Форма организации образовательной деятельности по своей структуре

» Формы организации образовательной деятельности дошкольников»
материал на тему

Доклад на педагогической конференции

Скачать:

Вложение Размер
doklad_formy_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на августовской конференции:

«Формы организации образовательной деятельности дошкольников»

воспитатель МБДОУ ТР

В связи с введением ФГОС перед педагогами ДОУ встала задача создания модели образовательного процесса с использованием новых форм его организации.

Теоретически, кажется, все понятно, однако на практике возникает множество вопросов: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности. Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.

Включает в себя:

— Наблюдения в природе

В перечень форм образовательной деятельности для каждой образовательной области входят:

Формы образовательной деятельности

Социально – коммуникативное развитие

— Непосредственно – образовательная деятельность

— Чтение художественной литературы

— Непосредственно – образовательная деятельность

— Игровые проблемные ситуации

Художественно – эстетическое развитие

— Непосредственно – образовательная деятельность

— Игра на музыкальных инструментах

— Разучивание песен, игр, хороводов

— Чтение художественной литературы

— Слушание музыкальных произведений

— Музыкально – ритмические движения

— Дыхательная гимнастика (Тренажеры)

Все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции « не над ребенком, а вместе с ним».

Немного подробнее я хочу остановиться на проектной деятельности.

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проектирование или планирование;

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использовать метод проектов мы начали с 2012 года. За это время я разработала и внедрила такие длительные проекты как:

— «Птичья столовая», «Вода – это жизнь» (экологическое воспитание);

— «Вместе дружная семья» (формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям). Выходом проекта была выставка рисунков на тему «Моя дружная семья» и оформление фотоальбома «Наша дружная семья»;

— «Секреты бабушкиного сундучка» (познавательно – речевое воспитание, нравственно- патриотическое развитие). Выходом проекта было оформление мини – музея «Чти всегда следы прошлого», совместное развлечение с родителями «Секреты бабушкиного сундучка».

Еще один проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклонимся великим тем годам» — информационно – творческий. Создание этого проекта было направлено на работу по воспитанию у детей чувства гордости за свой народ, уважения к его свершенным и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ и участию в мероприятиях по подготовке к 9 Мая.

Реализация проекта проходила через участие детей и родителей в выставке декоративно – прикладного творчества « Созвездие чудес рукотворных» участие детей в творческих фестивалях «Детство окрыленное победой», «Солдатский привал», участие в акциях «Посылка ветерану», «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка». Совместное возложение цветов детьми и родителями на Братском кладбище воинам ВОВ. Выходом этого проекта был фотостенд «Наши героические прадедушки», участие в празднике «Этих дней не смолкнет слава».

Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций « Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов в форме доклада «Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях.

Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в.

В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о.

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников&raquo.

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений.

Источник

Формы организации образовательной деятельности

ирина ларина
Формы организации образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности –

это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.

Включает в себя:

Наблюдение в природе

Досуги, праздники и т. д.

Рассмотрим основную форму организации – занятие (ООД)

Вступление. Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

2 сл. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Организованной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «….» для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш посёлок (город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся; ставится кратко, лаконично, реально достижимо. Например: «Показать роль семьи в жизни человека» или «Познакомить детей с превращением воды в природе в весеннее время года». Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

– формирование представлений о…;

— углубление представлений о….;

— расширение представлений о…. ;

— обобщение представлений о….;

— систематизация представлений о….;

— закрепление представлений о….

— развитие умений применять полученные представления на практике;

— развитие умений обобщать, систематизировать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;

— развитие мышления, памяти, восприятия и т. д. ;

— развитие умений наблюдать, слушать, рассказывать о результатах своей деятельности, действовать по образцу и т. д. ;

— развитие связной речи;

— воспитание нравственности, правил поведения в природе, уважительного отношения, любви к природе, бережного отношения, желание заботиться и т. д.

1. Образовательная задача – сформировали представления (знания);

2. Развивающая задача – развили умение;

3. Воспитательная задача – сформировали отношение…

Рассмотрим на примере:

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

• Учить рисовать, передавая особенности строения насекомого, выбирать сюжет.

• Закрепить технику рисования восковыми мелками.

• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

• Развивать зрительную и слуховую память.

• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

• Развивать общую моторику, координацию движений.

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. п. цели и задачи занятия заменяют программное содержание.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить (насекомые, паук, ползающие, летающие).

Демонстрационный материал: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, письмо, зеленая скатерть.

Раздаточный материал: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть.

Предварительная работа: беседа о насекомых, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей, рассматривание иллюстраций.

