- Слои (К3)
- Содержание
- Просмотр характеристик слоев сцены и смена текущего слоя
- Создание и редактирование слоев. Еще одна возможность поменять текущий слой
- Фирма как открыть слои
- Архитектура и домены
- Архитектура. За пределами Archimate & TOGAF
- Выбор (отбор) слоев архитектуры на примере проектирования стратегии
Слои (К3)
В программах К3 каждую сцену можно разбить на слои. При работе с несколькими слоями сцену можно образно сравнить с наложенными друг на друга прозрачными кальками. Каждый из объектов сцены «лежит» на определённом слое-«кальке». Это бывает часто нужно при создании сложных сцен, когда возникает необходимость выбора одного или нескольких объектов для дальнейшего редактирования или удаления.
Каждый слой имеет уникальное имя и ассоциирован с цветом и типом линии. Например, можно создать отдельный слой с именем Оси для размещения осевых линий, назначить ему красный цвет и штрих пунктирный тип линии. Впоследствии, если потребуется построить осевую линию, можно переключиться на этот слой и начать рисование. Для других объектов, соответственно, взять другие слои и выбрать им другой цвет и тип линий.
В любой сцене К3 всегда присутствует, подобно системе координат, по крайней мере, один слой: с именем «0«, который нельзя удалить, и по умолчанию являющийся текущим. Текущим будем называть слой, на котором будем создавать новые объекты. По мере создания чертежа вы можете вводить новые слои, удалять и переименовывать существующие, менять их свойства, делать текущим любой из введенных слоев. Максимальное количество слоев в сцене — 255. Любой слой может быть выключен, что позволяет успешнее работать с нужными объектами, не удаляя, а делая невидимыми, ряд второстепенных в данный момент объектов. Любой слой может быть заблокирован, что позволяет уберечь находящиеся на нём объекты сцены от нежелательных изменений. Таким образом, послойная организация изображения существенно упрощает управление объектами сцены.
Со слоями можно работать в разной последовательности:
- Можно сначала нарисовать все объекты сцены. Напомним, все они будут лежать на Слое 0, который всегда присутствует в системе и, по умолчанию, является текущим. Затем создать новые слои и распределить по ним объекты;
- Можно сначала создать слои. Затем по очереди делать их текущими и на каждом рисовать нужные вам объекты.
В зависимости от размера сцены и решаемых задач используйте ту схему работы, которая вам кажется наиболее удобной.
Основным инструментом работы со слоями является кнопка-пиктограмма на панели Общие команды сцены. Щелчок по этой пиктограмме левой кнопкой мыши открывает карточку, в которой вы можете поменять текущий слой, а также увидеть список всех слоев системы и их состояние на предмет видимости и блокирования от редактирования. Щелчок правой кнопкой мыши открывает диалоговое окно, в котором вы можете создавать слои и редактировать их. Для работы со слоями также есть команда Объекты/Отображение/Слой, которая позволяет переносить объекты с одного слоя на другой.
Разберем выше приведенные команды работы со слоями более подробно.
Содержание
Просмотр характеристик слоев сцены и смена текущего слоя
– Пиктограмма: левой кнопкой мыши – Синтаксис: layers set
Для просмотра списка слоёв сцены и их характеристик щёлкните левой кнопкой мыши на кнопке панели Общие команды сцены. Появится диалоговая карточка Состояние слоёв:
В данной карточке вы можете назначить новый текущий слой, включить/погасить слои (то есть, сделать видимыми или невидимыми), а также сделать их недоступными для редактирования (или, наоборот, разрешить редактирование). Данную карточку нельзя использовать для создания нового слоя.
Чтобы назначить текущий слой, надо переместить указатель на строку с именем того слоя, который хотите сделать текущим, а затем левой кнопкой щёлкнуть по названию слоя либо по рисунку из трёх квадратов в левой колонке. Слой станет активным, а карточка закроется. Можно также проставить галочку напротив будущего текущего слоя в столбце Тек. Слой станет текущим, но карточка не закроется, и вы можете продолжить работу в ней.
Погашенный слой нельзя назначить текущим. |
Чтобы включить/погасить слой, нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши по пиктограмме-«лампочке». Жёлтый цвет лампочки («горящий») означает, что слой на экране видимый, белый цвет («выключенный») — что все объекты, принадлежащие к этому слою, на экране не отображены.
