» Формы организации образовательной деятельности дошкольников»
материал на тему
Доклад на педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formy_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления на августовской конференции:
«Формы организации образовательной деятельности дошкольников»
воспитатель МБДОУ ТР
В связи с введением ФГОС перед педагогами ДОУ встала задача создания модели образовательного процесса с использованием новых форм его организации.
Теоретически, кажется, все понятно, однако на практике возникает множество вопросов: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности. Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
Включает в себя:
— Наблюдения в природе
В перечень форм образовательной деятельности для каждой образовательной области входят:
Формы образовательной деятельности
Социально – коммуникативное развитие
— Непосредственно – образовательная деятельность
— Чтение художественной литературы
— Непосредственно – образовательная деятельность
— Игровые проблемные ситуации
Художественно – эстетическое развитие
— Непосредственно – образовательная деятельность
— Игра на музыкальных инструментах
— Разучивание песен, игр, хороводов
— Чтение художественной литературы
— Слушание музыкальных произведений
— Музыкально – ритмические движения
— Дыхательная гимнастика (Тренажеры)
Все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции « не над ребенком, а вместе с ним».
Немного подробнее я хочу остановиться на проектной деятельности.
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проектирование или планирование;
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
— развитие познавательных способностей;
— развитие творческого воображения;
— развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использовать метод проектов мы начали с 2012 года. За это время я разработала и внедрила такие длительные проекты как:
— «Птичья столовая», «Вода – это жизнь» (экологическое воспитание);
— «Вместе дружная семья» (формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям). Выходом проекта была выставка рисунков на тему «Моя дружная семья» и оформление фотоальбома «Наша дружная семья»;
— «Секреты бабушкиного сундучка» (познавательно – речевое воспитание, нравственно- патриотическое развитие). Выходом проекта было оформление мини – музея «Чти всегда следы прошлого», совместное развлечение с родителями «Секреты бабушкиного сундучка».
Еще один проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклонимся великим тем годам» — информационно – творческий. Создание этого проекта было направлено на работу по воспитанию у детей чувства гордости за свой народ, уважения к его свершенным и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ и участию в мероприятиях по подготовке к 9 Мая.
Реализация проекта проходила через участие детей и родителей в выставке декоративно – прикладного творчества « Созвездие чудес рукотворных» участие детей в творческих фестивалях «Детство окрыленное победой», «Солдатский привал», участие в акциях «Посылка ветерану», «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка». Совместное возложение цветов детьми и родителями на Братском кладбище воинам ВОВ. Выходом этого проекта был фотостенд «Наши героические прадедушки», участие в празднике «Этих дней не смолкнет слава».
Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций « Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов в форме доклада «Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях.
Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в.
В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о.
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников».
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов.
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений.
Источник
Формы организации образовательной деятельности
ирина ларина
Формы организации образовательной деятельности
Формы организации образовательной деятельности –
это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
Включает в себя:
Наблюдение в природе
Досуги, праздники и т. д.
Рассмотрим основную форму организации – занятие (ООД)
Вступление. Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
Давайте вспомним, как это делается.
2 сл. Начнём с титульного листа.
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:
Организованной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «….» для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш посёлок (город, а ещё ниже год, когда написан конспект.
Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся; ставится кратко, лаконично, реально достижимо. Например: «Показать роль семьи в жизни человека» или «Познакомить детей с превращением воды в природе в весеннее время года». Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Задача – то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:
– формирование представлений о…;
— углубление представлений о….;
— расширение представлений о…. ;
— обобщение представлений о….;
— систематизация представлений о….;
— закрепление представлений о….
— развитие умений применять полученные представления на практике;
— развитие умений обобщать, систематизировать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;
— развитие мышления, памяти, восприятия и т. д. ;
— развитие умений наблюдать, слушать, рассказывать о результатах своей деятельности, действовать по образцу и т. д. ;
— развитие связной речи;
— воспитание нравственности, правил поведения в природе, уважительного отношения, любви к природе, бережного отношения, желание заботиться и т. д.
1. Образовательная задача – сформировали представления (знания);
2. Развивающая задача – развили умение;
3. Воспитательная задача – сформировали отношение…
Рассмотрим на примере:
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
• Учить рисовать, передавая особенности строения насекомого, выбирать сюжет.
• Закрепить технику рисования восковыми мелками.
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать общую моторику, координацию движений.
Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. п. цели и задачи занятия заменяют программное содержание.
В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить (насекомые, паук, ползающие, летающие).
Демонстрационный материал: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, письмо, зеленая скатерть.
Раздаточный материал: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть.
Предварительная работа: беседа о насекомых, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей, рассматривание иллюстраций.
Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.
Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:
1. Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
2. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
3. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия:
1. Организационный момент,
2. Основная часть (беседа по теме, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, релаксация).
3. Итог, анализ детских работ.
Ответы детей в конспектах не пишутся. В конце конспекта пишется список литературы. (Например: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровай, М. А. Васильевой)
Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное и активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В зависимости от количества участников наблюдение бывает трех видов:
1. Индивидуальные (один на один с ребенком)
2. Групповые (5-6 человек)
3. Фронтальные (целая группа)
В зависимости от поставленных задач:
1. Эпизодические (распознающие) – с целью формирования представлений о разнообразии объектов природы и распознавании их свойств, качеств и признаков (н-р: раздать веточки и рассмотреть их)
2. Длительное (проводится несколько раз) – способствует формированию представлений о росте и развитии растений и животных, а также сезонных изменениях в природе. Обязательно требуется фиксация результатов наблюдений (схемы, рисунки).
3. Итоговое (обобщающие) – с целью обобщения материала и подведения итогов.
Подготовка к наблюдению
1. Определение места наблюдения
2. Определение цели и задач наблюдения
3. Выбор объекта наблюдения
4. Продумывание и организация детей
Требования к организации наблюдения
1. Четко и конкретно поставленные цель и задачи;
2. Отбор небольшого круга представлений;
3. Соблюдение системности в наблюдении;
4. Использование различных приемов, которые способствуют умственной и речевой активности детей
Экскурсии (от лат- «поездка») — выход в природные условия с образовательной целью. Можно проводить, начиная со средней группы.
Экскурсии бывают трех типов:
1. вводные (предварительные) – предшествуют изучению материала. Целью является наблюдение и сбор материала.
2. Текущие (сопровождающие) – проводятся параллельно с изучением темы и целью конкретизации отдельных вопросов.
3. Итоговые (заключительные, обобщающие) – завершают изучение темы или раздела. Цель: обобщение представлений (старшая и подготовительная группа)
• Вводная часть : ознакомление с целью экскурсии.
• Основная часть : рассказ о намеченных объектах.
• Заключительная часть (итоги).
Для проведения экскурсий должна быть специализированная подготовка воспитателя:
• Определение целей экскурсии и отбор содержания (исходя из программы и окрестностей).
• Определение маршрута (неутомительный, ср. гр – 30 мин, стар. гр. – 50 мин)
• Определение объектов экскурсии и содержание, которое должны получить дети.
• Определение последовательности экскурсии, мест для наблюдений и отдыха детей, а так же распределение времени по этапам.
• Подбор материала к экскурсии (загадки, стихи, игровые приемы и т. д.).
• Составление заданий для детей (заготовка и сбор природного материала).
• Подготовка экскурсионного снаряжения и оборудования (помогает хорошо пройти — удобная обувь, одежда, атрибутика, головной убор; помогает процесс сделать интересным – бинокль, ведерочки, савочки, пакетики и т. д.)
• Труд в уголке природы
• Труд в цветнике и огороде
• Трудовые десанты (собрать букеты из листьев и т. д.)
Исследовательская деятельность начинаем с
• Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
• Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Проектная деятельность:
В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.
1. Исследовательских — привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Организовывать презентации проектов.
2. творческих – творческие проекты носят индивидуальный и групповой характер.
3. нормативных – это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Необходимо создавать условия для реализации детьми этих проектов, открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности.
Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.
«Познавательно-речевое развитие детей до трех лет посредством организации современных форм совместной деятельности» Главная задача педагогов ДОУ — создание условий для сопровождения развития каждого ребенка, организация интересной, содержательной, развивающей.
Добрый вечер уважаемые коллеги. Рада поделиться дидактическими играми регионального компонента в средней группе)) Дидактические игры (региональный компонент) 1. Дидактическая игра «Флаг Республики Башкортостан» (младший-средний дошкольный возраст) Цель.
Конспект по организации образовательной деятельности «Колесо истории» Конспект по организации образовательной деятельности «Колесо истории» Доминирующие образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное.
Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.
Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Документы нормативной правовой базы системы ДО Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации.
Перечень форм образовательной деятельности. Перечень форм образовательной деятельности 1. Социально-коммуникативное развитие — Непосредственно образовательная деятельность — Чтение.
Поручения одна из форм организации труда в дошкольном образовании Трудовое поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение.
Календарное планирование на один день на тему «Животные Севера» Пятница 12 декабря Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в ре-жимных моментах Самостоятельная деятельность.
Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации Шамилова Э. Р., воспитатель МКДОУ натальинский детский сад 4, МО Красноуфимский округ Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной.
Источник