Государственное регулирование инвестиций и его особенности
Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.
Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.
При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.
Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.
Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы
Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.
На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.
Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.
Госрегулирование инвестиций осуществляется:
— прямым управлением госинвестициями;
— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;
— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;
— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;
— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;
— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;
— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;
Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.
Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.
Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.
Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.
Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.
Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:
- Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:
— амортизация и амортизационные отчисления;
— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;
— защищаются интересы инвесторов;
— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;
— принимаются антимонопольные меры;
— развивается финансовый лизинг;
— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;
— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;
— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;
— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.
Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.
Функции госрегулирования инвестпроцессов
При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:
Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.
Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.
Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.
Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.
Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:
— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;
— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;
— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.
Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:
— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;
— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;
— применяются оперативные инструменты.
Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.
Источник
Государственное финансовое регулирование инвестиций в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:17, курсовая работа
Краткое описание
Обновление производственного потенциала также ограничивает также неэффективную налоговую политику. Поэтому важно стимулировать поступление иностранных инвестиций, которые могут помочь решать две проблемы в современных условиях — чтобы ослабить дефицит капитала в стране и способствовать внедрению в производстве передовых технологи Инвестиции убеждают помочь государству с преодолением экономического кризиса. Инвестиции предназначены для подъема и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Вложенные файлы: 1 файл
Финансы курсовая 111у Бектемиров Р.И.docx
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Кафедра «Финансы и кредит»
Государственное финансовое регулирование инвестиций
Курсовая работа по дисциплине
студент гр. 111у заочного отделения Бектемиров Р. И
Актуальность исследования. Долгосрочный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен только в
одном случае — в случае возвращения к жизни инвестиционного процесса, Потому что общая правда говорит: без инвестиций нет никакого экономического роста. Переход к отношениям регламентированного рынка должен изменить радикально инвестиционную политику государства в целях укрепления его влияния на инвестиционный процесс посредством финансового и кредитных рычагов, т.е. посредством налогов, налоговых привилегий, регулирующих положений ускоренной амортизации© и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий от бюджета до жизненно важных отраслей национальной экономики.. Без инвестиций невозможно выполнить задачи по структурной перестройке экономики, поднять технологический уровень производства и конкурентоспособность внутреннего производства, и на внутреннем, и на мире рынки. Одним из наиболее важных факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной деятельностью.
В условиях бюджетного дефицита, финансовой нестабильности российского рынка, нехватка оборотных активов предприятий произошла как острое сокращение бюджетных ассигнований, средства отечественных инвесторов и повышение цены кредитных источников капиталовложений.
Обновление производственного потенциала также ограничивает также неэффективную налоговую политику. Поэтому важно стимулировать поступление иностранных инвестиций, которые могут помочь решать две проблемы в современных условиях — чтобы ослабить дефицит капитала в стране и способствовать внедрению в производстве передовых технологи Инвестиции убеждают помочь государству с преодолением экономического кризиса. Инвестиции предназначены для подъема и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашу страну является столь фактической,
переговоры на них не прекращаются. Эта проблема является фактической, прежде всего что на инвестициях в Россию возможно сшить огромное состояние, но одновременно бояться проигрывать, инвестированные фонды останавливает инвесторов.
Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако это также один из самых непредсказуемых, и иностранных инвесторов торопятся о тут и там, пытаясь не пропустить часть российского рынка и, одновременно, не
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть инвестиции, их виды и формы;
-изучить методы государственного регулирования инвестиций; -привести краткую характеристику объекта исследования;
-провести оценку динамики инвестиций в России;
-рассмотреть основные показатели динамики инвестиций в„ России; -исследовать основные направления государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций в России;
-исследовать проблемы и перспективы привлечения внутренних инвестиций в экономику России.
Предмет исследования — инвестиции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Объект исследования является государственные меры регулирования инвестиционной деятельности.
В качестве источников информации использованы труды отечественных учёных, посвящённых основам инвестиционной
деятельности, нормативные акты
Методической основой работы явились труды отечественных авторов, а также использованы законодательные и нормативно- правовые акты.
Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, библиографию и приложения
1 Теоретические аспекты государс твенного финансового регулиров ания инвестиций
- Экономическая сущность инвестиций, их виды и формы
Инвестиции — долгосрочные * вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли.
Под зарубежными инвестициями понимают вложение капитала в разнообразных видах и формах зарубежными инвесторами: государством, иностранными банками, фирмами компаниями, фондами и частными лицами в экономику другой страны. Привлечение средств зарубежных инвесторов: предполагает наличие благоприятной инвестиционной среды (благоприятного инвестиционного климата) в стране, в которую должны направляться инвестиции.
Инвестиционная среда представляет собой совокупность правовых, политических, экономических и социальных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Она оказывает существенное воздействие на уровень доходности, риска и ликвидности инвестиций.
