Физическая культура как специфический вид социальной деятельности по своей природе ответ

16. Физическая культура – это:

— совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнь;

— специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание олимпийского спорта;

— совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека;

— составная часть общей культуры, объединяющая передаваемые от поколения к поколению категории, идеи, идеалы, нормы и ценности, отношения и учреждения, которая создана для применения физических упражнений и других средств в деле сознательного регулирования и управления процессом совершенствования и развития физических кондиций людей.

17. Физическая культура, как специфический вид социальной деятельности, по своей природе:

Генеральная совокупность включает в себя:

— одну из частей социальных объектов, подлежащих изучению;

— половину (50%) объектов, подлежащих исследованию;

— все множество социальных объектов, подлежащих изучению;

— часть социальных объектов, подлежащих изучению.

19. Анкета имеет:

— четыре части: вводную, демографическую, основную и заключи-

— одну часть, так как анкета – единое целое, не делимое на части;

— три части: вводную, основную, демографическую;

— две части: вводную и демографическую.

20. Социологические инструментарии состоят:

— из программы конкретного социологического исследования

— из опросника, анкеты, плана интервью, плана наблюдений, плана

— из организационного раздела КСИ.

Инструкция для преподавателя

Данные тестовые задания формализованы, что позволяет студентам в сжатые сроки вспомнить изученный материал, а преподавателю провести оперативную оценку состояния его усвоения студентами.

Процедура использования тестовых заданий следующая:

А). Студентам раздаются тестовые задания. Объясняется, что в задании может быть один и более правильных ответов.

Б). Студенты заготавливают два чистых листа. Пишут фамилию, имя, отчество, отвечают на вопросы, записывая номера на их взгляд правильных ответов в столбик.

В). Затем номера ответов переписываются на второй листок. Один сдается преподавателю, другой остается у студента.

Г). Преподаватель подсчитывает правильные ответы. Например, студент выбрал 40 ответов, 6 из них оказались неправильными. Учитывая принцип, что один неправильный ответ «гасит» один правильный, получится 28 правильных ответов (более 50%).

Д). Если из всего количества ответов у студента имеется 50% и более правильных ответов, то он оценивается на «отлично». Если от 40% до 49% правильных ответов – оценка «хорошо». Если от 30% до 39% — оценка «удовлетворительно». Ниже 30% — оценка «неудовлетворительно».

Правильные ответы на тестовые задания:

1. Правильный ответ № 3. Только в XIX веке О.Конту, Г. Спенсеру и другим мыслителям удалось обосновать специфичность предмета социологии, его отличие от предмета исследования философии, а также других научных дисциплин.

2. Правильные ответы № 6, 7, 8, 10.

3. Правильный ответ № 12.

4. Правильные ответы № 13, 16, 17.

5. Правильные ответы: № 20, 21.

6. Правильные ответы: № 24, 25, 27.

7. Правильные ответы: № 44.

8. Правильный ответ: № 46.

Правильные ответы № 47.

10. Правильный ответ № 50.

11. Правильный ответ № 54.

12. Правильный ответ № 57, 59.

13. Правильный ответ № 65.

14. Правильный ответ № 68.

Правильные ответы № 76.

Правильный ответ № 89.

Правильный ответ № 98.

18. Правильный ответ № 102.

19. Правильные ответы № 106.

20. Правильный ответ № 114.

Всего в представленном тесте имеется 29 правильных ответов и 48 ошибочных ответов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Тест с ответами по теме Физическая культура и спорт в социокультурной системе

