Государственный долг налоги инвестиции

Курс экономической теории

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИКА

Глава 36. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост

Одним из факторов экономического роста является соотношение Долг/ВВП.

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1)от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

2) от темпов роста реального ВВП;

3) от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличиваются и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, R R — реальная ставка процента.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение Долг/ВВП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВВП используется зависимость:

где ∆λ- изменение соотношения долг/ВВП;

λ- исходное значение соотношения долг/ВВП,

R R — реальная ставка процента,

∆Y/Y- темп роста реального ВВП,

σ- доля первичного бюджетного излишка в ВВП.

Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два условия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.

Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N. Это означает, что соотношение N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога:

Источник

Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг — это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг — это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Инвестиции — финансовые и иные средства, используемые для получения некоего положительного результата (экономического, социального, интеллектуального, оборонного и т.д.)

Финансовые инвестиции — это вложение капитала в акции, облигации, банковские вклады, инвестиционные сертификаты и другие ценные бумаги. Финансовые инвестиции подразделяют на прямые (в реальные активы), портфельные и прочие. К первым относятся вложения в акции акционерных обществ с целью получения дивидендов и приобретения права на участие в управлении. Это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала организации. К портфельным относятся инвестиции в разные виды ценных бумаг, принадлежащие разным эмитентам, с целью повышения вероятности получения дохода от вложенных средств. К ним относится покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.

Читайте также:  Самые привлекательные страны для инвестиций 2020

Реальные (капиталообразующие) инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Первые включают инвестиции в осязаемые объекты — в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д., вторые (потенциальные, иногда называемые интеллектуальными) — это вложение средств на приобретение патентов, лицензий, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п. В статистической практике реальные инвестиции именуют инвестициями в нефинансовые активы, учет которых ведется по сектору нефинансовых предприятий в соответствии с методологией Международного валютного фонда.

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Источник

Государственный долг и его структура

Государственный долг это важный макроэкономический показатель, от величины которого часто зависит будущее страны. У одних государств он составляет триллионы долларов, у других – его практически нет. Однако оценивать финансовое состояние страны лишь по абсолютной величине государственного долга неверно: это может привести к ложным выводам, так как большой госдолг далеко не всегда является показателем слабой экономики. Обо всех нюансах подсчета госдолга будет рассказано в этой статье.

Что такое государственный долг?

Сложность оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

В качестве кредиторов государства могут выступать:

  1. Иностранные юридические и физические лица (посредством покупки гос. еврооблигаций).
  2. Граждане страны и отечественные юридические лица (путем покупки гос. облигаций в национальной валюте, в России через приобретение ОФЗ).
  3. Правительственные органы других стран и международные финансовые организации (посредством покупки гос. еврооблигаций или прямого кредитования).

⚡ При подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его госдолг все равно считается положительным.

Составляющие государственного долга

Разберемся с некоторой путаницей в понятиях. Строго говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг. Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны, обеспеченные правительством. А внешний долг страны это ее долговые обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными фондами (например, МВФ).

Сумма этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства (госдолг) . Обычно сюда же включаются проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.

Составляющие государственного долга в разных странах могут заметно отличаются. Например, в России госдолгом считается обязательства:

  • федеральных органов власти
  • Центробанка
  • субъектов РФ
  • долги третьих лиц, гарантированные правительством страны (гос. гарантии).

Государственные гарантии возникают, когда правительство дает письменное согласие отвечать за долги частных организаций: это один из методов поддержки стратегических и системообразующих предприятий.

В США понятие госдолга намного ýже: в него входят лишь обязательства федерального правительства. То есть ни долги отдельных штатов, ни долги физических и юридических лиц, гарантированные государством, не входят в сумму госдолга США. Зато в него включаются обязательства перед Федеральной резервной системой (ФРС).

В обоих случаях составляющими государственного долга не являются обязательства правительства по социальным, пенсионным и иным выплатам, в том числе по выплатам и компенсациям другим странам – например, по репарациям.

Обслуживание государственного долга

Госдолг также можно разделить на капитальный и текущий:

  1. Капитальный госдолг – общая сумма долга, необходимая для погашения всех задолженностей государства.
  2. Текущий госдолг – это стоимость обслуживания госдолга и долговые обязательства, которые необходимо погасить в текущем году.
Читайте также:  Кран для майнинг эфира

Как государство должно отдавать свои долги? За счет прибыли своей экономики. Для сырьевых стран, как Россия, этому благоприятствует мировая цена на основной энергоноситель – нефть. Китай оказывается конкурентным за счет дешевой рабочей силы и низкой себестоимости продукции, а технологичные страны, как США или Израиль, за счет спроса на товары IT-сектора. Как известно, за последний айфон многие согласны платить серьезные суммы.

