Гарантии иностранных инвестиций предусмотренные международными договорами

Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций

Пожалуй, центральное место и в национальном, и в международном регулировании иностранных инвестиций занимает предоставление гарантий. Гарантии призваны создать благоприятные условия для иностранных инвесторов. Наибольшее значение для иностранного инвестора имеют следующие гарантии:

— запрет национализации, экспрориации или иных аналогичных мер;

— свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью;

— разрешение споров с государством.

Однако в действительности перечень гарантий значительно шире. Так, например, федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» включает:

— гарантию правовой защиты;

— гарантию использования различных форм инвестирования;

— гарантию перехода прав и обязанностей другим лицам;

— гарантию от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационную оговорку);

— гарантию приобретения ценных бумаг;

— гарантию участия в приватизации;

— гарантию предоставления права на землю.

Рассмотрим эти гарантии более подробно с учетом также и двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Запрет национализации, экспрориации и иных аналогичных мер. Данная гарантия направлена то, чтобы предотвратить пусть правомерное с точки зрения внутреннего законодательства, но нежелательное для иностранного инвестора изъятие имущества в доход государства. Однако международное право, хотя и не поощряет изъятие частной собственности, но и не содержит прямого запрета на это, устанавливая, что в случае изъятия государство должно выплатить быструю, эффективную и адекватную компенсацию.

Российское законодательство распространяется на два случая изъятия имущества государством – национализацию и реквизицию (ст. 8 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ»). В качестве общей нормы установлен запрет принудительного изъятия имущества кроме случаев, предусмотренных законодательством. Однако если национализация или реквизиция имели место, то гарантируется выплата компенсации[1]. В отношении реквизиции следует отметить, что по сравнению с национализацией компенсационная выплата охватывает только стоимость реквизируемого имущества и не гарантирует оплату иных убытков. Кроме того, в силу временного характера реквизиции, при отпадении оснований реквизиции и возврате имущества инвестору, он, если согласен принять это имущество, должен вернуть полученную компенсацию.

Необходимо отметить, что среди двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений лишь некоторые упоминают наряду с национализацией и экспроприацией также и реквизицию (например, договоры с ЮАР, Египтом, Молдовой, Италией и др.). При этом отношение к реквизиции разное. Так, в договорах с ЮАР и Египтом в отношении реквизиции установлено, что она осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства. В договоре с Италией реквизиция перечисляется наряду с национализацией и экспроприацией, и порядок выплаты компенсации для всех этих случаев одинаков и предусмотрен самим договором.

Большинство же договоров вообще о реквизиции не упоминают. Однако толкование соответствующих норм договоров позволяет сделать вывод, что реквизицию следует рассматривать как разновидность изъятия имущества, которая по последствия может быть приравнена к национализации или экспроприации, поэтому на случаи реквизиции распространяются соответствующие нормы двусторонних договоров. И здесь необходимо отметить, что условия и размер выплаты компенсации отличаются от российского законодательства. Во-первых, есть указание на рыночную стоимость имущества. Во-вторых, договоры предусматривают уплату процентов за задержку выплаты, которая в идеале должна последовать в момент объявления о реквизиции.

Использование различных форм инвестирования означает, что порядок, сроки и формы вложения инвестор выбирает сам, а государство гарантирует ему этот выбор. Двусторонние договоры, как правило, не предусматривают такой гарантии, поскольку устанавливают режим наибольшего благоприятствования или национальный режим для инвестирования, который и гарантирует недискриминацию инвестора.

Выше уже перечислялись наиболее часто используемые формы инвестирования, из которых покупка доли в уставном капитале отечественного лица является достаточно популярной. Российское законодательство ограничивает инвестора только в отношении запрещенных форм инвестирования. С 2008 года в результате внесения изменений в законодательство и принятия нового федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» использование такой формы как покупка доли в уставном капитале российского лица также стало ограничиваться.

Теперь в соответствии с ч. 4 ст. 6 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» сделки покупки доли в уставном капитале, в результате которых иностранное государство или международная организация либо лицо под их контролем получают возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами голосов либо иным образом блокировать решения органов управления, подлежат согласованию в соответствии с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Интересным является то, что статья 2 этого закона, воспроизводя ч. 4 ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» указывает не на любые хозяйственные общества, а только на имеющие стратегическое значение». Эта же ст. 2 уточняет, что блокирование предполагает наличие не менее 5% голосов.

