- Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности
- 3 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
- Государственное регулирование инвестиций
- Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание
- Готовые работы на аналогичную тему
- Регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением междуструктурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формыдеятельности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
Источник
3 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты[5].
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.
Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.
Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.
Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.
Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации — с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран, и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.
Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.
Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций. Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.
Список использованной литературы
1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 544с.
2. Игонина Л.Л. Инвестиции. — М.: Экономист, 2004. — 478с.
3. Нешитой А.С. Инвестиции. — М.: Дашков и К, 2007. — 372с.
4. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы. — №9. — 2005 — .с.19-21
5. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов. — М.: Экономист, 2005 — 116 с.
6. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. — М.: Экономист, 2006. — 124
Источник
Государственное регулирование инвестиций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание
Основная задача государственного регулирования экономики – обеспечение ее сбалансированного, наиболее эффективного развития. Большое значение в этом процессе играют инвестиции, поэтому в государственном регулировании особое место занимает регулирование инвестиционных процессов. Объекты социального назначения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и т.д.) нуждаются в инвестициях, а для инвесторов вложение в них является, как правило, делом убыточным. Поэтому государство стремится заинтересовать инвесторов для работы в данной сфере.
Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти РФ и органами ее субъектов и имеет два направления деятельности:
- создание наиболее благоприятных условий для создания, развития и совершенствования инвестиционных процессов;
- непосредственное участие государства и государственных органов в инвестиционной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Субъектам инвестиционной деятельности со стороны государства гарантированы: гласность в обсуждении вопросов инвестиционных проектов; обеспечение равных прав; защита капитальных вложений; право на обжалование в суде действий и решений должностных лиц органов государственной власти.
Создание благоприятных условий для инвестирования возможно при совершенствовании элементов экономических механизмов и экономической системы, наиболее тесно связанных с инвестиционной деятельностью:
- механизмов начисления;
- налоговой системы;
- механизмов использования амортизации;
- системы привлечения средств населения;
- механизмов финансового лизинга, информационных систем, антимонопольной деятельности.
Эффективное регулирование инвестиционной деятельности возможно только при условии создания отдельных правовых норм. Посредством права в инвестиционной деятельности определяется нормативная база, статус участников инвестиционного процесса, ответственность субъекта и регулируются между ними отношения.
Все правовые нормы, регулирующие инвестиционные процессы, могут носить дозволяющий, запрещающий, стимулирующий и обязывающий характер. Существующие и действующие в области инвестирования нормативно-правовые акты подразделяются на группы актов: законодательных (федеральные и федеральные конституционные законы, законодательство субъектов РФ, международные договоры), подзаконных (указы Президента, постановления правительства, межправительственные соглашения и постановления, ведомственные акты и решения муниципальных органов), индивидуальных (локальные административные акты, нормативно-правовые договоры).
Основные цели и задачи инвестиционной деятельности определяет единая государственная инвестиционная политика, указывающая самые эффективные направления для вложения инвестиций. Данная политика реализуется главным образом экономическими методами, используя бюджетное инвестирование, систему налогообложения, амортизационную, валютную, кредитную политику и т.д.
Регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Государственное регулирование инвестиций в РФ осуществляется в форме капитальных вложений через органы государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ.
Государственное регулирование инвестиций предполагает создание условий для инвестиционной деятельности и непосредственное участие государства в этой деятельности, реализуемой в виде капитальных вложений для осуществления инвестиционной деятельности:
- отдельных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;
- совершенствования системы налогообложения, механизмов расчета амортизации, использования амортизационных отчислений;
- предоставления субъектам инвестиций льготных условий для пользования разными природными ресурсами и землей (в соответствии с законодательством РФ);
- для защиты интересов инвесторов;
- создания и дальнейшего развития сети информационно-аналитических центров, которые осуществляют проведение и публикацию рейтингов субъектов инвестиционной деятельности;
- расширения использования средств внебюджетных источников финансирования, населения и объектов социально-культурного назначения, жилищного строительства;
- принятия различных антимонопольных мер;
- развития финансового лизинга в РФ;
- расширения возможностей применения залогов при кредитовании;
- проведения пересмотра основных фондов согласно с темпами инфляции;
- создания возможностей для создания субъектами инвестиций собственных инвестиционных фондов;
- финансирования совместных инвестиционных проектов РФ с иностранными государствами;
- формирования перечня объектов технического перевооружения, предназначенных для федеральных государственных потребностей, их финансирования за счет средств федерального бюджета и т.д.
Источник