3. Инвестиции и инвестиционный процесс
3.3. Источники инвестиций
Принимая решение об осуществлении инвестиций, инвестор должен не только определить сумму необходимого капитала, но и его источники. Финансирование инвестиций может осуществляться из разных источников. По форме собственности их можно разделить на две основные группы: государственные инвестиции и негосударственные инвестиции (рис. 3.7). Государственные источники, в свою очередь, можно разделить на государственные централизованные инвестиции и государственные нецентрализованные.
Государственные централизованные инвестиции – это средства федерального бюджета (бюджетные инвестиции, субвенции, ссуды), направляемые на финансирование строительства объектов госзаказа и на поддержку частных инвестиций. В последние годы в связи с ограниченностью финансовых ресурсов государство утратило роль главного инвестора. Инвестирование за счет федерального бюджета осуществляется только при осуществлении инвестиций в социально-приоритетных сферах: строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, транспорт и т.д.), а также при строительстве производственных объектов федерального назначения.
Государственные нецентрализованные инвестиции – это средства региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Дорожного фонда, Фонда социального страхования) и средства государственных и муниципальных предприятий. Эти средства инвестируются для решения региональных и местных инвестиционных задач: создания дополнительных производственных мощностей, реконструкции или перевооружения предприятий, строительства жилья, развития региональной транспортной и социальной инфраструктуры.
Рис. 3.7. Классификация источников инвестиций по формам собственности
Основным источником негосударственных инвестиций является капитал негосударственных организаций – хозяйствующих субъектов. Это средства предприятий, финансовых и страховых компаний, инвестиционных фондов, общественных организаций, негосударственных учреждений и т.д. Негосударственные инвестиции осуществляются с целью создания нового или развития существующего бизнеса, получения дополнительных доходов, достижения других коммерческих результатов, строительства объектов социально-культурного назначения.
В последнее время наметилась тенденция к активизации инвестиционной деятельности населения, что повысило роль этого источника негосударственных инвестиций, особенно в сфере жилищного строительства, где доля средств индивидуальных застройщиков составляет около 40 %.
Определенную роль в любой экономике играют иностранные инвестиции, которые способствуют развитию рынков, созданию дополнительных рабочих мест. В российской экономике доля иностранных инвестиций, в силу известной политической и экономической нестабильности в нашей стране, пока весьма незначительна. В настоящее время она составляет около 6 % от общего объема капвложений, включая вложения в совместные с российским капиталом предприятия. Для сравнения можно привести данные о доле иностранного капитала в общем объеме инвестиций в других странах СНГ в 2001 г.: Казахстан – 25 %, Узбекистан – 23 %, Армения – 24 %, Кыргызстан – 60 % [19] . Основными иностранными инвесторами в России являются США, Германия, Кипр[20], Великобритания, Нидерланды. Однако в мировом экспорте капитала Россия занимает очень скромное место. Из всех накопленных в мире иностранных инвестиций доля России – одна тысячная[21].
Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде прямых инвестиций в основной капитал предприятий, в виде портфельных инвестиций, в виде прочих инвестиций (кредиты международных финансовых организаций, корпоративные кредиты ). Прямыми иностранными инвестициями считаются вложения капитала в приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации, а также вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации[22].
Незначительная доля иностранного капитала в экономике России в настоящее время обусловлена низкой инвестиционной привлекательностью и высоким инвестиционным риском. По данным международных экспертов, по инвестиционной привлекательности Россия в 1995 г. находилась на 145-м месте, в 1999 – на 49-м, а в начале 2001 года газета деловых кругов «The Financial Times» опубликовала новый рейтинг стран по степени инвестиционной привлекательности, в котором Россия заняла 32-е место[23]. Повышение рейтинга России, безусловно, связано с укреплением социально-экономической и политической стабильности и улучшением макроэкономических показателей.
Классифицируя источники инвестиций по их отношению к бюджетам, можно все ресурсы разделить на бюджетные и внебюджетные инвестиции (рис. 3.8). Начиная с 1990 г., доля бюджетных инвестиций в общей сумме инвестирования постоянно снижалась. В связи с системным бюджетным кризисом, поразившим бюджеты всех уровней в 90-х годах прошлого столетия, бюджетные инвестиционные программы практически были свернуты. В последние годы доля бюджетов всех уровней в сумме инвестиций составляет около 20 %, в том числе доля федерального бюджета 5-6 % (см. табл. 2.2).
