Государственное управление инвестиций функции

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением междуструктурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формыдеятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Источник

Функции государственного регулирования инвестиционных

2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

Установочная функция государства заключается в определении стратеги­ческих целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предпола­гает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий госу­дарства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением между структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и уско­ренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субси­дий, субвенций, дотаций), создание оффшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством эко­номических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Госу­дарственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на ком­плексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономи­ческих) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложе­ний;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (на­правлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инстру­ментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в кратко­срочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных реше­ний каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирова­ния инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логиче­ским завершением.

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных

Инвестиционная деятельность в США регули­руется также с помощью механизма инвестицион­ного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, меха­низмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному ре­фор­мированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активи­зация рыночного механизма и создание условий для формирования рацио­нальной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и по­ныне, направлена на соз­дание одинаковых условий для всех видов предприни­мательства, а также на снижение налогового пресса без существенных по­терь для бюджета.

Читайте также:  Робот биткоин что это

Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизацион­ной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвес­ти­ций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедли­лись сроки амортизаци­онных списаний для части высокотехнологичного оборудова­ния. Политика ускоренной амортизации достаточно широко про­водилась в по­следние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способ­ствуя активизации инновационно-инвести­ционной деятельно­сти. В целом го­сударственное регулирование инвести­ционной деятельности в развитых стра­нах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку эко­номики , включающих повыше­ние роли и ответственности региональных вла­стей. Местным властям отводится важная роль в регио­нальном планировании и зонировании территорий, управлении инвестици­онными программами. Именно они занимаются вопросами привле­чения инвесторов и деловых партнеров.

Испанское законодательство предусматривает различные формы ком­мер­ческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инве­сторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.

Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен пере­ходный период, в течение которого испанское законодательство об ино­странных инве­стициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капи­талов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капита­лов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по ли­берализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете ука­зывается, что поступления и платежи с заграницей осущест­вляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвести­циях, подлежащих пред­варительному административному контролю.

В дальнейшем была предусмот­рена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в об­ласти национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. За­конодательством предусматривается осуществление административ­ными орга­нами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при усло­вии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инве­стиции и их ликви­дация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства эконо­мики и финансов Испании.

Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую сис­тему экономических отношений на основе проводимой политики эконо­миче­ских реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведен­ных рыноч­ных реформ были значительно сокращены требования по лицен­зированию про­изводственной деятельности, устранены ограничения на соз­дание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие зако­нодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к ог­ромным материальным и люд­ским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и техноло­гиям промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению ино­странных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению ино­странных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона яв­ляется разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за гра­ницу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветст­вует инвестиции в такие отрасли ин­дийской экономики, как энергетика, инфра­структурные проекты, машино­строение, информационные технологии, фарма­цевтика, нефтегазовый и неф­техимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция кото­рых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.

Французское правительство с 1985 г. проводит политику последова­тель­ной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика но­сит це­ленаправленный характер по привлечению в страну капиталовложе­ний, стиму­лирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расшире­нию экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностран­ными инвести­циями во Франции возложен на министерство экономики, фи­нансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимаю­щимся координацией фи­нансовых отношений страны с иностранными госу­дарствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое раз­граничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди ин­весторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наи­более льгот­ный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвести­циями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществ­ляемые физиче­скими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируе­мыми прямо или кос­венно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капитало­вложения иностранный инвестор производит необходимые валютные опера­ции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномо­чиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и дей­ствующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространя­ется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.

Читайте также:  Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта методы определения

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

Источник

Государственное управление инвестиционным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6
Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………. 6
Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8
Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………. 12
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………………….12
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России……………. 13
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6

    1. Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………. 6
    2. Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8

Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………. 12

2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………… ……….12

2.2 Особенности инвестиционной модели развития России……………. ..13

Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16

Список использованной литературы……………………………………………. 29

Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.

Вместе с тем, семидесятилетнее господство государства абсолютно во всех отраслях народного хозяйства, плановость экономики и административно- командная система управления, не менее ярко показало свои «достижения» в виде упадка производства, его нерентабельности и неконкурентоспособности.

Наиболее актуальными вопросами на настоящий момент являются: методы и инструменты государственного управления экономикой, а также степень и сферы вмешательства государства в рыночные отношения.

Разумеется, отказ от плановой экономики и административно- командной системы управления не могли оставить без изменения методы и степень государственного регулирования экономических отношений. Ориентация на рынок неизбежно потребовала развития предпринимательской инициативы и предоставления определенной степени экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов хозяйствующим субъектам. Только административными методами управления этого добиться было невозможно, поэтому ведущее место заняли экономические методы регулирования. К ним относятся целевое финансирование (а именно дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, размещение государственных заказов), денежно-кредитная политика (операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов), бюджетно-налоговая политика (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, кредитов), стимулирование экспорта, кредитование экспорта и, конечно же, привлечение иностранного капитала.

Безусловно, любой из перечисленных выше методов играет заметную роль в государственном регулировании экономики и для эффективного управления необходимо разумное сочетание всех этих методов, однако, с точки зрения диссертанта, сегодня инвестиционная политика, а следовательно, и инвестиционное регулирование экономики России, должно занять приоритетное место среди других экономических методов государственного управления.

Особое место инвестиционного регулирования экономики подтверждается также в послании Президента РФ Федеральному Собранию России, где подчеркивается, что привлечение инвестиций является одним из основных направлений всей экономической политики государства.

