Государственное финансирование инвестиций курсовая

Государственное финансирование инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
-изучить значение и важность государственного финансирования инвестиций;
-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;
-рассмотреть финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;
-рассмотреть возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность и значение государственного финансирования инвестиционных проектов
1.1.Экономическая сущность и значение государственного финансирования инвестиций…………………………………………………………………………4
1.2. Виды и формы государственного финансирования инвестиционных проектов………………………………………………………………………………7
1.3. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование…………………………………………………………………….12
Глава 2. Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и в Республике Башкортостан
2.1. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации. 16
2.2. Государственное финансирование инвестиций в Республике Башкортостан……………………………………………………………………….22
Глава 3. Проблемы финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы — 1 файл

Государственное финансирование инвестиционных проетктов.docx

Глава 1. Сущность и значение государственного финансирования инвестиционных проектов

1.1.Экономическая сущность и значение государственного финансирования инвестиций…………………………………………………… ……………………4

1.2. Виды и формы государственного финансирования инвестиционных проектов………………………………………………………… ……………………7

1.3. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование………………………………………… ………………………….12

Глава 2. Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и в Республике Башкортостан

2.1. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации. 16

2.2. Государственное финансирование инвестиций в Республике Башкортостан……………………………………………… ……………………….22

Глава 3. Проблемы финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Инвестиционная сфера в последние годы становится все более актуальной темой для руководителей государств, деловых кругов и общества в целом. Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли.

Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

В настоящее время на инвестиционном рынке выделяют достаточно много методов финансирования инвестиций. Первым следует отметить государственное финансирование инвестиционных проектов. Государственное финансирование представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Как правило, государственное бюджетное финансирование получают бюджетные организации и учреждения. Однако и другие организации имеют право претендовать на бюджетное финансирование.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день инвестиции затрагивают многие сферы жизни. В экономике рыночного типа, к которой относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. Однако в настоящее время все большее значение приобретает финансирование инвестиций и за счет государственных средств.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

-изучить значение и важность государственного финансирования инвестиций;

-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

-рассмотреть финансирование в рамках целевых программ и в рамках государственных внешних заимствований;

-рассмотреть возвратный и безвозвратный характер финансирования, а также смешанное финансирование;

— проанализировать практику применения государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

В процессе работы и анализе специальной и учебной литературы выявилось, что большая ее часть содержит констатацию (описание) действующего порядка государственного финансирования инвестиций без размышлений авторов и практически не содержит критики действующего порядка или собственных предложений и разработок.

Вместе с тем, в современной литературе многообразные определения государственных инвестиций часто трактуют недостаточно четко или чрезмерно узко, акцентируя внимание лишь на отдельные аспекты, характеризующие их сущность.

В процессе работы были использованы: учебники, учебные пособия, научные работы по инвестициям, периодическая литература, нормативные документы по данной теме и другие источники информации.

Глава 1. Сущность и значение государственного финансирования инвестиционных проектов

1.1.Экономическая сущность и значение государственного финансирования инвестиций

Интерес экономистов к изучению инвестиций как экономической категории проявился давно. Эволюция понятия «инвестиции» происходила в рамках теории финансов и общей теории экономического роста. При этом особое внимание уделялось изучению роли инвестиций в экономическом процессе, а также созданию необходимых условий и механизмов для осуществления инвестиционной деятельности на уровне государства.

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий[6,c.45].

Государственному финансированию средств из бюджета присущ ряд принципов:

-получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;

-целевой характер использования бюджетных ресурсов;

-предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Критерии конкурсного отбора инвестиционных проектов:

— срок окупаемости инвестиционного проекта не более трех лет;

— количество создаваемых рабочих мест;

— больший относительно других инвестиционных проектов объем средств, возвращаемых в областной бюджет и государственные внебюджетные фонды с каждого рубля предоставленной государственной поддержки;

— более высокая относительно других инвестиционных проектов рентабельность инвестиционного проекта, его общественная значимость;

— обеспечение своевременного внесения текущих налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды[9,c.16].

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям [9,с.15].

