Государственная поддержка инвестиций осуществляется

Статья 6. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления

Статья 6. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления

1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в следующих формах:

3) информационно-консультационная и организационная.

2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть предоставлена инвесторам, осуществляющим или планирующим осуществлять инвестиционную деятельность на территории Республики Хакасия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

3. Инвестору может быть предоставлено несколько форм государственной поддержки инвестиционной деятельности.

4. Предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренной пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) признание инвестиционного проекта, реализуемого инвестором, приоритетным инвестиционным проектом;

2) согласие инвестора (других юридических лиц в случаях, определенных пунктом 5 Порядка расчета бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика, установленного приложением к настоящему Закону (далее — Порядок) на предоставление налоговым органом уполномоченному органу по его письменному запросу информации, касающейся налогообложения деятельности инвестора (других юридических лиц в случаях, определенных пунктом 5 Порядка);

3) государственная поддержка инвестиционной деятельности может быть предоставлена в объеме, не превышающем объем инвестиций приоритетного инвестиционного проекта.

5. При предоставлении инвестору государственной поддержки инвестиционной деятельности отношения между Правительством Республики Хакасия и инвестором регулируются законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия и заключенным инвестиционным соглашением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Государственная поддержка инвестиций осуществляется

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Источник

Государственная поддержка инвестиций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Актуальность государственной поддержки инвестиций

В государстве может возникнуть ситуация, когда общий объем инвестиций в стране растет медленными темпами, а большая часть инвестиций уходит за границу. Такая ситуация наблюдается и в Российской Федерации. В настоящее время привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в стране посвящено много исследований, государственных и муниципальных программ, создаются агентства стратегических инициатив. Несмотря на это, многие предприятия все еще нуждаются в государственной поддержке бизнеса и государственных инвестициях или льготах. В такой ситуации поддержка инвестиций и инвестиционной деятельности в стране является очень актуальной проблемой не только в Российской Федерации, но и в других странах мира.

Рассмотрим основные пути реализации государственной поддержки инвестиций в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Пути реализации государственной поддержки инвестиций

Главной целью является улучшение инвестиционного климата, который способствует росту инвестиций. То есть основным курсом государственной поддержки должно становиться не прямое финансирование инвестиционных проектов из бюджетных средств, а создание таких условий, при которых в инвестиционные проекты средства будут поступать от частных и иностранных инвесторов. А также создание условий для того, чтобы управленческий состав предприятий и население создавало новые инвестиции, новые проекты.

Итак, важна эффективная реализация государством следующих мероприятий:

  • улучшение налоговой системы, механизмов исчисления амортизации и использования отчислений на амортизацию;
  • внедрение специальных, социальных режимов налоговой системы;
  • защита инвесторов;
  • повышение уровня доверия к механизмам частно — государственного партнерства;
  • предоставление льготных условий государственными органами власти по аренде земельной собственности, строений, сооружений, зданий;
  • развитие сетей информационных, консультативных, некоммерческих государственных агентств по вопросам инвестиций;
  • принятие мер против монополизации;
  • разработка инвестиционных проектов с государственным участием;
  • проведение конкурсов по инвестиционным проектам.

На рисунке 1 ниже представлены основные методы по государственной поддержке инвестиций.

Основные проблемы государственной поддержки инвестиций в Российской Федерации

Проблема улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации является особенно острой. Важным критерием, сдерживающим рост инвестиций в стране, является отсутствие системного подхода. Также проблемой является и отсутствие четких, установленных целей по улучшению инвестиционного климата (например, цель ставится как «улучшение инвестиционного климата» вместо четких показателей, например, значения роста вновь открывшихся предприятий, рост инвестиций).

Также необходимо и упорядочивание межбюджетных трансфертом между бюджетами муниципалитетов, регионов и федеральным бюджетом. А также усиление контрольных мер за такими трансфертами, которые должны иметь целевой характер. Так каждый регион, осуществляя поддержку инвестиций, должен осуществлять помощь и государственную поддержку на основе частно — государственного партнерства в рамках конкретной стратегии региона.

