Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций

Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, государственное регулирование

Состояние инвестиционной сферы в значительной мере опре­деляется развитием правовых основ государственного регулирова­ния иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодатель­ства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного кли­мата, привлечение и эффективное использование иностранных ин­вестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.

Акт содержит ряд принципиально новых положений, в сравнении с ранее действо­вавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего, расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностран­ная организация», гражданская правоспособность которой определя­ется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестировать на территории РФ.

На стабилизацию условий деятельности иностранных инве­сторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия но­вых законодательных актов или внесения в действующие акты изме­нений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока оку­паемости данных проектов, но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам -более 50 млн долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки».

Предоставле­ние такого стабилизационного преимущества оговорено рядом об­стоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реали­зации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) ка­питале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ опре­делять критерии оценки неблагоприятных условий режима запре­тов и ограничений, установления порядка регистрации приоритет­ных проектов.

Важный фактор формирования инвестиционного климата -предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко огра­ничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвести­ционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеет­ся, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономи­ческого роста) безальтернативна.

В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (ес­тественно, после уплаты предусмотренных законодательством нало­гов и сборов).

К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идет о подхо­дах, создающих дополнительные возможности по укреплению ста­бильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инве­сторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов.

Одна из проблем здесь связана с двойным налого­обложением инвестиций, во избежание которого новейшим россий­ским законодательством предусмотрен порядок заключения между­народных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные дого­воры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям ста­тьи 15 Конституции РФ).

Читайте также:  Бинанс пул настройка nbminer

К числу стран дальнего и ближнего зарубе­жья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двой­ное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Ар­мения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Кипр, Китай, Норвегия, США, и др.

В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регули­руется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенси­фицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касаю­щихся, прежде всего, концессий и свободных экономических зон).

К числу факторов формирования благоприятного инвестици­онного климата относятся шаги по развитию соответствующей пра­вовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касаю­щиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения.

Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опублико­вания и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Нало­говый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты предста­вительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за го­дом их принятия.

Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем иностранных инвестиций, как уже отме­чалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной госу­дарственной инвестиционной политики, мизерность государствен­ных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сек­тора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных моно­полий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предпри­ятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятель­ность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источ­ники накопления.

Понятия «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиция» английского про­исхождения (investments) и означает оно «капиталовложения». Сле­довательно, термины «инвестиция» и «капиталовложения» — это си­нонимы.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции — это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договора­ми и к которым применяются нормы международного права.

Читайте также:  Rtx 2070 майнинг эфира разгон

Под частными понимаются инвестиции, которые предостав­ляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соот­ветствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отноше­ния настолько сложны и многообразны, что нередко отношения ме­жду государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Важно определить понятие «иностранные инвестиции» в пра­вовом смысле, поскольку только на них распространяется законода­тельство об иностранных инвестициях. Иностранными инвестиция­ми являются все виды имущества и имущественных прав, в том чис­ле права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными ин­весторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

В типовом проекте Соглашения о поощрении и взаимной за­щите капиталовложений, одобренном Правительством Российской Федерации, термин «капиталовложения» охватывает все виды иму­щественных ценностей, которые инвесторы одной договариваю­щейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соот­ветствии с ее законодательством.

По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предприниматель­ской и другой деятельности с целью получения прибыли (дохода).

Источник

Государственное регулирование иностранных инвестиций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Международное и государственное регулирование иностранных инвестиций в России

Государственное регулирование иностранных инвестиций — это комплекс экономических, юридических мер государства, организованных для формирования в стране благоприятной среды для притока инвестиций с целью обеспечения экономического стимулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов внутри страны.

Общей целью государственного законодательства и государства в целом является увеличение притока иностранных инвестиций. Для этого принимаются необходимые меры по стимулированию притока инвестиций извне, а также по привлечению инвестиций в более выгодные для государства сферы деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Иностранные инвестиции имеют не только положительные стороны, поэтому возникает необходимость осуществлять контроль над их притоком.

Предполагаемые негативные последствия иностранных инвестиций:

  • государства, которые принимают иностранные инвестиции, рискуют частично утратить контроль в отдельных секторах национальной экономики;
  • возможно уменьшение эффективности мер макроэкономической стабилизации экономики при увеличении значимости роли иностранного капитала;
  • существует возможность возникновения угрозы для окружающей среды в целом, а также для здоровья людей и их жизни при применении различных технологий иностранными инвесторами.