Читайте также:  Сколько стоили биткоины с самого начала

Этот же закон устанавливает и контроль над сделками по приобретению доли более 50 % или получению контроля над долей более 50%, дающей право голосовать, даже если инвестором выступает иностранное частное лицо. Однако в отношении частных лиц это ограничено теми сферами, что перечислены в ст. 6 закона.

Свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью. Вкладывая средства в экономику государства, инвестор должен быть уверен, что он может в любой момент вывезти инвестицию, прибыль или реинвестировать ее в другой объект, изменить форму инвестирования и т.д. Статьи 11 и 12 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривают гарантию свободного реинвестирования или вывоза за рубеж средств, полученных от вложения инвестиции, в случае ликвидации коммерческой организации с его участием или закрытии филиала иностранного юридического лица, а также компенсаций в случае национализации или реквизиции.

Двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как правило расширяют этот перечень и включают в него: суммы самой инвестиции, суммы для погашения займов в связи с инвестицией, заработную плату (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики 1996 года, ст. 6).

Свободный перевод сумм означает их перечисление за рубеж без ограничений, предусмотренных валютным законодательством принимающего государства. Двусторонние соглашения могут предусматривать и порядок перевода. Например, в рассмотренном Соглашении с Правительством Итальянской Республики 1996 года ст. 8 устанавливает незамедлительный перевод в свободно конвертируемой валюте, при этом конвертация должна производиться по рыночному курсу.

Гарантию правовой защиты предусматривает ст. 5 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Эта гарантия означает всего лишь, что инвестор может пользоваться всеми средствами правовой защиты, предусмотренными российским законодательством и международными договорами. Вторая часть этой статьи гарантирует также возмещение убытков, понесенных инвестором в результате незаконных действий или бездействия государственных органов. Возмещение осуществляется также в соответствии с российским законодательством.

Интересным является то, что многие договоры о взаимном поощрении и защите капиталовложений включают статью о возмещении ущерба. Однако в данном случае речь идет об ущербе, причиненном в результате войны, вооруженного конфликта, переворота, восстания, мятежа, введения чрезвычайного положения. Эта гарантия не налагает на государство безусловной обязанности возместить ущерб, но защищает иностранного инвестора от дискриминации.

Гарантия перехода прав и обязанностей к другим лицам предполагает, что принимающего государство признает действительным передачу инвестором своих прав и обязанностей третьим лицам, в том числе государству в порядке суброгации. На суброгации делают акцент и двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений. Переход в порядке суброгации прав к государству возможен, если это государство выплачивает своему инвестору возмещение на основе гарантии (страхования) от некоммерческих рисков. В этом случае спор, например, по поводу проведения национализации, превращается в межгосударственный и разрешается на основе соответствующих норм международного права.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка) имеет большое значение для инвестора, поскольку обеспечивает для него осуществление инвестиционной деятельности на одинаковых условиях на всем ее протяжении и в пределах срока окупаемости. Отсюда пошло и второе название этой гарантии – стабилизационная оговорка, т.е. условие, обеспечивающее стабильность условий вложения капитала.

Стабилизационная оговорка может распространяться на любое изменение законодательства, которое существенно меняет условия осуществления капиталовложения, делает их менее прибыльными или даже убыточными для инвестора. Российское законодательство распространяет стабилизационную оговорку только на законодательство, увеличивающее совокупную налоговую нагрузку на инвестора – таможенное, налоговое за некоторыми исключениями. Рассчитывать на применение стабилизационной оговорки может только инвестор, реализующий приоритетный инвестиционный проект, перечень которых ведет Правительство РФ. Стабилизационная оговорка в соответствии с российским законодательством распространяется на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет. В отдельных случаях по решению Правительства РФ возможно действие стабилизационной оговорки и в течение более длительного срока.

