Государственно частные партнерства объем инвестиций

Государственно частные партнерства объем инвестиций

Обзор является первой комплексной публикацией официальных статистических данных о состоянии сферы ГЧП в России, собранных и обработанных Минэкономразвития с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление»).

По состоянию на начало 2020 года в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих, либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн. рублей, из которых 1,2 трлн. рублей (или более 70 %) составляют внебюджетные инвестиции.

При этом инвестиционные обязательства по таким концессионным соглашениям составляют только 1,6 % от ВВП России за 2019 год. Для сравнения, в Великобритании этот уровень составляет не менее 6,6 % от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии – 6,9 % от ВВП, в Канаде – 8,1 % от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру посредством концессий.

Так, концессионные соглашения используются для привлечения инвестиций в инфраструктуру в 81 из 85 субъектах РФ. В 10 регионах заключено уже более 100 концессионных соглашений.

Наибольший объем инвестиций (42 %) предусмотрен в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96 %. В то же время наибольшее количество концессионных соглашений заключено на муниципальном уровне (94 %), из которых на ЖКХ приходится 93 %.

Кроме того, крупные концессионные соглашения являются немногочисленными: заключено всего 32 таких соглашения с объемом инвестиций от 10 млрд. рублей и 93 соглашения с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд. рублей. Одна треть концессионных соглашений в настоящее время находится на начальной стадии реализации (проектировании или строительстве), при этом на указанные соглашения приходится 61 % от совокупных инвестиционных обязательств по всем концессионным соглашениям.

Средний срок концессионного соглашения по всем сферам составляет 12 лет, в транспортной сфере – 21 год, в социальной сфере – 22 года.

В дальнейшем Минэкономразвития России планирует на регулярной основе публиковать актуальные данные о развитии рынка ГЧП в России.

Источник

Власти впервые раскрыли объем соглашений в рамках ГЧП

Минэкономразвития впервые обнародовало статистику сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. РБК ознакомился с материалами ведомства.

  • На начало 2020 года в России насчитывается около 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений.
  • Общий объем инвестиционных обязательств по ним составляет более 1,7 трлн руб.
  • Из них 1,2 трлн руб. (то есть более 70%) составляют внебюджетные инвестиции, 0,5 трлн руб. — средства государства.

Эти данные говорят о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру через договоры ГЧП, констатирует Минэкономразвития. Объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. При этом в Великобритании, например, объем инвестиций в проекты ГЧП составляет не менее 6,6% ВВП, в Канаде — 8,1%, отмечает замминистра экономического развития Михаил Расстригин.

Читайте также:  Биткоин рухнул что дальше

По его словам, почти все регионы используют механизмы ГЧП для привлечения инвестиций, однако только десять из них подписали 100 и более концессионных соглашений с учетом муниципальных концессий. «Количество соглашений с размером инвестиций более 10 млрд руб. составляет всего 32 штуки», — сказал Расстригин РБК.

В среднем в России ежегодно заключается порядка 500 новых соглашений с объемом инвестиций порядка 280 млрд руб. При сохранении таких темпов Россия в обозримом будущем не достигнет уровня Великобритании по инвестициям в концессии, подчеркивает Минэкономразвития.

Сегодня рынок ГЧП находится на вполне безопасном уровне, России есть куда расти, говорит руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. «Деньги, которые можно привлекать, есть, а проектов на рынке не хватает», — сказала она РБК.

«Есть длинные деньги, которые можно было бы вложить, но нет проектов», — согласна управляющий директор — руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская. Кроме того, российский рынок ГЧП достаточно молод, ему порядка десяти лет. Федеральные органы власти «уже набрали компетенции, у них есть квалифицированные кадры, понимание, как это делать». «У региональных и муниципальных органов власти такой квалификации нет, они боятся в эти проекты идти, так как нет средств, чтобы разрабатывать соглашения, и людей, которые будут их сопровождать», — отмечает Багинская.

В каких сферах чаще всего заключают концессии

  • Большинство концессионных соглашений заключено в коммунально-энергетической сфере (90%).
  • 7% приходится на социальную сферу, 3% — на транспортную.

