Государственное регулирование инвестиций и его особенности
Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.
Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.
При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.
Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.
Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы
Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.
На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.
Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.
Госрегулирование инвестиций осуществляется:
— прямым управлением госинвестициями;
— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;
— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;
— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;
— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;
— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;
— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;
Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.
Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.
Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.
Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.
Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.
Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:
- Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:
— амортизация и амортизационные отчисления;
— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;
— защищаются интересы инвесторов;
— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;
— принимаются антимонопольные меры;
— развивается финансовый лизинг;
— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;
— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;
— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;
— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.
Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.
Функции госрегулирования инвестпроцессов
При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:
Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.
Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.
Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.
Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.
Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:
— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;
— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;
— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.
Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:
— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;
— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;
— применяются оперативные инструменты.
Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.
Источник
Государственное регулирование инвестиционной деятельности: цели, формы, методы
Государство является участником инвестиционного процесса, в котором играет двуединую роль. С одной стороны, оно ныступает как субъект инвестиционного рынка, может быть и инвестирующей, и принимающей инвестиции стороной (реципиентом). С другой стороны, государство является главным регулятором экономических отношений в стране, призвано формировать нормативно-правовую базу этих отношений и регулировать ситуацию на рынке.
Государственное регулирование инвестиций — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей в решении важнейших жономических задач.
Целью государственного регулирования инвестиционной деятельности является формирование и поддержание эффективной инвестиционной политики, предусматривающей соответ-стнующие механизмы реализации основных направлений социально-экономического развития страны.
Под инвестиционной политикой следует понимать сферу мситсльности государства, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала, вовлечения отечественных инвесторов в инвестиционный процесс для ускорения экономического развития страны и затрагивающую различные аспекты функционирования государства: правовые, финансовые, внешнепо-питические, социальные и др. Понятие «инвестиционный климат» включает совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географи-
ческих условий осуществления инвестиционной деятельности в конкретной стране, оказывающих существенное влияние на уровень доходности и риска инвестиций и соответственно на принятие определенного решения инвесторами. Специфика этого важнейшего фактора инвестиционной активности предприятий и населения заключается в том, что основные параметры инвестиционного климата регулируются государством с помощью различных правовых и социально-экономических методов. При этом первые состоят из законодательных и нормативных актов, административных процедур, а вторые являются в большей степени мерами косвенного воздействия через экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности.
В настоящее время в международной практике известны разнообразные методы регулирования инвестиционной деятельности:
• по целям регулирования:
— ограничительные, определяющие условия доступа иностранного и отечественного капитала в экономику;
• по способу регулирования:
• по характеру регулирования:
• по масштабу регулирования:
— непосредственной регламентации процедур инвестирования конкретной группы инвесторов;
• по продолжительности действия:
• по способу применения:
— дискреционного действия (на основе разрешения в каждом конкретном случае).
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется следующим образом:
• при прямом участии государства в инвестиционной деятельности путем принятия государственных инвестиционных
программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; предоставления гарантий пра-иительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;
• через формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей основные аспекты инвестиционной деятельности длярезидентов и нерезидентов; определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, а также условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; принятие антимонопольного законодательства и пресечение недобросовестной конкуренции;
• путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: оказания инвесторам государственной поддержки; защиты интересов инвесторов; содействия развитию рынка ценных бумаг; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон; использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• через развитие государственного образования и подготовку специалистов в сфере инвестиционной деятельности.
Государственный механизм регулирования инвестиционной деятельности, адекватной рыночным условиям, должен иметь двухуровневую структуру: 1) макрорегулирование (в масштабах всего государства); 2) микрорегулирование (на уровне субъектов хозяйствования).
Реализация государственной инвестиционной политики предполагает использование следующих механизмов организации и управления: прогнозирование государственной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций; осуществление государственной поддержки инвестиционных проектов; организация государственной экспертизы инвестиционных проектов, государственного инвестиционного конкурса; инвестиционных тендеров.