Для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в аспекте государственной поддержки работают государственные, региональные и муниципальные программы («Программы поддержки малого и среднего предпринимательства»), а также агентства стратегических инициатив, инвестиционные фонды.

Источник

Государственная поддержка инвестиций осуществляется

Одна из главных задач российского государства состоит в развитии промышленности, размещении уникальных производств внутри страны и производства новейшей, ориентированной на экспорт, продукции. Данная задача может быть выполнена только при условии тесного сотрудничества и диалога с бизнесом. В этих целях за последние годы в России были также созданы многочисленные институты, при помощи которых осуществляется государственная поддержка предприятий и проектов.

Настоящий раздел служит навигатором в части мер государственной поддержки и содержит необходимую информацию о ключевых мерах и инструментах государственной поддержки в различных отраслях промышленности. В частности, данный раздел содержит информацию о налоговых льготах, субсидиях, а также заемном финансировании, предоставляемом на льготных условиях Фондом развития промышленности. Особенное внимание уделено поддержке малого и среднего бизнеса. Поддержка осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Данный раздел содержит также важную информацию об институтах, оказывающих государственную поддержку инвесторов.

1. Поддержка производства в России

При осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при осуществлении закупок компаниями с государственным участием предпочтение отдается продукции, произведенной в России. Произведенная на территории России или Евразийского экономического союза продукция может быть допущена к государственным и муниципальным закупкам без каких-либо ограничений. В частности, речь идет о закупках продукции машиностроения [1] , лекарственных средств [2] и медицинской техники [3] , радиотехники [4] и программного обеспечения [5] .

Кроме того, Правительство Российской Федерации установило приоритет для российской продукции в отношении закупок, осуществляемых компаниями с государственным участием [6] . Приоритет заключается в том, что при проведении закупок компаниями с государственным участием оценка предложения, содержащего поставку российской продукции, производится по предложенной цене договора, сниженной на 15 % (для некоторых товаров – на 30 %), что предоставляет преимущество при выборе наилучшего предложения. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Приоритет предоставляется в соответствии с Соглашением ВТО, в частности с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года, а также c Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Предоставление льготных займов

Кроме того, предприятия, осуществляющие в России хозяйственную деятельность, могут претендовать на получение льготных займов от различных институтов развития, занимающихся государственной поддержкой инвесторов на федеральном уровне.

Например, такие займы предоставляются Фондом развития промышленности. Для реализации промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы по ставке 1%, 3% и 5% годовых на срок до 5-7 лет в сумме от 5 млн. до 2 млрд. руб. Стоимость займов ФРП ниже рыночной, но потратить их возможно только целевым образом. Сегодня Фонд предлагает широкий спектр программ для финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, производство комплектующих, маркировку лекарств и повышение производительности труда.

Кроме того, Фонд развития промышленности осуществляет программу совместных с региональными фондами развития промышленности займов на реализацию производственных проектов, при которой Фонд развития промышленности предоставляет 70 % займа, а региональный фонд – 30 %. При этом региональные фонды развития промышленности для компаний малого и среднего бизнеса могут самостоятельно предоставлять займы на сумму от 20 до 100 млн рублей.

Помимо Фонда развития промышленности льготные займы предоставляют такие институты развития, как ВЭБ. РФ, Фонд развития моногородов, Корпорация МСП, Российский экспортный центр и др.

Поддержка в рамках национальных проектов

Поддержка инвесторов со стороны государства осуществляется в рамках ряда национальных проектов. Так, согласно целям Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается поддержка роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение доли МСП в ВВП, поддержка субъектов МСП в моногородах. Достижение этого планируется за счет улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансированию, а также за счет акселерации предпринимателей.

Читайте также:  Сколько биткоинов майнит видеокарта

Правительство Российской Федерации также устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, осуществляемых компаниями с государственным участием. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. [7]

Кроме того, предусмотрена поддержка инвесторов в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», по которой планируется прирост доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны на 20% к 2024 г. По этому направлению планируется формирование единой системы поддержки экспорта в ключевых зарубежных странах и в 85 субъектах Российской Федерации, ввод в эксплуатацию информационной системы «Одно окно» на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр», формирование национальной системы аналитической поддержки экспорта, а также внедрение системы электронного документооборота при перевозке грузов по международным транспортным коридорам. В дополнение к этому, в случае экспорта более половины производимой продукции от суммы займа в год предоставляется пониженная ставка – 1% годовых – по программам заемного финансирования Фонда развития промышленности.

