Газовая отрасль россии инвестиции

Инвестиции в добычу газа в России в 2018-2020 гг прогнозируются в размере 766,1 млрд руб, в транспортировку — 1,3 трлн руб

В транспортировку газа в 2018-2020 гг в России будет вложено 1,3 трлн руб. В приоритете — газопроводы Сила Сибири, Северный поток-2 и Турецкий поток. Но продолжится рост инвестиций и в добычу газа.

Инвестиции в добычу газа в России в 2018-2020 гг прогнозируются в размере 766,1 млрд руб, в транспортировку — 1,3 трлн руб.

Такие данные содержатся в проекте федерального бюджета на 2018 г и плановый период 2019-2020 гг правительство РФ внесло в Госдуму 29 сентября 2017 г.

Минэкономразвития РФ прогнозирует, что добыча газа в РФ в 2017 г увеличится до 673,4 млрд м 3 , далее рост продолжится — до 663 млрд м 3 в 2018 г, 672 млрд м 3 в 2019 г и 685 млрд м 3 в 2020 г.

Средняя цена поставок газа в дальнее зарубежье в 2017 г вырастет до 187,6 долл США/1000 м 3 .

Но далее ожидается постепенное снижение — до 181 долл США/1000 м 3 в 2018 г, 165 долл США/1000 м 3 в 2019 г и 164,7 долл США/1000 м 3 в 2020 г.

Инвестиции в добычу газа в 2018-2020 гг прогнозируются в размере 766,1 млрд руб.

При этом к 2020 г капиталовложения в добычу газа увеличатся на 1% в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2016 г.

Основными проектами в магистральном газопроводном транспорте в среднесрочный период являются магистральные газопроводы (МГП) Сила Сибири, Северный поток-2 и Турецкий поток.

Инвестиции в транспортировку газа в 2018-2020 гг оцениваются в объеме 1,3 трлн руб, при этом к 2020 г капиталовложения в транспортировку газа повысятся на 9% в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2016 г.

МГП Северный поток-2 будет способствовать снижению рисков транзита газа по территориям смежных государств, а также наращиванию экспорта российского газа для удовлетворения растущего спроса на европейских рынках.

При отсутствии ресурсных ограничений прогноз добычи газа определяется потребностями внешнего и внутреннего рынков.

При этом перспективы добычи газа сопряжены с переходом на более трудноизвлекаемые (ТРИЗ) и находящиеся в более сложных геологических условиях месторождения.

Кроме того, в условиях ужесточения конкуренции на рынке газа перспективными направлениями для поставок российского газа будет являться рынок АТР, а также развитие проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ).

По добыче нефти и ценам на нефть в проекте бюджета на 2018 г и плановый период 2019-2020 гг прогнозы консервативные.

В проект бюджета правительство заложило постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти в марте 2018 г.

В базовый сценарий прогноза Минэкономразвития РФ заложило среднегодовую цену на нефть сорта Urals в 2017 г до 49,9 долл США/барр, в 2018 г — 43,8 долл США/барр, на 2019 г — 41,6 долл США/барр и на 2020 г — 42,4 долл США/барр.

В связи с продлением соглашения об ограничении добычи нефти в мае 2017 г на дополнительные 9 месяцев, в базовом сценарии прогноз добычи нефти в 2017 и 2018 г был понижен до 547 млн т/год.

В 2019-2020 гг объемы нефтедобычи восстановятся до 553 млн т/год.

В добыче нефти с учетом негативных тенденций внешнеэкономической конъюнктуры, кредитных рисков и ограничений, а также переносов сроков реализации ввода новых месторождений, прогнозируется оптимизация инвестиций в добычу.

В результате инвестиции в добычу нефти в сопоставимых ценах к 2020 г вырастут на 18,5% к уровню 2016 г.

В 2017-2020 гг планируется ввод в промышленную разработку крупных месторождений (Тагульское, Куюмбинское, Юрубчено-Тохомское, Эргинский участок Приобского месторождения).

Доходы от экспорта топливных ресурсов в 2018-2020 гг, по прогнозу Минфина РФ, будут снижаться.