Читайте также:  Коэффициент дисконтирования срок окупаемости инвестиционного проекта

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что государственные инвестиции – это вложения денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников в объекты экономики, инфраструктуры, как принадлежащие государству, так и принадлежащие иным субъектам. Прямые инвестиции государства, как правило, направлены на поддержание объектов важных для государства (инфраструктура, оборонная отрасль). Но, кроме того, государство может на правах долевого участия или на возвратной основе финансировать определенные проекты, отобранные по конкурсу и имеющие достаточный бюджетный эффект.

1.2. Виды и формы государственного финансирования инвестиционных проектов

Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках государственных программ поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам[7,с.71].

При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект на безвозмездной основе.

Долевое участие государства предполагает, что оно через свои структуры выступает в качестве долевого вкладчика, остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами.

Прямые (целевые) кредиты предоставляются, как правило, конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определенные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

К основным формам государственного финансирования относят:

1.Финансирование в рамках целевых программ;

2.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований;

3.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов.

1. Финансирование в рамках целевых программ.

Целевая инвестиционная программа — увязанный по финансовому обеспечению, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс производственных, научно-исследовательских, социально- экономических, организационно- хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем по приоритетным вправлениям социально-экономического развития.

Разработка и утверждение целевых программ осуществляются в соответствии с областным законодательством.

Финансирование всех целевых инвестиционных программ за счет средств бюджета осуществляется только в рамках адресной инвестиционной программы.

Адресная инвестиционная программа — перечень объектов, мероприятий целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных к финансированию или оказанию определенных форм государственной финансовой поддержки за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год.

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

курсовая работа Государственное финансирование инвестиций в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА «Экономики и управления на предприятии»

      по дисциплине : Инвестиции
        на тему: «Государственное финансирование инвестиций в России»
                  Выполнила студентка

    3 курса гр.3812
    специальности 080105.65
    Кадыралиева Р.А.
    Проверила:
    Семенова Л.И.

    Поступила на кафедру
    Возвращена на доработку
    Допущена к защите
    Оценка

    Введение 3
    1.Сущность и значение государственного финансирования
    инвестиций 5

      1.1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
      1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций 13
      1.3.Государственное финансирование инвестиций 15

    2. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации и их перспектива 23

      2.1.Значение государственных инвестиций в Российской
      Федерации 23
      2.2.Пути стимулирования экономики посредством государственных инвестиций в Российской Федерации 28

    Заключение 34
    Список литературы 36

    В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.
    Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.
    Инвестиции (от лат. investire — облачать) — вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. В рыночной экономике получение прибыли является движущим мотивом инвестиционной деятельности. Данная цель опосредуется производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят признание на рынке; без этого инвестиции окажутся бесполезными. Побудительный мотив усиливается, если сокращаются налоги, в том числе на прибыль, и в особенности если законодательно закреплено право собственности. Эту прибыль целесообразно рефинансировать, т. е. направлять ее в определенном объеме на развитие производства.
    В экономической литературе инвестиции рассматриваются как акт отказа от сиюминутного потребления благ ради более полного удовлетворения потребностей в последующие годы посредством инвестирования средств в объекты предпринимательской деятельности. Это более глубокое по содержанию определение, связывающее две стороны понимания инвестиций — как затраченного капитала и как капитала, который позволяет достичь намеченного результата.
    Таким образом, в условиях рыночной экономики сущность инвестиций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит в основе теории экономической оценки инвестиций. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.
    В данной курсовой работе будут рассмотрены государственные инвестиции.
    Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.
    Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

