Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста
статья по теме
Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_otvetstvennosti_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста
Ответственность в психологической литературе определяется как стремление к осознанию последствий своего поведения, как средство внешнего (внутреннего) контроля и регуляции деятельности личности, как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.
Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что ответственность недостаточно сформирована у детей младшего школьного возраста и требует целенаправленного формирования.
Цель исследования – изучить особенности проявления и способы формирования ответственности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности ответственности у детей
младшего школьного возраста и проанализировать особенности проявления этого качества.
2. Разработать рекомендации по формированию развитию ответственности через формирование теоретических представлений и тренировку.
Ответственность в психологической литературе – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Большой круг исследователей, Л.И.Божович, Р.С. Немов, В.А.Горбачева, В.И.Селиванов рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Среди показателей ответственности можно выделить:
— осознание необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;
— направленность действий на успешное выполнение порученных заданий;
— эмоциональное переживание задания, его характера, результата;
— осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела .
Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат осознания социальных ценностей, норм и правил.
Подводя итог выше сказанному, можно говорить о том, что ответственность является социально значимым личностным качеством, что говорит о необходимости его целенаправленного формирования.
Рассмотрим проявление ответственности у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности в младшем школьном возрасте выделяется: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к выполнению заданий, старается преодолеть трудности, доводит начатое дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела. У младших школьников ответственность находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра – учеба – труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.
Исследования С.Я. Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.
Роль игры в формировании волевых качеств ребенка, в том числе ответственности, подчеркивают также отечественные психологи. В своей работе «Развитие воли в онтогенезе» Л.И.Божович отмечает, что в игре ребенок подчиняется правилам не по принуждению, а по собственному желанию.
Одной из задач исследования ставилось выявление уровня сформированности ответственности и анализ особенностей проявления этого качества у детей младшего школьного возраста.
По результатам проведенных методик оказалось, что ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Только у 48,92% учащихся младшего школьного возраста проявился высокий уровень ответственности. Эти ученики выполняют задание учителя, они настойчивы и доводят дело, за которое берутся до конца. У большинства учащихся проявился средний (27%) и низкий (23%) уровни ответственности. Также было выявлено, что большинство учащихся первого класса младшего школьного возраста не совсем четко понимают, что такое «ответственность», «ответственный и безответственный ученик». Только к 3, 4 классу ребята достаточно правильно осознают понятие «ответственности» и определяют ответственного и безответственного ученика по существенным признакам. При изучении самооценки ответственности было выявлено, что учащиеся 1 классов оценивают себя в основном как очень ответственного ученика (73%) и при этом никто из них не считает себя безответственным (0%). Тогда как в 4 классе, наоборот, 20% учащихся считают себя безответственными и только 30% считают себя очень ответственными. Это говорит о том, что учащиеся 4 класса оценивают проявление ответственности у себя более объективно, чем учащиеся 1 класса. Самооценка ответственности у младших школьников не совпадает с реальным проявлением этого качества. У 84% учащихся 1-2 класса завышенная самооценка ответственности. Эти учащиеся высоко оценивают проявление у себя ответственности, но при этом из них только 30% учащихся выполнили задание учителя в срок, т.е. реально проявили ответственность. Исследование показало, что существует связь между проявлением ответственности и успеваемостью учащихся. Ребята, которые ответственно подходят к учению, выполнению заданий и т. д. добиваются лучших результатов. Из 40 человек с высоким уровнем ответственности – 35 имеют отметки 4 и 5.
Исходя из этого, следует, что ответственность является недостаточно сформированным качеством в младшем школьном возрасте и требует целенаправленного формирования
Эксперимент по формированию ответственности представляет собой комплекс специальных мер и воздействий и предполагает усвоение ребенком определенных теоретических представлений о нормах и образцах ответственного поведения с дальнейшим отображением их в реальном поведении. Эксперимент рассчитан на 1 месяц и включает в себя 2 этапа:
1. Формирование представлений учащихся об ответственности.
2. Упражнение, тренировка в проявлении ответственности в игровой деятельности с дальнейшим переносом приобретенных навыков в учебную деятельность.
Основные задачи первого этапа эксперимента:
1) развитие интереса учащихся к содержанию занятий;
2) усвоение учащимися отдельных терминов, определяющих поведение человека с точки зрения ответственности;
3) осознание учащимися социальной значимости существующих норм ответственного поведения;
4) развитие умений анализировать поведение других людей и свое с точки зрения проявления ответственности, создание эталонов поведения;
5) формирование самооценки ответственности.