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает квалифицированную консультационную помощь экспертов АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) по устранению неэффективности производственного процесса непосредственно на предприятиях, обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда. Также Национальным проектом предусмотрена реализация механизма субсидирования процентных ставок по кредитам для субъектов МСП — участников национального проекта на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке.

Национальный проект «Экология» позволяет рассчитывать промышленникам на механизм субсидирования купонной ставки по облигациям, выпускаемым для финансирования проектов внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Кроме того, по проекту запланирован пересмотр справочников НДТ и развитие экологического машиностроения.

Предоставление субсидий

Предприятия могут претендовать на получение субсидий от различных отраслевых ведомств федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Количество таких субсидий весьма велико. Их предоставление зависит от отрасли промышленности и деятельности предприятия. Субсидии могут предоставляться, например, на покрытие части процентов по кредитам, полученным в российских банках на создание или развитие производства, на покрытие части производственных и реализационных расходов, на поддержание рабочих мест и т.д.

Особые экономические зоны

Особая экономическая зона («ОЭЗ«) представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Каждая ОЭЗ обладает специальным юридическим статусом, который характеризуется определенными налоговыми льготами, таможенными преференциями для инвесторов. Обеспечивается также транспортная, инженерная и деловая инфраструктура. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40 % ниже общероссийских показателей.

Индустриальные парки

Индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. Понятия «индустриальный парк» и «промышленный парк» тождественны.

В настоящее время в России существует целый ряд индустриальных парков с промышленной инфраструктурой и ресурсоснабжением для промышленного производства. Государство оказывает поддержку при создании инфраструктуры в форме субсидий на возмещение затрат на строительство и при оказании услуг Центрами коллективного пользования. В результате в индустриальных парках компании могут разместить свое производство быстрее, качественнее и с меньшими затратами. В связи с этим в последние годы отмечается устойчивая тенденция к приобретению инвесторами земельных участков для промышленной застройки или готовых промышленных объектов в индустриальных парках.

Территории опережающего развития

Под территорией опережающего социально-экономического развития («ТОР«) понимается территория, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В настоящий момент Правительством Российской Федерации установлено около 100 территорий опережающего развития.

На ТОР государство предоставляет налоговые льготы, берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру, сокращение сроков получения разрешительной документации и обеспечивает упрощенную систему привлечения иностранных работников. Работодателю-резиденту ТОР не требуется получение разрешения на привлечение иностранных работников, а иностранный гражданин получает разрешение на работу без учета квот

[1] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. N 1469 «Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[6] Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

[7] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Государственная поддержка инвесторов на региональном уровне (уровне субъектов) осуществляется путем предоставления многочисленных льгот и гарантий, финансирования и оказания иных форм поддержки инвестиционного проекта.

1. Региональные льготы

На региональном уровне поддержка осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Например, в Москве поддержка инвесторов осуществляется в следующих формах [1] :

  • предоставления льгот или установление понижающих ставок по налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы, арендной плате за земельный участок, находящийся в собственности города Москвы или государственная собственность на который не разграничена [2] ;
  • предоставления субсидий, в том числе субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы;
  • предоставления рассрочки по арендной плате за земельный участок или плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
  • предоставления инвесторам дополнительных гарантий и компенсаций;
  • осуществления государственных капитальных вложений в создание инфраструктуры технопарков или индустриальных (промышленных) парков в рамках реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы.

В Санкт-Петербурге поддержка инвесторов осуществляется в форме [3] :

  • предоставления займов;
  • участия в создании хозяйственных товариществ и обществ;
  • размещения государственного заказа Санкт-Петербурга;
  • предоставления компенсационных выплат инвесторам при реализации приоритетных для Санкт-Петербурга инвестиционных программ.