Чтобы защитить слой от редактирования (или разрешить его редактировать), нужно левой кнопкой мыши щёлкнуть по пиктограмме-«замке». «Открытый замок» — редактирование разрешено, «закрытый» — запрещено.
На заблокированном слое нельзя удалять или редактировать элементы. Новые элементы создавать можно. |
Создание и редактирование слоев. Еще одна возможность поменять текущий слой
– Пиктограмма: правой кнопкой мыши – Синтаксис: layers
Для создания новых слоев и редактирования уже существующих щёлкните правой кнопкой мыши на кнопке панели Общие команды сцены. Появится диалоговая карточка Редактирование слоёв:
Источник
Фирма как открыть слои
Архитектура организации (еще используются термины Enterprise Architecture или корпоративная архитектура) — это область знаний об организованности (составе, связях и отношениях) отдельных элементов предприятия, причем элементов самой разной природы: систем, процессов, людей, инфраструктуры, данных, целей, задач, требований и т.д. (См. также определения в ISO/IEC/IEEE 42010:2011 и Crawley 2016).
Рисунок 1. Архитектура организации
Как видно из определения и рисунка 1, речь идет об элементах разной природы:
- Это могут быть элементы активной природы, как например, подразделения, группы, ИТ-системы, базы данных, станки, конвейеры, офисы, склады. Все эти виды элементов наделены свойством «иметь поведение» или «иметь функцию». Активные элементы обычно образуют структуру рассматриваемой системы, а потому часто именуются структурными.
- Это могут быть элементы поведенческой природы, как например, действия и функции участников системы (людей, отделов, смежных бизнесов), которые должны совершать свою деятельность в определенных последовательностях (например, в виде процессов).
- Это могут быть элементы пассивной природы, как например, документы, объекты данных, цифровые двойники (тени) реальности. Примеры пассивных элементов: продукт, заказ, наряд, счет, договор, график, адрес, накладная.
Среди элементов архитектуры выделяют также такие типы, как элементы мотивации и целеполагания: цели деятельности, принципы деятельности, метрики и KPI, правовые нормы, требования и ограничения, драйверы рынка и интересы отдельных стейкхолдеров.
Выделение активных и пассивных типов элементов даётся, как правило легко, так как они явно существуют в реальности в виде физических или материальных объектов. А вот элементы поведенческого и мотивационного типа выделять весьма сложно, так как они являются лишь ментальными образами неких процессов или явлений реальности, постигаемых лишь когнитивно, то есть они требуют определенной обученности индивида мыслить тонко, четко, конкретно и стабильно. Например, такой тип элементов, как «требование» или «ограничение», зачастую имеет множество трактовок и интерпретаций даже если требования сформулированы, казалось бы, четко: два аналитика по-разному будут понимать одно и то же суждение или высказывание, даже если оно сформулировано тщательно и записано на бумаге.
Все разнообразие типов элементов и их взаимосвязей образует язык, примером такого языке в архитектуре является ArchiMate®. Методические основы использования языка могут быть почерпнуты в TOGAF®. TOGAF поясняет контекст использования архитектурного языка и вводит базовые типы языка (см рисунок 2).
Рисунок 2. Типы архитектурных элементов в методологии TOGAF
ArchiMate® расширяет базовый состав типов из TOGAF, что позволяет поддержать моделирование всех нюансов организованности предприятия, в том числе выполнять сопряжение архитектурных моделей с ранее утвердившимися подходами к моделированию, как то:
- с процессными нотациями, например, BPMN или IDEF;
- с дата-центрическими нотациями и языками, как например, ERD или UML.
В дальнейшем изложении и примерах данной статьи используется именно расширенный состав типов арх.элементов, заимствованный из ArchiMate 3.1. Общее количество предлагаемых для моделирования типов в Архимейт на декабрь 2020 года – более 50.
Приведем примеры элементов разных типов:
- Элементы типа «Драйвер»: Импортозамещение, Цифровизация, COVID-19.
- Элементы типа «Информационная Система»: СRM, ЭДО, Exchange, Кадры, Склад, Портал.
- Элементы типа «ИТ-сервис»: «Предоставление списка неоплаченных штрафов», «Предоставление списка граждан по адресу регистрации», «Проверка наличия и статуса записи в системе ЗАГС».
- Элементы типа «Подразделение»: «Отдел финансовой отчетности»; «Отдел продаж», «Отдел дистанционного обслуживания», «Департамент маркетинга», «Группа инженеров ПОС».
