Государственное регулирование инвестиций и его особенности
Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.
Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.
При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.
Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.
Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы
Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.
На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.
Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.
Госрегулирование инвестиций осуществляется:
— прямым управлением госинвестициями;
— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;
— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;
— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;
— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;
— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;
— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;
Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.
Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.
Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.
Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.
Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.
Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:
- Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:
— амортизация и амортизационные отчисления;
— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;
— защищаются интересы инвесторов;
— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;
— принимаются антимонопольные меры;
— развивается финансовый лизинг;
— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;
— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;
— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;
— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.
Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.
Функции госрегулирования инвестпроцессов
При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:
Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.
Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.
Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.
Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.
Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:
— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;
— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;
— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.
Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:
— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;
— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;
— применяются оперативные инструменты.
Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.
Источник
Социальные инвестиции
Объекты, предназначенные для удовлетворения духовных, материальных, социальных и других потребностей называются социальной сферой.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Социальная сфера это государственные и частные институты, направленные на обеспечение социальных нужд граждан отдельно взятой страны и повышение их качества.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Вложения в социальную сферу или социальные инвестиции это финансирование объектов имеющих социальное значение для извлечения из них прибыли в будущем и достижения необходимого социального эффекта путем улучшения качества жизни населения за счет удовлетворения их потребностей.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
p, blockquote 4,0,1,0,0 —>
Объектами социальных инвестиций могут выступать все активы имеющие отношение к повседневной социальной жизни, а именно объекты, предоставляющие услуги: ремонт и обслуживание автомобилей и различных приборов, ресторанный и гостиничный бизнес, сектор торговли, сектор финансовых услуг, здравоохранение, образование, культура, спорт, отдых, транспорт и многое другое.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство объектов социальной сфере принадлежат к непроизводственному сектору, однако имеются отрасли, предоставляющие конкретный продукт, к примеру ресторанный бизнес или розничная торговля.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Субъектами социальных инвестиций, то есть теми, кто осуществляют вложения, могут быть:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
- государство
- иностранные инвесторы
- коммерческие организации
- некоммерческие организации
- физические лица.
Стоит отметить, что каждый субъект преследует свою инвестиционную цель от осуществленных вложений. К примеру, для государства главной целью социальных инвестиций является увеличение общего уровня национального дохода населения, а также повышение качества и уровня жизни. Коммерческие организации в первую очередь добиваются достижения необходимой для них прибыли. Некоммерческие организации за доходом не гонятся, и в первую очередь преследует цель в удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей населения.
p, blockquote 8,1,0,0,0 —>
Эффективность социальных инвестиций
Как уже стало понятно, социальные инвестиции достаточно специфический способ вложения средств и не всегда конечной целью инвестирования является достижению положительного финансового результата и именно поэтому эффективность социальных инвестиций определяется в первую очередь следующими критериями:
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
- социальный эффект инвестиций. Данный критерий отражает динамику изменения качества жизни населения от осуществленных вложений
- социально-экономический эффект инвестиций. Данный критерий характеризуется большим числом показателей, отметим основные – снижение цены за оказанные услуги, увеличение их физического объёма, уменьшение затрат организаций на оказание услуги, снижение выплат по безработице и другие
- экономическая эффективность инвестиций. Данный критерий характеризуется размером затрат на разработку и оказание того или иного вида деятельности
- социальная эффективность инвестиций. Данный критерий является количественным выражением степени успешности социальный целей и выражается в уровни рождаемости и смертности, обеспеченности населения жильем, появлением на рынке новых услуг, динамикой потребительских цен и т.п.
Способы осуществления социальных инвестиций
Существует несколько наиболее распространенных способов осуществления социально направленных инвестиций.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Для того чтобы опробовать и посмотреть результат того или иного социально направленного инвестиционного проекта возможна реализация единичных проектов и основываясь на результате их эффективности принимается решение о возможном расширении этих проектов и предания им массового характера.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Также социальные инвестиции могут носить массовый характер. Это выражается в создании и разработке общих нормативов инвестиционного продукта, а также в создании структур способных данный продукт реализовать.
p, blockquote 12,0,0,1,0 —>
Также эффективным способом осуществления социальных инвестиций может послужить технология рыночного вида. Это означает, что после запуска в реализацию конкретного продукта либо услуги рынок самостоятельно отрегулирует и определит его качества и характеристики.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Также практикуется осуществление агрессивных социальных инвестиций результатом которых становится огромная рекламная компания продукта по телевидению и средствам массовой информации, распространению его в большое количество торговых сетей и т.п.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Социальные инвестиции их регулирование со стороны государства
Государственное регулирование социальных инвестиций осуществляется для достижения оптимального баланса во взаимодействии государства, потребителей и инвесторов при повышении уровня жизни граждан страны.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
Принципы регулирования заключаются в двух главных тезисах:
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
- поддержание социальной справедливости
- обеспечение социальной и экономической эффективности вложений.
p, blockquote 17,0,0,0,1 —>
Для достижения поставленной цели государство должно выполнять следующие функции:
- финансирование социальных вложений
- стимулирование социально направленного инвестиционного процесса
- информационная поддержка
- создание социальных продуктов и их равномерное распределение среди населения.
after —>
Источник