Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, государственное регулирование
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.
Акт содержит ряд принципиально новых положений, в сравнении с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего, расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностранная организация», гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестировать на территории РФ.
На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или внесения в действующие акты изменений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока окупаемости данных проектов, но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам -более 50 млн долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки».
Предоставление такого стабилизационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) капитале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений, установления порядка регистрации приоритетных проектов.
Важный фактор формирования инвестиционного климата -предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна.
В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).
К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идет о подходах, создающих дополнительные возможности по укреплению стабильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инвесторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов.
Одна из проблем здесь связана с двойным налогообложением инвестиций, во избежание которого новейшим российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям статьи 15 Конституции РФ).
К числу стран дальнего и ближнего зарубежья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Кипр, Китай, Норвегия, США, и др.
В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся, прежде всего, концессий и свободных экономических зон).
К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения.
Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.
И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?
Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.
Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления.
Понятия «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиция» английского происхождения (investments) и означает оно «капиталовложения». Следовательно, термины «инвестиция» и «капиталовложения» — это синонимы.
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции — это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права.
Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
Важно определить понятие «иностранные инвестиции» в правовом смысле, поскольку только на них распространяется законодательство об иностранных инвестициях. Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.
В типовом проекте Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренном Правительством Российской Федерации, термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соответствии с ее законодательством.
По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности с целью получения прибыли (дохода).
Источник
Государственное регулирование иностранных инвестиций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Международное и государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Государственное регулирование иностранных инвестиций — это комплекс экономических, юридических мер государства, организованных для формирования в стране благоприятной среды для притока инвестиций с целью обеспечения экономического стимулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов внутри страны.
Общей целью государственного законодательства и государства в целом является увеличение притока иностранных инвестиций. Для этого принимаются необходимые меры по стимулированию притока инвестиций извне, а также по привлечению инвестиций в более выгодные для государства сферы деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Иностранные инвестиции имеют не только положительные стороны, поэтому возникает необходимость осуществлять контроль над их притоком.
Предполагаемые негативные последствия иностранных инвестиций:
- государства, которые принимают иностранные инвестиции, рискуют частично утратить контроль в отдельных секторах национальной экономики;
- возможно уменьшение эффективности мер макроэкономической стабилизации экономики при увеличении значимости роли иностранного капитала;
- существует возможность возникновения угрозы для окружающей среды в целом, а также для здоровья людей и их жизни при применении различных технологий иностранными инвесторами.
Подобные проявления подталкивают страны к развитию внутренних рынков, к организации защитных мер, которые стабилизируют валютно-финансовую сферу. Развивающиеся страны целенаправленно вводят ограничения на вливания зарубежных банков и компаний на национальном валютно-финансовом рынке.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России – это:
- создание положительной среды для взыскания ввозных таможенных пошлин, а также взносов, налогов для инвесторов и организаций с иностранными инвестициями в государственные внебюджетные фонды; анализ причин запретов и ограничений в осуществление иностранных капиталовложений на территории РФ;
- утверждение порядка регистрации приоритетных коммерческих проектов государственными органами исполнительной власти;
- введение контроля над исполнением взятых на себя обязательств иностранными инвесторами и коммерческими организациями, имеющих иностранные инвестиции, над реализацией приоритетных инвестиционных проектов.
Существуют международные экономические организации, которые совместно с определенными контролирующими органами РФ способствуют регулированию инвестиционной деятельности других стран на территории РФ, например, МВФ, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, МЦУИС, ОЭСР, ЕБРР.
Необходимо отметить, что Россия является их членом или участвует в деятельности вышеперечисленных международных экономических организаций. Совместно был разработан ряд норм и правил, которые регламентируют инвестиционную деятельность зарубежных субъектов, в частности правила допуска иностранных инвестиций, регламент перевода вложений и прибыли, способы защиты иностранных инвестиций, правовые нормы для урегулирования споров. МБРР и МФК производят консультации, оказывают финансовую помощь в реализации проектов.
Виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции – все виды вкладов, интеллектуальных, имущественных ценностей от инвесторов и организаций, учрежденных на территории другой страны в объекты соответствующего вида деятельности с целью извлечения выгоды.
Иностранные инвестиции можно разделить четырьмя способами:
- В зависимости от активов различают: реальные инвестиции – инвестиции в долгосрочный объект с дальнейшим расширением и возможным приобретением производственных объектов за рубежом; финансовые инвестиции — это капиталовложения иностранных граждан в недвижимое и движимое имущество, а также приобретение ценных бумаг; нематериальные инвестиции — оформление лицензий, патентов, т.е. нематериальные вложения.
- В зависимости от формы собственности иностранных инвесторов выделяют: государственные инвестиции — вложение бюджетных средств за рубеж по решению соответствующих органов государственного правительства; частные инвестиции — финансовая поддержка объектов, размещенных за пределами страны частными инвесторами; смешанные иностранные инвестиции — это инвестиции в зарубежные объекты, как частных инвесторов, так и инвесторов государства.
- В зависимости от вида вложений различают: предпринимательские инвестиции — вложения в коммерческие проекты, направленные на получение дивидендов; ссудные инвестиции — это предоставление займа с целью получения прибыли от процента.
- В зависимости от объекта вложения инвестиций могут быть: прямые иностранные инвестиции — это различного рода вклады инвесторов с последующим контролем, а также участием в управлении предприятия на территории чужого государства; портфельные инвестиции — приобретение ценных бумаг с целью получения дивидендов.
Законодательство РФ об иностранных инвестициях
Федеральное законодательство об иностранных По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Административное правовой статус иностранных граждан подробнее инвестициях на территории РФ — это комплекс нормативных актов, призванных регулировать отношения, связанные с гарантиями государства, законных прав иностранным инвесторам при ведении ими соответствующего рода деятельности на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .
Самым важным законом, регулирующим инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является Федеральный Закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» По данной теме мы уже выполнили реферат Закон об инвестиционной деятельности в РФ подробнее от 25 июня 1999 года.
Законодательство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Судебная власть РФ. подробнее дает право производить инвестиции: иностранным инвесторам и организациям, иностранным гражданам. Действия перечисленных субъектов не должны противоречить законам не только РФ, но и соответствовать законодательству государства, в котором они зарегистрированы. Согласно требованиям, международного договора с РФ, международная организация также имеет право осуществлять свои инвестиции на территории страны.
Необходимо учесть, что ФЗ «Об иностранных инвестициях» По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности правового положения страховых компаний с участием иностранных инвесторов. подробнее не защищает действия, связанные с иностранными вкладами в различные кредитные, страховые организации и банки. Подобные отношения регулируются соответствующими актами в Российской Федерации о страховании и о банковской деятельности. Также рассматриваемый закон не регулирует отношения иностранных вкладчиков в некоммерческую деятельность образовательного, благотворительного, научного или религиозного характера. Некоммерческие отношения регулируются соответствующим законом РФ о некоммерческой деятельности.
Источник