Государственные гарантии для стимулирования инвестиций

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Понятие государственных гарантий

Категории «государственные гарантии» и «защита капитальных вложений» регулирует действующее инвестиционное законодательство РФ. Так, Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в статье 14 содержит положение о гарантиях государства в области прав, которыми обладают субъекты инвестиционной деятельности. Аналогично 15 статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит определение понятия «государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности».

Рассматриваемый Закон содержит положения о гарантиях прав субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Они сводятся к признанию возможности защищать и обеспечивать интересы субъектов в порядке и с помощью способов, которые предусматриваются действующими законодательными актами.

Отметим, что включенные в 15 статью гарантии по своей сущности можно включить в принципы инвестиционной деятельности, в состав ее основополагающей основы. Они используются независимо от организационно-правовой формы инвестора, форм собственности на имущество, что реализует гражданский и конституционный принцип «равноправие». По этой причине можно согласиться с Илларионовым Н. В., который полагал, что категория «государственные гарантии» не всегда корректна в случае провозглашения и реализации теории правового государства.

Законодательное регулирование гарантий в области инвестиций

При анализе Закона, важно отметить, что государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают методы, средства и условия, создаваемые и используемые государством с целью обеспечения инвестиционной деятельности в качестве капитальных вложений.

В число таких гарантий необходимо включить:

  • равные права на ведение деятельности;
  • гласность в процессе обсуждения инвестиционных проектов;
  • обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов власти, местного самоуправления, включая их должностных лиц;
  • защиту, предусмотренную для капитальных вложений.

Обратимся к основополагающему началу — гласности, которое обсуждается в рамках инвестиционных проектов.

Смушкин А. Б. рассматривал данное требование с двух сторон – гласность в процессе разработки и обсуждения инвестиционного проекта, осуществляемая посредством самих субъектов инвестиционной деятельности, и гласность экспертиз (любого другого государственного участия в подобной деятельности).

Занковский С. С. вложил в определение понятия гласности определенное содержание. Он полагал, что она характеризуется открытостью в работе, которая проводится с проектами властных органов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что участие субъектов в данном обсуждении не всегда идет на пользу инвесторам. Таким образом, граждане, как и их объединения и предприятия, вправе получать своевременную и полную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, включая ее предполагаемые изменения (строительство, реконструкция объектов жилищного и гражданского назначения, благоустройство, проложение транспортных и инженерных сетей). Исключением из этих правил является информация, которая представляет собой государственную тайну. Субъекты могут получать информацию от органов исполнительной власти (федеральные и региональные), местного самоуправления с помощью СМИ, через проведение общественных обсуждений, организацию выставок и экспозиций.

Любые нарушения в этой сфере (например, непредставление сведений, неполнота или недостоверность) могут являться поводом для того, чтобы граждане обратились в суд. Это происходит по той причине, что смысл этих сведений состоит в том, что до момента принятия определенных решений граждане вправе обсуждать проекты, вносить предложения и принимать участие в подготовке решений любых форм, включая собрания (сходы), общественные слушания. Они могут также требовать рассмотрения соответствующих предложений.

Особенности гарантии защиты

Отдельно следует рассмотреть гарантию защиты, которая направлена на неблагоприятное изменение законодательства (вместе с внесением изменений и дополнений в инвестиционные соглашения по причине изменения законодательства). Она представляет собой правовое средство, способное обеспечить стабильные условия осуществления инвестиций.

Гарантия защиты закрепляется в 9 статье ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в 18 статье ФЗ № 225 «О соглашениях о разделе продукции».

Тем не менее, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает использование этой гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов или в ситуации, когда новое федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты России формируют ограничительный режим в отношении капитальных вложений. Данные гарантии работают на протяжении соответствующих сроков окупаемости приоритетного проекта, но не больше, чем 7 лет с момента начала его финансирования. Это предусмотрено для условий, при которых продукция, ввозимая на таможенные территории РФ инвесторами, используется в целевом назначении с целью реализации приоритетных проектов для инвестиций.

Читайте также:  Биткоин последние новости сейчас

В этом случае инвестору, который осуществляет приоритетный проект, должны предоставляться льготы, в первую очередь, на протяжении срока окупаемости. В срок не более 7 лет инвестор должен оплачивать пошлины на ввоз продукции, которая требуется ему для реализации проекта инвестиций. Сумма пошлин составляет такую сумму, которая действовала на старте финансирования проекта для инвестиций, даже если в дальнейшем произошел рост ее размера. В число исключений можно включить пошлины особого вида, которые устанавливаются для защиты экономических интересов страны в процессе ведения внешней торговли.

Тот же Закон рассматривает и защиту капитальных вложений. Их изъятие производится только посредством 2 способов:

  • национализации в случае равноценного и предварительного возмещения страной убытков, которые были причинены субъектам инвестиций (регулирует Конституция и ГК РФ);
  • реквизицию в отношении органов государства в случаях, порядке и на условиях, содержащихся в ГК РФ.