Стоит обратить внимание на то, что ArchiMate предлагает механизмы саморасширения (добавления изначально не предусмотренных типов) языка и в нашей практике есть немало примеров использования этой возможности.
Совокупность всех элементов одного типа обычно называют в математике множеством. В жизни в применении к элементам архитектуры обычно применяют другие названия: каталог элементов, реестр элементов, слой элементов. Чаще всего разница в названии не означает ничего, кроме определенного контекста, в котором разворачивается дискуссия о рассматриваемом множестве, но некоторые авторы и спикеры вкладывают в перечисленные синонимы определённый смысл:
- Каталог – отношение к множеству, подчеркивающее его однородный характер, то есть каждый элемент множества специфицируется одним и тем же набором атрибутов.
- Реестр — отношение к множеству, подчеркивающее, что каждый элемент множества выделен не случайно и определенно точно, имеет свой идентификатор и даже паспорт.
- Слой – отношение к множеству, подчеркивающее его роль в системе других множеств.
Поскольку мы рассматриваем множества архитектурных элементов, как часть системы под названием «Организация» или «Предприятие», или «Корпорация», то часто используется слово СЛОЙ, подчеркивающее наличие в организации других множеств (то есть других слоёв).
Слои, которые используются наиболее часто, перечислены на рисунке 4 справа.
Рисунок 4. Наиболее часто используемые слои архитектуры
В каждый слой входят десятки, возможно, сотни элементов. Благодаря группировке элементов в слои и связыванию элементов друг с другом и между слоями (то есть между множествами, как в двудольном графе) мы получаем возможность управлять сложностью организации (сложностью ее организованности) – см рисунок 5.
Рисунок 5. Управление организацией с помощью архитектурных слоев и связи их элементов
Управляемость организации (предприятия, корпорации) достигается за счет следующих обязанностей группы управления архитектурой:
- поддержание целостности каждого слоя (поддержание полноты множества),
- назначения владельца слоя,
- паспортизации элементов слоя (то есть представление слоя в виде реестра элементов),
- паспортизации каждой связи внутри слоя и с элементами других слоев.
Использование слова СЛОЙ (по-английски layer) не следует путать со словом уровень (по-английски level). Слои хотя и зависят друг от друга разными типами зависимости, тем не менее сложно применять к ним понятие «выше-ниже», что, как правило, подразумевается в слове УРОВЕНЬ.
Откуда аналитики и архитекторы берут элементы для каждого слоя?
- Во-первых, это стандартный результат работы профессионального аналитика – умение выделять из реальности стабильные элементы реальности (см. концентроид Рудда).
- Во-вторых, используются (особенно на стадии зарождения архитектурной практики) референсные модели (например, APQC, TM FORUM).
- В-третьих, зрелая организация, функционирующая на протяжении многих лет, уже, как правило, имеет набор элементов для управления и развития.
Обращаю внимание, что в отдельных случаях, как например, при трансформации предприятия, просто описать существующие слои и их элементы бывает недостаточно, так как качество, с которым выделяются элементы множества (элементы слоя) может быть весьма разным. В таком случае обязательно следует использовать референсные модели: они обеспечивают переход к новому набору управляемых элементов, как за счет нормализации состава этих элементов, так и путем их рефакторинга.
Выделенные таким образом элементы становятся объектами развития или трансформации в рамках операционных или стратегических инициатив организации.
Архитектура и домены
Итак, архитектурный подход даёт нам готовый набор типов строительных элементов, с помощью которых мы можем описать текущее или будущее состоянии организации. Строительные элементы одного типа образуют слой. Количество типов строительных элементов архитектуры — более 50, а значит более 50 слоев возможно выделить и описать с целью анализа текущего состояния или проектирования/создания нужной организованности в будущем.
50+ слоев для удобства мы объединяем в 7 доменов:
- домен стратегии, имплементации и миграции;
- домен мотивации;
- домен бизнес-деятельности;
- домен ИТ-приложений;
- домен данных;
- домен ИТ-инфраструктуры (технологий);
- домен физической инфраструктуры.
Архимейт и ТОГАФ могут группировать слои в домены несколько по-разному. Не стоит придавать этому большого значения, так как домены – это всего лишь группировки, служащие целям методичности в подаче материала. Однако могут быть и другие цели группирования:
- для снижения сложности создаваемых моделей
- для фокусировки внимания аналитиков на определенных группах слоёв.
