Государственное финансирование инвестиций россии

Государственное финансирование инвестиционной деятельности

Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций:

— Гранты и дотации. Это предоставление денежных средств под конкретный проект на безвозмездной основе.

— Долевое участие государства в качестве долевого вкладчика.

— Прямые (целевые) кредиты предоставляются конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

— Гарантии по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определен­ные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выпла­чивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств пред­приятием.

Государственное финансирование инвестиций в России мо­жет осуществляться в таких формах, как:

1. Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. При этом инвестиционные проекты выбираются на конкурсной основе. Основные требования к инвестиционным проектам предус­матривают, что:

— право на участие в конкурсе имеют инвестиционные проекты, связанные в пер­вую очередь с развитием экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств;

— срок окупаемости указанных проектов не должен превышать двух лет;

— инвестиционные проекты должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

2. Финансирование в рамках целевых программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:

— средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

— специальных фондов (создаваемых специально для осуществления целевых про­грамм);

— средств иностранных инвесторов;

3. Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Привлечение средств ведется из иностранных источников, по которым воз­никают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта пога­шения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 3040 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Государственные инвестиции

Государственные инвестиции это вложения в наращивание и воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны. Источниками государственных инвестиций выступают средства бюджетов различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также государственные внебюджетные фонды.

Государственными инвестициями являются вложения, которые формируются за счет бюджетных средств.

Обычно средства расходуются на создание/модернизацию/реконструкцию объектов, принадлежащих государству, либо на господдержку проектов, в которых принимают участие частные инвесторы.

Смысл государственного инвестирования в обеспечении стабильного финансирования объектов, имеющих общенациональное значение, а также в поддержании развития проектов, улучшающих экономическое положение страны в целом. При этом проекты, финансируемые государством, не должны вытеснять частные виды деятельности, а лишь дополнять и стимулировать их развитие.

Также государственными (бюджетными) инвестициями признаётся инвестиционная деятельность государственных компаний.

Одним из главных направлений бюджетных вложений это поддержание в хорошем состоянии инфраструктуры страны (восстановление, ремонт и расширение). Ведь, как известно, без развитой инфраструктуры инвестиционная привлекательность страны очень страдает и находится на незначительном уровне.

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Особенности

Государственные инвестиции формируются за счет собственных бюджетных средств. Возможно привлечение других источников (внебюджетных целевых фондов; рынков ценных бумаг — за счет эмиссии; кредитов и займов, в том числе в иностранных банках).

Читайте также:  Оптимальные настройки rx590 для майнинга эфириума

Государственные прямые инвестиции (в том числе иностранные) вкладываются в предприятия с целью участия в их деятельности и дальнейшем распределении прибыли. Прямые инвестиции позволяют оказывать влияние на бизнес. К прямым инвестициям относят покупку недвижимости, вклады в акционерный капитал, участие в ГЧП (государственно-частном партнерстве).

  • источниками формирования являются бюджетные средства
  • осуществляются на возвратной основе
  • регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления
  • размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета
  • строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств
  • вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные вложения в России

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Источник

Государственное финансирование инвестиций россии

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Читайте также:  Как делать прямые инвестиции

Источник

Государственное финансирование

Государственное финансирование инвестиций в России мо­жет осуществляться в таких формах, как:

— финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион­ных проектов;

— финансирование в рамках целевых программ;

— финансирование проектов в рамках государственных внеш­них заимствований и т.д.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осу­ществляется за счет средств федерального бюджета. Принципиально новой особенностью инвестиционной поли­тики государства последнего времени является переход от рас­пределения бюджетных ассигнований на капитальное строитель­ство между отраслями и регионами к избирательному, частично­му финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Основные требования к инвестиционным проектам предус­матривают, что:

— право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в пер­вую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акцио­нерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необ­ходимых для реализации проекта;

— срок окупаемости указанных проектов не должен, как прави­ло, превышать двух лет;

— государственная поддержка реализации прошедших кон­курсный отбор инвестиционных проектов может осуществлять­ся: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государст­венной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресур­сов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на оче­редной год;

— инвестиционные проекты представляются на конкурс в Мин­экономики и торговли России и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты клас­сифицируются по следующим категориям:

категория А – проекты, обеспечивающие производство про­дукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защи­щенности ее отечественными патентами или аналогичными за­рубежными документами;

категория Б – проекты, обеспечивающие производство экс­портных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

категория В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

категория Г – проекты, обеспечивающие производство про­дукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализа­ции прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики и торговли России.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной осно­ве, либо на условиях закрепления в государственной собственно­сти части акций создаваемых акционерных обществ, устанавли­вается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

для проектов категории А 50;

для проектов категории Б 40;

для проектов категории В 30;

для проектов категории Г 20.

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.

Решения комиссии направляются в Минфин РФ для их реа­лизации в установленном порядке. Средства на оказание государ­ственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматривают­ся в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет пра­во выбора таких форм государственной поддержки, как:

— предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;

— предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, за­крепляемых в государственной собственности, а также год их ре­ализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвес­тиционного проекта;

— предоставление государственных гарантий для инвестици­онных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Минфин РФ и Минэкономики и торговли РФ с участием ЦБ РФ предусматривают следующий порядок предоставления госу­дарственных гарантий для инвестиционных проектов:

Читайте также:  Платформы для майнинг ферм

— инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют пред­ложения банкам для оформления кредитных договоров;

— банки, желающие заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Минфин РФ за­явки на предоставление государственных гарантий.

Минфин РФ при заключении соглашений с банками на пре­доставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ.

Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы.

Федеральные целевые программы и межгосударственные це­левые программы, в осуществлении которых участвует Россий­ская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организацион­но-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эф­фективное решение задач в области государственного, экономи­ческого, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:

— средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

К внебюджетным источникам, при­влекаемым для финансирования целевых программ, относятся:

— взносы участников реализации программ, в том числе предприя­тий и организаций государственного и негосударственного сек­торов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных ин­весторов, заинтересованных в реализации программ (или ее от­дельных мероприятий), и другие поступления;

— специальных фондов. Для осуществления целевых про­грамм могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, оста­ющаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюд­жетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие;

— средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации про­граммных мероприятий осуществляется в соответствии с законо­дательством об иностранных инвестициях;

— кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на вы­дачу кредита коммерческими банками осуществляет Минфин РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым воз­никают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта пога­шения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государст­венные внешние заимствования России формируют ее государст­венный внешний долг.

Управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ. С помощью государственных внешних заимствований РФ покрывает дефицит федерального бюджета, а также погашаются ее государственные долговые обязательства. Предельные объемы государственного внешнего долга и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предела государственного внешнего долга.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрация государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве Финансов РФ, которое ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации).

Смешанное финансированиеинвестиций довольно распространено на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционерным финансиро­ванием, может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансиро­вания (Ксф.)

, (2.1)

гдеСС – собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортиза­ционные отчисления);

И – общая сумма инвестиций.

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие ут­рачивает финансовую независимость по отношению к внеш­ним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Источник

Оцените статью