаться. Поэтому выделяютмотивы иностранных инвесторов:
• освоение новых рынков сбыта;
• использование зарубежных источников ресурсов;
• использование преимуществ международного разделения труда;
• политические мотивы и др.
В зависимости от основных мотивов иностранного инвестора, а также ряда других факторов, выделим основные типы иностран-
102 Глава 5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
ных инвесторов, которые наиболее активны в настоящее время в области привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Стратегические инвесторы, т.е.
К числу стратегических инвесторов следует отнести компании, стремящиеся к максимизации рынка и выносящие часть производства на территорию других стран. Среди причин, обусловливающих выбор такой стратегии, можно назвать экономию на транспортных издержках, наличие таможенных барьеров, стремление использовать деловые связи и преимущества международного разделения труда.
При перевозке продукции в другие страны к производственным издержкам добавляются транспортные издержки, которые в случае достаточно большого расстояния между страной-производителем и страной-потребителем могут внести существенный вклад в себестоимость продукции. Особенно это касается товаров с относительно небольшой стоимостью в расчете на килограмм или кубический метр. К числу таких товаров, например, относятся продукты питания. Фактором повышения конкурентоспособности подобной продукции является снижение себестоимости за счет размещения на территории страны-потребителя тех этапов производства, на которых происходит максимальное увеличение массы и объема производимой продукции.
5.1. Класификация и структура иностранных инвестиций
но к продуктам питания таким этапом является, например, производство напитков из концентратов. Данный фактор закладывает прочную основу для долгосрочного сотрудничества и привлечения значительных иностранных инвестиций. Однако стоит отметить, что в случае ввоза в страну концентратов транснациональные компании за счет трансфертного ценообразования могут искусственно перераспределять добавленную стоимость между странами, стараясь снизить добавленную стоимость местного производства и увеличить добавленную стоимость производства ввозимых концентратов.
Создание собственных таможенных подразделений для преодоления таможенных барьеров часто носит характер неустойчивых стратегических интересов за счет искусственного происхождения данного фактора. Деятельность международных организаций в области международной торговли в последнее время направлена на ликвидацию различных таможенных барьеров, устранение дискриминационных мер по отношению к ввозимым товарам, существующих в законодательстве разных стран. Наличие таможенных барьеров редко приводит к созданию действительно полноценного партнерства. Чаще всего барьеры обходят с помощью организации так называемого сборочного производства, при котором иностранные инвестиции направляются на выполнение на территории страны лишь небольшого числа этапов технологической цепи с незначительной добавленной стоимостью, что не позволяет отнести таких инвесторов к числу стратегических. Однако в ряде случаев наличие таможенных барьеров позволяет стимулировать инвесторов к созданию действительно полноценных производств, формированию на территории страны крупной производственной инфраструктуры, технологическому обновлению и структурной модернизации экономики.
Наиболее стабильным фактором, являющимся основой для стратегического партнерства и привлечения иностранных инвестиций на долгосрочной основе, являются преимущества международного разделения труда. Среди них следует назвать наличие высококвалифицированной и недорогой рабочей силы, низкую себестоимость создания объектов основных фондов, например, благодаря развитой производственной инфраструктуре.
К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (Coca-Cola, ВАТ
104 Глава 5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти — в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West).
Источником инвестиций в высокотехнологические производства, а также в научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации являются инвесторы, связанные с различными международными фондами и подобными им организациями. Эти инвесторы, как и во всех цивилизованных странах, стремятся к диверсификации портфеля ценных бумаг, собственных инвестиций с целью обеспечить своим вкладчикам стабильный уровень прибыли. Напротяжении последних лет они активизировали свою деятельность, особенно в случаях, когда их действия получают поддержку официальных кругов и финансовых организаций в собственных странах. Как правило, эти фонды можно охарактеризовать как добросовестных инвесторов. Вместе с тем существует опасность возникновения неконтролируемого бесплатного сбора ими научно-технической информации (иногда стратегического характера) в разных сферах жизнедеятельности нашей страны (например, путем оглашения конкурсов на получение многочисленных грантов).
Цель такой деятельности — мониторинг ситуации в конкурентоспособных отечественных отраслях и сферах и установление в будущем контроля над ними со стороны соответствующих структур, поэтому таким проявлениям инвестиционной деятельности следует уделять особенное внимание.