Однако именно транспортные концессии являются наиболее крупными по общему объему инвестиций — на них приходится 70% денежных средств. В основном это проекты по строительству инфраструктуры автомобильных дорог.

  • Больше всего соглашений (94%) заключено на муниципальном уровне. Главным образом они относятся к сфере коммунального хозяйства.
  • Однако наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках концессий, заключенных на федеральном уровне, из них на транспортную инфраструктуру приходится 96%.

Самыми крупными концессионными соглашениями на сегодняшний день являются транспортные проекты, оба находятся на стадии проектирования (см. инфографику). Это строительство железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (общий объем инвестиций — 130 млрд руб.), и создание железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино в Туве и Красноярском крае (127 млрд руб.).

Минэкономразвития составило также рейтинг регионов России по уровню развития сферы ГЧП. Показатель каждого определялся как средневзвешенное значение трех факторов: опыт реализации проектов ГЧП в субъекте, развитие институциональной среды в сфере ГЧП и нормативно-правовое обеспечение данной сферы. Лидерами рейтинга стали Самарская область, Москва и Московская область (у каждой более 98 из 100 возможных баллов). За ними следуют Нижегородская область (96,9 балла) и Пермский край (95,8). Хуже всего сфера ГЧП развита в Северной Осетии (6,7 балла), Ингушетии (7,5), Брянской области (11,3 балла), Карачаево-Черкесии (14,7) и Тверской области (15,6 балла).

Потенциал ГЧП в России пока остается невостребованным, считает завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Основную сложность он видит в том, что стороны «никак не научатся разделять ответственность». «При директивной системе управления в государстве сложно придумать механизм, чтобы находить решения компромиссно», — сказал он РБК.

Читайте также:  Сколько сейчас дает биткоин

Более подробно о состоянии рынка концессий в России читайте в материале «РБК Pro».

Источник

Государственно-частное партнерство

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Москвы.

На протяжении последних 4 лет Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП (рейтинг регионов ГЧП), который составляет Минэкономразвития России. Общий объем контрактов на условиях ГЧП, заключенных городом с 2013 года, составляет свыше 1 трлн рублей.

Городом поддерживаются инвестиционные инициативы любого масштаба и создаются условия для использования всех доступных форм и механизмов ГЧП.

Действие выполнено успешно

Спасибо Вам, что выполнили это действие!

Назад на страницу

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве или концессионном соглашении, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:

  • разнообразие используемых форм ГЧП;
  • возложение коммерческих рисков на инвестора (отказ от гарантии сбыта или объема выручки);
  • разделение неизвестных рисков между городом и инвестором;
  • невмешательство в операционную деятельность инвестора;
  • тщательная оценка будущих рисков и подробное структурирование проекта.

Нормативное регулирование

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Читайте также:  Майнинг алгоритмы для gpu

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Источник

Государственно частные партнерства объем инвестиций

В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», частью 2 статьи 16, частью 2 статьи 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводится мониторинг концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП), соглашений о муниципально-частном партнерстве (МЧП).

Правила проведения указанного мониторинга утверждены соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. № 259 и приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2015 г. № 888 (далее соответственно – Правила мониторинга концессионных соглашений, Правила мониторинга соглашений о ГЧП, МЧП).

Пункты 4–6 Правил мониторинга концессионных соглашений возлагают на концедента обязанность по размещению в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАС «Управление») сведений о планируемых проектах концессионных соглашений, о проводимых конкурсах, по актуализации сведений о концессионных соглашениях не реже чем раз в полугодие в течение срока их действия, а также по обеспечению полноты и достоверности вносимой информации. В свою очередь, пункты 7–9 Правил мониторинга соглашений о ГЧП, соглашений о МЧП возлагают на публичного партнера аналогичные обязанности по размещению в ГАС «Управление» сведений в части проектов ГЧП, проектов МЧП.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. №258 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление мониторинга концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, соглашений о МЧП, определено Минэкономразвития России.

Руководство пользователя по заполнению сведений о реализации проектов государственно-частного партнерства доступно по ссылке.

Источник

Оцените статью