Тест
1. Взаимное влияние социальных отношений и культуры отражается в понятии:
а) Культуросообразное
+б) Социокультурное
в) Ценностно-нормативное
г) Общественнокультурное
2. Физическая культура как специфический вид социальной детельности по своей природе:
а) Однонаправлена
+б) Полифункциональна
в) Монокультурна
г) Директивна
3. С какими потребностями связан процесс коммерциализации спорта:
а) Поддержание телесной красоты
б) Укрепление здоровья
в) Улучшение качества рабочей силы
+г) Получение прибыли от спортивных мероприятий
4. Каково соотношение понятий «спорт» и «физическая культура»?
а) Это синонимы, используемые для обозначения одного вида деятельности
б) Физическая культура – это направление спортивной деятельности
в) Физическая культура – это часть общей культуры личности, а спорт – явление
социальное
+г) Спорт является доминирующей формой проявления физической культуры5. Какие элементы НЕ включены в структуру физической культуры?
+а) Интеллектуальная культура
б) Двигательная культура
в) Соматическая культура
г) Валеологическая культура
6. Какое из положений отражает социокультурное содержание физической культуры?
+а) Телесность человека включена в выполнение определенных социокультурных функций
б) Человек стремится к физическим достижениям в соответствии с индивидуальными
потребностями
в) Занятия физическими упражнениями позволяют здоровье индивида
г) Поддержание хорошей физической формы – это личное дело каждого человека
7. Физкультурное воспитание – это?
а) Совокупность идей, методов и способов оздоровления населения
б) Совокупность идей, методов и способов достижения высоких спортивных результатов
+в) Освоение ценностей физической культуры
г) Педагогический процесс формирования физической культуры личности
8. Здоровыйобраз жизни – это?
а) Способ жизнедеятельности индивида, направленный на увеличение
продолжительности жизни
+б) Культурный феномен, выраженный в заботе о здоровье как высшей ценности
в) Способ жизнедеятельности, связанный с отказом от вредных привычк
г) Жизненная поиция, при которой активность индивида выражается в систематическом
занятии физическими упражнениями
9. Спортивное соперничество НЕ включает в себя:
а) Борьбучеловека с самим собой
б) Борьбу человека с природойв) Борьбу между людьми
+г) Борьбу без правил
10. Социокультурный смысл спортивного соревнования заключается в следующем:
+а) Социальная оценка результатов спортсмена на основе сравнения с неким стандартом
б) Получение высоких результатов «любой ценой»
в) Победа в честном поединке
г) Обеспечение массовости спортивного движения
11. Какое понятие характеризует авжнейшие параметры спортивной деятельности, основные
принципы организации игрового соперничества?
а) Виды спорта
+б) Модель спорта
в) Идеология спорта
г) Философия спорта
12. Какой элемент спортивной культуры включает в себя отношение человека к спорту?
а) Интегративно-познавательный
б) Ценностоно-деятельностный
в) Деятельностно-организующий
+г) Ценносто-ориентационный
13. Наличие полярных ценностей в спорте описывается термином:
а) Биполярность
б) Дуализм
+в) Амбивалентность
г) Релятивизм14. Какие предпосылки определили развитие физической культуры и спорта в
индустриальном обществе?
+а) Индустриализация
б) Смена господствующего класса
в) Развитие массового сознания
г) Укрепление демократии
15. Физическая культура – это:
а) Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических
упражнений в рамках соревновательной деятельности
б) Специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта
+в) Совокупность общественных идей ( целей, форм, мероприятий), существенных для
физического совершенствования человека
г) Совокупность социально приобретенных навыков поддержания хорошей физической
формы.
16. Социальный институт – это:
а) Совокупность общественных отношений, характерных для данного общества
б) Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов в области
социологии
в) Организация, выполняющая функцию социальной защиты населения
+г) Совокупность норм, предписанийи требований, посредством которых общество
регулирует деятельность людей в важных сферах общественной жизни
17. Физическая культура и спорт приобретают в России черты социального института:
+а) В конце 20-х годов XX столетия
б) В 30-е годы ХХ столетия
в) В 40-е годы ХХ столетия
г) в 50-е годы ХХ столетия
18. Какие из ниже перечисленных черт НЕ характеризуют спорт как социальный институт?а) Выполнение четко определенных социальных функций
+б) Наличие общекультурных ценностей
в) Наличие развитой инфрвструктуры и материальной базы
г) Активная подготовка профессиональных кадров
19. Первым этапом превращения спорта в самостоятельную отрасль социальной жизни
является:
а) Формирование общих целей
б) Практическое применение, установление системы санкций для поддержания норм и
правил
+в) Возникновение потребности, удовлетворение которых требует совместных
организованных действий
г) Появление социальных норм и правил, возникающих входе стихийного социального
взаимодействия
20. Какая структурная единица входит в состав большого спорта?
+а) Коммерческий (профессиональный) спорт
б) Кондиционный
в) Профессионально-прикладной
г) Адаптивный

Источник

Курс лекций по физической культуре
Н. Е. Ветков, 2015

В пособии рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры и спорта. Теоретический материал изложен как формирующий мировоззренческую и научно-практическую основу знаний о физической культуре и спорте. Пособие отражает значительную потребность общества к вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья. Данное пособие соответствует учебной программе «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено преподавателям физической культуры и спорта, а также студентам всех специальностей для изучения теоретических основ физической культуры.

