Государственное управление инвестициями казахстан

Государственное управление инвестициями казахстан

Задворнева Е П, Головина Е А

О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан предусматривает:

— совершенствования системы налогов (подоходный налог, налог на имущество, земельный налог);

— защиты интересов инвестора;

— развития финансового лизинга;

— принятия антимонопольных мер;

-прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путём:

— формирования перечня строек и объектов;

— гарантий по инвестиционным проектам;

Значительное место в системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционного проекта. Все инвестиционные проекты, независимо от форм источников финансирования и форм собственности объектов, до их утверждения подлежат экспертизе Комитета по инвестициям РК. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об инвестициях» Комитет по инвестициям является единственным уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Для обеспечения контроля за выполнением утвержденными инвесторами инвестиционных обязательств Комитет по завершению Рабочей программы контракта проверяет полноту и достоверность предоставляемой инвесторами информации с проведением выездных проверок сотрудниками Комитета на месте реализации проекта.

Основными задачами Комитета являются:

1) содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан;

2) разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата в стране;

4) обеспечение деятельности Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан;

5) содействие привлечению финансовых ресурсов для реализации государственных программ, приоритетных проектов, в том числе за счет займов и грантов, предоставляемых международными экономическими и финансовыми организациями и странами-донорами;

6) проведение рекламно-информационной кампании об инвестиционных возможностях в Республике Казахстан.

Строго регламентируя порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществлении инвестиционной деятельности.

В системе мер, предусмотренных Правительством РК, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановление и развитие инвестиционных процессов.

В целом, государственная поддержка по предоставлению льгот и преференций предприятиям, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, не только стимулирует инвестиционную деятельность, но и способствует развитию отечественного производства, созданию новых рабочих мест, поступлению дополнительных средств в бюджет.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности с целью реализации экономической, научно – технической и социальной политики в соответствии с утверждёнными Парламентом программами развития народного хозяйства РК на определённый период осуществляется на основе действующей законодательной базы.

1. Закон РК «Об инвестициях» с изменениями и дополнениями.

2. Инвестиционная деятельность. Сборник законодательных актов. А.: « Юрист», 2010 г.

3. Инвестиции и инновации. Словарь справочник, под редакцией Бора М.З. М.: «ДИС», 2008 г.

Источник

Особенности управления инвестицией в Казахстане

Управление инвестиционным процессом предполагает учет истори­ческого опыта экономического развития Казахстана, а также новые возможности социально-экономического характера. В так называемый> период перестройки общий уровень и темпы развития республики, ее.) качественное состояние значительно снизились, не соответствовали ее; наличным и потенциальным возможностям и мировым тенденциям. В этот период существенных сдвигов в экономике не произошло.

В практике использования инвестиций отсутствовали критерии оп­тимизации на уровне в целом республики, регионов, предприятий, от­ражающих в совокупном виде показатели технического перевооруже­ния и реконструкции, эффективность, этапы и сроки их реализации.

Учитывая недостатки управления инвестициями в прошлом, а так­же перспективы развития экономики Казахстана, исходя из анализа потенциальных возможностей народного хозяйства и новых тенденций социального прогресса, современная система управления должна преду­сматривать устранение кризисных тенденций, самостоятельный поиск и осуществление наиболее выгодных для Казахстана вариантов развития экономики.

Из приведенных выше целей следует, что основными приоритетами човой инвестиционной политики являются:

— в области использования инвестиций — нахождение и реализация с использованием научных разработок, изменения форм собственно­сти и регулирования рыночных отношений самых выгодных вари­антов;

— в области методологии — ориентация всех звеньев экономики на достижение ее максимальной эффективности на всех уровнях -предприятия, региона, республики;

Читайте также:  Таисия решила инвестировать средства какая информация позволит сделать вывод

— внедрение в ходе технического перевооружения прогрессивных технико-технологических систем в промышленности, в частности, глубокой переработки сырья и накопившихся отходов, и в сфере производства товаров народного потребления;

— создание научной системы мотиваций и санкций по мере достиже­ния эффекта или допущенного ущерба, прежде всего за счет раз­вития рыночных отношений, охватывающих весь процесс расши­ренного воспроизводства.