Регулирование инвестиционных процессов методами государственного воздействия предполагает формирование среды, стимулирующей инвестирование в экономику. Важнейшим элементом такой среды выступает необходимая инфраструктура, обеспечивающая продвижение инвестиционных ресурсов по определенным направлениям (в частности, инвестиционные рынки и соответствующий инструментарий).
Исходя из вышеизложенного, инвестиционная политика может быть представлена как система, в которой задействованы все рычаги государственного регулирования.
Координация деятельности в сфере инвестиционной политики в Республике Беларусь возложена на Министерство экономики Республики Беларусь, одной из основных задач которого является создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Для решения этой задачи Министерство экономики разрабатывает принципы и механизмы инвестиционной политики государства. Являясь головным органом по управлению социально-экономическими процессами в республике, Министерство экономики тесно сотрудничает с другими министерствами и центральными органами управления. Практически при всех исполнительных органах разных уровней созданы комитеты по инвестициям, призванные решать задачи, сформулированные в принимаемых государственных программах экономического и социального развития в части привлечения инвестиций в республику и их эффективного использования.
Содержание инвестиционной политики Республики Беларусь определяется в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Среди важнейших пунктов выделим следующие:
• приведение законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международными стандартами;
• рациональное и эффективное размещение инвестиционных ресурсов на конкурентной основе;
• привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций;
• государственная поддержка приоритетных направлений и таможенные льготы, бюджетные ссуды;
• прямое вложение капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и программы.
Планирование и финансирование инвестиционной деятельности
Начальными этапами реализации государственной инвестиционной политики на макроуровне, т.е. в масштабах национальной экономики, являются прогнозирование государственной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций. Ежегодно Президентом Республики Беларусь утверждается разрабатываемая правительством Государственная инвестиционная программа, в которой определяются основные инвестиционные проекты и источники их финансирования. Собственно финансированием является процесс трансформации капитала из денежной формы в производительную. Главным источником финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений) в наиболее перспективные инвестиционные программы являются централизованные инвестиционные ресурсы из средств республиканского бюджета, составляющие порядка 80% всего объема финансирования. Объем финансирования устанавливается Законом о бюджете 1’сспублики Беларусь на очередной финансовый год. Средства, как правило, предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде собственно ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, гарантий правительства под привлекаемые кредиты банков. Кроме того, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет местных источников, а также иных источников. Государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется в виде предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам, гарантий Правительства Республики Ьсларусь. Мировой опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять не менее 30% от ВВП.
На микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, простое и расширенное воспроизводство невозможно без инвестиций в основные фонды и оборотные средства предприятия, что предполагает наличие источников финансирования. 11еобходимые объемы инвестиций в зависимости от целей инвестирования должны быть представлены в бизнес-планах предприятия, в которых прогнозирование денежных потоков, т.е. притока и оттока средств, является непременным атрибутом. Зарубежная практика показывает, что на предприятии
объем инвестиций должен содержать всю сумму амортизации, обеспечивающую простое воспроизводство основных производственных фондов, и не менее 30% чистой прибыли. Только в этом случае может быть обеспечена выживаемость предприятия в рыночной экономике. Источники финансирования инвестиционной деятельности в области реальных инвестиций — это средства, используемые на капитальные вложения предприятий и хозяйственных организаций всех форм собственности.
В настоящее время в Республике Беларусь у юридических лиц — участников инвестиционного процесса могут быть следующие источники инвестиций:
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
• средства, мобилизуемые на финансовом рынке, в том числе на международном: заемные средства, привлеченные средства (эмиссия акций);
• бюджетные инвестиционные ассигнования;
• специальные фонды, создаваемые по решению правительства;
• прочие средства (денежные средства предприятий, консолидируемые объединениями и другими вышестоящими организациями; средства страховых фондов; отраслевых инновационных фондов; лизинг; денежные накопления населения; средства лиц, участвующих в долевом строительстве; венчурный капитал; средства от благотворительных мероприятий и вкладов).
Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с определенными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов; получение кредита — выплаты процентов по ним, использование лизинга — выплаты вознаграждения лизингодателю и т.п. Поэтому необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.
У физических лиц (групп физических лиц-партнеров) источниками инвестиций могут быть:
• заработная плата, другие денежные вознаграждения и выплаты за работу на предприятиях, в учреждениях и организациях (премии, дивиденды, вклады и т.п.);
• доходы от всех видов предпринимательской деятельности (производственная, операции на товарных и фондовых бир-
жах, скупка и продажа акций и других ценных бумаг, коммерческое посредничество, торгово-закупочная и иная деятельность);
• доходы, полученные не по основному месту работы (выигрыши по займам и лотереям, суммы, полученные по наследству);
• суммы, полученные от ликвидации предприятий и организаций, реализации их имущества, а также другие источники дохода (заработок членов семьи, благотворительная помощь и др.).
Для экономики в целом важным источником инвестиций являются сбережения населения. Такие сбережения можно разделить на три группы:
• на покупку товаров длительного пользования;
• на непредвиденные случаи и старость.
Особым видом сбережений являются инвестиционные сбережения.
Инвестиционные сбережения — это особый вид сбережений, I ie предназначенных на потребительские нужды. Главная цель таких сбережений — инвестирование в приносящие доход активы. Сбережения данного вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые совершаются на потребительские цели. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества, уровня доходов его граждан. Большинство сбережений такого типа вкладываются в различные виды ценных бумаг. Инвестиционные сбережения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные сбережения поступают на денежный рынок или рынок краткосрочных обязательств. Долгосрочные сбережения составляют увеличивающийся источник финансовых ресурсов на рынке капитала, т.е. долгосрочных активов.
По данным статистики, в Беларуси главными источниками инвестиций субъектов хозяйствования по настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций. Наряду с этим привлекаются средства республиканского (моджета, а также местных бюджетов. Средства физических ниц вовлекаются в инвестиционный процесс опосредованно — через кредиты банков, источником для которых служат вклады населения.
Для активизации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь программными документами предусматривается реализация следующих мер:
• развитие системы самофинансирования в целях увеличения доли собственных источников предприятия в финансировании инвестиционных проектов и программ. В связи с этим осуществляется разработка новой государственной амортизационной политики, предусматривающей варианты начисления амортизации (ускоренная, свободная), направления ее использования, контроль и санкции за использование амортизационного фонда не по целевому назначению;
• приватизация объектов государственной собственности на возмездной основе — перспективный источник привлечения дополнительных инвестиций, так как не менее 50% средств, полученных от продажи акций, акционерные общества и предприятия должны направлять на реконструкцию производства;
• сохранение роли бюджетного финансирования в целях обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы — просвещения, науки, здравоохранения, культуры в соответствии с социальной ориентацией белорусской модели экономического развития. Принципиально новым в инвестиционной политике становится переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию селективной государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов и государственных программ на конкурсной основе и осуществление государственно-коммерческого финансирования эффективных проектов (программ);
• предоставление долгосрочных кредитов, в том числе льготных, для развития приоритетных отраслей экономики под государственным контролем для реализации эффективных государственных программ на тендерной основе, при наличии у субъектов хозяйствования инвестиционных проектов (бизнес-планов);
• дальнейшее развитие лизинга как важного средства для решения задач модернизации производственной базы и реализации продукции отечественных товаропроизводителей. Именно использование лизинга, особенно в малом и среднем бизнесе, позволит субъектам хозяйствования вовлечь в производство новое оборудование и технологии;
• выпуск государственного инвестиционного займа, инвестиционных промышленных облигаций и муниципальных займов, что в значительной степени должно повлиять на инвестиционную активность населения, с одной стороны, и активизировать фондовый рынок — с другой.
Источник