Политика привлечения иностранных инвестиций
Внешнеинвестиционная политика государства состоит из двух направлений:
— регулирование вывоза инвестиций.
Правительства стран могут сформировать два типа комплексных мероприятий:
— политика привлечения иностранных инвестиций
— политика содействия зарубежным инвестициям.
Страны-реципиенты иностранного капитала учитывают положительные и отрицательные эффекты от иностранных инвестиций и с помощью оптимального сочетания стимулирующих и ограничительных мер формируют политику привлечения иностранных инвестиций.
Понятие и виды инвестиционных режимов
Инвестиционный режим — применяется в государственной и межгосударственной практике регулирования инвестиционных потоков.
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)предусматривает:
1. принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства,
2. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны.
Национальный режим — принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и для национальных предпринимателей.
Сраведливый и равноправный режим — не имеет четкого определения, означает, что желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу.
Международное регулирование инвестиционной деятельности
Структура государственной политики привлечения иностранных инвестиций
1. Инвестиционный режим
2. Политика регулирования иностранных инвестиций — с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Она ориентирована на повышение эффективности от иностранных инвестиций, поступающих в страну, и состоит из мероприятий, частично ограничивающих деятельность экономических субъектов с иностранным капиталом.
Формы государственного регулирования притока иностранных инвестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые.
Политика стимулирования притока иностранных инвестиций
3. политика стимулирования притока иностранных инвестиций . Цель — воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков.
Направления реализации политики:
1) повышение имиджа принимающей страны. В основе распространение рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ;
2) предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности (информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, получение разрешений и др.)
3) предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.
Цели и структура политики стимулирования экспорта прямых инвестиций.
Политика по содействию зарубежным инвестициям как самостоятельный сегмент внешней политики развивается в следующих направлениях:
— содействие зарубежным прямым инвестициям через международные соглашения,
— стимулирование зарубежных инвестиций.
Стимулированию вывоза инвестиций осуществляется с помощью целенаправленных мероприятий по продвижению и поощрению зарубежных инвестиций. Большинство развитых стран и некоторые развивающиеся проводят активную политику по продвижению зарубежных инвестиций через специальные программы.
— информационная и техническая помощь;
— финансовая поддержка и налоговые льготы;
— страхование инвестиций и обеспечение гарантий.
Организационно-экономический механизм реализации политики экспорта прямых инвестиций
Для активизации экспорта прямых инвестиций правительствами стран, вывозящих капитал, создаются соответствующие институциональные структуры, составляющие организационно-экономический механизм этой политики.
1. Агентства и институты, которые осуществляют программы содействия и продвижения инвестиций заграницу, несхожи по своей организационной структуре и по масштабу оказываемых услуг. Они различаются по форме собственности, подчиненности и выполняющие многочисленные задачи.
2. Государственные институты, департаменты и министерства.
Двусторонние соглашения о взаимном переливе капитала.
Двустороннее регулирование движения капитала между странами до 60-х гг. ХХ века осуществлялось на основе подписания Договоров о дружбе, сотрудничестве, торговле и мореплавании.
Во второй половине ХХ века с ростом инвестиционных вложений в экономику бывших колоний и зависимых стран, добившихся политической независимости, возникла необходимость заключения нового типа соглашений — соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций – с тем, чтобы снизить экономические и политические риски для инвестиций из развитых стран.
Резкий рост количества соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций привел к необходимости разработки соответствующего типового договора, который имеет четыре базовых условия:
— условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах, требующие справедливого и равноправного режима, в качестве которого на сегодняшний день всемирно признан национальный режим;
— условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности:
— условия перевода прибыли и доходов за рубеж требуют, как правило, беспрепятственного перевода;
— условия, определяющие порядок разрешения споров. Цель таких условий — обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.
Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения.
— определение детальных правил распределения доходов, подлежащих полному и ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;
— уточнение принципов ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
— правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-источнике их получения;
— правила недискриминации, взаимной помощи и обмена информацией между налоговыми властями договаривающихся сторон;
— совместные процедуры разрешения споров при урегулировании проблемы двойного налогообложения;
— условия оказания помощи в сборе налогов.
Регулирование международной инвестиционной деятельности региональными соглашениями и международными экономическими организациями.
Региональное регулирование движения международных инвестиций осуществляется в рамках многосторонних соглашений на различных уровнях интеграции. Наиболее известные интеграционные объединения содержат детализированные условия взаимных инвестиционных режимов (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.), закрепленные отдельными соглашениями или протоколами. Договорами остальных интеграционных группировок предусматривается либерализация на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций.
