Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением междуструктурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формыдеятельности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
Источник
Функции государственного регулирования инвестиционных
2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных
Инвестиционная деятельность в США регулируется также с помощью механизма инвестиционного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, механизмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному реформированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активизация рыночного механизма и создание условий для формирования рациональной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и поныне, направлена на создание одинаковых условий для всех видов предпринимательства, а также на снижение налогового пресса без существенных потерь для бюджета.
Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизационной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвестиций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедлились сроки амортизационных списаний для части высокотехнологичного оборудования. Политика ускоренной амортизации достаточно широко проводилась в последние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способствуя активизации инновационно-инвестиционной деятельности. В целом государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку экономики , включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, управлении инвестиционными программами. Именно они занимаются вопросами привлечения инвесторов и деловых партнеров.
Испанское законодательство предусматривает различные формы коммерческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инвесторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.
Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен переходный период, в течение которого испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капиталов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капиталов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по либерализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете указывается, что поступления и платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному административному контролю.
В дальнейшем была предусмотрена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.
Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую систему экономических отношений на основе проводимой политики экономических реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведенных рыночных реформ были значительно сокращены требования по лицензированию производственной деятельности, устранены ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к огромным материальным и людским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства.
Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению иностранных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона является разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за границу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как энергетика, инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.
Французское правительство с 1985 г. проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.
В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).
В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
Источник
Государственное управление инвестиционным процессом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6
Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………. 6
Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8
Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………. 12
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………………….12
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России……………. 13
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………
Файлы: 1 файл
инвестиции.docx
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6
- Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………. 6
- Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8
Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………. 12
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………… ……….12
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России……………. ..13
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16
Список использованной литературы……………………………………………. 29
Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.
Вместе с тем, семидесятилетнее господство государства абсолютно во всех отраслях народного хозяйства, плановость экономики и административно- командная система управления, не менее ярко показало свои «достижения» в виде упадка производства, его нерентабельности и неконкурентоспособности.
Наиболее актуальными вопросами на настоящий момент являются: методы и инструменты государственного управления экономикой, а также степень и сферы вмешательства государства в рыночные отношения.
Разумеется, отказ от плановой экономики и административно- командной системы управления не могли оставить без изменения методы и степень государственного регулирования экономических отношений. Ориентация на рынок неизбежно потребовала развития предпринимательской инициативы и предоставления определенной степени экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов хозяйствующим субъектам. Только административными методами управления этого добиться было невозможно, поэтому ведущее место заняли экономические методы регулирования. К ним относятся целевое финансирование (а именно дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, размещение государственных заказов), денежно-кредитная политика (операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов), бюджетно-налоговая политика (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, кредитов), стимулирование экспорта, кредитование экспорта и, конечно же, привлечение иностранного капитала.
Безусловно, любой из перечисленных выше методов играет заметную роль в государственном регулировании экономики и для эффективного управления необходимо разумное сочетание всех этих методов, однако, с точки зрения диссертанта, сегодня инвестиционная политика, а следовательно, и инвестиционное регулирование экономики России, должно занять приоритетное место среди других экономических методов государственного управления.
Особое место инвестиционного регулирования экономики подтверждается также в послании Президента РФ Федеральному Собранию России, где подчеркивается, что привлечение инвестиций является одним из основных направлений всей экономической политики государства.
Предмет, цель и задачи исследования.
Предметом настоящего исследования являются инвестиционные процессы, а также способы и методы, используемые в государственном регулировании с целью активизации инвестиционной деятельности.
Объектом исследования — нормативно-правовые акты, регулирующие весь процесс инвестиционной деятельности, а именно, требования предъявляемые к инвесторам, компетенция государственных органов в инвестиционной сфере, порядок предоставления государственных гарантий по частным инвестициям.
В соответствии с предметом исследования, его цель состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических взглядов и концепций, а также существующего опыта регулирования инвестиционными процессами, выделить наиболее характерные черты регулирования инвестированием, выявить существенные недостатки и наметить пути совершенствования инвестиционного регулирования в Российской Федерации.