Читайте также:  Nvidia 3060 драйвер майнинг

Согласно базовому сценарию, доходы от экспорта энергоресурсов снизятся до 163,9 млн долл США в 2018 г, 157,2 млн долл США в 2019 г и 162,8 млн долл США в 2020 г.

В консервативном сценарии заложен еще более низкий уровень — снижение доходов до 140,3 млн долл США в 2018 г, 133,2 млн долл США в 2019 г и 134,5 млн долл США в 2020 г.

По данным Минэкономразвития РФ, экспорт нефти снизится с 257,7 млн т в 2016 г до 255,7 млн т в 2017 г.

В 2018 г экспорт нефти из России вновь начнет расти и составит 256,7 млн т, эта тенденция сохранится и в 2019 и 2020 гг, когда на экспорт пойдет 264,7 млн т и 266,7 млн т нефти соответственно.

Экспорт нефтепродуктов в 2017 г сохранится в объеме 154 млн т.

В 2018 г ожидается рост до 156 млн т, в 2019 г — снижение до 150 млн т, а в 2020 г — вновь рост, до 151 млн т.

Прогноз по объему экспорта природного газа не изменился: 197,3 млрд м 3 в 2017 г, 197,4 млрд м 3 в 2018 г, 202,4 млрд м 3 в 2019 г, 206,4 млрд м 3 в 2020 г.

Источник

Самый надежный рынок «Газпрома» дождался масштабных инвестиций

Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU — Уникальный 2020 год заново раскрыл ценность вещей, которые казались привычными. В газовой отрасли он подчеркнул важность второго на планете по объему рынка — рынка газа Российской Федерации. И решение о развитии этого наиболее устойчивого и защищенного в направлениях поставок «Газпрома», завершения технически возможной сетевой газификации страны через 10 лет — является, возможно, не только социальным бременем, но и самым что ни на есть экономически обоснованным проектом развития российской газовой отрасли.

Что имеем

В клише газовой отрасли было принято считать, что поставки природного газа на внутренний рынок — это малорентабельная обязанность газовой корпорации. Да и политики еще не разучились повторять, что низкие (не всегда по сравнению с мировыми — ИФ) цены на газ являются естественными преимуществом страны.

Однако в грозовом 2020 году этот рынок отличился стабильностью — выручка от поставок газа в РФ снижалась менее чем на 10%. И, как сообщают в «Газпроме», промышленный спрос в 2020 году практически не пострадал. А регулируемые внутренние цены (их уже перестали называть заниженными) оказались выше европейских, которые почти два летних квартала приносили «Газпрому» убытки — вся выручка шла на транспортные расходы.

Год заканчивается дружным ренессансом цен в мире и Европе и, но спотовые цены в Европе и в доковидном 2019 году уже ныряли ниже $100 за тысячу кубометров (экспертно оцениваемой цены безубыточности поставок российского газа в Европу), и наверняка будут нырять еще и еще.

Ведь конкуренция на глобальном и европейском рынке только растет — набирает силу экспорт из Азербайджана, на очереди новые открытия в Средиземноморье, строятся новые терминалы по приему СПГ. А выход на рынок каждого нового крупного СПГ-производства (это уже можно считать аксиомой) всегда обрушивает цены на рынке.

Что ждет

Другой, еще более серьезный — политический вызов приготовили газовикам европейские чиновники. Европа к 2050 году намерена отказаться от импорта ископаемого топлива. И даже если конвертировать экспортируемый метан в водород — нет уверенности, что он подойдет европейским климатическим таможенникам по «цвету». Водород, произведенный из метана — «синий», а не «зеленый» (получаемый из биометана или при электролизе с энергией от ВИЭ).

С такими настоящим и будущим обращение к внутреннему потребителю выглядит не благотворительностью, не социальным проектом, а серьезным укреплением рыночных позиций корпорации.

На фоне объявленного в мире перехода к безуглеродной энергетике в руководстве российского ТЭК звучат призывы как можно быстрее монетизировать (в нашем случае также понимаем, что реинвестировать) сырьевую ренту, так как через 10-15 лет доходность экспорта углеводородов может существенно снизиться.

Есть еще китайский рынок — это уже главный импортер природного газа в мире. И к нему «Газпром» тоже собирается привязать не только восточносибирские, но и западносибирские месторождения, с которых сейчас газ идет в Европу.