Литература
Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Зубченко Л. А. — Москва : Книгодел, 2012. Книга находится в База данных: KNIGAFUND
Международный финансовый рынок : учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : Магистр, 2011
Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М., 2001
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
• http://www.fatf-gafi.org/ — официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering)
• www.economy.com — Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• http://www.investmentrussia.ru/ — Инвестиции в России / официальный информационный портал
• http://www.titanium-valley.com/ — ОЭЗ «Титановая долина»
• http://www.russez.ru/ — ОЭЗ России
• https://elibrary.ru — библиотека научных статей
• www.angel-investor-news.com/ [перевод] Angel Investor News
• www.kickstarter.com/ [перевод] Kickstarter / поддержка творческих, научных и производственных проектов, краудфандинг
• www.economy.com/ [перевод] Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/World_Investment_Report.aspx [перевод] UNCTAD / World Investment Report
• wbaa.biz/ [перевод] World Business Angels Association
• www.apec-smeic.org/ [перевод] АТЭС / поддержка, развитие малого и среднего бизнеса
• www.eonetwork.org/ [перевод] Международная организация предпринимателей
• www.imd.org/ [перевод] Международный институт управленческого развития
• www.un.org/ru/ecosoc/icsid/ [перевод] Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
• www.miga.org/ [перевод] Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1444 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Государственная политика по привлечению прямых иностранных инвестиций
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 28.01.2017 2017-01-28
Статья просмотрена: 2950 раз
Библиографическое описание:
Мусаева, У. М. Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ / У. М. Мусаева, Д. М. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38890/ (дата обращения: 12.06.2021).
В статье рассмотрены сложившиеся в нынешних экономических условиях проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а также определены основные направления инвестиционной политики государства в краткосрочном периоде, которые определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная активность, инвестиционный климат, инвестиционная политика РФ
Сегодня в Российской Федерации имеется множество проблем, которые осложняют ее участие в мировом обмене капиталом, способствующем повышению эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Причинами низкой инвестиционной активности иностранного капитала в России, в создавшихся кризисных условиях, являются: очень высокая стоимость коммерческого кредита, наличие административных барьеров входа на рынок, недостаточное бюджетное финансирование национальных инвестиций, высокий уровень финансовых, в том числе инвестиционных рисков, во многом связанных с внешней блокадой России со стороны мирового сообщества, а также наличием санкций со стороны иностранных государств.
Данные Центрального Банка РФ по основным странам-инвесторам в экономику и показатели платежного баланса об оттоке капитала из РФ, свидетельствуют о том, что основная часть инвестиций из других стран является инвестициями российских компаний, вывезенными за рубеж. Подобная ситуация характеризует Россию как недостаточно привлекательную страну для иностранных инвесторов и компаний, так как зарубежные инвесторы, вкладывая в экономику нашей страны, руководствуются спекулятивными целями, инвестированием в высокоэффективные отрасли экономики РФ и открытием производства для работы на внутренний рынок страны. Вследствие того, что на данный момент экономика России замедляется, спекулянты не могут ожидать прирост стоимости их активов в будущих периодах.
Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России в современных условиях определяется такими факторами как: значительные размеры неплатежей и высокий удельный вес кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной ими продукции, значительное превышение объемов вывоза российского капитала над притоком иностранных прямых инвестиций, несовершенство российского федерального и регионального законодательства, которое регулирует инвестиционную сферу, низкая рентабельность большинства предприятий реального сектора экономики и высокие инвестиционные риски [1].
Механизм привлечения и стимулирования притока иностранного капитала, существующий в России на данный момент, во многом исходит из того, что для иностранного инвестора приоритетным, предполагается, получить доступ к сырью и материально-техническим ресурсам, а также к обеспечению рынка сбыта готовой продукции. В сложившихся условиях наиболее эффективный способ привлечения иностранных компаний в Россию должен быть связан не только с налоговыми льготами или какими-либо преференциями, но и с такими показателями как: надежность, прозрачность законов, стабильность социальной и политической ситуации.
Для обеспечения роста экономики и с целью привлечения иностранного капитала очевидно, что в России необходимо реализовывать систему мер, направленных на формирование условий развития рыночных отношений и привлечение иностранных инвестиций в экономику путем создания благоприятного инвестиционного климата.
В качестве общих мер, направленных на создание благоприятных рыночных условий, могут рассматриваться:
‒ достижение внутренней согласованности между различными структурами власти, политическими партиями, общественными организациями и социальными группами,
‒ сокращение уровня преступности,
‒ налоговое стимулирование производства,
‒ формирование механизмов привлечения временно свободных денежных средств граждан и фирм на инвестиционные цели.
К числу мер по улучшению инвестиционного климата можно отнести:
‒ принятие закона о свободных экономических зонах,
‒ создание механизма привлечения иностранного капитала, в рамках которого создаются финансовые национальные институты, коммерческие банки, специализированные фонды, страховые компании, которые способны страховать иностранный капитал от инвестиционных, политических, финансовых и коммерческих рисков,
‒ создание системы информационно-посреднических центров, которые оказывают помощь иностранным инвесторам в подборе инвестиционных объектов.
