Функциональные обязанности бизнес план

Как написать организационный план в бизнес-плане?

Тщательно проработанный организационный раздел позволяет избежать многих отрицательных моментов правового и юридического характера, с которыми неизбежно сталкивается каждый начинающий предприниматель.

О том, как его грамотно разработать, и пойдет речь в нашей статье.

Что следует отразить в этом разделе?

В данном пункте следует раскрывать суть следующих ключевых моментов бизнеса:

  • организационную структуру компании;
  • штатное расписание, численный состав работников и их рабочий день;
  • правовую обеспеченность проекта;
  • календарный план его воплощения в реальность.

Структура компании и управленческий состав

Организационная структура предприятия включает в себя информацию о численном составе, основных функциях и взаимодействии различных подразделений. От тщательного составления этого документа зависит успешность выбранного направления предпринимательской деятельности, ее будущее развитие, а также возможность производства качественных и востребованных товаров.

Вне зависимости от вида, организационная структура обязательно должна выполнять ряд основных функций, а именно:

  • обеспечивать нормальное взаимодействие и плодотворное сотрудничество между участниками проекта;
  • организовывать такие условия, при которых становится возможной стабильная работа и выпуск продукции, отвечающей всем требованиям качества;
  • подталкивать предприятие к дальнейшему положительному росту и развитию.

Данную структуру нельзя назвать чем-то застывшим, напротив, ей свойственно постоянное совершенствование в свете изменяющихся рыночных условий. Поэтому она бывает различной в зависимости от следующих факторов:

  • масштабности предприятия (малое, среднее, большое);
  • производственных и отраслевых особенностей (производство продукции, услуги, сделки купли-продажи);
  • характера производства, которое в свою очередь бывает массовым, единичным или серийным;
  • сферы деятельности компании, на каком рынке реализуется предпринимательская деятельность: на местном, национальном или внешнем;
  • уровня механизации и автоматизации работы управленческого характера;
  • квалификации сотрудников.

При ее составлении нужно учитывать следующие принципы:

  • структура управления не должна идти в разрез с целями и стратегиями компании;
  • структура и функции управления должны быть едины;
  • орган управления состоит из первичной и вторичной функций;
  • управление должно базироваться на рациональном сочетании таких критериев, как централизация, специализация и интеграция;
  • производственная и управленческая структуры должны быть соотносимы;
  • структура управления должна сочетать все виды деятельности посредством комплексной увязки.

При ее проектировании нужно помнить о двух основных правилах:

  • число управленческих уровней должно быть минимальным;
  • команды следует выполнять по кратчайшей цепи.

Управленческой командой называется сложная социально-экономическая категория, обеспечивающая связь самой команды, коллектива, собственника и государства в отношении социально-экономического развития предприятия.

В основе деятельности данной команды должны лежать следующие принципы:

  • самым важным является достижение поставленной цели;
  • коллективная ответственность имеет очень высокий уровень;
  • руководителя должны определять такие характеристики, как динамичность, подвижность коммуникационных связей и высокая плотность контактов горизонтального характера.
Читайте также:  Бизнес план для внутреннего использования это

Подробную информацию о матричной организационной структуре фирмы можно почерпнуть из следующего видео:

Штатная численность и график работы

Итак, структура предприятия и число необходимых подразделений определено, значит, можно переходить к определению потребности в сотрудниках. Если процесс производства понятен, то не составит труда и составление списка необходимых специалистов, в функциональные обязанности которых будут входить производственная и управленческая деятельность компании.

Здесь же следует расположить сведения о графике работы персонала (а одним из приложений к бизнес-плану нужно сделать должностные инструкции работников).

Если в течение года штатные единицы существенно менялись, то на начало следующего года нужно издать приказ о новом штатном расписании, а если такового не происходило, то вполне достаточно приложений об изменениях.

После этого нужно отвести место принципу начисления заработной платы. Что будет лежать в основе выплат: фиксированное время или полученные результаты? Из этого вытекает и форма оплаты: повременная или сдельная – этот важный момент обязательно должен быть отражен в данном пункте.