Читайте также:  Dsla protocol dsla криптовалюта

К одному клиенту нужно тянуть трубу тысячи километров по дну Балтики под обстрелом американских санкций и иски украинских и польских «партнеров», а к другому — всего лишь перекинуть полиэтиленовый газопровод через поле.

Ускорение

«Газпром» реализует программу газификации регионов России с 1997 года. В 2006 году (по случаю крупной сделки с государством — продажи за 204 млрд рублей 10,74% акций «Газпрома») годовой бюджет программы газификации кратно увеличился: до 17,6 млрд руб. с 5,2 млрд руб. в 2005 году. С тех пор газификацию стали называть еще одним национальным проектом. Бюджет программы рос год от года, достигнув к 2020 году 39,3 млрд рублей. А на следующую пятилетку инвестиции «Газпрома» в газификацию заявлены уже в 526 млрд рублей — это больше ста миллиардов рублей в год.

Целевой показатель максимально возможной сетевой газификации РФ — 82,9% — Минэнерго определило довольно давно и успело записать его в качестве ориентира (правда, на 2035 год) в новую Энергостратегию на соответствующий период. Однако уже в начале 2020 года Минэнерго заявило, что этот путь будет необходимо пройти быстрее — за 10 лет, к 2030 году.

Наглядная иллюстрация новых задач газификации невольно ассоциируется с расхожей картинкой о темпах глобальной экспансии сети McDonalds. «Мы в «Межрегионгазе» говорим, что сейчас мы по одному населенному пункту в день газифицируем. Мы должны перейти на график — два населенных пункта в день в стране должны подключаться к природному газу, тогда мы амбициозную пятилетнюю программу выполним», — говорит гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

Тяжелая артиллерия

Сейчас газификация реализуется по схеме: «Газпром» строит газопроводы-отводы и межпоселковые газопроводы, а муниципалитеты — внутрипоселковые сети, чтобы газ пришел в каждый дом. Но только 9 из 67 субъектов РФ, участвующих в программе газификации, по состоянию на начало 2020 года выполняли свои обязательства по газификации в рамках планов-графиков синхронизации. Понятно, что в течение этого нелегкого года возможности субъектов и муниципалитетов не прибавилось.

В этих условиях ускорять газификацию, увеличивая нагрузку на местные бюджеты было бы опасно для проекта. Все больше построенных газопроводов стояло бы пустыми на полпути к потребителю. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко своим историческим для контекста газификации выступлением 2 марта многократно усилила ранее пусть и звучавшие, но быстро осекавшиеся «Газпромом» просьбы регионов взять на себя всю инвестиционную нагрузку проекта.

«Не получится синхронизация. У вас идеологически правильный подход. Но нет средств у регионов, чтобы построить газораспределительные сети. Сколько угодно давите на губернатора, но ему зарплату надо заплатить и текущие (расходы обеспечить — ИФ). Значит надо тогда предлагать какие-то решения. Встать формально на позицию: вот губернатор не обеспечивает синхронизацию — все, ему газа не будет! Ну не в губернаторе дело. Можно кого-то из «Газпрома» поставить на этот регион и попробовать обеспечить синхронизацию — такой способ тоже возможен. Уходите от формализма! На практике этот механизм не работает. Предлагайте жизнеспособные механизмы! Губернатор вынужденно это подписывает. А если не найдет денег? У него же тумбочки нет, где деньги лежат. Давайте практические вещи. Не выкручивание рук губернаторам, которые не всегда могут попасть к руководству «Газпрома», — заявила она на слушаниях по газификации.

При всей резкости заявлений Матвиенко в них есть польза для «Газпрома»: государство обозначило проблему и должно искать пути ее решения в области регулирования и тарифообразования.

Зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов поблагодарил спикера СФ за импульс: «Вы говорили о государственной программе, которая бы законодательно закрепляла источники (финансирования — ИФ) развития газоснабжения в регионах. Абсолютно поддерживаю, давайте начнем в этом направлении работать. Потому что мы же решения сами самостоятельно принять не можем. У нас есть самый главный акционер — государство».