Читайте также:  Тинькофф инвестиции как снять подарочные деньги

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» дает определение приоритетного инвестиционного проекта, в котором можно выделить следующие признаки:

— достаточный объем иностранного инвестирования (не менее 1 млрд. рублей или не менее 100 млн. рублей для доли в уставном капитале);

— регистрация Правительством РФ и включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

К сожалению, найти единого документа, принятого Правительством РФ, о порядке регистрации приоритетных инвестиционных. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года, которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Также отсутствует и единый перечень приоритетных инвестиционных проектов, который должно вести Министерство промышленности и торговли РФ.

Гарантии приобретения ценных бумаг, участия в приватизации, и предоставления права на землю (ст.ст. 13 – 15 федерального закона «Об иностранных инвестициях») подтверждают недопустимость дискриминации иностранных инвесторов и предоставляют им права приобретать ценные бумаги, участвовать в приватизации и приобретать права на земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, существенно на положение инвестора эти гарантии не влияют, поэтому и в двусторонние договоры они также не включаются.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Гарантии иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы нужны каждой стране. Приток денег извне помогает поднять производство, отрасли, восстановить промышленные здания и сооружения. Для инвестора-иностранца, в свою очередь, важно иметь правовую защиту своих интересов в чужой стране.

Такими видами защиты могут воспользоваться лишь те лица, чья деятельность на территории государства является легальной, приносит пользу экономике страны и действительно является инвестиционной.

После регистрации инвестора и выяснения его намерений, инвестор получает правовые гарантии государства. При осуществлении своей деятельности, иностранный инвестор должен следовать требованиям закона и сдавать полный письменный отчет о реализации инвестиционного плана. Контроль направлен на то, чтобы национальное достояние и стратегически важные территории, объекты не стали предметом незаконных действий.

Внимание! Инвестор должен заключить договор с владельцами компании. Это его первые гарантии. Обычно инвесторы вкладывают свой капитал в перспективные проекты, которые, под руководством специалистов, начинают приносить доход и высокий процент прибыли самому инвестору, другим акционерам.

Схема правового обеспечения гарантиями защищает национальную экономику и стимулирует приток валюты. Но чем крупнее инвестиции, тем жестче проверка целей инвестора. Какими бы ни были вложения извне, секторы национальной экономики должны приносить пользу и выгоду гражданам страны. Инвестора проверяют на этапе подачи заявки. Подробный бизнес-план, стратегия развития и перспективы должны отвечать высоким требованиям к знаниям в конкретном секторе и в экономике. Стратегический, финансовый планы проверяются специалистами России. Это – гарантия того, что предприятие, после того как инвестор покинет свой пост не окажется в долговой яме.

Кроме этого государство выдает список объектов, в которые:

  1. Можно инвестировать, иметь прибыль и контрольный пакет акций.
  2. Можно инвестировать, иметь прибыль, но не иметь контрольного права голоса.
  3. Иметь прибыль с инвестиций, но вообще не иметь доступа к объекту.
  4. разрешены косвенные иностранные инвестиции.

Свободно инвестировать в российские коммерческие компании, не имеющие стратегического значения достаточно легко. Но иностранцу нужно помнить, что мошенники встречаются в каждой стране. Поэтому лучше пройти полную регистрацию в РФ, получить право инвестировать и все гарантии, которые предусмотрены законом. Для россиян важно помнить, что иностранец, инвестируя свои деньги в чужой коммерческий бизнес, делает это для собственной выгоды. Неправильно составленный договор – и компания перейдет во владение иностранного бизнесмена.

Государственные гарантии инвестиционной деятельности

Люди, которые занимаются инвестициями в чужой стране, очень уязвимы. У них нет гражданских прав – на территории другого государства они гости. Часто доверчивость приводит к тому, что инвестора привлекают в сомнительный бизнес, обманом выманивают деньги, переводят на подставную компанию, а сами устраивают лжебанкротство. Поэтому каждое государство имеет закрепленную в законе правовую базу.

Читайте также:  Интеллектуальная собственность не является инвестициями

В Российской Федерации – это Федеральный Закон №160 «Об иностранных инвестициях», который выступает как основа обеспечения правовых гарантий инвесторам иностранного капитала в России.