Основная часть инвестиций – около 80 % общей суммы – финансируется из внебюджетных источников, из которых 44-46 % – средства предприятий и организаций.
Рис. 3.8. Классификация источников инвестиций по отношению к бюджету
Если рассматривать источники инвестиций по их принадлежности инвестору, то их можно разделить на три группы (рис. 3.9).
Собственные источники инвестиций – это средства, принадлежащие инвестору на праве собственности и используемые им для инвестирования. У организаций собственными источниками инвестиций являются уставный капитал (начальный капитал предприятия, образуемый в момент его создания), прибыль, полученная в процессе его хозяйственной деятельности, а также амортизационные средства, начисляемые с целью обеспечения реновации (полного восстановления) изнашиваемых основных фондов. Собственные средства предприятий являются основным источником инвестиций в основной капитал. В 2001 г. они составили 49 % общего объема капвложений, в том числе 24 % – амортизационные отчисления.[24]
Рис. 3.9. Классификация источников инвестиций
по принадлежности инвестору
Привлеченные источники инвестиций – это источники, не являющиеся собственностью инвестора и привлекаемые им для решения совместных инвестиционных задач. Эти источники могут привлекаться либо по договору о долевом участии в строительстве (именно эта форма привлечения инвестиций является в настоящее время преобладающей при строительстве жилья), либо по договору о совместной деятельности, когда несколько инвесторов объединяют свой капитал для осуществления крупных инвестиций. Также к привлеченным источникам относятся бюджетные и внебюджетные средства, привлекаемые в виде целевого финансирования в рамках целевых программ.
Значительная часть инвестиций осуществляется за счет заемных средств – кредитов банков и других кредитных учреждений, в том числе иностранных кредитов, а также за счет выпуска облигаций[25] и других долговых обязательств. Эти средства предоставляются на возвратной основе на определенный срок и под определенный процент для наиболее эффективных инвестиционных проектов. В силу высокого уровня инфляции процентные ставки по кредитам и займам достаточно велики, а кредитные ресурсы предоставляются, в основном, на краткосрочной основе. Поэтому для обеспечения возвратности кредитов необходима быстрая окупаемость инвестиций и их высокая доходность. Кредитные ресурсы могут привлекаться в виде банковских кредитов, бюджетных ссуд и коммерческих кредитов, предоставляемых одним предприятием другому (например, поставка в кредит сырья, материалов и т.д.). Что касается облигационных займов как формы привлечения инвестиционных ресурсов, то они не получили в нашей стране широкого распространения в силу сохраняющейся экономической нестабильности и неготовности инвесторов работать с долгосрочными инвестиционными бумагами. Тем не менее, опыт проведения целевых инвестиционных займов, в частности целевых жилищных займов, показал, что это один из наиболее перспективных механизмов привлечения внебюджетных источников инвестиций.
Одной из эффективных форм кредитования инвестиций является лизинг. Лизинг – это финансовая аренда, при которой арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование (рис. 3.9)[26]. Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Широкое применение лизинга на Западе как формы финансирования инвестиций началось в конце 70-х годов ХХ столетия, когда развивающаяся быстрыми темпами экономика потребовала интенсивного обновления основного капитала. Возросшие инвестиционные потребности экономики требовали новых источников финансирования инвестиций. В настоящее время в индустриально развитых странах 25 % капитальных вложений финансируется в форме лизинга. В России лизинг еще не получил должного распространения – доля лизинга в общем объеме инвестирования в основной капитал в 2001 году составила всего 0,5 %[27].
Лизинг – это своеобразное сочетание кредитования и аренды основных фондов. Осуществляют лизинг специальные лизинговые фирмы или банки на основе договора лизинга (финансовой аренды). В течение всего срока действия договора имущество, переданное в лизинг, является собственностью лизингодателя, но в договоре может предусматриваться право выкупа лизингополучателем лизингового имущества. Преимущества лизинга заключаются в том, что он позволяет приобретать или обновлять основные фонды при недостаточных инвестиционных ресурсах.
В лизинговые платежи входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга.
Рис. 3.9. Схема лизинга
В общем случае расчет суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле[28]:
, (3.9)
где – общая сумма лизинговых платежей;
– величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году. Определяется исходя из стоимости оборудования и срока полезного использования имущества, получаемого по лизингу, руб.;
– плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества — объекта договора лизинга, руб.;
– комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга, руб;
– плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга (например, страхование имущества, техническое обслуживание оборудования и т.д.), руб.;
– налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя, руб.