К особенностям управления инвестиционным процессом в Казах­стане следует отнести обеспечение инвестиционной активности. Кон­цепция поддержания относительно высокого уровня инвестиционной активности способствует социальной переориентации экономики рес­публики, развитию материальной базы непроизводственной сферы, объектов социальной и производственной инфраструктуры.

2. Система государственного управления инвестициями. Переход к принципиально новой системе управления социально-экономическим развитием республики обусловливает нахождение клю­чевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инве­стиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ре­сурсов республики и привлечения иностранных инвестиций.

В целях рационализации системы государственных инвестиций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления ин­вестициями. Принимается целый комплекс мер по этому вопросу.

Анализ инвестиционной политики за предыдущие периоды обнару­жил ряд основных недостатков низкой эффективности управления по привлечению инвестиций в экономику. Они сводились к следующему: отсутствие опыта работы с иностранными инвесторами; выделение кре­дитов, особенно на начальном этапе, без достаточной экспертной оценки целесообразности их выделения и обеспечения возвратности; отсутствие четко проработанной стратегии в отношении предоставляе­мых иностранных кредитов и механизма контроля их целевого исполь­зования; недостаточность системы стимулов по созданию привлека­тельного инвестиционного климата в Казахстане; неразвитость инфра­структуры — социальной, производственной, рыночной; недостаток ква­лифицированных специалистов по управлению предприятиями при пе­реходе к рыночным условиям.

В систему государственного управления инвестициями входит обес­печение инвестиционной активности. Это предполагает создание дейст­венных стимулов для привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала. В состав стимулов должны быть включены; создание благоприятного климата для иностранных и отечественных инвесторов; увеличение доли государственных капитальных вложений в валовом внутреннем продукте /ВВП/, в том числе за счет перераспре­деления доходов, получаемых от эксплуатации месторождений полез­ных ископаемых; размещение централизованных капитальных вложе­ний на конкурсной основе, с предварительной обязательной эксперти­зой каждого инвестиционного проекта на предмет соответствия целям и приоритетам социально-экономического развития; значительное рас­ширение практики совместного /долевого/ государственно-коммерческого

На стадии программирования основная задача — преобразование це­лей, установленных в плане, в государственные программы деятельно­сти. Консолидация предложений по инвестициям в программу государ­ственных инвестиций /ПГИ/ должна быть основана на тех же принци­пах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного про­цесса.

Решения о выделении средств должны приниматься с учетом таких факторов, как:

— макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет;

— конкретные аспекты предложений по инвестициям, в том числе экономические аспекты.

И, наконец, следует знать, что если осуществление инвестицион­ных проектов /анализ консультации и закупки/ являются обязанностью бюджетных учреждений, необходимо принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать проблем, которые часто ставят под угрозу инвестиционные проекты, особенно перерасхода средств.

Казахстану необходимо прежде всего создать надлежащую инсти­туциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций /планирование, программирование, подготовка и его

3. Государственная поддержка прямых инвестиций. В Казахстане принят Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» /28 февраля 1997 года/. В нем записано, что инвестицион­ная деятельность -предпринимательская деятельность, связанная с про- ] цессом осуществления инвестиций.

Государственная поддержка прямых инвестиций заключается преж­де всего в; ;,

— законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятель­ности;

— установлении системы льгот и преференций /предоставление госу­дарством льгот и приоритетов тем или иным предприятиям и ор­ганизациям в целях создания благоприятных условий их деятель­ности/;

— наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед инвесторами.

В законе определены цели и задачи государственной поддержки прямых инвестиций.

Целью этой поддержки является создание благоприятного инвести­ционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и услуг в приоритетных секторах экономики.