Кроме того, предусматриваются льготы по налогам в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга. Инвесторам, арендующим земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, в целях осуществления нового строительства или реконструкции объектов недвижимого имущества, расположенных на арендованных земельных участках, на период проектно-изыскательских работ, капитального строительства или реконструкции предоставляются льготы по арендной плате за данные земельные участки.

[1] Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. N 54 «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности».

[2] Речь идет о случаях, когда государственная собственность еще не разграничена на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

[3] Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. N 185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга».

Муниципальная поддержка предприятий направлена, как правило, на поддержку малого и среднего бизнеса. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года[1] предусмотрена, прежде всего, поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальных закупок, а именно, путем расширения доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок.

Кроме того, законом предусмотрена финансовая поддержка малого и среднего бизнеса со стороны органов местного самоуправления. Такая финансовая поддержка может выражаться в предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов (например, субсидии на модернизацию производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства [2] ).

Муниципальная гарантия, как вид поручительства, представляет собой принятие на себя муниципальным образованием ответственности по обязательствам субъекта малого и среднего предпринимательства перед его кредитором. Общий объем и условия предоставления гарантий должны быть определены программой муниципальных гарантий на очередной финансовый год в решении о бюджете.

Кроме того, органы местного самоуправления могут предоставлять предприятиям в пользование муниципальное имущество, в том числе земельные участки и здания, оборудование, механизмы и установки, транспортные средства, инструменты на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Среди прочего, органами местного самоуправления может осуществляться консультационная поддержка предприятий.

Читайте также:  Что такое bitcoin usd

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р.

[2] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В последние годы в России был создан целый ряд так называемых институтов поддержки (институты развития), которые оказывают государственную поддержку компаниям и проектам, а также содействуют развитию бизнеса в России. Указанные институты существуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Их задача состоит, в частности, в обеспечении создания инфраструктуры (в том числе подключение производств к инженерным сетям и обеспечение транспортной инфраструктуры), поддержке инновационного развития, развитии малого и среднего бизнеса. Кроме того, деятельность институтов развития направлена на привлечение инвесторов в Россию, развитие человеческого капитала и содействие при финансировании конкретных инвестиционных проектов.

Таким образом, указанные институты являются также инструментом государственной экономической политики. Согласно позиции Минэкономразвития России основной целью институтов развития является преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики [1] .

Некоторые институты развития были созданы в форме государственных корпораций или хозяйственных обществ. Речь идет о финансово стабильных компаниях, которые играют важную роль при поддержке инновационного развития в отдельных отраслях промышленности. К ним относятся, например:

  • Инвестиционный фонд Российской Федерации;
  • Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  • АО «Российская венчурная компания»;
  • АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
  • АО «РОСНАНО»;
  • Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»;
  • Фонд «Сколково»,
  • АО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий»;
  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • Фонд развития промышленности;
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
  • АО «Особые экономические зоны».

Один из последних проектов является АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которое начало свою деятельность в 2018 году. Мероприятия корпорации направлены на увеличение количества активных и экономически стабильных малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары, работы, услуги, пользующиеся спросом на целевом отраслевом сегменте рынка [2] .

На региональном уровне федеральные институты представлены местными институтами развития, часть которых является филиалами или партнерами федеральных институтов. Кроме того, институты развития на региональном уровне — это территории опережающего развития, свободные и специальные экономические зоны, а также индустриальные парки и промышленные кластеры. В регионах также были созданы институты, занимающиеся сопровождением инвесторов (так называемые корпорации развития), выступающие основным контактным лицом для инвесторов. По данным Минэкономразвития России в регионах создано более 200 институтов развития [3] . Ключевыми направлениями их деятельности являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, привлечение инвесторов в регионы и оказание всесторонней поддержки при реализации инвестиционных проектов.

Их особенность заключается в том, что они ориентированы на развитие ограниченных территорий с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для предпринимателей. В результате инвесторам предоставляется возможность для реализации проектов на территориях с подготовленной инфраструктурой и системой мер государственной поддержки.