- для удобства в разделении ответственности за домены между различными группами аналитиков и архитекторов.
Еще одним критерием группировки слоев в домены является связность элеменотов внутри домена. Внутри домена связность, как правило, высокая и строгая. Связность элементов домена с элементами других доменов заметно ниже. В своей практике мы чаще всего используем такую нарезку доменов – см. горизонтальные полоски на рисунок 6.
Рисунок 6. Рекомендуемый состав доменов
Некоторые домены на рисунке 6 содержат как бы субдомены. Этому не стоит придавать сакрального смысла. Три домена на рисунке: Business, IT, Physical – имеют общий принцип их выделения в качестве домена, а именно: в каждом домене есть слой активных элементов, слой поведенческих элементов, слой пассивных элементов. Активные, поведенческие и пассивные элементы изображены вертикальными полосками для красоты и некоторые эксперты могут называть их аспектами. Это не меняет сути, заложенной в идею множества элементов, а лишь подчеркивает способ локализации элементов множества.
Для примера: в домене Business активным типом элементов выступает подразделение (business unit); с подразделениями связаны два типа поведенческих элементов: функции и процессы; пассивными типами элементов в слое бизнеса являются документы и информация. В домене IT активным типом элемента выступает Информационная Система; поведенческим – функция информационной системы; пассивным – объект данных. Домен Мотивации в данном примере представлен таким типом элементов, как Цель. В этом примере и его частичной иллюстрации на рисунке справа подчеркивается взаимосвязь элементов друг с другом, причем взаимосвязи могут быть как между элементами внутри слоя (функции с функциями, подразделения с подразделениями), так и взаимосвязи между элементами разных слоев: процессы с информационными системами, системы с функциями, функции с объектами данных.
Приведем примеры типов элементов для отдельных доменов. Каждый тип будет образовывать слой элементов данного типа. Совокупность всех типов может быть представлена некой картой типов. Такая карта типов обычно фиксируется в положении о моделировании, где каждому типу даётся определение, назначение, спецификация, правила его использования в моделях. Для целей иллюстрации элементов и их связей могут использоваться графические символы, цветовая раскраска и пиктограммы. Мы придерживаемся следующей палитры цветов: активные элементы – бирюзовые, поведенческие – желтые, пассивные – зеленые. Такая раскраска обеспечивает быстрое считывание сложных диаграмм.
Типы элементов, образующие слои в домене мотивации (выборочно):
Типы элементов, образующие слой бизнеса (выборочно):
Типы элементов, образующие слой IT (выборочно):
Ввиду сложности каждого домена у него может быть своя архитектура: архитектура бизнес-деятельности, архитектура ИТ, архитектура данных, физическая архитектура. Таким образом, корпоративная архитектура состоит из других архитектур. Немного сложно, но если система состоит из других систем, то стало быть и архитектура может состоять из других архитектур.
Архитектура. За пределами Archimate & TOGAF
TOGAF и Archimate – методологии, выросшие из практики ИТ-архитектур, имеющие целью моделирование ИТ-насыщенных компаний. Однако многослойность, как свойство архитектурных моделей, распространяется на системы любой сложности, как например, корпорации, города или государства, или экосистемы.
Например, город — это большая сложная многослойная система (см. рисунок 7):
- Вот слой подземных линий метрополитена.
- Вот слой подземных теплотрасс.
- Вот слой подземных линий связи.
- Вот слой наземных дорог.
- Вот слой городской жилой застройки. В него «вплетается» слой культурных учреждений для развлечения.
Количество выделяемых слоёв зависит от целей моделирования, которые в свою очередь определяются запросами или интересами стейхолдеров. В городе такими стейкхолдерами являются горожане (обитатели города): если есть запрос на здоровый образ жизни, то будет создаваться слой спортзалов и беговых дорожек. Если есть запрос на развлечения – будет развиваться слой театров, кино, музеев и ресторанов.
Рисунок 7. Архитектура городской среды.
Зависимость и взаимосвязи элементов городской среды очевидны. Планирование подземных коммуникаций должно соотноситься с деятельностью подземного водопровода. Наземные сооружения должны учитывать сеть дорог. Сеть дорог должна вести к местам скопления граждан. Плотность кинотеатров должна соответствовать потребности в развлечениях и географии расселения горожан. Городские парки можно разбить только на обширных пустырях и вдали от объектов тяжелых производств.