Читайте также:  Идеи для бизнеса астрология

Оглавление

  • Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс лекций по физической культуре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2015

© Н. Е. Ветков, 2015

Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

1. Физическая культура и спорт — составляющие общей культуры общества

2. Общие понятия теории физической культуры

3. Физическая культура личности

4. Ценности физической культуры

5. Физическая культура студентов

1. Физическая культура и спорт — составляющие общей культуры общества

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей, При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развития общества весьма многообразно, Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию — воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности Важнейший мотив этого стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.

Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазон максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека.

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния — функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В. К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической куль туры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни — с другой стороны.

По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности нашего общества физическая культура и спорт являются важными средствами обогащения русской культуры. В наши дни физическая культура и спорт пользуются огромной популярностью. Сообщения о спортивных рекордах и результатах крупнейших международных спортивных соревнований облетают весь мир молниеносно. Мировая пресса прибегает к самым громким эпитетам при характеристике физической культуры и спорта: «Спорт-феномен XX века», «Физическая культура — неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт — зеркало общественной жизни» и т. п.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, Медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук о спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются качество организации, систематичность, соответствие целям физической под готовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.

2. Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы.

Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют всей потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

Физические упражнения — движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Читайте также:  Идея для бизнеса слепки

Физическая и функциональная подготовленность — результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность — осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность — является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

3. Физическая культура личности

Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)

МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания:

Теоретические — охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Методические — обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»

Практические — дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие.

Знания — необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся с о знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

Убеждения — определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребность физической культуры — главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей — отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).

На основе потребностей ФК возникает система мотивов:

• достичь физического совершенствования;

• дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

• долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы;

• соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов;

• подражания, стремления быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в о время занятий;

• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

• процессуальный при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

• игровой, выступающий средством развлечения, отдыха, снятия нервного напряжения;

• комфортности, определяющий желания заниматься физическими упражнениями в благоприятных комфортных условиях.

Интересы — побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный — человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).

Познавательный — связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).

Поведенческий — отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.

Интересы — возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

• удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

• результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результатов и др.);

• перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения — задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.

Активно — положительное — ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Пассивно-положительное — расплывчатые мотивы, неясность и неконкретность целей, аморфность и неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Индифферентное — безразличие и безучастность, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.

Пассивно-отрицательное — связано со скрытым негативизмом к ФК.

Активно-отрицательное — проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиями физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеет никакой ценности.

Волевые усилия — регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.

На основе критериев определяется ряд уровней проявления физической культуры личности:

Предноминальный уровень — у студентов отсутствует потребность в жизнедеятельной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу вне учебной деятельности отвергают.

Номинальный уровень — характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Знания ограничены, бессистемны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. В послевузовском периоде такие студенты не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

Потенциальный уровень — осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнить разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень — присущ студентам, убежденным в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза они проявляют инициативу самостоятельности во многих сферах жизнедеятельности.

4. Ценности физической культуры

В физической культуре можно выделить две основные ценности: — общественную (общенародную); — личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал, физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе с тем это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с другими областями человеческого знания и с общей культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком прошлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.

Читайте также:  Правила для открытия своего дела

Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, или иных регионах.

Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и ее социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке, при участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.

5. Физическая культура студентов

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уро-вень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности.

Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям.

Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т. е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью.

Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду.

Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты.

Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

• всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

• овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

• овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

• обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

• освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

1. Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру.

2. Компоненты физической культуры:

3. Структура физической культуры личности.

4. Операциональный компонент физической культуры личности.

5. Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности.

6. Практико-деятельностный компонент физической культуры личности.

7. Система мотивов в области компонент физической культуры личности.

8. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

9. Уровни проявления компонент физической культуры личности.

Источник

Оцените статью