В России создан целый ряд специальных экономических зон различных типов, обеспечивающих предпринимателям особые условия хозяйствования в целях стимулирования экономики и развития территорий. Регулирование в разных зонах может отличаться, однако все они так или иначе предусматривают налоговые льготы.

Особые экономические зоны

По состоянию на октябрь 2019 на территории России действует 25 особых экономических зон (ОЭЗ). В качестве резидентов ОЭЗ могут выступать российские компании (иногда также индивидуальные предприниматели) без филиалов или представительств за пределами этих зон. В обмен на такой локальный характер бизнеса они получают налоговые преимущества.

Резиденты ОЭЗ платят пониженный налог на прибыль, полученную от деятельности на территории зон: 2 % против обычных 3 % в федеральный бюджет и не более 13,5 % в бюджет региона против обычных 17 % (действительная ставка зависит от субъекта). Для предпринимателей в кластере туристско-рекреационных ОЭЗ «федеральная» ставка налога до 2023 года и вовсе нулевая.

Кроме того, резиденты ОЭЗ на 10 лет освобождаются от налога на имущество организаций в отношении активов, расположенных и используемых на территории зон, и на 5 лет – от земельного налога на земельные участки в пределах зон. Для многих ОЭЗ доступны пониженные тарифы страховых взносов и (или) ускоренная амортизация собственных основных средств на балансе. На территории ОЭЗ действует свободная таможенная зона: импорт товаров для размещения или использования в зонах освобожден от ввозных таможенных пошлин и налогов.

Особые условия налогообложения предусмотрены, среди прочего, на территории ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также свободного порта Владивосток.

Территории опережающего социально-экономического развития

Создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) нацелено на стимулирование экономической жизни конкретных областей. Сейчас в России создано более 100 ТОСЭР [1] , резидентами которых могут стать российские организации и индивидуальные предприниматели без филиалов или представительств вне этих территорий. Резиденты ТОСЭР обязуются осуществить определенный объем инвестиций на основании соглашений между ними и управляющими компаниями территорий.

В свою очередь, для резидентов действуют пониженные ставки по налогу на прибыль от деятельности на ТОСЭР, осуществляемой при исполнении соглашений (0 % для налога в федеральный бюджет и не более 5 % для налога в бюджет региона). Срок действия данной льготы составляет пять лет после получения первой прибыли от такой деятельности. Если прибыль не будет получена, преференциальные ставки начнут применяться автоматически с определенного года после начала деятельности на ТОСЭР (в зависимости от согласованного объема инвестиций).

Также предприниматели получают право в течение первых 10 лет работы платить страховые взносы по пониженным тарифам. Для них действует режим свободной таможенной зоны и некоторые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых. Региональные законы могут устанавливать дополнительные преференции для резидентов ТОСЭР по имущественным налогам.

Важно, что предоставленный инвестору льготный налоговый режим не может ухудшаться в период его деятельности на ТОСЭР (так называемая «дедушкина оговорка»).

Инновационный центр «Сколково»

Для поощрения исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов был создан центр «Сколково», обеспечивающий поддержку созданным в России стартапам в сфере высоких технологий. Участниками проектов могут выступать только юридические лица.

На участников проектов в рамках «Сколково» распространяются «налоговые каникулы»: они вправе не уплачивать налог на прибыль и НДС, а также уплачивать страховые взносы в меньших размерах в течение 10 лет со дня начала участия в проектах, если их выручка и (или) прибыль при этом не превысит определенного порога. Например, для выручки установлен общий порог в 1 млрд. рублей за год. Помимо этого, бизнес в «Сколково» освобожден от налога на имущество организаций. Освобождение не применяется только к ввозному НДС при импорте товаров.

С 2019 года в России стали появляться первые инновационные научно-технологические центры, предоставляющие своим участникам льготный налоговый режим, в целом аналогичный таковому для «Сколково».

[1] Данные на 25 октября 2019 года.

Территории со специальным налоговым режимом – не единственная возможность для бизнеса реализовывать инвестиционные проекты в России, получая при этом налоговые льготы. Инвесторы могут участвовать в отдельных проектах не во взаимосвязи с указанными территориями на основании договоров с государственными органами. В таком случае они также вправе претендовать на налоговые преференции.

