- Социально-значимая деятельность: определение, особенности, развитие и примеры
- Что это такое?
- Развитие социально-значимой деятельности
- Основные направления
- Рекомендации по организации социально-значимой деятельности
- Социальные проекты в начальной школе
- Гражданско-патриотические проекты
- «Наш дом»: экологическое движение
- Волонтерское движение
- Благотворительные акции
- Организация социально-значимой личности (из опыта работы)
Социально-значимая деятельность: определение, особенности, развитие и примеры
Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.
Что это такое?
Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации.
Цель социально-значимой деятельности в школе:
- формирование социальных компетенций, нравственное развитие;
- знакомство с различными социальными процессами с «погружением в ситуацию»;
- приобретение коммуникативных и практических навыков, умения видеть проблемы и не оставаться в стороне.
Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике.
Развитие социально-значимой деятельности
Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы:
- поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров, начиная с младших классов;
- постоянное взаимодействие воспитательной системы и ближайшего социального пространства;
- деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять непосредственное участие в решении проблем;
- сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.
Системность заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы для учеников.
Основные направления
Социально-значимая деятельность школьников на сегодняшний день довольно разнопланова. В течение года в школах реализуются десятки проектов, носящих социальную окраску. Однако можно выделить несколько традиционных направлений работы:
- гражданско-патриотическое;
- экологическое;
- культурологическое;
- благотворительное;
- социологическое;
- историческое;
- здоровьесберегающее.
Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения. Сюда относятся:
- оказание помощи и поддержки социально незащищенным группам населения;
- благоустройство (озеленение) территорий;
- работа с подшефными учреждениями (детские сады, детские дома, дома престарелых);
- поддержание работы учреждений культуры, спорта;
- проведение опросов общественного мнения.
Рекомендации по организации социально-значимой деятельности
Обязательными условиями успешности данного направления в работе школы являются системность, регулярность, нормативное обеспечение, творческий подход, вовлеченность всех участников образовательного процесса. Организация социально значимой деятельности может сопровождаться следующими локальными положениями:
- приказ руководителя (о назначении ответственных лиц);
- план-график на текущий учебный год;
- инструкции по соблюдению техники безопасности;
- письменные заявления-согласия родителей учащихся.
Для работы формируется группа педагогов, определяющих тематические и временные блоки социально-значимой работы. Перед началом каждого из них школьников и их родителей знакомят с планом мероприятий. Довольно часто они проводятся в соревновательной форме, что увеличивает интерес со стороны участников. Обязательным является инструктаж детей перед началом каждого мероприятия. Также проводятся мониторинги, позволяющие определить мнение ребят и их родителей, выявить имеющиеся недостатки.
Социальные проекты в начальной школе
Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Но первые шаги на этом поприще следует делать уже в младших классах.
В социальных инициативах учеников начальной школы проявляется их потребность в активной деятельности, самостоятельности, независимости, стремление к участию в жизни других. Поэтому так важно привлекать их добровольческому движению.
Помимо возможности научиться делать правильный выбор и действовать, большое значение имеет групповой характер работы. Не зря говорят, что ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Социальные проекты помогают ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, брать на себя обязательства и выполнять их. В качестве направлений работы лучше выбирать те, которые касаются ближайшего окружения младшего школьника, чтобы обеспечить его интерес и вовлеченность.
Гражданско-патриотические проекты
Патриотическому воспитанию подрастающего поколения сейчас уделяется особое внимание. И это заметно отражается на организации социально-значимой деятельности современной школы. Формирование осознанной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны – именно такие задачи отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Для достижения этой цели необходимо сочетать просветительские (тематические беседы, классные часы) и практические (мероприятия, проекты, акции) методы. Среди возможных форм социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:
- организация поисковых отрядов и работа в архивах;
- этнографические экспедиции;
- интервью с известными жителями города (области);
- сбор материалов, оформление экспозиций школьного музея;
- проведение краеведческих экскурсий;
- встречи и организация адресной помощи ветеранам (боевых действий, труда);
- участие в мероприятиях, посвященных дню Победы и другим знаковым датам;
- уход за мемориальными памятниками;
- организация военно-патриотических спортивных игр.
«Наш дом»: экологическое движение
Вовлечение школьников в практическую работу по изучению и охране природы – одна из наиболее эффективных форм экологического воспитания. В рамках социально-значимой деятельности по этому направлению происходит воспитание экологической культуры и формирование активной жизненной позиции.
Масштабность природоохранных акций, в которых участвуют школьники, может варьироваться от пришкольной территории до района, города и области. Это может быть:
- уборка и вывоз мусора;
- очистка парков, скверов, береговой зоны водоемов;
- озеленение участков;
- сбор макулатуры, пластика, утилизация батареек;
- экономия воды и электроэнергии;
- пропаганда осознанного отношения к окружающей среде (опросы, листовки, выступления).
Волонтерское движение
Одна из популярных и востребованных форм социально-значимой деятельности. Волонтер – человек, который по собственному желанию в свободное время безвозмездно делает нечто полезное для окружающих. Он может не иметь специальных навыков, но готов учиться, помогать, делиться своим опытом с другими. Волонтерскому движение присущи:
- бескорыстие;
- добровольность;
- полезность в социальном плане;
- организованность;
- вовлеченность участников.
Можно выделить несколько основных видов и направлений добровольческой деятельности:
- взаимопомощь, поддержка разных социальных групп;
- благотворительность;
- участие в самоуправлении;
- пропаганда и просвещение.
Благотворительные акции
Способность к эмпатии, умение сопереживать сегодня встречаются не так часто. Формирование этих качеств происходит в юном возрасте, поэтому так важно создать условия, в которых ребенок научится сочувствовать окружающим, оказывать помощь.