С целью улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в России разрабатывают и внедряют механизмы «налоговых каникул» в отношении компаний, которые вносят совершенно новые технологии сроком от трех до пяти лет; вводят льготы по НДС и таможенным платежам при приобретении технологического оборудования для внедрения новых технологий; совершенствуют систему информационного и консультативного обеспечения и создают систему доступа иностранных инвесторов к информационным ресурсам, характеризующие инвестиционные возможности российской экономики и ее регионов.
Большое значение для привлечения иностранного капитала имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов, а именно:
‒ улучшение макроэкономических показателей, в том числе снижение уровня инфляции и кредитных процентов банков, укрепление финансового положения российских предприятий;
‒ развитие гарантийной системы, которая обеспечивала бы права инвесторов и защиту их собственности;
‒ развитие организационных и правовых мер, в том числе включающих контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;
‒ разработку системы налоговых стимулов в области капитализации прибыли компаний путем снижения налогового бремени на инвестора и стимулирования его инвестиционной деятельности;
‒ разработку системы страхования инвестиций;
‒ разработку и внедрение механизмов государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов, направленных на современное производство, внедрение инноваций, обеспечение внедрения нано-технологий [3].
В декабре 2011 г. была основана организация, нацеленная на привлечение иностранных (прямых) инвестиций, а также на развитие среднего бизнеса — Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). РФПИ создан для направления иностранных инвестиций в лидирующие предприятия быстрорастущих секторов экономики России. Российский фонд прямых инвестиций разрабатывает механизмы ускорения притока прямых инвестиций в экономику РФ, являя главным приоритетом именно обеспечение предельно максимальной доходности на капитал [4].
В 2014 году Российским фондом прямых инвестиций был запущен портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST IN RUSSIA), представляющийся в виде интерактивного ресурса для зарубежных инвесторов. Данный портал являет собой базу данных всех инвестиционных проектов Российской Федерации, включая инвестиционные анонсы и проекты, реализованные с участием иностранных инвесторов [5].
Министерство экономического развития России совместно с органами государственной власти всех субъектов РФ разработало и разрабатывает различные мероприятия по притоку инвестиций в национальную экономику. Данные мероприятия охватывают всевозможные направления региональной инвестиционной политики и предусматривают конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Так, к одним из государственных механизмов привлечения инвестиций (в частности ПИИ) в регионы относятся такие программы, как Инновационные территориальные кластеры в рамках реализации приоритетов социально-экономической политики. Отобранные Правительством Российской Федерации 25 кластеров (см. Приложение Б) в различных субъектах страны служат эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции, поскольку происходит ускоренное наращивание кадрового и инфраструктурного потенциала; развитие огромной сети надежных и конкурентоспособных поставщиков и различных сервисных организаций [6].
Инновационные территориальные кластеры базируются на территориях предприятий, которые характеризуются высокой динамикой роста объемов производства и огромным научно-техническим потенциалом всех образовательных и исследовательских организаций. Привлекательным для иностранных инвесторов также является то, что данные кластеры включают в себя наукограды, территории базирования особых экономических зон и закрытых территориальных образований, отличающихся, как уже было отмечено, особым режимом осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, кластерный подход в виду успешной мировой практики, является одним из механизмов привлечения большого количества иностранных инвестиций. Однако, существует огромная проблема — полнота информации и доступ к ней. Вышеупомянутый портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST IN RUSSIA) не предоставляет детальную информацию о проектах в рамках программы Инновационные территориальные кластеры. Более того, некоторые проекты и вовсе отсутствуют в базе данных, что представляет собой проблему привлечения инвестиций в отдельный инновационный кластер, субъекты и в экономику страны в целом. Иностранные инвесторы должны иметь выход к информационной платформе, на основании данных которой, смогут выделить для себя наиболее приоритетные проекты для инвестирования.
В связи с этим необходимо налаживание федеральной информационной системы, которая позволила бы иностранным инвесторам иметь доступ к информации о российских инвестиционных проектах. Данная информационная система должна обязательно соответствовать международным стандартам предоставления информации, обеспечивать прозрачность инициатора и его инвестиционного проекта, а также предоставлять информацию о финансовом состоянии инициатора проекта и доступ к прогнозным показателям бизнес-плана.
Таким образом, иностранные инвестиции являются важным фактором развития экономики, однако на современном этапе развития Россия имеет много проблем, которые затрудняют привлечение иностранного капитала в экономику. Выявленные проблемы должны лежать в основе разработки мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвесторов, что позволит обеспечить рост объемов иностранных инвестиций в экономику России.
Источник