Вывод: расслоив предприятие или город, мы можем эффективно выполнять задачи по реинжинирингу и трансформации деятельности или инфраструктуры для целей ее приспособления к новым реалиям жизни или к новым технологическим достижениям, внедрение которых неизбежно в силу общего научно-технического прогресса. Источником изменений в архитектуре служат и «тектонические сдвиги» в слоях архитектуры, то есть кардинальные изменения в одном из слоев, вызванные технологией, запросом или необходимостью, неизбежно повлияют на изменения в других слоях, как бы этого не хотелось. Хотим ли мы предсказать и учесть эти изменения или оставить их на авось – это уже дело управленца, но архитектор умеет как минимум, выявлять эти изменения, их объем и характер, а толковый архитектор может их еще и объяснить.
Выбор (отбор) слоев архитектуры на примере проектирования стратегии
Архитектурный подход — это вопрос инженерной культуры в проектировании изменений или трансформаций. Для любого изменения, если мы хотим реализовать его, у нас должно быть четкое понимание этого изменения: что, куда, когда и зачем. Архитектура позволяет получить план, охватывающий все слои, подверженные изменению. Когда мы описали два состояния в одинаковой архитектурной манере (текущее и будущее), мы можем непротиворечиво и весьма детально описать переход между ними. Две архитектуры (текущая и будущая), а также формальное описание перехода между ними составляет минимальный объем стратегии.
В зависимости от планируемого изменения не все 50+ слоев могут понадобиться. Зачастую изменение проходит внутри 2-3 слоёв одного домена, как например, при разработке в ИТ-приложении новой функции или микросервиса. Но разработка 20 функций в одном или группе ИТ-приложений скорее всего повлияет на изменения в бизнес-домене: изменятся функции подразделений и их информационные потоки.
Рассмотрим необходимый и достаточный набор слоев архитектуры для проектирования стратегии органа исполнительной власти сверху вниз (от идеи о деятельности или новых целей деятельности к воплощению самой деятельности). Итак, что должно быть идентифицировано, осознано, взаимоувязано и спроектировано:
- слой драйверов (например, импортозамещение, цифровизация);
- слой стратегических ориентиров (ориентиры “бизнес”-смысла, а не следование технологическим трендам), например, снижение социального неравенства, повышение мобильности населения, предоставление равных возможностей, развитие малого бизнеса;
- слой целей, направленных на достижение ориентиров, например, ускорение деловых операций до секунд, массовая кастомизация гос.услуг (когда количество микросегментов = количество граждан);
- слой метрик, характеризующих цели;
- слой ограничений (правовых, финансовых, экономических, геополитических);
- слой организационных единиц, ответственных за достижение целей;
- слой функций и процессов, выполняемых подразделениями для достижения поставленных целей;
- слой функций информационных систем (микросервисы), которые поддержат функции чиновников и процессы министерства;
- слой информации, которая циркулирует в процессах;
- слой информационных систем, где информация будет циркулировать и целостно накапливаться для принятия решений, аналитики, прогнозирования.
В каждом слое отбираются те элементы, которые попадают в стратегический фокус трансформации. Креативная роль в отборе таких элементов отводится аналитикам и архитекторам, проектирующим трансформацию, руководителям трансформации и первым лицам организации, отвечающим за ту деятельность, которой организация управляет (например, транспортировка грузов). Стратегический фокус трансформации (как в части ее проектирования, так и в части ее реализации) может также задаваться некими границами или коридором реализации, состоящем из таких типов элементов, как драйверы, ориентиры, цели и ограничения.
Таким образом, при решении задач, связанных с изменением или трансформацией с использованием методов архитектуры, потребуется совершить два выбора:
- какие слои отобрать как релевантные для задачи
- какие элементы в каждом слое будут находиться в фокусе изменения-трансформации.
Между отобранными элементами нужно установить нужные взаимосвязи. Конечно, это связи лишь «на бумаге», на самом деле — это запланированные отношения влияния элементов друг на друга: это отношения целеполагания, специфицирования, поддержки, триггеринга, наследования, потока и т.д. Именно проектирование, установление и поддержание этих отношений позволяет системе проявить те её эмерджентные свойства, которых исходно не существовало у отдельных элементов системы.
Вывод: архитектурный подход — это подход, основанный на инженерных решениях касательно того, из чего будет слагаться будущая система, как и почему именно так будут взаимодействовать ее элементы, за счет чего будут проявляться эмерджентные свойства системы и сможет ли организация управлять их проявлением.
Источник