Благотворительные акции и проекты – одно из важнейших направлений социально-значимой деятельности. В них могут вовлекаться педагоги, школьники, их родители, а также представители благотворительных фондов, организаций, группы волонтеров. Обычно речь идет о помощи тем, кто в ней нуждается. Это могут быть пожилые люди, больные, малообеспеченные категории граждан, сироты, беженцы, пострадавшие от стихийных бедствий, животные и т. д.
Традиционными сегодня становятся благотворительные школьные ярмарки, концерты, аукционы и марафоны, позволяющие собрать необходимые средства.
Источник
Организация социально-значимой личности (из опыта работы)
Татьяна Михайлова
Организация социально-значимой личности (из опыта работы)
№1 В МКДОУ «Д/С №6» сложилась определенная система работы по организации социально-значимой деятельности воспитанников, деятельности «на радость и пользу окружающих людей», созидательной деятельности по улучшению окружающего мира.
№2 Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста – лежит в основе развития социально- значимой личности.
№3 В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, знает свое место в системе отношений, умеет строить свое поведение в ситуации выбора, формируется начальный этап ответственности (за себя, свое поведение, за младших, за порядок в комнате).
№4 Опыт показал, что особенно успешно можно начинать формирование ответственности в условиях совместной и самостоятельной деятельности.
1 этап – младший возраст –предусматривает развитие:
— умения выполнять поручения;
— способности познавать себя и других («Кто у нас хороший?», «Ласковые дети», «Волшебный стул»);
-эмоциональной осведомленности («Цветное настроение», «Маски»);
— невербальных средств общения («Угадай, кто я?», «Зоопарк»);
— вербальных средств общения («Подари цветок другу», «Волшебная конфета»);
— умение вести разговор в различных эмоциональных ситуациях (Театрализация сказок, «Разговор по телефону», с\р игры).
№8 2 этап – средний возраст –предусматривает становление практических навыков ответственности:
— при разборе проблемных ситуаций в играх, самостоятельной деятельности;
— при анализе характеров и поступков сказочных героев;
— соблюдение нравственных норм;
№9 — заполнение «Семицветика» — Мои добрые дела;
— различные игры;
— тренинги «Нужным быть кому-то…»;
— Продуктивная деятельность «Рисуем для друзей».
№10 В старшей группе важное значение придается созданию благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум через разнообразные формы и методы индивидуальной и коллективной работы.
№11 Развитию гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешному вхождению ребенка в социум способствуют акции: «Наши добрые дела» ко дню пожилого человека, «Письмо солдату», работа над созданием информационных проектов «Фотография из семейного альбома», «Я горжусь своим прадедом», «День города», «Мы разные, но мы вместе» и другие, помогающие детям осознать себя частью общества, гражданином России. Эти коллективные творческие дела способствуют развитию у детей социально значимых качеств, социальной активности и коммуникативности.
№12 Совместные творческие проекты по «Окружающему миру», включая семейные работы: «Не голодно ли вам?» (авторский коллектив семьи Паши Б., «Домик для лучших друзей», (коллективная работа, «Ох, уж эти муравьи! (авторский коллектив семьи Никиты Р., «Огонь! Друг или враг?» (коллективная работа) «Аптека под ногами» (коллективная работа) и др. помогают осознать себя полезным, в чем-то незаменимым для природы и окружающего мира.
№13 Принцип общей заботы, положенный в основу всей работы по организации социально-значимой деятельности обучающихся, социального творчества в наибольшей степени служит решению задач социального становления детей, так как на первом месте стоит развитие личности и реализация ее творческого потенциала в сотворчестве с другими людьми.
№14 Большое внимание уделяется формированию потребности к созидательному труду в содружестве и сотворчестве с другими людьми: акция «Живи, книга», (ремонт книг библиотечки, операция «Подари игрушку малышу», сбор макулатуры, акциях «Капелька воды», направленная на экономное использование воды в детсаду и дома, акция «Радость людям» (поздравление пожилых людей с праздниками, вручение цветов и поделок, изготовленных самостоятельно или совместно с родителями, и др.)
№15 Из года в год старшие дошкольники – участники творческого проекта «Театр – малышам», выступают перед младшими товарищами и учащимися 1 классов школы №3. Большую помощь в реализации данного проекта оказывают родители (костюмы, реквизит).
№16 Коллективная деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск жизненно важной задачи» способствует самореализации каждого ребенка группы.
Живой интерес у детей вызывает творческое дело «Красная ленточка» (проект, помогающий самостоятельно каждому ребенку организовывать игру, полезную деятельность, привлекая в него большое количество участников). Такая деятельность способствует раскрытию лидерских качеств личности, выработке активной жизненной позиции.Многие дети следуют правилу: «Если можешь что-то сделать – делай!» Поэтому уже в 3-4 летнем возрасте они активны не только в саду, но и вне его. С удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, организованных городом, районом и краем.
№17 Для чего столько усилий на развитие социальной активности?
Дело в том, что норма «социальная ответственность» и «самостоятельная активность» выражается во многом, и в том числе в проявлении инициативы в принятии решения относительно многих областей жизни и деятельности ребенка.
Сейчас в педагогической системе просматривается центрированность – давление на образование для решения социальных проблем общества, т. е. общество транслирует систему воспитания детей для того, чтобы стимулировать нормативное и социально-желаемое поведение граждан.
№18 Дети, уже в дошкольном возрасте, являются полноправными гражданами общества, именно потому они должны иметь возможность оказывать влияние, вносить предложения, вести переговоры, принимать решения, налаживать контакты в определенных социальных ситуациях, а педагог выступает в этом случае помощником, координатором, а не наставником!
Источник