Составляющие бизнес-плана (структура бизнес-плана)
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
Раздел 1 «Резюме» . Этот раздел составляется в самом конце подготовки бизнес-плана и содержит итоги/выдержки из каждого раздела бизнес-плана. Резюме призвано убедить инвесторов в перспективности и привлекательности проекта и заинтересовать, чтоб возникло желание просмотреть остальные разделы бизнес-плана.
Раздел 2 «Описание компании» . В данном разделе бизнес-плана указывается форма регистрации бизнеса и сферы деятельности компании.
Раздел 3 «Описание продукта» . В этой части бизнес-плана дается описание, какие товары или услуги будет предлагать компания и их особенности и характеристика.
Раздел 4 «Анализ рынка». Раздел «Анализ рынка» довольно объёмный, в нем рассчитывается емкость (размер) рынка, описываются сегменты рынка (части рынка), в которых вы будете работать.
Сегменты – это потребители, ваши потенциальные клиенты и их характеристика. Кроме емкости рынка, рассчитывается емкость выбранных вами сегментов и указывается планируемая доля рынка.
И последняя часть раздела – перечень и описание основных конкурентов и SWOT анализ.
Если вам сложно рассчитать и проанализировать данные для этого раздела и ваш проект на маленькую сумму, проанализируйте в этом разделе хотя бы основных конкурентов, дайте их перечень и характеристику.
Раздел 5 «План маркетинга и продаж ». В этой части бизнес-плана указываются планируемые/прогнозируемые объёмы продаж товара или услуги (далее- «Продукт») в денежном и натуральном выражении на 3 – 5 лет, а также выбираются и описываются способы продвижения Продукта, рассчитываются расходы на маркетинг на 3-5 лет.
Раздел 6 «Производственный план». В разделе «Производственный план» определяется прогнозное количество производства Продукта на 3-5 лет, рассчитывается производственная себестоимость Продукта.
Производственная себестоимость продукта включает все производственные расходы.
Также прогнозируются расходы периода: административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы и финансовые расходы. Указывается потребность в оборудовании, прочих основных средствах и их первоначальная стоимость.
Раздел 7 «Организационный план». В данном разделе дается характеристика персонала: необходимое количество, должность, планируемая заработная плата, а также организационная структура компании.
Раздел 8 «Описание рисков». В этой части бизнес-плана анализируются основные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта и способы их минимизации, в т.ч. страхование.
Источник
7 основных составляющих бизнес — плана
В этой статье мы подробно рассмотрим, из чего состоит бизнес план, и как его составить.
Бизнес план состоит из:
1. Резюме проекта — представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
- — наименование
- — организационно-правовая форма
- — среднесписочная численность
- — уставной фонд
- — фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта, тел.
- — объект необходимый для реализации проекта (денежные средства, оборудование, транспорт, недвижимость и т.п.)
- — предполагаемые источники средств, с указанием условий и суммы (собственные средства, кредит, займ, лизинг и т.п.).
- — система налогообложения.
2. Описание продукта или услуги — включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензиях.
-полное наименование, комплектация, назначение, область применения, технологические особенности, дополнительные сведения.
— цена реализации предполагаемой к выпуску продукции (услуг), условия оплаты (предоплата, по факту, в рассрочку и т.д.), наличие скидок, методы ценообразования.
3. Анализ рынка — содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Указываются предполагаемые рынки и каналы сбыта новой продукции (услуги).
4. План маркетинга — здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценовая и кредитная политика при работе с покупателями (снижение цены, рекламная компания, презентации и т.п.).
5. План производства – если предполагается производство, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание строительных решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.
В разделе приводятся:
- — расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции (услуги) (наименование, стоимость, поставщик)
- — расход материалов и комплектующих на изготовление единицы предполагаемой к выпуску продукции (услуги) в натуральном и денежном выражении (по каждому виду новой продукции (услуги)),
- — анализ поставщиков (перечень основных поставщиков, подрядчиков, условия поставки, оплаты, другие сведения),
- — затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования.
- — в случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
- — предполагаемые объемы производства и реализации по новой продукции (услуги) в денежном и в натуральном выражении (желательно краткое обоснование предполагаемых объемов реализации).
- — график реализации проекта (календарный план).
6. План по персоналу — в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
7. Финансовый план — показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.
В финансовом плане рассчитываются все денежные потоки предприятия — затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
Источник