Для достижения общей цели государственных прямых поддержек необходимо решение совокупности задач:

— внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау;

Читайте также:  Как быстро найти инвестиции

— насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

— государственная поддержка и стимулирование отечественных то­варопроизводителей;

— развитие экспортоориентированных и импортозамещающих произ­водств;

— рациональное и комплексное использование сырьевой базы Рес­публики Казахстан;

— внедрение современных методов менеджмента и маркетинга;

— создание новых рабочих мест;

— внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, по­вышение уровня их квалификаций;

— обеспечение интенсификации производства;

— улучшение окружающей природной среды.

Для процесса управления особое значение имеет система мер сти­мулирования для реализации инвестиционных проектов. В частности, система льгот; гарантии, предоставляемые Республикой Казахстан, по защите интересов утвержденных инвесторов, а также предусмотрены условия и порядок заключения и распоряжения контракта. • Государственным органом, осуществляющим поддержку прямых инвестиций, является Государственный Комитет по инвестициям. Он осуществляет такие функции, как организация работы по привлече- , нию в Республику Казахстан прямых инвестиций; координация дея­тельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов; обеспечение получения всех согласительных и разрешитель­ных документов; осуществление контроля за реализацией инвестици­онных проектов.

4. Принципы привлечения иностранных инвестиций в РК. В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических особенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций.

«Естественно, ценность любой стратегии не в замысле, а в успеш­ной реализации. А в наших условиях успех во многом предопределяет активное привлечение иностранных инвестиций и предоставление ин­весторам политических гарантий. К сожалению, в ближайшем будущем па внутренние ресурсы полагаться не приходится.

Иностранный капитал нужен не только как простая масса денеж­ных средств, а как важнейший канал проникновения новых мировых !тучно-технических достижений, технологий. Они способствуют на базе крупного жизнеспособного коммерческого инвестирования повы­шению степени адаптации национальных хозяйственных субъектов к различным товарным отношениям, рационализации их производствен­ной деятельности.

Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен, главным образом, импорт прямого производительно­го капитала, что требует разработки программы привлечения в респуб­лику иностранных инвестиций. В этом процессе /привлечении/ следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесо­образность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:

— экономическая целесообразность, которая определяется исходя из острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем; дефицита инвестиций, ограниченности внут­ренних резервов и возможностей; привлекательности условий инвести­ционных проектов с участием зарубежных инвесторов,

— социально-экономическая эффективность непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с уча­стием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления зай­мов и кредитов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

— принцип экономической и экологической безопасности, безопас­ности суверенитета должен исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики; загрязнение окружающей среды; незаконный вывоз капи­тала за пределы страны; применение отсталых технологий и техники; вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконку­рентными приемами. Применение данною принципа должно ограничи­вать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов /напр., земля/,- принципы взаимовыгодности сделок при привлечении иностранных инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно. государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику республики;

— принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объ­екты в соответствии с проводимой в Казахстане структурной и инвестиционной политикой. Поэтому в республике утвержден список наи­более важных производств для привлечения прямых отечественных и; иностранных инвестиций на период до 2000 года. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты ин­вестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом со­стояния их экономики, места в мировой экономической системе, лиди­рующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;

— важным принципом является принцип минимального коммерче­ского риска для республики. Основой реализации его является обеспе­чение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом

— наконец, существенную роль играет принцип максимального учета мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развито­стью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологи­ческого, финансового и других потенциалов.

Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиции. Привлечение их служит ключевым мо­ментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструк­туризации и модернизации народного хозяйства.

Читайте также:  Как продвинуть транзакцию биткоин

Следующим фактором является наличие в Казахстане мощного по­тенциала по производству сельхозпродукции и возможности их экс­портирования, прежде всего зерновых культур, на центрально-азиатский рынок сбыта.