На территории РФ иностранным инвесторам предоставляются гарантии:

  • На правовую защиту прав и интересов;
  • Права на возмещение убытков;
  • Возврата по долговым обязательствам;
  • Компенсаций;
  • Защиты от изменений в законе РФ, ущемляющих права инвестора и его деятельности;
  • Разрешений споров в соответствии с законом;
  • Беспрепятственной внешнеторговой деятельности в пределах заявленной сферы;
  • Свободный, законный перевод, вывод денег, дивидендов, прибыли;
  • На право покупать движимое и недвижимое имущество;
  • Гарантии на право приватизировать, покупать ценные бумаги, участвовать в аукционах.

По закону РФ относительно иностранных инвесторов, существуют все гарантии ведения полноценной деятельности на территории России в рамках разрешенных, не стратегических объектов инвестиций.

Каждый, кто желает инвестировать в бизнес в России, должен помнить, что перед тем как вложить свои деньги, важно узнать менталитет жителей страны, чтобы обычные для местных способы поведения и ведения дел не стали шоком для постороннего человека.

Международные гарантии инвестиционной деятельности

В мире все государства издают свои законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Но кроме этого существует и международный механизм.

Международные правовые нормы, гарантии обеспечиваются с 1985 года. Со стороны созданного на Сеульской конвенции Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, МИГА) проходит поддержка инвесторов:

  • Консультации;
  • Страховка рисков (кроме банкротства);
  • Распределение прямых инвестиции по развивающимся странам. Выдаются списки, куда можно инвестировать и на каких условиях;
  • Обеспечиваются гарантии.

Внимание! МАГИ не направляет инвесторов в сферу табачного и алкогольного производства.

Лицо, желающее стать инвестором в чужой стране, получает гарантии МАГИ на 3 – 20 лет. В этом случае, гарантии государств не нужны.

МЦУИС – международный центр регулирования инвестиционных споров. Туда можно обратиться, чтобы решить спорные вопросы между государством и инвестором или между юридическими, частными лицами по вопросам капитальных инвестиций.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ) очень тесно сотрудничает с МЦУИС и МАГИ. Большинство крупных инвестиций между странами проводятся через этот банк. Связь международных органов гарантирует всестороннею помощь инвестору в чужой стране.

Важно! Инвестиции в чужой стране можно проводить после регистрации только в МАГИ, минуя страну инвестирования. Но в законодательствах некоторых государств есть пункты, по которым правовые гарантии не работают в полной мере, если не получить статус инвестора в самой стране.

Международные гарантии обеспечиваются в нескольких направлениях:

  • Неприкосновенности имущества;
  • Стабильности;
  • Отсутствия дискриминации;
  • Разрешения споров;
  • Пользования результатами своих трудов и вложений.

Предоставление гарантий – это безопасность иностранного инвестора на территории страны. Но вместе с ними существует и предел развития деятельности. Инвестор должен помнить, что у него есть и обязанности, нормы поведения, границы дозволенности. Уголовное наказание за нарушение закона РФ или другой страны, на территории которой инвестор развивает деятельности так же предусмотрено.

Нужно знать, что существует общие виды гарантий, которыми можно воспользоваться. Это:

  • Законодательные (государственные и международные);
  • Финансовые, банковские;
  • Страхование;
  • Фин. инструменты (залог акций, облигаций, например).

Современные методы регулирования иностранного капитала основаны на распределении инвестиций в различные сферы хозяйствования. Инвестиции в развивающиеся страны находятся под гарантией международных организаций – МАГИ, МБРР, МЦУИС. К содействию этих организаций могут обращаться все инвесторы, желающие инвестировать предприятия иностранного государства. Если у инвестора есть желание, но нет точного понимания где его деньги принесут обоюдную выгоду, то Агентство посодействует в выборе.

Для инвестора важно понимать, что перед тем как иметь дела с иностранными предприятиями, нужно ознакомиться с самой страной. Туристическая поездка поможет узнать менталитет и дух страны. Полезно просмотреть Конституцию по вопросам прав человека, законов о предпринимательской деятельности, по которым живет и работает местное население. Гарантии иностранным инвестициям предоставляются только при соблюдении законов страны инвестирования.

О пользе иностранных инвестиций вы можете узнать из видео:

Источник

Оцените статью