Специальные инвестиционные контракты

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе заключать с инвесторами специальные инвестиционные контракты (СПИК), дающие предпринимателям важные льготы в обмен на инвестиции во внедрение технологий для серийного промышленного производства.

При заключении СПИК инвестор может быть уверен, что в течение его действия налоговая нагрузка не изменится в худшую сторону: такая «дедушкина оговорка» прямо закреплена в Налоговом кодексе Российской Федерации. В рамках выполнения СПИК инвестору предоставляется возможность ускоренно амортизировать некоторые виды основных средств, произведенных в соответствии с условиями контракта. На такую же ускоренную амортизацию имеют право и покупатели данных основных средств, что делает произведенную инвестором по СПИК продукцию более конкурентоспособной.

Кроме того, участники таких контрактов применяют пониженные ставки по налогу на прибыль, полученную от деятельности в рамках СПИК, в частности, от реализации произведенных по контракту товаров: 0 % вместо 3 % в «федеральной» части и льготную ставку в «региональной» части налога, которая может быть понижена субъектами до нуля. Указанные ставки применяются с того года, в котором получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных по СПИК. Они действуют до окончания срока контракта или до тех пор, пока совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов в связи с применением преференций по СПИК не превысит 50 % объема капитальных вложений инвестора.

Региональные инвестиционные проекты

Российские компании могут принимать участие в реализации региональных инвестиционных проектов (РИП), не связанных с заключением СПИК, на территории субъектов Российской Федерации, если проект направлен на организацию производства товаров исключительно в пределах соответствующего региона. Одновременно допускается участие только в одном РИП. Налоговые льготы предоставляются за определенный объем капитальных вложений.

Главное преимущество для участников РИП – льготные ставки по налогу на прибыль от деятельности по реализации инвестиционных проектов. Ставка налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, составляет 0 % вместо 3 % либо в течение 10 лет, начиная с года, когда получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках РИП, либо в течение применения пониженной ставки по «региональной» части налога (в зависимости от субъекта). Последняя, в свою очередь, может устанавливаться в размере от 0 % до 10 % на пять лет, начиная с года первой прибыли, или же в размере 10 % и больше до тех пор, пока сумма не уплаченного в силу льготы налога не сравняется с объемом капитальных вложений.

Определенные преференции для компаний, осуществляющих РИП, предоставляются также применительно к налогу на добычу полезных ископаемых.

Льготы по имущественным налогам

Регионы и муниципальные образования в России могут самостоятельно устанавливать льготы для инвесторов по имущественным налогам: налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу. Цель подобных льгот – привлечь больше предпринимателей для развития экономики соответствующей территории.

Так, базовая ставка по налогу на имущество организаций не может превышать 2,2 %. Однако в подавляющем большинстве регионов налоговая ставка для инвесторов пониженная или даже нулевая. Чаще всего для получения преференции необходимо реализовывать какой-либо инвестиционный проект на территории субъекта или осуществлять деятельность в определенном секторе экономики. При этом обычно необходимо осуществить инвестиционные вложения в установленных законодательством пределах.

Читайте также:  Понятие доходности или нормы дохода

Российское налоговое законодательство содержит набор льгот, которые предоставляются инвесторам по определенной деятельности вне связи с режимом специальных территорий (ОЭЗ, ТОСЭР и пр.) или инвестиционных проектов.

Инвестиционный налоговый вычет

С 1 января 2018 года для компаний предусмотрена возможность уменьшить сумму налога на прибыль на размер некоторых понесенных ими расходов. Эта льгота аналогична известному в международной практике механизму налогового кредита.

Право на использование инвестиционного налогового вычета предоставляется законами субъектов Российской Федерации. Из суммы исчисленного налога на прибыль можно вычесть, прежде всего, расходы, понесенные на создание, закупку и (или) модернизацию производственных мощностей и основных средств. Кроме того, подлежащий уплате налог можно уменьшить за счет пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям в сфере культуры, а также расходов на создание объектов инфраструктуры по некоторым договорам.

