Государственное регулирование инвестиций пищевой

Государственное регулирование инвестиций и его особенности

Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.

Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.

При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.

Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.

Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы

Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.

На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.

Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.

Госрегулирование инвестиций осуществляется:

— прямым управлением госинвестициями;

— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;

— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;

— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;

— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;

— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;

— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;

Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.

Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.

Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.

Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.

Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.

Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:

  1. Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:

— амортизация и амортизационные отчисления;

— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;

— защищаются интересы инвесторов;

— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;

— принимаются антимонопольные меры;

— развивается финансовый лизинг;

— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;

— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;

— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;

— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.

Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.

Читайте также:  Средней доходностью фактора это

Функции госрегулирования инвестпроцессов

При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:

Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.

Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.

Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.

Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.

Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:

— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;

— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;

— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.

Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:

— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;

— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;

— применяются оперативные инструменты.

Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.

Источник

Государственное регулирование инвестиций пищевой

Пищевая промышленность Сибирского федерального округа играет значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности. Развитие отрасли должно соответствовать формированию в России инновационно-ориентированной экономики, направленной на технологическое развитие. Главными задачами отрасли являются обеспечение конкурентоспособной экономики государства, а также защита национальных интересов в изменяющемся мире и достойный уровень жизни населения. Решение данных задач возможно только при устранении ряда проблем, сдерживающих развитие пищевой промышленности, поэтому разработка основных направлений совершенствования государственного регулирования является актуальной научной задачей.

Целью исследования является определение основных направлений государственного регулирования пищевой промышленности в республиках, краях и областях, входящих в Сибирский федеральный округ.

Проблемы государственного регулирования внутренних аграрных рынков рассматривали ведущие экономисты прошлого века – Дж.М. Кейнс, П. Сраффа, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, М. Фридмен, Дж. Стиглер, Л. Мизес, которые разработали принципы, ставшие основополагающими при создании ГАТТ (ВТО).

В России разные аспекты государственного регулирования внутреннего аграрного рынка в начале XX века нашли отражение в практической деятельности видных государственных деятелей С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В настоящее время проблемы государственного регулирования российского аграрного рынка рассмотрены в трудах А.И. Алтухова, И.Н. Буздалова, В.Я. Узуна, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, Э.Н. Крылатых, И.Г. Ушачева, и ряда других исследователей, которые внесли значительный вклад в становление и развитие концепции государственного регулирования внутренних аграрных рынков в условиях глобализации внешнеэкономических связей.

Однако в своих исследованиях в большинстве своём учёные рассматривают или агропромышленный комплекс в целом, или сельское хозяйство. По отношению к пищевой промышленности государственное регулирование следует рассматривать как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых на всех уровнях государственного управления, с целью приспособления предприятий отрасли к изменяющимся условиям хозяйствования для выполнения главной функции – обеспечения продовольственной безопасности государства и формирования потребительского продовольственного рынка в соответствии с потребностями населения.

Для формирования механизма государственного регулирования пищевой промышленности существует ряд предпосылок, отметим лишь наиболее значимые из них:

– необходимость преодоления технологической отсталости отрасли и ведения государственного контроля над безопасностью продовольственных товаров, производимых на отечественных предприятиях и поставляемых на внутренний и внешний продовольственные рынки;

– необходимость развития конкурентоспособного производства по переработке сельскохозяйственной продукции и формирования экспортной политики предприятий пищевой промышленности;

– недостаток кадров – специалистов, умеющих работать в условиях членства России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе, и иные предпосылки.

Объектами государственного регулирования пищевой промышленности являются условия, процессы, отдельные отрасли, виды продукции и ресурсов, хозяйствующие субъекты (предприятия отрасли), аграрный рынок, отношения между субъектами хозяйствования, возникающие в производства, на рынке и в социальной сфере.

Стратегические цели агропромышленного комплекса Российской Федерации, определённые в Доктрине продовольственной безопасности [3], Военной доктрине [1], Государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [7], легли в основу Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [2], в которой отдельно подчеркивается значимость повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешних рынках в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Помимо этого, при разработке документов, регламентирующих развитие отечественного агропромышленного комплекса, учитываются цели и задачи, поставленные в Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества [6].

Читайте также:  Как понять потенциальная доходность

Исходя из этого, актуальной задачей агропромышленного комплекса Сибирского федерального округа является активный поиск резервов продовольственной продукции, пригодной для импортозамещения на российском продовольственном рынке. Решение этой задачи должно быть направлено на выполнение поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста и развитию конкурентоспособного импортозамещения в АПК [9]. Необходимо создать систему стимулов, способных поддержать национальное производство импортозамещающей продукции, одновременно стимулируя ее экспорт, активизировать при этом использование всех ресурсов, которыми обладают сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, современные торговые сети.

