Государственный контроль за бюджетными инвестициями

Содержание
  1. Предпринимательское право России
  2. Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
  3. Государственный контроль за инвестиционной деятельностью
  4. Государственное регулирование и контроль инвестиционной деятельности в РФ
  5. Статья 19. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
  6. Информация об изменениях:
  7. Информация об изменениях:
  8. ГАРАНТ:
  9. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
  10. Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов
  11. Ключевые проблемы в области инвестиционного климата.
  12. Меры по созданию в регионах благоприятных условий для бизнеса.
  13. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
  14. Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности
  15. Формы регулирования инвестиционной деятельности
  16. Создание благоприятных экономических условий
  17. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности
  18. Иные методы регулирования
  19. Роль государства в инвестиционном процессе
  20. Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
  21. Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

Предпринимательское право России

Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности

В Законе об инвестиционной деятельности, Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, специально содержатся нормы, посвященные государственному регулированию инвестиционной деятельности.

Прежде всего надо отметить, что государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается органами государственной власти Российской Федерации в пределах их компетенции. К ним относятся федеральные органы государственной власти и органы субъектов Федерации. Преимущественно государственное регулирование осуществляется органами исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции: президентура, правительства, администрации несут ответственность за положение дел (в том числе в сфере инвестиционной деятельности) в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе. Так, Правительство РФ вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации (ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 1 июля 2005 г. № 4-ФКЗ)).

Что касается органов специальной компетенции, то они осуществляют отраслевое, либо межотраслевое, либо смешанное управление. Например, в рамках Министерства обороны РФ действуют Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Федеральное агентство специального строительства. В составе Минэкономразвития России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Закон об инвестиционной деятельности (ст. 10) называет основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  1. принятие государственных инвестиционных программ;
  2. прямое управление государственными инвестициями;
  3. введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  4. предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  5. проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  6. применение антимонопольных мер, приватизация объектов государственной собственности;
  7. контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
  8. экспертиза инвестиционных проектов и др.

Коротко рассмотрим некоторые из названных направлений.

Принятие государственных инвестиционных программ. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов образуют федеральные инвестиционные программы (ст. 13 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений).

Таким образом, на первой (организационной) стадии инвестиционного процесса принимается решение об инвестициях в форме бизнес-плана, затем разрабатывается инвестиционный проект и завершает эту стадию инвестиционная программа.

Инвестиционный проект — это пакет документов, включая обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, проектно-сметную документацию и бизнес-план. В связи с этим можно высказать несколько положений.

Во-первых, инвестиционный проект является относительно самостоятельным документом. Его относительная самостоятельность проявляется в том, что он (проект) входит в качестве составной части либо в организационный проект при создании финансово-промышленных групп, либо в соответствующие инвестиционные программы.

Во-вторых, состав документов инвестиционного проекта во многом зависит от вида инвестиционной деятельности. Например, при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений необходима проектно-сметная документация, которая не требуется при проведении портфельных инвестиций.

В-третьих, с учетом уровня инвестирования (федеральный, региональный, местный) также неоднородны и отличаются своеобразием инвестиционные проекты, включая процедуру разработки, согласования и принятия.

Инвестиционные проекты включаются соответственно в федеральные и региональные целевые комплексные программы. Бюджетный кодекс (ст. 206) предусматривает возможность использования Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год.

Источниками финансирования инвестиционных проектов и программ являются средства федерального и региональных бюджетов. В частности, расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ.

Указанные расходы предусматриваются в бюджетах субъектов Федерации, если данные расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений).

Другая особенность: решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ (ст. 13 Закона об инвестиционной деятельности). Независимые экспертные комиссии создаются по решению Правительства РФ, в их состав включаются представители соответствующих регионов, научных, общественных и других организаций, а также могут привлекаться иностранные специалисты.

Прямое управление государственными инвестициями. Действующее инвестиционное законодательство не расшифровывает это понятие. В Основах об инвестиционной деятельности в СССР 1990 г. (ст. 11, 12) проводилось различие между государственным регулированием условий инвестиционной деятельности и прямым управлением государственными инвестициями.

Под прямым управлением государственными инвестициями понималось непосредственное осуществление государственными органами воздействия на инвестиционный процесс, включая планирование, определение условий и осуществление конкретных действий по инвестированию средств бюджета и внебюджетных фондов, иных средств, привлеченных на добровольной основе (ст. 12).

Государственный контроль за инвестиционной деятельностью осуществляется в первую очередь федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции. Так, государственный контроль за деятельность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время — Федеральная служба по финансовым рынкам). В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 г. № 317, Служба наделена широкими полномочиями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Контрольными функциями обладает Минэкономразвития России, осуществляя в установленном порядке контроль и мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ (п. 3, 4, 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443). Аналогичными функциями наделены и федеральные агентства, находящиеся в ведении Минэкономразвития (например, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами).

Финансовый контроль (надзор) за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Такие же функции выполняют контрольные и финансовые органы субъектов Федерации, осуществляя финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств (ст.270БК).

В процессе капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор за соответствием выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Уполномоченный орган в этом секторе экономики — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — проверяет особо опасные, технически сложные, уникальные объекты, а также объекты, сведения о которых составляют государственную тайну.