Когда у государства нет возможности погасить текущий долг, оно объявляет дефолт – признается в неплатежеспособности, невозможности отвечать по долговым обязательствам. Т.е. вроде как с соседом Васей по лестничной клетке: просишь вернуть, а Вася говорит, что все пропил. Однако последствия для экономики страны, отказавшейся возвращать долг, обычно печальны: ее ждет обвал национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы (экономика страны за это время лишится большей части инвестиций).

Каким выглядит самое очевидное решение? Чтобы избежать дефолта, в экономически сложные периоды страны просто берут новые кредиты для погашения старых. Вася тоже может перезанять, если найдет у кого. Но на уровне государств при новом займе ставка как правило возрастает – таким образом правительство перекладывает долговое бремя на будущие поколения.

Другая причина объявления дефолта – достижение лимита (потолка) госдолга. Однако этот лимит устанавливается правительственными органами самого государства, поэтому на практике ограничения просто расширяют. Например, США за последние 20 лет для предотвращения фискальных разрывов и технических дефолтов пользовалось этой возможностью не менее 3 раз.

Виды государственного долга

Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:

Источник

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост

Одним из факторов экономического роста является соот­ношение

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) величины реальной ставки процента, которая определя­
ет размер процентных выплат по долгу;

2) темпов роста реального ВВП;

3) величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой раз­ность между величиной общего дефицита и суммой процент­ных выплат по долгу. При долговом финансировании первич­ного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэф­фициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

BD первичный = ( G + F) — Т

N — выплаты по обслуживанию долга;

D — величина долга;

реальная ставка процента.

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 377

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный t =? государственные займы t => государственный t => Nf=>

=> ED общий Т => новые государственные f => долг f =* Nt и т.д. займы

Если реальная ставка процента превышает темп роста ре­ального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выпла­ту процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВВП используется зависимость:

— изменение соотношения долг/ВВП,

исходное значение соотношения долг/ВВП,

реальная ставка процента,

— темп роста реального ВВП,

— доля первичного бюджетного излишка в ВВП.

Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два ус­ловия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп
роста реального ВВП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишкав ВВП
должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита
госбюджета
является фактором увеличения долгового бре­
мени.

, где

Y — совокупный доход (или ВВП).

Увеличение налоговявляется для правительства одним и; способов получения необходимых доходов для выплаты про­центов по обслуживанию долга и погашения его основной сум­мы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не мень­шую, чем N. Это означает, что соотношение N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога:

Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие расходы (в частности, госзакупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда

свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к иннова­циям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.

Читайте также:  Коммерческая организация с иностранными инвестициями это объединение

Для того чтобы избежать этих ограничений и не увеличи­вать налоги, правительство может рефинансировать долг,то есть выпустить новый государственный заем и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по «старым» долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монети­зацией бюджетного дефицита 1 , то угроза банкротства государ­ства даже при значительной задолженности практически отсут­ствует.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличи­вает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестици­онные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост го­сударственных расходов «вытесняет» производство инвестици­онных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основ­ных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения(социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).

Государственные инвестиции,как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост прави­тельственных расходов приобретает вид инвестиционных расхо­дов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в «человеческий капитал» в системе образования и

1 Подробнее об этом см. гл. 6 «Бюджетно-налоговая политика».

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 379

здравоохранения), тогда производственные мощности, оказы­вающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут со­кращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вы­теснены частные инвестиции потребительского назначения, что «относительно ограничит возможности текущего потребления населения.

Поведение потребителейв условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво,что находит свое отраже­ние в дискуссии между сторонниками традиционной и рикарди-анской точек зрения на государственный долг.

Согласно традиционнойточке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном перио­де, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накоп­ленного капитала и ограничению экономического роста.

Согласно рикардианскойточке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и не ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере перераспреде­ляет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.

Каждая из этих концепций не может быть полностью оп­ровергнута и оказывает известное воздействие на формирова­ние конкретных моделей бюджетно-налоговой политики 1 .

Поведение инвестиционного спросатакже может быть различ­ным. Эффект вытесненияпредполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долго­вого финансирования бюджетного дефицита. Однако если эконо­мика первоначально находится в состоянии спада, то рост государ­ственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздей­ствие через эффект мультипликатора.Это может улучшить ожида­ния прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения(см. рис. 17.1).

1 Более подробно об этих двух точках зрения на государственный долг см.: Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 16.

Возникший под влиянием роста процентных ставок с rj до R2 эффект вытеснения инвестиций с // до /г элиминируется их ростом с /2 до /j в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистиче­ских ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных об­стоятельствах один и тот же механизм — долговое финансиро­вание бюджетного дефицита — может как вызвать эффект вы­теснения частных инвестиций, так и элиминировать его. По­этому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требу­ет углубленного макроэкономического анализа.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью