- ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
- международный ежемесячный научный журнал
- Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны
- Концептуальные основы государственно-частного партнерства: понятие, признаки, законодательное обоснование. Модели, формы и механизмы ГЧП, практика его использования в инвестиционной политике государства. Действующие проекты ГЧП в Российской Федерации.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.
Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций
А.А. Постникова , ведущий менеджер отдела продаж
ЗАО « Евросиб СПБ ТС»
(Россия, г . Новосибирск)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и г о сударства . П ри этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных и н тересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом созд а ется отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетвор е ния интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфич е ские особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механи з мом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инв е стиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, комме р ческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность р е гиона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор .
Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при о г раниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с бол ь шей эффективностью при условии привлеч е ния частного бизнеса. При этом дост и гается дополнительный эффект с точки зрения объ е динения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников на и лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, вкл ю чая опыт управления пр о ектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиб о лее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в ра с поряжении государства, но и специфический механизм привлечения инв е стиций.
В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизн е са и государства, при котором достигается на и большая эффективность достижения общес т венных интересов с точки зрения рационал ь ного использования имеющихся р е сурсов, при этом создается отдельный об ъ ект, имеющий общественную значимость в силу использов а ния для удовлетворения и н тересов общества, а также коммерческое зн а чение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реал и зации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметр а ми, что и любой другой объект инвестиций. Он характериз у ется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная пр и быль не гара н тирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект х а рактеризуется определенным периодом ок у паемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только комме р ческими сроками возврата инвестиций, но и сп е цифическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характер и зуется определенной доходностью, вследс т вие чего для частного инвестора существует во з можность сопоставления параметров его д о ходности с параметрами доходности др у гих объектов. При этом по проектам ГЧП инв е стор может оценить реальную доходность вложений.
Инвестиционные характеристики прое к тов ГЧП представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП
Представленный на рисунке 1 инвестиц и онный механизм оценки эффективности пр о ектов ГЧП позволяет сделать вывод о форм и ровании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оце н ки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публи ч ного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используе т ся приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV , с уч е том дисконтированных дене ж ных потоков, но позволяет оценить сто и мость проекта ГЧП для бюджета.
Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оц е нивать данную ставку частный инвестор м о жет с учетом выбора наиболее обоснова н ного для него способа. В то же время, для публи ч ного инвестора это, по существу, бе з рисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности пр о ектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC , но, в общем виде, стоимость «капит а ла» оценивается по безриск о вой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется ф и нансирование проекта ГЧП [ 1 ] .
В целом, с подобным подходом можно с о гласиться, поскольку безрисковая ставка уч и тывает неспецифические риски, как сле д ствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп . 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [ 2 ] .
В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, п о скольку, в силу пп . 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, к о торый, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвест о ра. В силу пп . 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается пу б личному инвестору [ 2 ] . Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком ре а лизации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором н е возможно, но и затрат по его свертыванию ч а стная сторона не несет. Данные отличия, в р е зультате, не предполагают и с пользования в оценках эффективности проектов ГЧП показ а теля MIRR (модифицир о ванной внутренней доходности), а само предположение о совп а дении ликвидации проекта и завершения дог о вора без дополнительных затрат и поступл е ний у частного и н вестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное п о ложение реализуется, хотя и с участием пу б личного инвест о ра, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.
Доходность проекта для публичного инв е стора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI , в то время как для публичного инвестора проект ГЧП являе т ся затратным, поэтому принимается k VFM как показатель сопоставления затрат по альтерн а тивным вариантам реализации проекта, позв о ляющий на практике реализовать п о ложения о сравнительном преимуществе по альтернати в ным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.
При этом реальная доходность для частн о го инвестора выражается IRR , но для пу б личного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, треб у ется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Мет о дики оценки проектов ГЧП [ 1 ] . По существу, это такой же показатель реальной эффекти в ности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инв е стора.
