Финансовый механизм привлечения иностранных инвестиций

Финансовый механизм привлечения иностранных инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Читайте также:  Графики всех бирж криптовалют

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Читайте также:  Вывод денег через бинанс

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

Источник

Механизм привлечения иностранных инвестиций

В мировой системе хозяйствования иностранные инвестиции выступают важным экономическим рычагом и вызывают необходимость излома национальных перегородок и интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной экономики.

Факторы, которые формируют механизм привлечения иностранных инвестиций, не то постоянным и неизменным. Они формируются в зависимости от многих факторов.

Важным элементом механизма привлечения иностранных инвестиций является введение системы льготного налогообложения.

Система налоговых и таможенных льгот содержит: «налоговые каникулы», скидки ставок налогообложения при реинвестициях полученной прибыли или инвестициях в определенные регионы и отрасли, защита от двойного налогообложения, освобождение или снижение таможенных пошлин на импорт новейших машин и оборудования, технологий, ноу-хау, экспорта продукции собственного производства для покрытия валютных затрат и т.д.

Читайте также:  День рождения биткоина дата

Вторым элементом, способствующим привлечению иностранных инвестиций, является формирование и развитие специальных экономических зон.

Специальные экономические зоны предусматривают еще большую систему налоговых и таможенных льгот, упрощение административных процедур и т.п.

Третьим элементом можно считать совершенствование финансового механизма.

Финансовый механизм охватывает: укрепление позиций национальной валюты, ее конвертируемость; возможность для предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, без труда конвертировать полученные доходы; пользование банковской системой страны; предоставление государственных кредитов для инвестиционных проектов в приоритетные сферы.

Особое внимание необходимо уделить информационному обеспечению привлечения иностранных инвестиций как наиболее слабом звене в действующем механизме регулирования этого процесса. Информационное обеспечение и центры помощи иностранным бизнесменам должны информировать инвесторов о различные проекты и условия их осуществления за рубежом, систему налогообложения, административно-правовые процедуры хозяйственной деятельности и т.п . (Корбунов, 1993).

Создание эффективной системы привлечения иностранных инвестиций требует прежде всего формирование качественной законодательной базы. Наличие противоречий и неопределенность ряда важных вопросов законодательства обуславливает необходимость внесения изменений в Закон Украины «О собственности» и «Земельного кодекса Украины» относительно определения имущественных прав иностранных инвесторов. Нужны уточнения на государственно-правовом уровне ряда вопросов о концессии. Требует более тщательного обоснования система валютного регулирования.

Существенное значение в механизме привлечения инвестиций принадлежит созданию единой целостной системы государственного управления инвестиционными процессами, которая бы охватывала соответствующие структуры по работе с иностранными инвестициями, механизмы реализации государственной политики привлечения капитала, координации деятельности с международными организациями, проведение экспертиз важнейших проектов и их конкурсный отбор.

Функционирование экономико-организационного блока механизма привлечения инвестиций возможно только в совокупности с эффективным механизмом государственных гарантий и системой законодательного, нормативного, информационного обеспечения организации системы страхования и перестрахования иностранных инвестиций, содействие развитию банківсько-кредитной системы.

Целесообразной является поддержка инвестиционных проектов, которые направлены на развитие частного сектора (в первую очередь малых и средних предприятий), которые должны получить доступ к инвестиционных кредитов, создание контрактных бирж.

Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации имущества государственных предприятий при согласовании с Фондом государственного имущества. Иностранный капитал в процессе приватизации необходим, в первую очередь, в тех сферах экономики, активизация наращивания производственного потенциала в которых позволяет вывести страну из кризиса, снять социальную напряженность в обществе и преодолеть зависимость Украины от импорта.

Одним из важных аспектов разработки механизма иностранного инвестирования является осуществление гибкой и эффективной региональной инвестиционной политики. Экономическая разобщенность, обострение дезинтеграционных процессов в народном хозяйстве требуют урегулирования межрегиональных отношений.

Важной составляющей механизма привлечения иностранных инвестиций в регионы страны является развита инвестиционная инфраструктура.

Кроме коммерческих банков и инвестиционных фондов, она должна также охватывать негосударственные пенсионные фонды, коммерческие страховые общества, консорциумы негосударственных инвесторов, ипотечные банки.

Существенная роль в механизме привлечения инвестиций отведена целевым инвестиционным программам. Экономическое обеспечение реализации региональных инвестиционных программ в основном осуществляется путем улучшения финансового механизма привлечения инвестиций.

Важным элементом улучшения качества инвестиционного климата Украины должна стать региональная инвестиционная политика, суть которой можно раскрыть через ее двоаспектну характеристику. С одной стороны, исходя из общегосударственных интересов, должна осуществляться четко отработана в законодательном плане практическая деятельность государства во всех регионах Украины, а с другой, — каждый регион имеет право проводить политику привлечения иностранных инвестиций с учетом своих внутренних интересов, исходя из необходимости реализации тех или иных местных целей и задач, наличия соответствующих региональных ресурсов. Оптимальное сочетание этих двух составляющих и представляет собой региональную инвестиционную политику.

В основу механизма реализации региональной инвестиционной политики заложено экономико-организационный блок, который базируется на обоснованной концептуальной основе и стратегии привлечения иностранных инвестиций: системе льгот в налогообложении; определении приоритетных направлений использования иностранных инвестиций; расширении возможностей участия иностранных инвесторов в процессах приватизации и создания совместных предприятий.

Источник

Оцените статью