Кроме того, нужно уделить внимание режиму работы, который бывает:

  • обычным: понедельный, недельный и суммированный;
  • особым: ненормированный, гибкий или сменный.

Статья 100 ТК РФ предусматривает следующие варианты организации трудовой деятельности:

  • пятидневная рабочая неделя и два выходных дня;
  • шестидневная рабочая неделя и один выходной день;
  • пяти/шестидневная рабочая неделя с предоставлением выходного дня (дней) в соответствии со скользящим графиком.

А статья 104 ТК РФ позволяет применять суммированный учет рабочего времени.

Использование ненормированного рабочего дня применяется в том случае, если режим работы предприятия предполагает эпизодическое привлечение отдельных работников к выполнению своих должностных обязанностей вне пределов нормального рабочего времени.

Ненормированный рабочий день разрешается применять в отношении:

  • сотрудников, занимающих административные, управленческие, технические и хозяйственные должности;
  • работников, труд которых невозможно учесть по времени;
  • лиц, желающих распределять свое рабочее время по собственному усмотрению;
  • людей, характер работы которых требует дробления рабочего времени на выполнение различных видов деятельности.

Гибкий график можно использовать для организации труда как отдельной категории работников, так и коллектива целого структурного подразделения, но с соблюдением определенных пределов: начало, окончание и общую продолжительность рабочего дня сотрудник может регулировать сам, но при этом работодатель вправе требовать от него полной отработки рабочих часов.

Сменный режим актуален для предприятий, работающих круглосуточно.

График открытия

В организационном разделе обязательно нужно отвести место календарному графику открытия компании, который должен включать в себя информацию о временных отрезках, необходимых:

  • для составления бизнес-плана;
  • для поиска подходящих площадей;
  • для прохождения процедуры государственной регистрации;
  • для приобретения необходимого оборудования;
  • для проведения ремонтных работ;
  • для набора необходимых сотрудников.
Читайте также:  Как составить бизнес план для себя пошаговая инструкция

Наличие на руках календарного плана, в котором расписан каждый ключевой этап и срок его реализации, позволяет контролировать весь процесс. Кроме того, это позволит предупредить наступление того или иного риска или сбоя в работе.

Помимо времени начала и окончания реализации определенного этапа, можно расписать необходимые ресурсы (эти сведения понадобятся для составления финансового плана).

Как правильно составить данный раздел?

Организационный пункт можно назвать самой важной частью документа, в которой предприниматель должен указать оптимальную форму бизнеса, позволяющую достичь максимального эффекта на фоне минимального финансирования.

Данный раздел должен в доступной форме объяснить инвестору, что набор необходимого персонала позволит эффективно реализовать проект, а несколько квалифицированных менеджеров рационально распределят обязанности и поспособствуют успешному развитию компании.

Нелишним будет внимательно рассмотреть федеральные и региональные программы, участие в которых предполагает предоставление льготного кредитования. А если производственный процесс позволяет, то можно принять в штат инвалидов – это позволит получить бонус при оплате налога на прибыль.

Источник

Организационный план в бизнес-плане: пример

Следует понимать, что организационный план в бизнес-плане – это очень важная часть документа. В ней прописываются особенности организационно-правовой формы, указывается предполагаемое партнерство, а также составляется примерная стратегия будущего процесса функционирования персонала и приводится количественная характеристика сотрудников с указанием особенностей иерархии. Однако разберем этот пункт подробнее.

Какие вопросы освещаются в организационном разделе бизнес-плана

Для того, чтобы эффективно и быстро составить организационный план в бизнес-плане, нужно будет лишь подготовить список из нескольких вопросов, ответы на которые и будут детально расписаны в этом пункте, а также станут основой реализации организационной структуры. Среди основных из них можно выделить следующие:

Какими являются основные звенья организационной схемы управления?

Какова взаимосвязь между отдельными звеньями?