Следовательно, инвестиционный мех а низм оценки проектов ГЧП учитывает экономич е скую специфику реализации проектов для к а ждого из их участников. При этом ко н кретные методы оценки проектов отвечают экономич е скому механизму проектов ГЧП в целом, п о скольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инв е стора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с на и меньшими затратами публи ч ной стороны.
Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие пу б личного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвест о ра, он также является механизмом привлечения и н вестиций в конкретный регион. При этом да н ный механизм позволяет с достаточной э ф фективностью учитывать специфику эконом и ки региона. Данное положение ре а лизовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодател ь ство о ГЧП [ 2 ] . С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зр е ния привлечения инвестиций в экономику р е гиона, который позволяет наиболее эффекти в но выстраивать взаимодействие власти и би з неса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения о б щественных интересов, а также общей инв е стиционной привлекательности региона. П о этому, учитывая общую инвестиционную с о ставляющую в формирования инвестиционн о го механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения и н вестиций может быть представлен в виде р и сунка 2.
Рис . 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в
Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодейс т вии с общими механизмами привлечения инвест и ций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позвол я ет повышать инвестиционную привлекател ь ность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства реги о на, которым регулирую т ся проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.
Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инв е стиционную привлекательность реги о нальной экономики. Поскольку инвестиционный мех а низм ГЧП является специфическим и орие н тирован на привлечение инв е стиций только в отдельных направлениях, в плане формиров а ния инвестиционного законодательства на р е гиональном уровне должны учитывать ресу р сы, которые могут быть вовлечены регионал ь ными властями в реал и зацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфр а структуры ГЧП, которая отвечала бы интер е сам инвесторов. Ин а че говоря, с точки зрения привлечения инв е стиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой э ф фективности пр о ектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частн о го инвестора.
Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механи з мом, ориентированным на наиболее эффе к тивное использование ресурсов государства для удо в летворения общественных интересов на осн о ве объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим ос о бый механизм реализации прое к та, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инв е стиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реал и зации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвеч а ют экономическому мех а низму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публи ч ного инвестора это затратный механизм, пр и званный удовлетворить общественные интер е сы с наименьшими затратами публичной ст о роны. Инвестиционный механизм ГЧП реал и зуется во взаимодействии с общими механи з мами привлечения инвестиций в регионал ь ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлич а ются сп е цификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в эк о номику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, та к же является специфическим, хотя и формир у ется с учетом общих правил управления инв е стициями на уровне частного инвестора.
1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.
2 . Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I) . – с т. 4350.
PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING
A.A. Postnikova , leading sales manager
CJSC « Eurosib SPb – TS »
Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above me n tioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the co n struction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic i n terests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of co m mercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the sp e cifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.
Key words: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public inve s tor.
Источник
Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны
Концептуальные основы государственно-частного партнерства: понятие, признаки, законодательное обоснование. Модели, формы и механизмы ГЧП, практика его использования в инвестиционной политике государства. Действующие проекты ГЧП в Российской Федерации.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.08.2016 |
Размер файла | 40,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Институт бизнеса и делового администрирования
Специальность 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Специализация: Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в государственном и муниципальном управлении
Кафедра инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе
Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны
Автор работы: студент Козак Р.С.
2 курс, группа МК-ГМУ-20
Глава 1. Концептуальные основы государственно-частного партнерства (ГЧП)
1. Понятие и признаки ГЧП, его законодательное обоснование
1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП
1.3 Взаимные гарантии в ГЧП
Глава 2. Практика использования государственно-частного партнерства в инвестиционной политике государства
2.1 Зарубежный опыт и сферы применения ГЧП
2.2 Анализ состояния государственно-частного партнерства в инвестиционной политике
Каждое государство выполняет целый ряд общественно значимых функций, реализация которых требует ведения хозяйственной деятельности. Подобные обязанности государства — часть социального договора между ним и обществом. Однако выполнение условий этого договора очень часто бывает затруднено, в первую очередь нехваткой средств. Таким образом объективно возникает потребность их привлечения из других источников. Обычно это частные инвестиции. Одновременно как свидетельствует опыт непосредственное участие государственных структур в решении тех или иных производственных задач далеко не всегда гарантирует эффективность этой работы. На стыке потребностей исполнения государством определенных социально-экономических функций, проблем с финансированием этого процесса, недостаточной приспособленности властных структур к непосредственной работе в хозяйственной сфере и возникает необходимость в государственно-частном партнерстве (ГЧП).
Вместе с тем, ГЧП — это не любое взаимодействие власти и бизнеса. Пожалуй, главной отличительной чертой компаний, принимающих участие в государственно-частном партнерстве является готовность не просто построить какой-то объект, но и управлять им от имени государства, в интересах государства на долгосрочной основе или же в рассрочку. В этом смысле ГЧП в России можно рассматривать как альтернативу госсзаказу. В то же время между ГЧП и государственными закупками есть много общего. В обоих случаях партнером власти выступает частный бизнес, их взаимоотношения определяются юридически значимым документом, государство в результате получает определенные товары и услуги. Но основное отличие ГЧП от госзаказа состоит, пожалуй, в том, что ГЧП предусматривает наличие двух достаточно долгосрочных (до нескольких десятков лет) этапов — сначала «затратного» (когда инвестор вносит в проект свои инвестиции), а затем «доходного» (когда он начинает получать доход).
У государственно-частного партнерства (ГЧП) в России как особой формы взаимоотношений бизнеса и власти в экономической сфере — сравнительно короткая история. Во всяком случае, формализованная. Фактически до середины первого десятилетия двухтысячных годов у нас была известна в основном одна форма ГЧП — концессия.
Более того, по мнению некоторых исследований именно благодаря «концессионерам» Строгановым Россия приросла Сибирью, которую завоевал находящийся у них на службе Ермак. Именно на основе концессии (разумеется в формате XVI века) они искали и осуществляли рудные разработки и добывали пушнину. Монополия на эти виды деятельности тогда принадлежала государству.
Концессия наиболее распространена в России и сейчас. На начало 2015 года в стране на стадии эксплуатации находилось 372 концессионных проекта. Правда, 302 из них реализовывалось лишь на муниципальном уровне, но в целом эти цифры показывают распространение такой формы ГЧП. Кроме того, еще буквально полгода тому назад у нас вообще не было универсального правового обоснования для осуществления иных видов государственно-частного партнерства. Сейчас, с принятием профильного федерального закона общая ситуация изменилась, но работа по совершенствованию законодательной базы предстоит еще немалая.
Справедливости ради надо сказать, что не только в России процесс государственно-частного партнерства сначала отрабатывался на практике, и только потом получал соответствующее правовое обоснование. В Великобритании, которая считается родоначальницей реализации такого рода инвестиционных проектов, начало их формализации было положено лишь 25 лет тому назад. Однако при всех трудностях становления и недостатках практической реализации государственно-частное партнерство в России сегодня — свершившийся факт. ГЧП существует, развивается и расширяет свой рыночный сегмент.
Глава 1. Концептуальные основы государственно-частного партнерства (ГЧП)
1.1 Понятие и признаки ГЧП, его законодательное обоснование
Определение государственно-частного партнерства дано в Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону ГЧП — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. При этом в качестве публичного партнера здесь подразумевается Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а частного — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с этим законом заключено соглашение. Если перевести формулировки закона в практическую плоскость, то ГЧП — один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны (государства).
Надо заметить, что выход в свет этого закона положил конец разночтениям в определении ГЧП в России. Вообще существует несколько понятий государственно-частного партнерства, предложенных различными международными организациями. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) полагает, что это соглашения, в которых частный сектор предлагает инфраструктурные объекты и услуги, обычно предоставляемые государством, при этом значительный риск переходит от государства к частному сектору. Европейский союз (ЕС) считает ГЧП кооперацией между общественными властями и бизнесом с целью обеспечения финансирования, строительства, реновации, управления и поддержания инфраструктуры и предоставления услуг. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает государственно-частное партнерство как соглашение между государством и одним или более частных участников, в соответствии с которым частные партнеры обеспечивают услуги таким образом, чтобы государственные цели их предоставления согласовывались с целями получения прибыли частными участниками, а эффективность договоренностей зависела от достаточного перемещения рисков частным партнерам. В принципе все они охватывают те или иные важные стороны ГЧП, но принятие в середине 2015 года профильного федерального закона способствовало обобщению и единообразному пониманию сути государственно-частного партнерства на всей территории Российской Федерации.