Указанные расходы уменьшают сумму налога на прибыль либо в полном объеме, либо в определенной процентной доле (например, для «региональной» части налога – не более 80 % – 90 % расходов) и одновременно в пределах суммы, рассчитываемой по закрепленной законом формуле. Вычет сверх данной суммы может переноситься на будущие периоды. При этом амортизация в отношении этих расходов не допускается.

Данный вычет не могут применять организации – резиденты территорий со специальным налоговым режимом либо участники инвестиционных проектов.

Расходы на НИОКР

Если компания самостоятельно (не в качестве исполнителя по договору) осуществляет научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в областях, определенных Правительством Российской Федерации, понесенные на эти цели расходы могут вычитаться из доходов для целей налога на прибыль в размере 150 % их суммы. К соответствующим областям относятся, в частности, нанотехнологии, биотехнологии и геномные технологии; информационные и когнитивные технологии; технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи; космические разработки и некоторые другие.

Пониженные тарифы страховых взносов для IT-компаний

Российские компании, работающие в сфере IT , вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. При этом доля их доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять не менее 90 %, а среднесписочная численность работников – не менее семи человек.

Льготы по ввозным пошлинам и налогам

Если основные производственные фонды импортируются в Россию в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российской организации, их ввоз не облагается таможенными пошлинами, а также НДС.

От ввозного НДС освобождается импорт технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей к нему, если аналоги такого оборудования не производятся в России. Перечень подобного оборудования определяется Правительством Российской Федерации. Сейчас к нему относятся, к примеру, насосы для производства гражданских воздушных судов, линии для сборки и сварки судовых плоских секций и мостовых конструкций, ветроэнергетические электрогенераторные установки.

Предприятие в России признается малым при численности работников до 100 человек; средним — от 101 до 250 человек при величине годовой выручки не более 2 млрд. рублей [1] . Поддержка МСП является одним из приоритетных направлений Правительства РФ. Национальный проект по поддержке субъектов МСП в период с 2018 г. по 2024 г. [2] предусматривает, прежде всего, улучшение общих условий ведения предпринимательской деятельности и расширение для МСП доступа к финансированию.

Для достижения указанных целей была создана Программа льготного кредитования в 2019 — 2024 годах [3] . Субъекты МСП вправе претендовать на кредиты по льготной ставке до 8,5 % годовых, которые выдаются в уполномоченных банках на реализацию проектов в таких отраслях как промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, утилизация отходов. Также ведется работа по встраиванию российских субъектов МСП в цепочки поставок инвесторов, локализующих свое производство в России. Такая политика направлена, с одной стороны, на увеличение добавленной стоимости, создаваемой в России, а с другой стороны, на развитие российских предприятий малого и среднего бизнеса и налаживание делового сотрудничества между такими предприятиями и инвесторами, работающими в России.

Кроме того, в России создан целый ряд учреждений и корпораций, деятельность которых направлена на поддержку субъектов МСП. Так, Фонд развития Дальнего Востока разработал программу поддержки развития МСП на Дальнем Востоке, которая реализуется совместно с ведущими российскими банками (Сбербанк, Банк ВТБ и др.). Субсидирование процентной ставки позволяет снизить стоимость займов для компаний из сегмента МСП на 4-6 % относительно среднерыночных показателей и увеличить сроки кредитования (до 3-10 лет). В соответствии с программой выдаются кредиты на пополнение оборотного капитала сроком до 3-х лет с максимальной ставкой 10 % годовых и кредиты на инвестиции сроком до 10 лет с максимальной ставкой до 9,2 % годовых [4] .

Ключевым институтом развития и поддержки МСП является Федеральная корпорация по развитию МСП [5] , которая разработала целый комплекс мер стимулирования. Корпорация предоставляет три типа гарантийных продуктов, ориентированных на обеспечение исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительства (контргарантии). Гарантийные продукты направлены на повышение доступности банковского кредитования для субъектов МСП при недостаточности обеспечения.