Майское поручение

31 мая 2020 года вошло в историю отрасли как день выхода «Перечня поручений по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов (Пр-907)». Помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов поделился, что поручения подготовлены «по результатам контрольных мероприятий Контрольного управления президента и последующих за ним докладов Счетной палаты, органов прокуратуры и других».

Читайте также:  Таблица фарма биткоинов тарков

«Газпрому» поручено поэтапно — к 2024 и 2030 году завершить газификацию с установлением соответствующих целевых показателей на основе актуализации и утверждения региональных программ.

Главный пункт документа — формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств. Найти источники предписано правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов при участии ПАО «Газпром» и других заинтересованных организаций данной сферы деятельности.

Процедура подключения к газу должна быть максимально упрощена — речь идет о комплексном договоре на поставку газа, подключение и техническое обслуживание сопутствующего оборудования с использованием структур «единого окна» и многофункциональных центров, позволяющих выполнять сбор сведений от имени заявителя.

Координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций поручена комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Откуда деньги

На ближайшую пятилетку инвестиции в газификацию запланированы в 876 млрд рублей, из которых 526 млрд рублей — доля «Газпрома», а остальное (инвестиции регионов и «последняя миля») — вопрос с источниками финансирования которой необходимо решить.

«Ответственным секретарем комиссии и комиссией высказана позиция, что механизмы и источники финансирования программы газификации должны формироваться исключительно в «Газпроме». Источники находятся в соответствии с ФЗ N69 «О газоснабжении в РФ», полностью исключительно в «Газпроме», — конкретизирует Молодцов.

Инструментов много, и часть из них уже успешно применяется регионами России, а также другими странами.

Это спецнадбавка к транспортному тарифу газораспределительной организации; и регуляторный контракт со специальной «вставкой» в тариф ГРО на газификацию; и перенос затрат на газификацию в цену газа (так называемый «тарифный маневр»); и опережающий рост цены газа для населения (сейчас цена на 20% ниже, чем для промышленности); и специальный акциз на газ.

«Единого решения пока нет. Механизмы вырабатываются, но, думаю, что в ближайшие три месяца понимание, каким образом «Газпром» структурирует эту задачу, оно появится», — напутствовал в декабре Молодцов.

Эффект

Главная задача газификации — создание инфраструктурной основы для процесса развития территорий. И в этом смысле от газификации должна выиграть прежде экономика страны.

«Задача социально-ориентированной газификации прежде всего связана с созданием разных условий доступности устойчивого тепло- и жизнеобеспечения для граждан во всех точках Российской Федерации. Акценты должны быть расставлены, исходя из приоритетов развития уже существующей сети ЕСГ, но с акцентом на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Приоритеты по этим регионам определены президентом в рамках долгосрочного развития, и в этом смысле сейчас это точка роста, и было бы нелогично, если мы развиваем такие программы как «Дальневосточный гектар», развиваем программы, связанные с логистикой восточных полигонов и, соответственно, расширением наших экспортных потенциалов на востоке», — направляет Молодцов.

Мы обобщили информацию о программах газификации на 2021-2025 годы по всем 67 субъектам РФ, о которых сообщал «Газпром».

На эту таблицу можно долго смотреть и размышлять о судьбах регионов России. Сопоставлять уровень доступности газа по регионам страны, в том числе и добывающим углеводороды.

Чемпион по размеру инвестиций «Газпрома» на пятилетку (60 млрд рублей) — туристическая жемчужина и житница России — Алтайский край — оказался одним из аутсайдеров по нынешнему уровню газификации (всего 13%). Граничащая с Ленобластью (а в Санкт-Петербурге разместилась новая штаб-квартира «Газпрома») Карелия газифицирована лишь на 8%. В этой республике в газификацию «Газпром» намерен вложить за пятилетку 50 млрд рублей.

Увеличит ли газификация объем реализации газа — вопрос философский. Много лет газификация и подключение новых потребителей нивелировались модернизацией газоиспользующего оборудования и повышением эффективности использования газа.

В этом смысле страна как потребитель делает газ для себя более дешевым, повышая качество его использования. А прибыльность поставщика газа зависит от качества учета, сокращения потерь и собираемости платежей, но это уже другая история.

Источник

Оцените статью