В частности, Положение об этой Службе возложило на нее контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности представляет собой совокупность (систему) мер организационного, финансового, налогового характера. Особое место в этой системе занимают государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.

Бюджетный кодекс (ст. 132) предусматривает в целях предоставления бюджетам субъектов Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.

Читайте также:  Что такое револьверные инвестиции

Иначе говоря, бюджетное законодательство предоставляет субъектам инвестиционной деятельности финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств, но пока что явно недостаточно.

В сфере налогового регулирования новеллой являются нормы об инвестиционном налоговом кредите. Так, в силу п. 1 ст. 66 НК инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита сформулированы в ст. 67 НК. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности выражаются в том, что государство в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и подзаконными актами субъектов Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • защиту капитальных вложений (п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений).

Глава IV Закона об инвестиционной деятельности также посвящена государственным гарантиям прав субъектов инвестиционной деятельности. Однако все рекорды побиты Законом об иностранных инвестициях, половина статьей которого (ст. 5—17) связаны с гарантиями иностранному инвестору.

В связи с этим интерес вызывают положения инвестиционных законов о защите инвестиций, в том числе капитальных вложений. Статья 16 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает следующие защитные гарантии. Капитальные вложения могут быть:

а) национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом;

б) реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Государственный контроль за инвестиционной деятельностью

Государственное регулирование и контроль инвестиционной деятельности в РФ

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и ме тоды административного и экономического характера, используемые ор ганами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим го сударственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инве стиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное регулирование осуществляется:

•в соответствии с государственными инвестиционными программами;

•прямым управлением государственными инвестициями;

•введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

•предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

•проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

•контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

•антимонопольными мерами, приватизацией объектов государст венной собственности, в том числе объектов незавершенного строитель ства;

•экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные , так и экономиче ские методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; го сударство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных ре шений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестици онной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 800 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 19. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления

Статья 19. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления

1. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

абзац третий утратил силу с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

2. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

Читайте также:  Cloud server bitcoin mining

4. В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

5. При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом государственное регулирование включает:

  • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  1. совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  2. установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  3. защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  4. расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
  5. создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
  6. принятие антимонопольных мер;
  7. расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  8. развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  9. создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами.

Конкретными формами такого участия являются: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности; закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, материалов; разработка и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете и в бюджете субъектов при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата РФ. Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой V ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству РФ Инструмент государственного воздействия на инвестиционную сферу достаточно широк:

  • налоговый механизм;
  • бюджетный механизм;
  • денежно-кредитная политика (включая валютную);
  • таможенная политика;
  • амортизационная политика и др.

В государственном инвестировании можно выделить несколько направлений:

  1. Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАЙЛ); последняя может быть частично включена в состав ФЦП.
  2. Выдача гарантий правительства или региональных органов власти под программы, которые осуществляются за счет иностранных кредитов.
  3. Различные формы непрямого государственного участия. Например: субсидирование процентной ставки при получении инвестором банковских кредитов; предоставление местными властями налоговых отсрочек и кредитов предприятиям, инвестирующим свою прибыль в развитие и др. Основные законодательные акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в России:
  4. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. №1488-1 (с ред. 19.06.1995 №89-ФЗ, 25.02.1999 №39-Ф3.10.01.2003 315-ФЗ).
  5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999 г. №160-ФЗ.
  6. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. №39-Ф3. ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ» от 5.03.1999 г. №46-ФЗ.

Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов

Инвестор приходит не просто на территорию, он приходит в конкретный регион и сталкивается с конкретными проблемами, решает свои проблемы с конкретными людьми, которые могут найти тысячи способов, если захотят объяснить и своё бездействие, и крючкотворство.

Например, стоимость и время прохождения аналогичных административных процедур из региона к региону у нас отличается в разы. Например, регистрация собственности занимает в Калуге 19 дней, а в Якутске — 60; подключение к системе электроснабжения занимает в Саратове 123 дня, а в Екатеринбурге — 360 дней; получение разрешения на строительство (кстати, показатель, по которому мы сильно отстаём от всех стран ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития]) занимает в Сургуте 150 дней, а в Твери — 448.

На деле это означает, что в одних субъектах Федерации ничего не делают для развития бизнеса, а ещё хуже — разрушают деловую среду, а в других — создают условия для предпринимательской инициативы.

Личная порядочность губернатора — важнейшая составляющая регионального инвестиционного климата. Личные встречи Губернатора или его представителей с инвесторами.

Нам нужно запустить настоящее соревнование за инвестора, за инвестиции, чтобы каждый регион стремился создать у себя не просто хорошие, а наилучшие условия для ведения бизнеса. Только так мы можем рассчитывать на успех страны в глобальной конкуренции за прямые инвестиции, которые нам крайне нужны.

В работе с инвестором нужно скоординировать усилия федеральных структур, институтов развития, региональных управленческих команд. Словом, необходимо выстроить целостную систему привлечения инвестиций в субъекты Федерации, повысить эффективность особых экономических зон и индустриальных парков.