Конституционные положения содержат правило, в соответствии с которым никого нельзя лишить имущества. Это допускается только при наличии решения суда. Осуществление принудительного отчуждения имущества для нужд страны производится только в случае возмещения.

Национализация, таким образом, осуществляется только при предварительном и равноценном возмещении убытков.

Гражданское законодательство включает ее в виды прекращения прав собственности, а ее общий порядок закрепляет статья 306. Она гласит, что национализацию производят на основании закона РФ, который прекращает право собственности. Также положение статьи указывает, что кроме убытков необходимо возместить сумму национализированного имущества. На основе 15 статьи ГК можно сказать, что убытки представляют собой расходы, которые человек, права которого нарушены, производит (должно будет производить) с целью восстановления нарушенных прав, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб). Также это может быть неполученный доход, который это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота, если его права не были бы нарушены (упущенная выгода).

В число недостатков этого регулирования национализации относится отсутствие законодательного закрепления ситуаций, в случае наступления которых страна может принять такие законы. Это приводит к злоупотреблению и нарушению прав, предусмотренных для инвесторов, поскольку риск утраты или сама утрата права собственности может являться весьма существенной для инвестора.

Реквизицию также можно отнести к способам, посредством которых происходит прекращение права собственности. Она производится при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах, которые обладают чрезвычайным характером. Понятие рассматривается как процесс изъятия имущества у собственников для интересов общества. Изъятие происходит в соответствии с решениями органов государства в порядке и на законодательно установленных условиях. Оно предусматривает выплату инвестору стоимости имущества после проведения оценки его стоимости. Стоимость собственник может оспорить только в судебном порядке.

Когда прекращаются обстоятельства, послужившие основанием для реквизиции, собственники имеют право в суде требовать вернуть им сохранившееся имущество. Тем не менее, основываясь на принципы гражданского законодательства, они должны возвращать полученную раньше компенсацию стоимости имущества, вычитая потери от снижения стоимости. В противном случае может возникнуть неосновательное обогащение собственника имущества.

Таким образом, рассматривая понятие реквизиции, необходимо отметить ее особенности:

  • осуществление в общественных интересах;
  • основанием является не закон, а акт, выпущенный компетентным органом государства;
  • выплата собственнику стоимости оценки имущества;
  • возможность вернуть имущество в случае исключения оснований для реквизиции.

Рассматривая государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, которая производится посредством капитальных вложений, обратимся к ФЗ № 214. Он предусматривает контроль и регулирование государства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и прочих объектов недвижимости.

Полномочия в области контроля (надзора) государства в сфере долевого строительства осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти определенного субъекта РФ. На его территории происходит строительство.

Орган государства, которые производит контроль (надзор) в области долевого строительства, имеет право на получение сведений или документов от застройщиков (других лиц, которые привлекают денежные средства с целью постройки). Эти средства используются с целью осуществления надзора и контроля, а сведения необходимо направить в течение десяти рабочих дней с момента направления мотивированного запроса этим субъектам.

Отметим, что современное законодательство стремится устранить недостатки в этой области, которые имели место ранее. Все происходящие процессы концентрируются на росте степени безопасности инвестиционной деятельности.

Читайте также:  Как найти срок окупаемости с примером

Источник

В России внесены изменения в законы, направленные на защиту и поощрение инвестиций

1 апреля 2020 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.

Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.

Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.

Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:

• применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;

• субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.

Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.

Кто имеет право на льготы?

Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:

• производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);

• оптовой и розничной торговли;

• строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;

• деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).

Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?

Стабилизационная оговорка

Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).

Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.

Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.

Налоговые льготы

Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.

В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).

Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней. Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.

Субсидии

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.

Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.

Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.

Другие меры государственной поддержки

Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.

Читайте также:  Заработать биткоины простым языком

Как применять льготы?

СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.

В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.

Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.

В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:

• достичь определенных результатов или показателей эффективности;

• сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;

• обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;

• поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.

После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.

Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.

Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.

На что обратить внимание?

Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:

• Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).

• С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.

• Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора. В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).

• Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.

Другие важные вопросы для обсуждения

Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.

СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.

Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.

После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Гайком Сафаряном, Арташесом Огановым, Игорем Ершовым, Дмитрием Богдановы или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Авторы

Гайк Сафарян
Партнер
Глава практики таможенного
права
E hayk.safaryan@cmslegal.ru

Арташес Оганов
Партнер
Глава практики недвижимости и строительства
E artashes.oganov@cmslegal.ru

Игорь Ершов
Старший юрист
Практика
налогообложения
E igor.ershov@cmslegal.ru

Дмитрий Богданов
Старший юрист
Практика недвижимости и строительства
E dmitry.bogdanov@cmslegal.ru

Международная команда CMS создала специальный портал для отслеживания изменений, связанных с COVID-19. На этом портале вы найдете актуальные материалы по теме, подготовленные юристами CMS Russia и экспертами из других офисов CMS. Информация на портале регулярно обновляется.

Источник

Оцените статью