Как можно представить проект координации деятельности отдельных подразделений?

Какой персонал требуется для работы?

Как разделяется ответственность сотрудников в рамках данного предприятия?

Это основные вопросы, которые нужно будет осветить в своем бизнес-плане. Именно грамотные ответы на них и определят успех управления проектом.

Совет! Лучше всего начать работу над разделом с составления всех вопросов, которые нужно осветить, как можно детальнее, так будет легче его писать.


Правовая форма

Необходимо выбрать и описать правовую форму предприятия. В соответствии с выбранной организационно-правовой формой будут определяться и основные взаимодействия, а также структура иерархии компании. Ответственный подход к этому организационному разделу бизнес-плана обеспечит более простое и понятное оформление необходимых документов, а также существенно упростит задачу управления фирмой. Следует учитывать различия между разными видами правовых форм относительно структуры компании, а также то, как именно конкретному предприятию будет соответствовать та или иная форма.

Организационная структура компании

В данном организационном разделе бизнес-плана также необходимо будет четко и подробно раскрыть вопрос организационной структуры предприятия, особенности которой очень сильно влияют на функцию адаптации компании к различным изменениям внешней среды. Чем лучше и эффективнее будут связи между различными структурными подразделениями предприятия, тем надежнее будет вся система, а значит, она сможет легко противодействовать многим вмешательствам извне. Существуют основные факторы, определяющие выбор организационной структуры, прежде всего это:

Читайте также:  Финансовый план бизнес плана тату салона

сфера деятельности компании;

технологии, которые планируется использовать при развитии фирмы;

особенности рынка, на который компания рассчитывает выйти;

размер компании (количество сотрудников, денежные обороты, производственные мощности и т.д.);

обеспечение ресурсами и варианты альтернативных поставщиков;

особенности информационных потоков внутри фирмы, а также информационная взаимосвязь с внешней средой.

Важный момент, заключается в том, что чем точнее будут оценены эти пункты и детальнее прописана структура фирмы, тем меньше будут различные риски для предприятия и проще осуществление управленческих функций. По большому счету, деятельность производства во многом зависит именно от грамотно проработанной и продуманной структуры организации. Также важно продумать и рассмотреть как можно более детально уровни взаимодействия производства с людьми (персоналом, клиентами и т.д.), между различными структурами организации, с внешней средой, учитывая как благоприятные, так и возможные неблагоприятные события.

Кадровые вопросы (управленческий и рядовой состав). График и режим работы

Организационный раздел бизнес-плана обязательно должен включать в себя и кадровые вопросы, данная тематика очень важна и именно ее правильное планирование и описание обеспечит компанию необходимым штатом персонала и квалифицированных специалистов, которые будут в нужном количестве и на нужном месте.

Совет! Удобнее и нагляднее всего представить управленческий и рядовой состав сотрудников в виде блок-схемы, в которой будут наглядно проиллюстрированы все связи, видна иерархия, количество и основные функции каждого работников.

График и режим работы важно проработать и описать как можно более четко. Нужно будет также подробно прописать заработную плату каждой штатной единицы, как в месяц, так и за год. Так как эта часть финансового плана поможет организовать планирование будущих премий или возможность найма новых сотрудников, то стоит уделить ей максимум внимания. В будущем такой подход поможет создать устойчивую структуру производства, которая будет учитывать особенности каждого рабочего звена, с возможной заменой одного работника на другого и частичным или полным дублированием функций.

Пример организационного плана в бизнес-плане

При работе над бизнес-планом теоретические постулаты и советы важны, но лучше всего, обратиться к уже готовым примерам. Именно благодаря включенным в работу и хорошо проверенным на практике пунктам бизнес-планов организационных разделов, можно легко написать этот пункт, переориентировав его под себя и особенности своего предприятия. Это поможет начинающим предпринимателям избежать многих ошибок и решить проблему оформления раздела, тщательно и детально расписав все тонкости структуры организации любого типа.

Пример организационного плана в бизнес-плане.

Источник

Оцените статью