Прежде всего нужно показать инвестору потенциал наших регионов. Он должен чётко видеть, как будет идти развитие инфраструктуры, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в том или ином субъекте Федерации. Где планируется развивать промышленные кластеры. Какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов. Такая информация должна быть доступна в онлайн-режиме и лечь в основу инвестиционной карты регионов Российской Федерации.

Я хочу также подчеркнуть важность персональной работы с каждым, кто хочет инвестировать свои капиталы в Россию. Как на федеральном, так и на региональном уровне должен быть выстроен механизм взаимодействия с потенциальным инвестором.

Привлечение инвестиций — это приоритетная задача, стоящая перед всеми уровнями власти. Рост инвестиций приводит к созданию новых рабочих мест, инфраструктуры, напрямую влияет на уровень и качество жизни граждан.

Ключевые проблемы в области инвестиционного климата.

Это сохраняющиеся административные барьеры, низкая эффективность региональных органов власти и местного самоуправления, ограниченный кадровый потенциал, нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Меры по созданию в регионах благоприятных условий для бизнеса.

Они могут быть условно поделены на две группы. Первая группа включает меры по улучшению инвестиционного климата, вторая — внедрение стимулов для всех участников инвестиционного процесса. Важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по трём основным направлениям.

Первое — это изучение успешных и неудачных практик других регионов. В настоящее время, по сути, не существует системы обмена лучшими практиками. Полагаем, что восполнить пробел может региональный инвестиционный стандарт, ставший серьёзным подспорьем в моей работе губернатора.

Читайте также:  Недостаток расчета срока окупаемости

Второе — повышение уровня квалификации должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций. Мы предлагаем организовать федеральный центр компетенций с соответствующими образовательными программами. Обучение рядовых сотрудников исполнительной власти нужно организовать на региональном уровне.

Третье — Мы считаем целесообразным проанализировать полномочия федеральных ведомств в регионах, то, как они реализуют свои полномочия и как это сказывается на условиях ведения предпринимательской деятельности. На основе этого анализа нужно подготовить предложения по передаче некоторых полномочий в субъекты, а также по совершенствованию того, как эти полномочия реализуются.

По второму блоку. В настоящее время создаются методики расчёта ключевых показателей эффективности, определённых Указом Президента № 1276 от 10 сентября 2012 года. Мотивация сотрудников инвестиционного блока в органах исполнительной власти субъектов должна быть завязана на достижении соответствующих элементов целевых показателей.

Чтобы повысить мотивацию к инвестированию и привлечению инвестиций, необходимо в рамках бюджетного планирования рассмотреть возможность дополнительного стимулирования регионов, привлекающих инвестиции. На федеральном уровне финансовые стимулы для привлечения инвестиций сейчас отсутствуют. Некоторым руководителям регионов легче обратиться за дотацией в Министерство финансов, чем заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвестиций.

Для финансового стимулирования регионов к развитию инвестиционной инфраструктуры, обеспечению среднесрочного бюджетного планирования и повышения их бюджетной обеспеченности мы рекомендуем предусмотреть дополнительную стимулирующую дотацию тем субъектам, которые показали значительный рост налогового потенциала, конечно, при наличии возможностей в национальном бюджете. Сегодня часть бюджета России, направленная на стимулирование инвестиционной активности региона, составляет менее 1,5 процента от общего объёма трансферта. Кроме развития инфраструктуры считаем также необходимым в целом повысить доступность финансовых ресурсов. Для этого необходимо существенно снизить стоимость кредитных ресурсов, а это невозможно без изменения Центробанком ставки рефинансирования. Одновременно в целом деятельность Центрального банка должна быть направлена на создание стимулирующих развитие экономики условий, а не только на сохранение текущей ситуации и стабильного курса национальной валюты. Безусловно, это может потребовать внесения изменений в закон о Центральном банке. Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, рассмотреть возможность такой законодательной инициативы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

  • «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
  • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).

Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.

Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:

  • налогообложения;
  • использования иностранных инвестиций;
  • конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

Формы регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.

Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Создание благоприятных экономических условий

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

  • предоставление налоговых льгот инвесторам;
  • гибкая амортизационная политика;
  • создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
  • возможность использования залоговых схем при кредитовании;
  • стимулирование развития лизинговых схем;
  • создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
  • возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
  • эффективная система антимонопольного регулирования;
  • создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

  • разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
  • государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
  • предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
  • выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
  • заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
  • возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Иные методы регулирования

Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

  • организация экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

  • взвешенная экономическая и структурная политика;
  • государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
  • инвестиционная политика;
  • создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:

  • политической стабильностью;
  • высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
  • качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

  • целей;
  • субъектов;
  • объектов;
  • средств регулирования.

Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется при помощи двух видов методов:

  • прямого воздействия;
  • косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:

  • правового;
  • административного;
  • экономического.

Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

Методы косвенного регулирования делятся на:

  • активно-структурные;
  • инструменты бюджетно-налоговой политики;
  • инструменты денежно-кредитной политики.

С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:

  • государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
  • государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.

Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.

Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.

Источник

Оцените статью