Среди иностранных инвесторов особое место занимают те, которые ориентируются на использование преимуществ международного разделения труда, характерных для России. К ним можно отнести использование развитой производственной инфраструктуры, использование основных фондов, созданных еще при социалистической модели хозяйствования, использование относительно дешевой рабочей силы, наличие развитой технологической базы в ряде отраслей. Кроме того, в ряде регионов создана развитая производственная инфраструктура и сконцентрирован высокий научно-производственный потенциал. Иностранные инвесторы могут быть заинтересованы в покупке потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции. Также стимулом для них может служить использование
5.1. Класификация и структура иностранных инвестиций 105
морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах, выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана. Вместе с тем для развития производства на территории страны они ввозят новое оборудование, технологии, чем помогают осуществить техническое перевооружение страны. Однако в отличие от первого типа инвесторов — транснациональных компаний, это, как правило, мелкие и средние предприятия, созданные совместно с партнерами их стран с устойчивыми экономическими связями. Инвестиции подобного типа наиболее благоприятны для экономики страны, однако их привлечение часто сталкивается с административными барьерами, которые данные формы бизнеса не в состоянии преодолеть самостоятельно.
Отдельно стоит выделить тип инвесторов, целью которых является создание предприятий по добыче и первичной переработке природных ресурсов, а затем вывоз продукта за пределы страны. При этом используются сравнительно богатые месторождения полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен. Данный тип инвесторов заинтересован в заключении долгосрочных договоров о разработке месторождений с правительством страны.
Механизмом привлечения таких инвестиций является в том числе создание вертикально-интегрированных корпоративных структур, в которых происходит распределение инвестиций между странами по стадиям производства. Такие инвесторы заинтересованы в создании на территории России добывающих подразделений. Однако благодаря наличию в России развитойпроизводственной инфраструктуры в области переработки минеральных ресурсов в ряде случаев удается привлечь на паритетных началах иностранные инвестиции и в последующие этапы переработки минеральных ресурсов. Примером является образование транснациональной корпорации «ТНК ВР» в результате слияния российской нефтяной компании «Тюменская нефтяная компания» и британской British Petroleum. Однако в большинстве случаев инвестиции в глубокую переработку минеральных ресурсов идут вразрез со стратегическими интересами иностранных инвесторов. Страны — импортеры минеральных ресурсов заинтересованы в импорте ресурсов на наиболее ранних стадиях переработки для минимизации затрат и их дальнейшей переработки на собственной территории для
Глава 5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
создания новых рабочих мест и увеличения валового национального продукта.
Обеспечение страны стратегически важными природными ресурсами заставляет правительства стран использовать различные политические рычаги. В ряде случаев это приводит к лоббированию интересов компаний для их продвижения на иностранные рынки или для привлечения иностранных инвестиций.
Выделим еще одну группу инвесторов, которые заинтересованы исключительно в расширении рынка сбыта. При этом в качестве способа расширения рынка сбыта данные предприятия выбирают их экспорт в Россию без организации на территории России собственного производства. Возможно, что в дальнейшем данные инвесторы окажутся заинтересованы в более плотной интеграции, и тогда их можно будет рассматривать как стратегических инвесторов. Однако при существующем в России инвестиционном климате и преимуществах международного разделения труда инвесторы не заинтересованы в углублении сотрудничества. Все направления инвестирования ограничиваются формированием торговой сети и, возможно, вспомогательных производств, не создающих значительных объемов добавленной стоимости на территории страны. Конечной целью таких инвесторов являются максимизация доходов самой иностранной компании, получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России или цены на которую в России значительно выше мировых. Страна-реципиент становится при этом зависима от импорта, на ее территории, возможно, будут закрыты производства товаров-аналогов, произойдет смещение внешнеторгового баланса страны в сторону импорта, что стратегически небезопасно.
Особо стоит выделить еще один тип инвесторов — это инвесторы из бывших социалистических стран. Основным стимулом для данных инвесторов является интеграция с целью восстановления на рыночной основе существовавших в социалистической модели хозяйствования связей. Говоря о данном типе инвесторов, отметим, что многие крупные российские компании в области связи (МТС), в области добычи ресурсов (ЛУКОЙЛ, Сибнефть), в области энергетики и в ряде других отраслей становятся сами экспортерами капитала в страны ближнего зарубежья и бывшие социалистические страны.