Подобные проявления подталкивают страны к развитию внутренних рынков, к организации защитных мер, которые стабилизируют валютно-финансовую сферу. Развивающиеся страны целенаправленно вводят ограничения на вливания зарубежных банков и компаний на национальном валютно-финансовом рынке.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России – это:

  • создание положительной среды для взыскания ввозных таможенных пошлин, а также взносов, налогов для инвесторов и организаций с иностранными инвестициями в государственные внебюджетные фонды; анализ причин запретов и ограничений в осуществление иностранных капиталовложений на территории РФ;
  • утверждение порядка регистрации приоритетных коммерческих проектов государственными органами исполнительной власти;
  • введение контроля над исполнением взятых на себя обязательств иностранными инвесторами и коммерческими организациями, имеющих иностранные инвестиции, над реализацией приоритетных инвестиционных проектов.

Существуют международные экономические организации, которые совместно с определенными контролирующими органами РФ способствуют регулированию инвестиционной деятельности других стран на территории РФ, например, МВФ, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, МЦУИС, ОЭСР, ЕБРР.

Необходимо отметить, что Россия является их членом или участвует в деятельности вышеперечисленных международных экономических организаций. Совместно был разработан ряд норм и правил, которые регламентируют инвестиционную деятельность зарубежных субъектов, в частности правила допуска иностранных инвестиций, регламент перевода вложений и прибыли, способы защиты иностранных инвестиций, правовые нормы для урегулирования споров. МБРР и МФК производят консультации, оказывают финансовую помощь в реализации проектов.

Читайте также:  Дайте определение понятия долгосрочные инвестиции

Виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции – все виды вкладов, интеллектуальных, имущественных ценностей от инвесторов и организаций, учрежденных на территории другой страны в объекты соответствующего вида деятельности с целью извлечения выгоды.

Иностранные инвестиции можно разделить четырьмя способами:

  1. В зависимости от активов различают: реальные инвестиции – инвестиции в долгосрочный объект с дальнейшим расширением и возможным приобретением производственных объектов за рубежом; финансовые инвестиции — это капиталовложения иностранных граждан в недвижимое и движимое имущество, а также приобретение ценных бумаг; нематериальные инвестиции — оформление лицензий, патентов, т.е. нематериальные вложения.
  2. В зависимости от формы собственности иностранных инвесторов выделяют: государственные инвестиции — вложение бюджетных средств за рубеж по решению соответствующих органов государственного правительства; частные инвестиции — финансовая поддержка объектов, размещенных за пределами страны частными инвесторами; смешанные иностранные инвестиции — это инвестиции в зарубежные объекты, как частных инвесторов, так и инвесторов государства.
  3. В зависимости от вида вложений различают: предпринимательские инвестиции — вложения в коммерческие проекты, направленные на получение дивидендов; ссудные инвестиции — это предоставление займа с целью получения прибыли от процента.
  4. В зависимости от объекта вложения инвестиций могут быть: прямые иностранные инвестиции — это различного рода вклады инвесторов с последующим контролем, а также участием в управлении предприятия на территории чужого государства; портфельные инвестиции — приобретение ценных бумаг с целью получения дивидендов.

Законодательство РФ об иностранных инвестициях

Федеральное законодательство об иностранных По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Административное правовой статус иностранных граждан подробнее инвестициях на территории РФ — это комплекс нормативных актов, призванных регулировать отношения, связанные с гарантиями государства, законных прав иностранным инвесторам при ведении ими соответствующего рода деятельности на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .

Самым важным законом, регулирующим инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является Федеральный Закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» По данной теме мы уже выполнили реферат Закон об инвестиционной деятельности в РФ подробнее от 25 июня 1999 года.

Законодательство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Судебная власть РФ. подробнее дает право производить инвестиции: иностранным инвесторам и организациям, иностранным гражданам. Действия перечисленных субъектов не должны противоречить законам не только РФ, но и соответствовать законодательству государства, в котором они зарегистрированы. Согласно требованиям, международного договора с РФ, международная организация также имеет право осуществлять свои инвестиции на территории страны.

Необходимо учесть, что ФЗ «Об иностранных инвестициях» По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности правового положения страховых компаний с участием иностранных инвесторов. подробнее не защищает действия, связанные с иностранными вкладами в различные кредитные, страховые организации и банки. Подобные отношения регулируются соответствующими актами в Российской Федерации о страховании и о банковской деятельности. Также рассматриваемый закон не регулирует отношения иностранных вкладчиков в некоммерческую деятельность образовательного, благотворительного, научного или религиозного характера. Некоммерческие отношения регулируются соответствующим законом РФ о некоммерческой деятельности.

Источник

Оцените статью