Также предусмотрены субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку МСП в регионах. Субсидии предоставляются, в том числе, на софинансирование для инвестиций в сфере строительства. Кроме того, субъектам МСП предоставляется льготный доступ к производственным площадям и помещениям для развития производственных и инновационных компаний. Предусматривается создание не менее 129 промышленных парков и технопарков, в том числе, в сфере высоких технологий и агропромышленного производства, с применением механизмов государственно-частного партнерства в период 2019 — 2024 гг. Отбор заявок осуществляется Министерством экономического развития РФ [6] .

В сфере государственных закупок для субъектов МСП также установлены меры поддержки. В частности, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные годовые объемы закупок у субъектов МСП. Кроме того в отношении отдельных государственных заказчиков Правительство Российской Федерации устанавливает обязанность осуществлять закупки продукции только у субъектов МСП [7] . Государственные заказчики размещают годовой отчет на официальном сайте по результатам закупок у субъектов МСП.

Важное место в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Росси занимает Фонд развития промышленности (ФРП) и региональные фонды, создаваемые по модели федерального. С момента своего создания в 2014 году по инициативе Минпромторга России ФРП стал эффективным институтом развития, осуществляющим поддержку промышленных проектов. За годы работы ФРП уже профинансировал более 500 проектов на сумму более 100 млрд. рублей в разных отраслях промышленности и регионах нашей страны. Важно отметить, что более 45 % всех заемщиков ФРП составляют предприятия МСП. Таким образом, ФРП вносит значительный вклад в увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП, а также поддержку субъектов МСП в моногородах в целях их ускоренного развития [8] .

Для реализации промышленных проектов ФРП предоставляет целевые займы по ставке 1%, 3% и 5% годовых на срок до 5-7 лет в сумме от 5 млн. до 2 млрд. руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики [9] . Стоимость займов ФРП ниже рыночной, но потратить их возможно только целевым образом. Сегодня ФРП предлагает широкий спектр программ для финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, производство комплектующих, маркировку лекарств и повышение производительности труда.

Для региональных субъектов малого и среднего предпринимательства ФРП разработал специальный кредитный продукт «Совместные займы», воспользовавшись которым промышленные предприятия смогут реализовать целый ряд проектов регионального масштаба [10] . Сумма финансирования в этих случаях снизится до диапазона от 20 до 100 млн. рублей. При этом в рамках совместного финансирования федеральный ФРП и региональные фонды предоставляют заемные средства в соотношении 70% на 30%. Таким образом, потенциальному заемщику целесообразно в первую очередь обратиться в свой региональный фонд.

Региональные фонды – это независимые от федерального ФРП организации, созданные администрациями субъектов. Они успешно функционируют более чем в 60 субъектах РФ, при этом уже более пятидесяти региональных фондов могут финансировать промышленные предприятия совместно с федеральным ФРП. Помимо этого, региональные фонды разрабатывают собственные программы финансирования инвестиционных проектов с учетом специфики региона и потребностей региональных предприятий. В рамках собственных программ региональные фонды могут поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса, предоставляя займы объемом от 5 млн. руб., а также осуществлять поддержу отраслей, не финансируемых ФРП в зависимости от особенностей каждого субъекта Российской Федерации.

Также в целях увеличения доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства ФРП активно сотрудничает с региональными гарантийными организациями (РГО), предоставляющими поручительства в качестве обеспечения займов: на текущий момент ФРП заключил соглашения о сотрудничестве с 33 РГО.

Помимо этого, запланировано включение ФРП в перечень приоритетных организаций, информирование о мерах поддержки которых рекомендовано в центрах оказания услуг для бизнеса «Мой бизнес». Также в центрах «Мой бизнес» предполагается информирование о программах льготных займов ФРП и региональных фондов развития промышленности.

[1] Дополнительные условия установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

[2] Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764

[6] Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № Д13и-683 от 5 октября 2018 г., постановление Правительства Российской Федерации №110 от 11.02.2019.

[7] Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г.

[8] В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

[10] В рамках программ «Проекты развития» и «Комплектующие изделия».

Источник

Оцените статью