    1.Сущность и значение государственного финансирования инвестиций

        Экономическая сущность и классификация инвестиций

    Инвестиционная деятельность в течение длительного периода времени являются предметом широкой научной дискуссии, как в России, так и за рубежом. Вместе с тем до настоящего момента не выработано единого методологического подхода к пониманию экономической сущности инвестиций. При этом расхождения во взглядах различных ученых по данному вопросу весьма значительны и зачастую носят принципиальный характер.
    Для классических трудов многих зарубежных ученых, а также и для большинства российских исследователей характерен подход к инвестициям с позиций макроэкономики. Инвестиции здесь рассматриваются как вложения, носящие производительный характер, как инструмент, обеспечивающий простое и расширенное воспроизводство в рамках отдельных субъектов экономики (предприятий) и в рамках национальной экономики в целом.
    Так, Э. Дж. Долан и Д. Е. Линдей определяют инвестиции на макроуровне как «увеличение объема капитала, функционирующего в экономической системе» 1 . Инвестиции характеризуются как «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов» 2 . По сути, указанные определения базируются на подходе, которого придерживался Дж. М. Кейнс, который рассматривал инвестиции как зеркальное отражение сбережений, т.е. превышение суммарного производства (доходов) над текущим потреблением (расходами).
    В советской экономической литературе категория «инвестиции» зачастую отождествлялась с категорией «капиталовложения», под которыми понимались «затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование». Термин «инвестиции» трактовался лишь незначительно более широко — как «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства».
    Наиболее полно, на наш взгляд, современная отечественная научная дискуссия по вопросу о сущности инвестиций и их роли в современной экономике представлена авторами В. В. Ковалевым, В. В. Ивановым и В. А. Лялиным.
    Здесь также исходной позицией авторов является то, что «инвестиционный процесс начинается с формирования денежных средств и заканчивается созданием реальных активов в форме производственных зданий и сооружений, оборудования и технологии, объектов бытовой и социальной инфраструктуры» 3 . Спекулятивные же вложения, как в финансовые инструменты, так и в товарно-материальные ценности не рассматриваются как инвестиции: «. часть сбережений не превращается в инвестиции, не вовлекается в инвестиционный процесс, а используется на товарные запасы или расходуется на приобретение иностранной валюты» 4 .
    В рамках такого подхода к определению категории «инвестиции» вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы считаются лишь промежуточным, второстепенным механизмом, который способствует аккумуляции накоплений (сбережений) различных субъектов экономики, преимущественно частных лиц, домохозяйств, и их направлению в сферу реального (производительного) инвестирования. Многие современные зарубежные, прежде всего американские, авторы прикладных исследований в области инвестиционной деятельности, напротив, рассматривают понятие «инвестиции» преимущественно в приложении к финансовому рынку, в первую очередь — к рынку ценных бумаг (фондовому рынку).
    Например, У. Ф. Шарп, рассматривая инвестирование в широком смысле, определяет его как процесс «расставания с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем» 5 , а, говоря об инвестиционной среде, сводит свои рассуждения исключительно к рынку ценных бумаг, причем преимущественно в части массовых ценных бумаг, обращающихся на организованном (биржевом) рынке, — акций и облигаций.
    По нашему мнению, оба представленных выше подхода к определению категории «инвестиции» имеют право на существование, поскольку объективно отражают процессы, происходящие в современной рыночной экономике, хотя и с различных точек зрения
    Очевидно, что в одном случае инвестиции рассматриваются как макроэкономическое явление, выражающееся в использовании части созданного обществом продукта для финансирования капитальных вложений, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство. В другом случае инвестиции связываются с микроэкономическими процессами, в рамках которых отдельные субъекты экономики временно отказываются от потребления части своих доходов, направляя их на приобретение активов, потенциально способных приносить доход в будущем.
    Иными словами, макроэкономический подход характеризует инвестиции с точки зрения их конкретного результата для экономики в целом, для развития ее реального сектора, либо социальной сферы. В рамках микроэкономического подхода инвестиции характеризуются с точки зрения финансовых результатов, полученных конкретным инвестором, вне зависимости от макроэкономического или социального эффекта данных инвестиций.
    В специальных исследованиях, посвященных проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала или принести положительную величину дохода. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода).
    Таким образом, инвестиции в западной экономической литературе рассматриваются в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат). Наиболее очевидно такой подход представлен в работах Дж. М.Кейнса, по мнению, которого инвестиции – та часть дохода за текущий период, которая не была использована для потребления, текущий прирост ценностей капитального имущества в результате производительной деятельности данного периода. Это определение, которое не является исчерпывающим, отличает достаточно четкое выделение двух сторон инвестиций: ресурсов (аккумулированных с целью накопления дохода) и вложений (использования ресурсов), обеспечивающих прирост капитального имущества. 6
    Развитие рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотреть толкование категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

      Связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
      Рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
      Анализ инвестиций не в статике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
      Включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический эффект.

    Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов инвестиционной деятельности нашел отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательства. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. (один из первых законов рыночной направленности) инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
    Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1998 г. №39-ФЗ (в редакции от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ), с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нем как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
    В целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).
    В современной справочной литературе, в частности российской, даётся трактовка инвестиций (инвестиционным ресурсам) «как денежным средствам, банковским вкладам, паям, акциям и другим ценным бумагам, технологиям, машинам, оборудованию, лицензиям, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественное право, интеллектуальные ценности, вкладываемым в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного эффекта», что, на наш взгляд, расширяет характеристику инвестиций, так как предполагаются разнообразные формы использования инвестиций.
    Обобщая все вышесказанное, попробуем дать определение инвестиций с этих позиций.
    Инвестиции – это динамический процесс смены форм капитала, последовательного преобразования первоначальных ресурсов и ценностей в инвестиционные затраты и превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости в форме дохода или социального эффекта.
    На основе исследования, в определении методологии инвестиций, мы предлагаем выделить:
    — финансовый смысл инвестиций как совокупности всех видов активов, привлекаемых в хозяйственную деятельность для получения дохода;
    — экономический смысл инвестиций как затрат на создание, развитие, увеличение основного капитала, а также связанного с ним оборотного капитала через изменения стоимости и структуры основного на основе привлечения инвестиций.
    В зарубежной и отечественной экономической литературе сделано достаточно много попыток классификации инвестиций с целью их учёта, анализа и планирования. Рассматривая предлагаемые классификации инвестиций, следует отметить, что в них наблюдаются как расхождения, так и противоречия по тем или иным признакам. Прежде всего, следует выяснить, с какой целью предпринимается классификация инвестиций, по каким признакам она осуществляется. Мы предлагаем рассматривать классификацию инвестиций с одной стороны для потенциального инвестора, который ведёт поиск наиболее выгодного вложения капитала, с другой стороны она нужна тем, кто нуждается в таких вложениях.
    Инвестор должен разрабатывать поведенческую стратегию и тактику в инвестиционном процессе, для получателей инвестиций важно определить подходы к анализу, методы оценки инвестиций, чтобы реализовать свои потенциальные возможности, принять управленческие решения, а также оценить степень ответственности за возможные как положительные, так и отрицательные результаты инвестиционной деятельности. Мы отмечаем, что в инвестиционных процессах присутствует система интересов инвесторов и получателей инвестиций, которая достаточно мотивирована и представлена на рис. 1

    Рис. 1 Система интересов инвесторов- сберегателей и получателей инвестиций

    По объектам инвестиционной деятельности можно предложить более подробную классификацию инвестиций (рис. 2). В общепринятой схеме разделение инвестиций на реальные и финансовые такое деление вызвано различными объектами инвестиционной деятельности.

    Рис. 2 Классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности

    Таким образом, мы предлагаем рассматривать инвестиции (инвестиционный ресурс) именно в широком смысле, не ограничивая их понимание, как вложения в отдельные предпринимательские объекты. Суммируя их по степени привлекательности для инвестора, а как привлечённые средства, представленные в деньгах, ценных бумагах, производственном потенциале, инновациях и других формах, но обязательно вкладываемые в сферы не связанные с профессиональной деятельностью, работой инвестора и с чёткой мотивацией на получение прибыли.

    1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций

    Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами,
    В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.
    Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России крыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.
    По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
    1. собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц. средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
    2. заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства):
    3. привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
    4. финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
    5. средств внебюджетных фондов;
    6. средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    7. средств иностранных инвесторов.
    Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.
    Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.
    К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.
    К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.
    В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.
    1.3.Государственное финансирование инвестиций

    Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства. 7
    Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
    Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
    Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том. что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа. 8
    Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.
    Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том. что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год. тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд* не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.
    Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.
    Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.
    Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.
    и т.д.

    Перейти к полному тексту работы

    Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

    Смотреть полный текст работы бесплатно

    Смотреть похожие работы

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Источник

    Читайте также:  Определить общую доходность портфеля
Оцените статью