Для более полного решения существующих проблем и государственного регулирования пищевой промышленности целесообразно использовать территориально-отраслевой подход, учитывающий особенности природно-климатических условий конкретного региона и осуществляемый на основе программно-целевого метода управления.

В ходе настоящего исследования проведён анализ использования программно-целевого метода государственного регулирования пищевой промышленности в Сибирском федеральном округе, который показал, что только в трёх регионах уделено определённое внимание развитию пищевой промышленности: в Кемеровской и Омской областях, Алтайском крае. В Кемеровской области принята и выполняется «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2025 года». Интересен проект реализации целей, поставленных в Долгосрочной целевой программе Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области на 2013–2020 годы», в рамках которого разработаны достаточно подробные модели агрокластера, включающие 8 секторов: мясной, масличный, льняной, зерновой, крупяной, овощной, молочный и в отдельный сектор выделен Ресурсный кадровый центр.

Специалисты Министерства сельского хозяйства Омской области считают, что создание агрокластера потребует инвестиций в размере 46055 тыс. руб., благодаря чему будет создано 2602 рабочих места и будет создан крупный игрок на рынке продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья [4].

Наиболее подробные программы по развитию пищевой промышленности разработаны в Алтайском крае: принята общеотраслевая Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 г. [10], а также ряд отраслевых программ, направленных на создание уникальных производств по переработке сельскохозяйственного сырья: «Здоровое питание населения Алтайского края на 2013–2020 годы»; «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае на 2011–2015 годы»; «Развитие молочной промышленности в Алтайском крае на 2012–2016 годы».

В остальных регионах Сибирского федерального округа разработаны комплексные программы по развитию сельского хозяйства, в которых не уделяется внимания развитию переработки произведённой продукции. Таким образом, предусматривается активное развитие животноводства, но нет конкретных программ по развитию глубокой переработки животноводческого сырья, то есть по открытию мясоперерабатывающих, кожевенных и фармацевтических предприятий.

Значительную роль в поддержке АПК России играют субсидии из федерального и региональных бюджетов. В Сибирском федеральном округе в 2014 г. наиболее успешно данные средства осваиваются в Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях – на 1 декабря 2014 г. освоено более 92 %. Значительное отставание наблюдается в Кемеровской области: – 72 %.

Между тем, своевременная модернизация пищевой промышленности позволяет значительно улучшить её деятельность на региональном уровне, что видно на примере Алтайского края. За период с 2011 по 2014 г. в пищевую промышленность Алтайского края было инвестировано 12 млрд руб., что привело у росту производительности труда по сравнению с 2005 г. в 4,2 раза. При этом производительность труда в некоторых предприятиях превышает отраслевой уровень в два-три раза, то есть это предприятия – лидеры отрасли в стране. За 2014 г. рост отгрузки товаров собственного производства в отрасли составил 6 %, темп роста производства – 4 %. Все это в совокупности позволяет алтайским предприятиям ежегодно пополнять продуктовый ассортимент на 200–300 наименований. Особо высокие темпы производства демонстрируют предприятия масложировой промышленности. Выработка растительного масла в 2014 г. превысила 110 тыс. т, а рост производства составляет 1,7 раза к 2013 году [5]. Такая активная работа по развитию пищевой промышленности позволила Алтайскому краю добиться обеспечения продуктами питания населения региона в полном объёме во всех товарных группах, за исключением фруктов и овощей, что связано с климатическими особенностями.

В целом в Российской Федерации и в Сибирском федеральном округе ситуация иная:

– в Российской Федерации уровень самообеспечения достигнут по картофелю (97,5 %), по овощам (88,7), по яйцам (98 %). Не достигнут уровень самообеспечения по мясу (76,1 %), молоку (80,2), фруктам (30,5 %);

– в Сибирском федеральном округе высокий уровень самообеспечения по яйцу и молоку, существует определённый недостаток в производстве мяса и картофеля, низкий уровень самообеспечения по фруктам (17,7 %), недостаточно высокий по овощам (72,3 %), картофелю (87 %).

Читайте также:  Инвестиции для инноваций источники инвестиций

Анализ производства пищевой продукции предприятиями пищевой промышленности Сибирского федерального округа показал устойчивый рост производства по всем товарным группам за исключением сливочного масла. На 81,3 % увеличилось производство растительного масла, почти на треть выросло производство мяса птицы и производство крупы, стабильно растёт производство цельномолочной продукции.