В-третьих, одним из приоритетов долгосрочной стратегии развития Казахстана становится развитие транспортной инфраструктуры. Это строительство нефтепроводов, магистральных трасс, железных дорог, морских и речных терминалов, аэропортов. Иначе говоря — это по­строение развитой сети коммуникаций.

В-четвертых, это вкладывание капитала в человеческие ресурсы. Развитость образовательного уровня населения Казахстана всегда была отличительным признаком его интеллектуального потенциала. Этот фактор представляет собой импульсивную основу конкурентоспособно­сти республики. Уже давно считалось, что наиболее эффективными инвестициями являются те, которые направлены в формирование кад­рового потенциала и развитие личности.

Эффективное и разумное использование в управлении инвестици­онной деятельностью приведенными выше принципами, а также мак­симальный учет потенциальных возможностей страны, создадут благо­приятную и привлекательную атмосферу для привлечения как ино­странных, так и отечественных инвестиций.

5. Формы и направления привлечения иностранных инвестицийПривлечение иностранных инвестиций имеет каналы и формы при­влечения.

Иностранный капитал поступает по трем каналам:

Экспортные кредиты — инвестиционные и товарные;

Официальная помощь развитию — финансовая и техническая;

Инвестиции — прямые и портфельные.

Экспертные кредиты с условиями закупки товаров или услуг из страны-кредитора. Инвестиционные кредиты предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и др., а товарный кредит на усло­виях поставки готовых потребительских товаров.

Официальная помощь развитию предоставляется государству на межправительственном уровне. Здесь под технической помощью подра­зумевается предоставление услуг в самых различных сферах — обучение, консультации, покупка оборудования, используемого в обучении и ор­ганизации работ.

Инвестиции понимаются как приток иностранного капитала в эко­номику республики. Они имеют две формы — прямые и портфельные. Первые из них — это вкладывание иностранного капитала в экономику республики под собственный риск предпринимателя, а вторые — вкла­дывание финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги.

Прямые инвестиции для принимающей страны имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Во-первых, некото­рые их формы исключают возможность завоза принимающей стране устаревших технологии и техники; во-вторых, они не связаны с обра­зованием и наращиванием внешних долгов страны; в-третьих, они главным образом направляются на производство товаров и услуг, пере­довых методов организации производства и управления, маркетинга, ноу-хау. И, наконец, они непосредственно содействуют интеграции республиканской экономики в мировую, развитию международных . комических отношении.

Наиболее распространенной формой прямых инвестиций прием; мых во всех сферах и отраслях, являются совместные предприятия /СП/. Доходы принимающей стороны складываются из своей доли про­дукции, роялти /представляет собой регулярные платежи, вознаграждение и налога на прибыль иностранного партнера.

Формой прямых иностранных инвестиций выступает раздел про­дукции Эта форма может быть широко приме­нена в экспортных отраслях и производствах, несколько ограниченно в отраслях и производствах, работающих на внутренний рынок, что свя­зано с отсутствием полной конвертируемости тенге.

Существуют и другие формы прямых инвестиций — создание в республике иностранных предприятий.

В республике предпринимаются довольно интенсивные меры, как было ранее указано, по созданию привлекательных условий для при­влечения прямых инвестиций, что дает реальные шансы для их увели­чения.

По утверждению Президента Республики Казахстан по уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения рес­публика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноев­ропейских стран, а также СНГ.

Другими формами привлечения иностранных инвестиций могут быть продажа акций предприятий республики зарубежным компаниям; инвестиционные займы и кредиты, предоставляемые зарубежными государствами, частными компаниями.

Основными направлениями иностранных инвестиций в первую оче­редь являются капиталоемкие отрасли и производства, главным обра­зом через госсектор, крупные предприятия с экспортной ориентацией. Одним из основных направлений иностранных капитальных вложений в экономику республики является сфера малого и среднего предприни­мательства. При этом инвестиции должны быть направлены в приори­тетные объекты — отрасли, производства и регионы. Эти приоритеты официально определены в республике.

Контрольные вопросы:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Источник

Оцените статью