Предмет, цель и задачи исследования.

Предметом настоящего исследования являются инвестиционные процессы, а также способы и методы, используемые в государственном регулировании с целью активизации инвестиционной деятельности.

Объектом исследования — нормативно-правовые акты, регулирующие весь процесс инвестиционной деятельности, а именно, требования предъявляемые к инвесторам, компетенция государственных органов в инвестиционной сфере, порядок предоставления государственных гарантий по частным инвестициям.

В соответствии с предметом исследования, его цель состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических взглядов и концепций, а также существующего опыта регулирования инвестиционными процессами, выделить наиболее характерные черты регулирования инвестированием, выявить существенные недостатки и наметить пути совершенствования инвестиционного регулирования в Российской Федерации.

Эта цель достигается решением следующих задач:

— на основе анализа научной юридической литературы проанализировать понятия « инвестиции» и соотношение данной категории с понятием «инвестиционная политика»;

— особое внимание уделить государственному управлению как функции государства, исследовав задачи, цели, принципы и формы государственного управления;

— проанализировать систему методов и инструментов государственного управления рыночной экономикой, особо выделив инвестиционную политику как один из важнейших способов экономического регулирования;

— рассмотреть виды и роль инвестиций для экономики государства;

— на основе анализа инвестиционного кризиса выявить его причины и возможные недостатки в проводимой государством инвестиционной политике;

— рассмотреть существующую государственную политику в инвестиционной сфере в РФ с целью внесения предложений по изменению значения государственных инвестиций, по пересмотру основных направлений государственной инвестиционной политики, в направлении либерализации экономической политики в целом.

Научная новизна работы состоит в том, что она относится к числу немногих научных исследований, посвященных анализу проблем в сфере инвестиционной деятельности, связанных не только с неразвитостью законодательства, но и принятием руководством страны научно необоснованных, скорее политических решений.

Читайте также:  Оценка рисков финансирования инвестиций методы

Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики.

Экономическая сущность и виды инвестиций

До 1991 года понятие «инвестиции» подменялось понятием «капитальные вложения». Трактовалось это понятие как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Сегодня отечественные экономисты вслед за зарубежными коллегами рассматривают инвестиции как долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану среды как внутри страны, так и за рубежом с целью развития производства, социальной сферы, предпринимательства, увеличения прибыли.

Основными законодательными актами, регламентирующими инвестиционную деятельность, являются:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ».

3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

4. Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

5. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

6. Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29 января 2002 г.).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В общем случае инвестиции могут быть классифицированы по различным признакам: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, видам собственности на ресурсы, характеру участия в инвестировании. Ниже в таблице приведены некоторые классификационные типы инвестиций.

Таблица – Классификация инвестиций по различным признакам

Классификационные признаки инвестиций

Инвестиционный проект — предполагается,

во-первых, наличие определенного объекта

инвестиционной деятельности и, во-вторых,

реализация, как правило, одной формы инвестиций

Инвестиционный портфель хозяйствующего

субъекта включает различные формы инвестиций

Долгосрочные реальные инвестиции (капитальные

вложения) в создание и воспроизводство основных

фондов, в материальные и нематериальные активы

Краткосрочные инвестиции в оборотные средства

(товарно-материальные запасы, ценные бумаги

Финансовые инвестиции в государственные и

корпоративные ценные бумаги.

По характеру участия

Прямые инвестиции — предполагается прямое

вложение средств в материальный объект.

Непрямые инвестиции — предполагается

наличие посредника (портфельные

Инвестиции, направленные на выживаемость

предприятия в будущем

Инвестиции для экономии текущих затрат

Инвестиции, вкладываемые для сохранения

позиций на рынке

Инвестиции в повышение эффективности

Инвестиции в расширение производства

Инвестиции в создание новых производств

В современных рыночных экономиках значительная часть инвестиций — финансовые, в России же основная доля инвестиций представляет собой реальные инвестиции.

Особое место в экономике России занимают иностранные инвестиции. В течение последних десятилетий вопрос о доле иностранных инвестиций для экономики любой страны, будь то промышленно развитая страна, типа США и Японии, или развивающаяся страна, остается актуальным.

Иностранные инвестиции (согласно ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ») определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

1.2 Теория инвестиционной деятельности

В результате реформ, проводимых в России, наблюдаются огромные сдвиги в системе экономических отношений не только между субъектами хозяйствования, но и в управлении предприятиями. Новые экономические условия востребовали иные методы и приемы управления, более детальный подход к вопросам планирования производственных процессов. Таким образом, вопросы менеджмента в современных условиях становятся не только актуальными, но и просто необходимыми.

Инвестиционный менеджмент представляет собой:

— с одной стороны, важнейший элемент системы принятия решений на уровне стратегического менеджмента и, в этом смысле, самостоятельный вид управленческой деятельности;

— с другой стороны — часть финансового менеджмента на предприятии с точки зрения выполняемой им функции оценки любых затрат, производимых для получения дохода в будущем.

Под инвестиционными процессами понимаются: инвестиционное планирование, экономический анализ инвестиционных проектов, финансирование и кредитование инвестиций, управление реализацией проектов и формирование оптимизированных стратегий.

Инвестиции — это временно свободные денежные средства физических или юридических лиц, предназначенные для увеличения их количества и направляемые именно на эти цели.

Источник

Оцените статью