На втором этапе эксперимента осуществляется тренировка в проявления ответственности в учебной и вне учебной деятельности.
Основные задачи второго этапа эксперимента:
1) развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;
2) тренировка учащихся в проявлении волевых качеств;
3) развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;
4) развитие самооценки и самоконтроля.
В заключении можно сделать следующие выводы, что ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом .
Резюмируя выше сказанное можно говорить о том, что ответственность у детей младшего школьного возраста необходимо формировать с первого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки, сказочные викторины, загадки-шутки, скороговорки.
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ.
Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников.
В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО.
Выступление на педагогическом совете.
Необходимо обучать детей тому, что подразумевается под словом «ответственность». В статье пишется о том, какими способами это можно делать.
Источник
Условия формирования ответственности учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса
Проблема формирования ответственности была актуально в школьном строительстве всегда. Педагоги разных времен и народов постоянно искали пути разрешения этой проблемы. Однако они связывали судьбу этого качества с воспитанием долга. Ответственность рассматривалась как качество в составе этой сущностной характеристики личности . Влияние идей гуманизации нравственного воспитания школьников современной педагогической теории обязывает взглянуть на такое нравственное качество как ответственность с новых педагогических позиций, связать появление этого качества, его развитие, становление с такой категории этики , как свобода.Своевременность исследования проблемы воспитания ответственности у школьников обуславливается повышенное активностью людей в обществе; все более расширяющимися возможностями для взаимовлияния отдельного человека на общество и общества на человека, без чего невозможен рост творчества и инициативности членов общества.;стремительно развертывающимися социально-политическими иэкономическими преобразованиями; усложнением всех общественных процессов; возрастанием роли ответственности каждого человека за свои действия и поступки., а также тем, что ответственность пронизывает все сферы жизни общества и человека, проявляясь по-разному и в разной степени. В таких условиях теория и практика воспитания ответственности требует своего переосмысления, иного взгляда на духовную культуру младшего школьника, на его нравственный облик и, в частности, на такое его нравственное качество как ответственность.Процесс воспитания ответственности школьника определяется как объективными, так и субъективными факторами. Если объективные факторы — это образ жизни нашего общества, характер общественных отношений, то субъективные — деятельность учительских и ученических коллективов, родителей, отдельных школьников. Совершенствование процесса воспитания ответственности в современной школе требует повышения изменения образа жизни современного общества и улучшения работы каждого учителя и всей системы образования Российской Федерации.Важную роль в решении проблемы воспитания ответственности у школьников призвана сыграть начальная школа, где закладываются основы нравственного развития детей.Младший школьный возраст — особый период в жизни ребенка. В этом возрасте формируются важнейшие качества личности, которые позволяют в дальнейшем стать полноправным членом общества каждому ребенку. В свете гуманистических идей мы можем рассматривать школьника как природное, социальное и экзистенциальное, т.е. свободоспособное, существо, которое самостоятельно и независимо, преодолевая биологическую исоциальную заданность, может строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать познанное свое предназначение в жизни, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Реализуя себя как личность, младший школьник преодолевает негативное влияние окружающей среды, саморазвивается и самоутверждается как субъект ответственности в общественно-значимых видов деятельности. В силу присущих психологических новообразований, особенностей социального развития данный возраст можно считать благоприятным периодом в жизни человека для осуществления процесса воспитания ответственности. Тем более, что эффективность воспитательного процесса обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием учеников, учителя начальных классов и родителей учащихся.Ответственность не является врожденным качеством и представляется нам как социально-значимая ценность, которая рассматривается с позиций свободы. Ответственность школьника понимается нами как качество личности, отражающее объективный характер ребенка с учителем, сверстниками и своими родителями, с точки зрения сознательного и добровольного осуществления своих учебных, внеклассных и домашних обязанностей, и характеризующее отношение ребенка к окружающей среде и самому себе, проявление им таких личностных качеств как добросовестность и совестливость, точность и аккуратность, инициативность и исполнительность, самостоятельность и дисщшлинированность в учебно-воспитательном процессе.Ответственность школьника отражает определенную форму нравственных отношений, которые складываются между детьми, учителем и их родителями в процессе осуществления различных видов учебной и внеклассной деятельности: труда, игры, общения, репетиций, постановок, прогулок, оздоровления, спорта, приобретения новых знаний. Нравственные отношения строятся на основе взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимовыручки, взаимоконтроля, взаимооценки сторон, т. е. полного взаимодействия мй|щнего школьника, учителя, его родителей и сверстников в учебно-воспитателщом процессе. Поэтому понятие «ответственность младшего школьника» имеет, этическое обоснование и связано с понятием морали и нравственности.