ЛИЗИНГ – это финансовая аренда, при которой лизингодатель приобретает в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставляет лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
[19]Инвестиции в СНГ // Инвестиции в России. – 2002. – №7. – С.8-20.
[20] Значительный приток инвестиций с Кипра свидетельствует о постепенном возвращении капитала, вывезенного раннее из России.
[21] Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. – 2002. – №10. – С.11-15.
[22] ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ. В других странах этот критерий имеет иное значение, например, в Германии, Великобритании – 20%.
[23] Чистов А. Регулирование иностранных инвестиций // Инвестиции в России. – 2002. – №5. – С. 9-15.
[24] Дулич В.А. Положительные тенденции развития экономики России сохраняются // Экономика строительства. – 2002. – №2. – С. 50
[25] Облигация – (от лат. obligatio — обязательство) — ценная бумага, дающая владельцу право на получение дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрышей или оплаты купонов), которая подлежит погашению (выкупу) в течение обусловленного при выпуске займа срока. Облигации выпускают акционерные общества (корпоративные займы) и государство (федеральные, субфедеральные займы).
[26] Экономические и правовые отношения, возникающие при осуществлении операций лизинга, регулируются правовыми нормами Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 № 10-ФЗ).
[27] Инвестиционный рынок: конъюнктура 2001 года // Инвестиции в России. – 2002. – №5. – С.18.
[28] Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Утв. Минэкономики 16.04.1996.
Источник
Государственные инвестиции
Представляют собой вклад, целью которого является увеличение и фиксации основных фондов (здания, оборудование, техника и т.д.). Они создаются при помощи различного рода бюджетных средств и государственных внебюджетных активов.
Подробнее узнать о процессе инвестирования вы можете из нашей статьи!
Важно! На данный момент государственные инвестиции в России – это финансирование оборонного комплекса государства, урегулирование социального долга перед своими гражданами, а также сохранение заработных плат людей на достойном уровне, путём денежного стимулирования заработных фондов предприятий и общей модернизации производства!
Основные признаки
Главными признаками инвестиций данного типа, отличающие данный способ вложения денежных средств от других, являются:
- Бюджетные средства – главный источник их образования;
- Они выполняются на возвратной основе, т.е. с последующей отдачей денежных средств (например, кредит);
- Они управляются государством, в том числе и порядок представления и реализации;
- Величина инвестиционных средств подчинена принятому бюджету;
- Целевое расходование вкладываемого капитала осуществляется под строжайшим контролем;
- Инвестиции защищены государственной казной. Это проявляется в: защите прав собственности инвестора; после выплаты всех налогов возможность свободно переводить денежные средства на зарубежные счета (в случае с иностранными инвесторами); право самостоятельно распоряжения полученного дохода от инвестиционной деятельности и т.д.
Денежные средства инвестируются в экономическое развитие для оснащения производства и развития экономики страны. Вкладываемые денежные средства также играю важную роль для совершенствования разного рода государственных проектов и программ. Примерами государственных инвестиций в различные сферы являются следующие формы:
- Культурная – открытие детско-юношеских спортивных школ, финансирование турниров и соревнований;
- Социальная – поддержание пенсионного фонда, отчисление денежных средств в медицинские, образовательные учреждения и т.д.;
- Научная – возведение технопарков, инвестирование в высокотехнологичное производство;
- Инфраструктурная – строительство и капитальный ремонт дорог;
- Оборонная – модернизация военной промышленности (разработка новейшей военной техники, оружия, обмундирования и т.д.);
- Строительная – финансовая помощь в строительстве новых домов (льготное кредитование на получение нового жилья);
- Обеспечения внутренней безопасности – финансирование всех ведомственных структур (полиции, гаи и другие);
- Защиты окружающей среды – создание заповедников, переработка отходов и другие.
Государственные инвестиции в промышленность
Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Главной стратегической задачей государства является обеспечение прямых инвестиций, т.к. именно они способны устранить важнейшие проблемы в экономике государства.
В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.
Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:
- Повысить уровень жизни народа;
- Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
- Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.
Государственные инвестиции в сельское хозяйство
Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности, которые также отталкивают потенциальных инвесторов: большие сроки окупаемости и высокие риски потери вкладываемых средств из-за прямой зависимости от природных условий.
Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.
Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.
И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России. Однако, главный его недостаток – на законодательном уровне он не может инвестировать даже самый перспективный проект, если зарубежный поток денежных средств в нём отсутствует.
О государственных инвестициях на примере фермерства:
Источник