Зарубежные инвестиции могут осуществляться в разнообразных видах и формах. К наиболее распространенным видам и формам зарубежных инвестиций следует отнести:
создание совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала; [9, С.52],
- создание предприятий, представительств и филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретение в собственность предприятий, зданий, сооружений, а также долей участия в предприятиях, корпорациях и т. д.;
- приобретение облигаций, акций и иных ценных бумаг в той или иной стране;
- предоставление займов, кредитов, имущества, имущественных прав
- приобретение прав пользования землей и иными природными
ресурсами, если это не ограничено действующим законодательством.
Зарубежный капитал может привлекаться в форме частных и государственных инвестиций, а также в форме государственных и частных займов и кредитов. К иностранным инвестициям относятся также займы и кредиты или иные формы ссудного капитала, предоставляемые международными организациями: Международным валютным фондом (МВФ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Лондонским клубом, Парижским клубом и др.
Иностранные инвестиции осуществляются в виде прямых и портфельных инвестиций.
В зарубежной практике сложились иные подходы к определению прямых инвестиций.
Отметим, что прямые иностранные инвестиции играю весьма важную роль особенно для развивающихся стран для стран с переходной экономикой. При размещении каш/ тала в стране зарубежные компании привносят в экономике новые технологии, прогрессивные способы и методы организации производства и способствуют прямому выходу на мировые рынки.
Портфельные иностранные инвестиции не предполагают захвата руководства компаний [4, С.76],
Совершенно другая ситуация складывается при осуществлении прямых иностранных инвестиций. Страна, привлекающая прямые иностранные инвестиции должна прежде всего руководствоваться интересами экономической безопасности своего государства.
Не случайно в законодательства многих стран мира предусмотрены ограничения на привлечение прямых иностранных инвестиций. Как правило, они распространяются на добывающие, промысловые отрасли, энергосети, трубопроводы, телекоммуникации, спутниковую связь. Альтернативным вариантом привлечения иностранного капитала в эти
отрасли являются зарубежные кредиты и займы. В процессе проведения рыночных реформ в России предполагалось активное участие иностранного капитала в приватизации. С этой целью намечалось установить единый правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности эти права были заметно ограничены, и участие иностранного капитала в приватизации оказалось минимальным. е
В Россию иностранный капитал привлекается в основном в форме прямых, портфельных инвестиции, ссудных капиталовложений, а также путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. К числу преимуществ прямых иностранных инвестиций относится то, что многие крупные российские предприятия, контролируемые иностранным капиталом, осуществляют инвестирование своих проектов, не привлекая капитал со стороны, т. е. за счет собственных средств. Благодаря этому высвободившиеся инвестиционные ресурсы могут направляться в другие отрасли [6, С.82],
Увеличение притока прямых иностранных инвестиций в экономику России напрямую зависит от благоприятного инвестиционного климата. Поэтому по мере создания благоприятных условий для инвестирования и снижения риска поток иностранных инвестиций во все сектора экономики будет нарастать.
В процессе разработки Правительством РФ стратегии экономического развития России и инвестиционной политики до 2010 г. были выявлены недостатки, связанные с прямыми иностранными инвестициями в российскую экономику. К ней в первую очередь относится деформация отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций, выражающаяся в их концентрации в сырьевых отраслях при малом внимании к инвестированию высокотехнологичных, наукоемких отраслей;
В процессе инвестиционной деятельности инвесторы могут
преследовать различные цели, которые подразделяют на выражаемые в денежной форме, например, стремление к максимуму прибыли, рентабельности личного дохода предпринимателя, объема выплачиваемых
дивидендов и т.д., и не выражаемые в денежной форме-стремление к престижу, власти, завоеванию того или иного сегмента рынка. Цели, выражаемые в денежной форме, имеют преимущество, поскольку могут быть выражены количественно, в других случаях оценка может осуществляться путем различных опросов экспертов, клиентов, поставщиков, специалистов и др.
Методы государственного регулирования инвестиций
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
В целом государственное регулирование выполнено:
- согласно государственным инвестиционным программам;
- прямое управление государственными инвестициями;
- ввод системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и привилегий;
- предоставление финансовой помощи в типе грантов, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитии отдельных территорий, производственных отраслей;
- выполняя финансовый и кредитная политика, ценовая политика (включая выпуск в обращении безопасности), политика амортизации;
— контроль соблюдения государственного регулирования и
- антимонопольные меры, приватизация объектов принадлежащей государству собственности, включая объекты незавершенного строительства;
- исследование инвестиционных проектов.
Государство использует и административные, и экономические методы влияния на инвестиционную деятельность в стране [6, С.22],
Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое влияние на предметы инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью выполнить принуждение в связи с другими предметами экономики, используя регулирующие положения, запреты, ограничения, разрешения. Поскольку инструменты подобного влияния действуют как законодательные и регулирующие положения. Например, согласно закону это установлено, что все инвестиционные проекты подвергаются экологической экспертизе.
Экономические методы влияния государства, это — методы, посредством которых государство влияет на предметы инвестиционной деятельности стимулированием принятия инвестиционных решений и в интересах предметов, и в интересах всего общества.
Источник