Первенство в законодательном регулировании ГЧП в России принадлежит региональным властям. До принятия федерального закона о ГЧП, такие законодательные акты действовали в 69 субъектах Российской Федерации. Правда, большая их часть была чисто декларативными, но заявление о намерениях в этой области тоже значило немало. И фактически уже больше десяти лет на территории всей страны действует закон, регулирующий одну, хоть и самую распространенную форму государственно-частного партнерства — №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Надо отметить, что само создание федерального закона о ГЧП тоже шло в определенной степени по методу государственно-частного партнерства. Хоть внесло его в правительство Минэкономразвития, но готовился закон на площадке Торгово-промышленной палаты России — крупнейшего бизнес-объединения страны. Поэтому многие его положения — результат компромиссных решений, учитывающих интересы как государства, так и предпринимателей.
Вследствие новизны основополагающего закона по ГЧП, понятийный аппарат в этой сфере все еще находится в стадии формирования. Как и целая череда смежных нормативно-правовых актов, разработка которых предусмотрена этим документом. Однако уже сейчас можно говорить об основных признаках государственно-частного партнерства. Они сформулированы в следующих пунктах:
1. сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
2. взаимодействие сторон в ГЧП имеет юридическую основу;
3. взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обеих сторон;
4. ГЧП применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость. ГЧП-проекты — это, прежде всего реализация публичных интересов. Совместные цели и интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных общественно-полезных целей;
5. в процессе реализации проектов на основе ГЧП, объединяются усилия сторон;
6. финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически.
1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП
Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства нельзя назвать окончательно устоявшимися. Процесс совершенствования ГЧП продолжается, поэтому его составляющие также подвержены изменениям. Однако их классификация существует, и здесь можно предложить ее наиболее распространенные варианты. В специальной литературе приведены, например, следующие модели государственно-частного партнерства:
— модель оператора (характеризуется четким распределением полномочий между частным и публичным партнерами при сохранении контролирующих функций за государством);
— модель кооперации (применяется там, где трудно выделить конкретные услуги, а потому их сложно или невозможно сделать отдельными объектами налогообложения или амортизационных отчислений);
— модель концессии (действует для проектов с относительно длительным сроком реализации, а также в тех случаях, когда государству по политическим или иным важным с точки зрения властных структур причинам необходимо сохранить право собственности за собой)
— договорная модель (чаще всего используется в энергетике, где инвестиции направлены в первую очередь на снижение текущих издержек)
— модель лизинга (основная сфера применения — общественные здания. Чаще всего используется во взаимоотношениях муниципальных органов власти с частным бизнесом).
В первой части этого раздела уже отмечалось, что одним из необходимых условий легитимности государственно-частного партнерства является юридическая основа. В соответствии с ее особенностями чаще всего определяются и формы ГЧП. Хоть здесь тоже нет единого мнения, и, в частности, Минэкономразвития считает, что формы ГЧП можно определять с четырех позиций: с точки зрения правовой базы, источников доходов по проекту, права собственности и функции частной стороны.
В п. 3 ст. 6 закона о государственно-частном партнерстве сказано, что в соглашение о ГЧП в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть также включены следующие элементы:
1) проектирование частным партнером объекта соглашения;2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;4) наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.
Вместе с тем, сами формы контрактов ГЧП в профильном законе не прописаны. Зато они есть в экономической литературе. Здесь обычно выделяют следующие основные формы ГЧП: государственные контракты; договора аренды, финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения.
Существует также общепризнанная международная классификация механизмов государственно-частного партнерства. Она представлена в следующей таблице
Источник