Эта цель достигается решением следующих задач:
— на основе анализа научной юридической литературы проанализировать понятия « инвестиции» и соотношение данной категории с понятием «инвестиционная политика»;
— особое внимание уделить государственному управлению как функции государства, исследовав задачи, цели, принципы и формы государственного управления;
— проанализировать систему методов и инструментов государственного управления рыночной экономикой, особо выделив инвестиционную политику как один из важнейших способов экономического регулирования;
— рассмотреть виды и роль инвестиций для экономики государства;
— на основе анализа инвестиционного кризиса выявить его причины и возможные недостатки в проводимой государством инвестиционной политике;
— рассмотреть существующую государственную политику в инвестиционной сфере в РФ с целью внесения предложений по изменению значения государственных инвестиций, по пересмотру основных направлений государственной инвестиционной политики, в направлении либерализации экономической политики в целом.
Научная новизна работы состоит в том, что она относится к числу немногих научных исследований, посвященных анализу проблем в сфере инвестиционной деятельности, связанных не только с неразвитостью законодательства, но и принятием руководством страны научно необоснованных, скорее политических решений.
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики.
Экономическая сущность и виды инвестиций
До 1991 года понятие «инвестиции» подменялось понятием «капитальные вложения». Трактовалось это понятие как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Сегодня отечественные экономисты вслед за зарубежными коллегами рассматривают инвестиции как долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану среды как внутри страны, так и за рубежом с целью развития производства, социальной сферы, предпринимательства, увеличения прибыли.
Основными законодательными актами, регламентирующими инвестиционную деятельность, являются:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ».
3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
4. Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
5. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
6. Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29 января 2002 г.).
В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В общем случае инвестиции могут быть классифицированы по различным признакам: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, видам собственности на ресурсы, характеру участия в инвестировании. Ниже в таблице приведены некоторые классификационные типы инвестиций.
Таблица – Классификация инвестиций по различным признакам
Классификационные признаки инвестиций
Инвестиционный проект — предполагается,
во-первых, наличие определенного объекта
инвестиционной деятельности и, во-вторых,
реализация, как правило, одной формы инвестиций
Инвестиционный портфель хозяйствующего
субъекта включает различные формы инвестиций
Долгосрочные реальные инвестиции (капитальные
вложения) в создание и воспроизводство основных
фондов, в материальные и нематериальные активы
Краткосрочные инвестиции в оборотные средства
(товарно-материальные запасы, ценные бумаги
Финансовые инвестиции в государственные и
корпоративные ценные бумаги.
По характеру участия
Прямые инвестиции — предполагается прямое
вложение средств в материальный объект.
Непрямые инвестиции — предполагается
наличие посредника (портфельные
Инвестиции, направленные на выживаемость
предприятия в будущем
Инвестиции для экономии текущих затрат
Инвестиции, вкладываемые для сохранения
позиций на рынке
Инвестиции в повышение эффективности
Инвестиции в расширение производства
Инвестиции в создание новых производств
В современных рыночных экономиках значительная часть инвестиций — финансовые, в России же основная доля инвестиций представляет собой реальные инвестиции.
Особое место в экономике России занимают иностранные инвестиции. В течение последних десятилетий вопрос о доле иностранных инвестиций для экономики любой страны, будь то промышленно развитая страна, типа США и Японии, или развивающаяся страна, остается актуальным.
Иностранные инвестиции (согласно ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ») определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.
1.2 Теория инвестиционной деятельности
В результате реформ, проводимых в России, наблюдаются огромные сдвиги в системе экономических отношений не только между субъектами хозяйствования, но и в управлении предприятиями. Новые экономические условия востребовали иные методы и приемы управления, более детальный подход к вопросам планирования производственных процессов. Таким образом, вопросы менеджмента в современных условиях становятся не только актуальными, но и просто необходимыми.
Инвестиционный менеджмент представляет собой:
— с одной стороны, важнейший элемент системы принятия решений на уровне стратегического менеджмента и, в этом смысле, самостоятельный вид управленческой деятельности;
— с другой стороны — часть финансового менеджмента на предприятии с точки зрения выполняемой им функции оценки любых затрат, производимых для получения дохода в будущем.
Под инвестиционными процессами понимаются: инвестиционное планирование, экономический анализ инвестиционных проектов, финансирование и кредитование инвестиций, управление реализацией проектов и формирование оптимизированных стратегий.
Инвестиции — это временно свободные денежные средства физических или юридических лиц, предназначенные для увеличения их количества и направляемые именно на эти цели.
Источник