Среди иностранных инвесторов должна быть также выделена группа инвесторов, целью которых является осуществление неза
5.1. Класификация и структура иностранных инвестиций
конных форм бизнеса для получения высоких доходов за счет выстраивания международных схем перекачивания и отмывания капиталов, незаконный импорт и экспорт. В случае, если такие инвесторы хотят придать «законный» статус своим филиалам, создаваемым на территории страны, они часто вступают в сговор с властями, пытаются получить особый статус, освобождение от ряда налогов и т.д. Проблема осложняется тем, что такие инвесторы часто пытаются приходить на российский рынок под прикрытием законно действующих компаний.
Выделим еще одну группу инвесторов — это владельцы незаконно вывезенных из России в офшорные зоны (например, на Кипр) капиталов. Некоторая часть этих капиталов возвращается в Россию уже в качестве законных иностранных инвестиций. Целями таких «иностранных» инвесторов является инвестирование средств «российского происхождения» под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала, вложения капиталов в создание предприятий в хорошо знакомой им деловой среде, где они способны получить высокий доход от своих капиталов, тем более что они могут использовать уже имеющиеся партнерские связи. Для данных инвесторов особое значение приобретает амнистия незаконно вывезенных из страны капиталов.
Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои финансовые ресурсы в страны с либеральной экономикой, высокими государственными гарантиями неприкосновенности частной собственности, использующими те же стандарты ведения бизнеса, что и страны — источники инвестиций. Привлечению инвестиций соответствует возрастание открытости экономики страны для иностранных инвесторов. Значительное число стран вводят либеральные законы в области иностранного инвестирования для снижения барьеров для иностранных инвесторов, максимально облегчающие ввоз капитала. В последнее десятилетие все больше стран проводят либерализацию своего законодательства для обеспечения наиболее благоприятных условий для иностранного инвестирования.
Существенным условием иностранного инвестирования является экономическая стабилизация в стране. Так, любые кризисные явления в экономике страны приводят к резкому ухудшению инвестиционного климата, вывозу из страны капиталов иностранных инвесторов. В то же время стабильный экономический рост повышает инвестиционную привлекательность страны. По некоторым оценкам, сделанным на основе анализа динамики инвестиций в 24 странах, увеличение ВНП страны на 1% стимулирует повыше
Глава 5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
ние потоков прямых иностранных инвестиций приблизительно на 10 млрд долл.1.
Для иностранных инвесторов принятие решения об инвестировании в экономику другой страны сопряжено с анализом риска, обусловливаемого политическими и макроэкономическими факторами. Для адекватной оценки инвестиционного риска и инвестиционной привлекательности следует принять во внимание множество факторов, в том числе экономический рост, уровень налогового бремени, уровень инфляции, дисконтную политику, структуру занятости, платежный баланс, структуру импорта и экспорта. Такой анализ является достаточно дорогим. Для облегчения принятия инвестиционных решений существуют так называемые суверенные рейтинги. Они являются обобщенными индикаторами, характеризующими экономику страны. Рейтинги составляются международными независимыми агентствами (см. табл).
Индикаторы, характеризующие экономику стран Страна Standard and Poor’s Moody’s investors Service
рейтинг прогноз рейтинг прогноз Аргентина ССС+ Негативный СааЗ — Бразилия ВВ- Негативный В1 Стабильный Индонезия ССС+ Стабильный ВЗ Стабильный Китай ВВВ Стабильный A3 Стабильный Колумбия ВВ Негативный Ва2 Стабильный Пакистан В- Стабильный Caal Негативный Россия В Позитивный В2 Позитивный Турция В- Негативный В1 Негативный Эквадор ССС+ Негативный Саа2 Негативный На объем иностранных инвестиций существенное влияние оказывает ряд психологических факторов. Так, для японских предпринимателей и инвесторов характерным являются ориентация на длительный период деятельности и использование долгосрочных кредитов. Поэтому они концентрируют усилия на решении стратегических задач. В отличие от них американские менеджеры находятся в тесной зависимости от размеров дивидендов и поэтому
1 Финансовый менеджмент : учеб. пособие / под ред. проф. Е.И. Шохина. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
5.2. Режим функционирования иностранного капитала в России 109
вынуждены сосредоточивать внимание на обеспечении максимальной текущей прибыли.
При осуществлении конкретного инвестиционного проекта на первый план выходят размеры рынка, обеспеченность факторами производства, издержки, степень развития инфраструктуры, торговая политика, уровень конкуренции, права собственности, уровень занятости. Инвестор выбирает место осуществления капиталовложения также с учетом характера соответствующей технологии, стратегии фирмы и своих представлений о степени риска и возможных прибылей, преимуществ международного разделения труда, присутствия дешевой рабочей силы и возможности уменьшения выплачиваемых налогов.
Источник