Субъектом (носителем) ответственности является школьник или школьный класс. Отсюда, субъект ответственности — либо индивидуальный, либо коллективный. Следовательно, мы выделяем личную и коллективную ответственности. Такие виды ответственности соотносятся следующим образом: во-первых, отдельный школьник отвечает за выполнение своих обязанностей перед учителем, родителями , сверстниками и перед собой ; в то же время ученик, являясь членом этого класса, несет часть коллективной ответственности за выполнение обязанностей другими учениками; во-вторых, школьный класс несет ответственность за коллективные действия и поступки, дела и результаты деятельности, а также за действия и поступки своих членов, возлагая на них личную ответственность перед учителем, родителями и самим собой.
Объектами ответственности школьника (объект — то за что отвечает младший школьник, участвуя в учебной и внеклассной работе) являются различного рода обязанности, которые он выполняет на переменах, после уроков, во время прогулок, участия во внеклассных мероприятиях. Например, дежурство по классу, в столовой на школьной территории; старательное выполнение домашних заданий; оказание помощи друзьям и знакомым в учебе и труде; инициативность, решительность, исполнительность при подготовке мероприятий, внеклассных уроков, бесед, тематических занятий; соответствующее отношение к учащимся ответственным и безответственным;дисциплинированность и безукоризненный внешний вид и т. д.
Ответственность является формой, возникших между школьниками отношений, характер которых определяется объектом. По сути, каков характер отношений между детьми такова и ответственность. Наличие нравственных отношений в классе (между учащимися), между учащимися и учителем, между учащимися и родителями предполагает нравственную ответственность сторон за свои действия и поступки, что требует от них выполнения норм и правил общечеловеческой морали. Наличие трудовых отношений — трудовую ответственность или дисциплинарную ответственность, т. е. ответственность за выполнение различного рода трудовых обязанностей перед классом (сверстниками), учителем, школьной администрацией. Наличие отношений при осуществлении познавательной деятельности — ответственность за выполнение ученических обязанностей перед учителем и родителями.
Положение школьника как субъекта ответственности в системе разнообразных отношений определяет круг его обязанностей (сферу должного). Поскольку деятельность школьника не всегда является жестко детерминированной, то для ребенка создается возможность относительной свободы выбора своего поведения в данной конкретной ситуации. Следовательно, объект ответственности определяется особенностями той или иной конкретной ситуации.
Инстанцией ответственности школьника, участвующего в учебной и внеклассной работе, являются учитель, родители и сверстники. В школьном классе школьник проводит часть своего, времени, с родителями он связан родственными отношениями, а учитель выступает в качестве устроителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Следовательно, инстанция ответственности школьника в учебной и внеклассной работе может быть коллективной и индивидуальной. Ребенок несет ответственность перед учителем (большей степени), родителями и сверстниками.
Самооценка школьника и её воспитательное значение: значение самооценки в формировании личности школьника; формирование самоконтроля и самооценки в ученика в процессе педагогического воспитания.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей. Большое значение имеет в формировании самооценки роль семьи. Если в семье родители прислушиваются к детям, к ним относятся с уважением, когда их мнения расходятся, родители рассматривают ребенка как личность, заслуживающую внимание, интерес и уважение, то у такого ребенка развивается адекватная самооценка. А дети с заниженной самооценкой встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе и тогда общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне.По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.Наиболее сензитивным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.Для выявления уровня развития самооценки у учащихся можно предложить методику — диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях (равных 10см) отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам). Из выше сказанного можно выделить факторы учебной деятельности школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка: влияние школьной оценки, чувство компетентности, влияние семейного воспитания, появление и влияние рефлексии. Самооценка — результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования. Поэтому при развитии адекватной самооценки необходимо учитывать все факторы.
Источник