Однако этого недостаточно при современном уровне потребления продовольствия в Сибирском федеральном округе:

– только в четырех регионах – Алтайском крае, Иркутской, Омской, Томской областях – потребление растительного масла на душу населения соответствует норме. В остальных субъектах округа – значительно ниже;

– потребление мяса и мясопродуктов населением значительно отстаёт от рациональных норм питания во всех регионах, кроме Республики Алтай. Особенно низкое потребление данных продуктов в Республиках Бурятия (80,6 % от нормы потребления), Тыва (69,0 %), Новосибирской (79,7 %) и Томской областях (79,7 %);

– потребление молока и молочных продуктов во всём Сибирском федеральном округе не соответствует рациональным нормам питания. Наиболее близки к данным нормам в Алтайском крае – 335 кг на душу населения (88,7 % от нормы потребления) и в Омской области – 319 (84,2 %) кг. Критическая ситуация в Республике Тыва (44,6 %) и Иркутской области (52,6 %), где потребление молока и молочных продуктов в два раза ниже норм потребления.

Наблюдается устойчивое, на протяжении последних 20 лет, белковое голодание населения Сибирского федерального округа, что констатировалось в ряде работ ГНУ СибНИИЭСХ. Это сказывается на состоянии здоровья населения: достаточно высок уровень смертности, хотя падение численности населения СФО удалось остановить; несмотря на снижение младенческой смертности в СФО 2013 г. до 8,5 на 1000 родившихся живыми, этот показатель превышает среднероссийский; незначительности снизилась материнская смертность, вместе с тем она выше, чем в целом по стране; как первичная, так и общая заболеваемость населения в 2013 г. продолжали расти [8]. Таким образом, можно сделать вывод об ослабленном состоянии здоровья значительной части населения, вызванного белковым голоданием третьего поколения.

Данный анализ позволяет утверждать, что развитие пищевой промышленности, развитие межрегиональных связей по поставкам продовольствия является одной из важнейших стратегических задач в Сибирском федеральном округе на период до 2017 года, что доказывает необходимость совершенствования государственного регулирования пищевой промышленности. Наиболее целесообразным является сохранение программно-целевого метода, то есть разработка региональных целевых программ по развитию конкретных отраслей в каждом регионе. Методика определения основных направлений государственного регулирования пищевой и перерабатывающей промышленности включает в себя 5 этапов:

1 этап. Определение стратегических целей развития пищевой промышленности в регионах Сибирского федерального округа, на основании чего определяются направления государственного регулирования пищевой и перерабатывающей промышленности в регионе.

2 этап. Анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на пищевую промышленность в регионах округа.

3 этап. Анализ формирования продовольственного рынка региона. Определяется структура пищевой промышленности, наличие подотраслей, крупных, малых и средних предприятий, темпы роста производства, перспективы развития на базе собственного сельскохозяйственного сырья, уровень обеспеченности региона собственными продуктами питания. Важным показателем является удельный вес продуктов питания собственного производства в объеме отгруженной продукции, что позволяет выделить сегменты рынка, на которые необходимо проводить импортные закупки.

Определяется развитость товаропроводящей инфраструктуры, наличие предприятий оптовой и розничной торговли, заготовительных организаций, сбытовых объединений и уровень их функционирования.

4 этап. Формулировка проблем развития пищевой промышленности конкретного региона в современных условиях.

Целесообразно использовать SWOT-анализ, который позволит выделить наиболее устойчивые позиции отрасли, рассмотреть узкие места и предложить направления по ликвидации угроз.

5 этап. Разработка региональных среднесрочных отраслевых целевых программ по развитию конкретных отраслей в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Сибирский федеральный округ:

на муниципальном уровне – разработать программы развития пищевой промышленности с технологическим обоснованием (в настоящее время таких программ нет ни в одном из муниципальных образований Сибирского федерального округа). Главным условием должно быть развитие высокотехнологичных предприятий в сельской местности с целью создания современных рабочих мест, привлекательных для специалистов разного уровня и способных организовать выпуск конкурентоспособной пищевой продукции. Для привлечения предпринимателей в отрасль необходимо проведение конкурсов на получение региональных, муниципальных грантов и иных видов государственной поддержки предпринимательства;

на региональном уровне – внедрить технологический аудит всех региональных и муниципальных программ по развитию пищевой промышленности; разработать региональные отраслевые программы по развитию глубокой переработки животноводческого сырья с технологическим обоснованием; предусмотреть поддержку предприятиям, развивающим экспортную деятельность и т.д.

На уровне Сибирского федерального округа целесообразно разработать программу развития машиностроения для пищевой промышленности с целью снижения критической зависимости от зарубежных технологий и зарубежных поставщиков.

Рецензенты:

Гриценко Г.М., д.э.н., профессор, заместитель директора ГНУ СибНИИЭСХ Россельхозакадемии, г. Барнаул;

Бочаров С.Н., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.

Источник

Оцените статью