- Политические партии и движения
- Содержание:
- Отличия политической партии от других политических организаций
- Типологии политических партий
- Иные типы партий
- Функции политической партии
- Типы партийных систем
- Типология общественно-политических движений
- Типология групп интересов
- Особенности государственной регистрации и деятельности политических партий
- Политических партий
Политические партии и движения
Содержание:
Политические партии в обществе представлены важным элементом, который выступает политической силой и выражает индивидуальные и коллективные интересы.
Политическая партия – объединённая группа людей по общим интересам, представляющих интересы каких-либо слоёв населения и стремящихся к получению политической власти. Политические партии преследуют определённых целей (главенство во власти, осуществление полномочий и т.д.). Объединять людей могут различные взгляды и цели, будь то религиозные, общественные, политические т.д.
Отличия политической партии от других политических организаций
Политическая партия представлена особой организацией людей, которые осуществляют свою деятельность на долгосрочной основе, имеют внутреннюю структуру (членство, нормы, ценности, связи с другими органами и т.д.)
Целью партии становится завоевание и функционирование властной деятельности; особое положение в стране; связи с другими механизмами управления; осуществление правительственных механизмов.
Политические партии достигают поддержки населения и напрямую формируют деятельность политической сферы общества (членство в партиях, пропаганда).
Каждая политическая партия представлена собственной идеологией; комплексом действий.
Членам партии пристраивается особый социальный статус.
Типологии политических партий
- В зависимости от происхождения:
- Электоральное;
- Парламентское.
- По организации внутренней жизни:
- Кадровые – объединение политических деятелей, обладающих профессионализмом, составляющих политическую комиссию; малые политические партии находят своё денежное обеспечение из бюджета частных лиц и начинают свою активность во время выборов.
- Массовые – объединение политиков, имеющих официальное членство и устав с централизованной властью. Характеризуются большим количеством членов, организованностью, следованием идеологии своей партии, пропагандой больших масштабов. Находят новых членов партий не в элите, а в общественных кругах.
- По социальному признаку:
- Классовые;
- Межклассовые.
- По месту политической системы:
- Легальные (полностью признанные законом), полулегальные (признанные частью закона) и нелегальные (непризнанные законом);
- Правящие и оппозиционные (противостоящие правящему классу); Правящие партии представлены группировкой политиков, победивших на голосовании, которые занимают главенствующую функцию в создании политики государства. Оппозиционные партии представлены интересами меньшинства политических деятелей. Идеология представлена критикой правящего класса их действиями.
- Парламентские и непарламентские.
- По идеологии, формам действия:
- Либеральные;
- Радикальные;
- Консервативные;
- Революционные (направлены на насильственное изменение политической жизни);
- Реформистские (поэтапные изменения);
- Коммунистические;
- Социалистические;
- Религиозные и т.д.
- По числу депутатских мест:
- Мажоритарные;
- Доминирующие;
- Миноритарные.
- По числу членов партии:
- Открытые (набор происходит свободно);
- Закрытые (преимущественно набор осуществляется из элиты, предъявление требований).
- По политическому спектру:
- Левые;
- Правые.
Иные типы партий
Партия избирателей – привлекают в свои ряды людей различной классовой или социальной принадлежности.
Партия с сильной структурой – партией установлены свои нормы поведения, которые обязательные для выполнения всеми участниками.
Партия со слабой структурой – слабо выражена дисциплинарность и полная свобода выбора на голосовании.
Партии по: организационному оформлению – представители партий совершают финансирование в развитие партии; неорганизационному оформлению – представители партий не совершают денежные взносы.
Партии по прямому членству (личное принятие в партию), косвенное членство (членство на основании не вхождения в партию, но вхождением в какую-либо организацию, связанную с партией).
Соревновательные партии (функционируют на основе разнообразия мнений о политической системе), монопольные партии (партии, обладающие значительным объёмом власти и не признающие иные партии), патронажные партии (обеспечивающие своих лидеров необходимыми объёмами власти и ресурсами).
Функции политической партии
- Планирование развития общества (установление целей и выбор путей достижения).
- Создание политической элиты и борьба за власть.
- Создание и обеспечение действия правил и политических институтов.
- Общие интересы главенствуют над индивидуальными.
- Создание программ, в которым отражены интересы партий, которые выражаются в лозунгах и доведении до высших структур.
- Партии представляют интересы различных слоёв населения, которые доносят их до правительства.
- Осуществление пропаганды, передачи опыта и ценностей.
- Должностные позиции занимаются путём отбора кандидатов.
Партийная система – комплекс партий, которые принимают участие в формировании и разработке законодательных и исполнительных функций.
Классифицируются система по 3 характеристикам: числу партий, доминирующей партией и конкурентность.
Типы партийных систем
Однопартийная система | — распространена в странах с тоталитарным и авторитарным типом правления. Вся власть принадлежит одной партии и их лидеру. Однопартийная система разделяется на: в государстве допускается одна главенствующая партия, все остальные – части государственного механизма. |
Двухпартийная система | — в государстве борьба ведётся между двумя партиями, где одна набирает большее число поддержки избирателей. Разновидность: классическая (основные партии собирают больше всего поддержки, остальные не имеют полномочий в системе управления), две с половиной партии (когда наряду с двумя партиями формируется ещё одна, недостаточно мощная). |
Многопартийная система | – две и более партий имеют значимую власть и влияние. Наличествуют большее количество политических объединений. Разновидность: поляризованный плюрализм, умеренный плюрализм (противоборствуют 3-5 партий, результатом чего ни одна партия не может занять главенствующие позиции). |
Виды партий зависят от факторов: типа правления; деления населения по национальному, расовому, культурному и т.д. признаку.
Политические движения носят добровольный характер и формируется среди людей, имеющих общие интересы и цели. Партии стремятся влиять на власть, а не захватить её.
Типология общественно-политических движений
Функции общественно-политических движений:
- Представляют интересы всех слоёв населения;
- Формируют цели и пути их достижения;
- Образуют политическую силу, которая решает необходимые задачи;
- Организуют митинги, демонстрации и т.д.
Типология групп интересов
Ориентированность на все сферы жизни: экономическая деятельность, представленная предпринимательством, разделением труда; социальная сфера – организации для защиты; сфера досуга – культурные союзы.
В социокультурном плане – объединения по обычаю, группа зашиты и поддержки.
Источник
Особенности государственной регистрации и деятельности политических партий
Политических партий
Согласно статье 16 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.
Федеральным законом «О политических партиях» (пункт 2 статьи 3) определены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 года должна составлять – не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.
Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы (статья 16 Федерального закона «О политических партиях»):
а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
в) программа политической партии заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
д) документ об уплате государственной пошлины;
е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.
Для регионального отделения политической партии:
заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов;
копия решения учредительного съезда политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии;
заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической
партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);
список членов регионального отделения политической партии.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений информировать Минюст России или его территориальные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в Минюст России или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Формы и образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, утверждены:
— приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано
по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в случае, если:
а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
в) не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;
д) нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;
е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.
Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований:
положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
федеральным уполномоченным органом (Минюстом России) установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена если территориальным органом Минюста России установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Государственная регистрация политической партии (регионального отделения политической партии) приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.
В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации Минюст России или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу
политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:
конкретные положения Федерального закона «О политических партиях», послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;
исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.
Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия Минюстом России или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию.
В соответствии со ст. 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии – 3 500 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства – 800 рублей.
Плата за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации не взимается.
Источник