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

1. Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

2. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

3. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия:

1. Организационный момент,

2. Основная часть (беседа по теме, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, релаксация).

3. Итог, анализ детских работ.

Ответы детей в конспектах не пишутся. В конце конспекта пишется список литературы. (Например: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровай, М. А. Васильевой)

Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное и активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

В зависимости от количества участников наблюдение бывает трех видов:

1. Индивидуальные (один на один с ребенком)

2. Групповые (5-6 человек)

3. Фронтальные (целая группа)

В зависимости от поставленных задач:

1. Эпизодические (распознающие) – с целью формирования представлений о разнообразии объектов природы и распознавании их свойств, качеств и признаков (н-р: раздать веточки и рассмотреть их)

2. Длительное (проводится несколько раз) – способствует формированию представлений о росте и развитии растений и животных, а также сезонных изменениях в природе. Обязательно требуется фиксация результатов наблюдений (схемы, рисунки).

3. Итоговое (обобщающие) – с целью обобщения материала и подведения итогов.

Подготовка к наблюдению

1. Определение места наблюдения

2. Определение цели и задач наблюдения

3. Выбор объекта наблюдения

4. Продумывание и организация детей

Требования к организации наблюдения

1. Четко и конкретно поставленные цель и задачи;

2. Отбор небольшого круга представлений;

3. Соблюдение системности в наблюдении;

4. Использование различных приемов, которые способствуют умственной и речевой активности детей

Экскурсии (от лат- «поездка») — выход в природные условия с образовательной целью. Можно проводить, начиная со средней группы.

Экскурсии бывают трех типов:

1. вводные (предварительные) – предшествуют изучению материала. Целью является наблюдение и сбор материала.

2. Текущие (сопровождающие) – проводятся параллельно с изучением темы и целью конкретизации отдельных вопросов.

3. Итоговые (заключительные, обобщающие) – завершают изучение темы или раздела. Цель: обобщение представлений (старшая и подготовительная группа)

• Вводная часть : ознакомление с целью экскурсии.

• Основная часть : рассказ о намеченных объектах.

• Заключительная часть (итоги).

Для проведения экскурсий должна быть специализированная подготовка воспитателя:

• Определение целей экскурсии и отбор содержания (исходя из программы и окрестностей).

• Определение маршрута (неутомительный, ср. гр – 30 мин, стар. гр. – 50 мин)

• Определение объектов экскурсии и содержание, которое должны получить дети.

• Определение последовательности экскурсии, мест для наблюдений и отдыха детей, а так же распределение времени по этапам.

• Подбор материала к экскурсии (загадки, стихи, игровые приемы и т. д.).

• Составление заданий для детей (заготовка и сбор природного материала).

• Подготовка экскурсионного снаряжения и оборудования (помогает хорошо пройти — удобная обувь, одежда, атрибутика, головной убор; помогает процесс сделать интересным – бинокль, ведерочки, савочки, пакетики и т. д.)

• Труд в уголке природы

• Труд в цветнике и огороде

• Трудовые десанты (собрать букеты из листьев и т. д.)

Исследовательская деятельность начинаем с

• Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.

• Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Проектная деятельность:

В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.

1. Исследовательских — привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Организовывать презентации проектов.

2. творческих – творческие проекты носят индивидуальный и групповой характер.

3. нормативных – это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.

В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Необходимо создавать условия для реализации детьми этих проектов, открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности.

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

«Познавательно-речевое развитие детей до трех лет посредством организации современных форм совместной деятельности» Главная задача педагогов ДОУ — создание условий для сопровождения развития каждого ребенка, организация интересной, содержательной, развивающей.

Добрый вечер уважаемые коллеги. Рада поделиться дидактическими играми регионального компонента в средней группе)) Дидактические игры (региональный компонент) 1. Дидактическая игра «Флаг Республики Башкортостан» (младший-средний дошкольный возраст) Цель.

Конспект по организации образовательной деятельности «Колесо истории» Конспект по организации образовательной деятельности «Колесо истории» Доминирующие образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.

Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Документы нормативной правовой базы системы ДО Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации.

Перечень форм образовательной деятельности. Перечень форм образовательной деятельности 1. Социально-коммуникативное развитие — Непосредственно образовательная деятельность — Чтение.

Поручения одна из форм организации труда в дошкольном образовании Трудовое поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение.

Календарное планирование на один день на тему «Животные Севера» Пятница 12 декабря Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в ре-жимных моментах Самостоятельная деятельность.

Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации Шамилова Э. Р., воспитатель МКДОУ натальинский детский сад 4, МО Красноуфимский округ Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной.

Источник

Читайте также:  Как начать свой бизнес по переработке пластика
Оцените статью