Финансовые методы стимулирования инвестиций

Финансовые методы стимулирования инвестиционной деятельности

Финансовые методы это специфические способы стимулирования привлечения инвестиций. Методы привлечения инвестиций подразделяют на две группы:

— субсидии из бюджетов различных уровней;

— бюджетные кредиты и займы на льготных условиях;

— гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей;

— система государственных закупок;

2) нефинансовые или инструменты организации и функционирования:

— институты совершенствования инвестиционного климата (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям);

— особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ);

— государственно-частное партнерство (ГЧП);

Таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Правительство РФ предпринимает действенные шаги по совершенствованию таможенного администрирования. Потому что эффективность таможенной политики оказывает существенное влияние на оценку условий ведения бизнеса и, кроме того, сложившийся таможенный режим играет

одну из ключевых ролей для инвесторов. Сейчас приоритетным направлением по-прежнему остается создание прозрачной системы и простых для применения нормативных предписаний, некоррупционного характера, сокращение полномочий таможенных органов в части действий по собственному усмотрению, например, когда такие решения могут привести

к затягиванию сроков прохождения таможенного оформления.

Бюджетные инвестиции, субсидии из бюджетов различных уровней, бюджетные кредиты и льготные займы, и предоставление государственных (муниципальных) гарантий инвесторам широко применяются Российской Федерацией в целом, так и в различных субъектах Российской Федерации.

В таблице приведены данные по финансированию из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2006—2013 гг. (рис.3)

рис.3 Финансирование из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы

(ФАИП), млрд руб.

Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным феде-

ральным целевым программам (ФЦП) приведен на рис.4.

рис.4 Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным ФЦП в 2011 г., млрд руб.

Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Подобные мероприятия позволяют сформировать условия и стимулы для перехода к эффективному использованию финансовой помощи. Таким образом, разрабатываются ком-

плексные территориально-отраслевые инвестиционные программы, направленные на повышение качества инвестиционной политики и развитие всей российской экономики.

В последние годы повышается значимость в экономике государства наукоемкого производства, требующего значительных капиталовложений. Данному производству характерен длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики. В этой связи важную роль играют

уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга. Как правило, основная часть выделяемых таким образом средств приходится на сферы, которые нуждаются в специальной поддержке государства (табл. 5)

Читайте также:  Как заняться инвестициями ipo

рис.5 Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей, %

Рассмотрим другой финансовый метод — государственные закупки. Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. Т.е. речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании. Вторую группу методов составляют нефинансовые методы или методы, связанные с организацией процесса, обеспечением необходимыми факторами производства, информацией и службами управления, вплоть до развития транспорта, связи и других коммуникаций и эффективным функционированием инвестора. Институты совершенствования инвестиционного климата. В 2011 г. был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — 100% дочерняя организация Внешэкономбанка, инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Зарезервированный капитал фонда — 10 миллиардов долларов. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также

ведущими отраслевыми компаниями.

В 2010 г. был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена.

Агентство стратегических инициатив было создано в мае 2011 г. для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: ≪Новый бизнес≫, ≪Молодые профессионалы≫, ≪Социальные проекты≫. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнессреды, который в настоящее время внедряется субъектами РФ.

Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) было создано в 2011 г. для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги).

Отдельно стоит выделить систему информационно-аналитических центров, осуществляющих мониторинг и регулирование инвестиционных процессов в регионе. Специфика деятельностицентров может заключаться в сборе и анализе статистической информации, осуществлении образовательной деятельности, взаимодействии с кредитной системой и производственными

предприятиями, с потенциальными инвесторами и т.д.

Следующим инструментом является государственно-частное партнерство (ГЧП). Этот инструмент широко применяется во всем мире, о чем свидетельствуют рис. 6 и 7.

рис.6 ГЧП-проекты по странам в 1990—2011 гг.

рис.7 Тор-6 стран по реализованным ГЧП-проектам в 2011 г.

Как правило, термин ГЧП определяется как договоренность, в рамках которой частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления. Предметом же государственно-частного партнерства является широкий круг проектов социальной и экономической инфраструктуры. В связи с особой значимостью ГЧП в настоящее время и для России представляется целесообразным рассмотреть данную форму более подробно.

Читайте также:  Тамара теплова инвестиции pdf

Источник

Финансовые методы стимулирования инвестиционной деятельности

Под финансовыми методами стимулирования инвестиционной деятельности следует понимать специфические способы стимулирования привлечения инвестиций.

Как правило, методы привлечения инвестиций подразделяют на две большие группы:

— субсидии из бюджетов различных уровней,

— бюджетные кредиты и займы на льготных условиях,

— гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей,

— система государственных закупок;

2) нефинансовые или инструменты организации и функционирования:

— институты совершенствования инвестиционного климата (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям),

— особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ),

— государственно-частное партнерство (ГЧП),

Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Подобные мероприятия позволяют сформировать условия и стимулы для перехода к эффективному использованию финансовой помощи. Таким образом, разрабатываются комплексные территориально-отраслевые инвестиционные программы, направленные на повышение качества инвестиционной политики и развитие всей экономики.

В последние годы повышается значимость в экономике государства наукоемкого производства, требующего значительных капиталовложений. Для данного производства характерны длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики. В связи с этим важную роль играют уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга.

Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. То есть речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании.

Отдельно стоит выделить систему информационно-аналитических центров, осуществляющих мониторинг и регулирование инвестиционных процессов в регионе. Специфика деятельности центров может заключаться в сборе и анализе статистической информации, осуществлении образовательной деятельности, взаимодействии с кредитной системой и производственными предприятиями, с потенциальными инвесторами и т.д.

Действенным инструментом, широко применяемым во всем мире, является государственно-частное партнерство (ГЧП). Как правило, термин «государственно-частное партнерство» определяется как договоренность, в рамках которой частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления. Предметом же государственно-частного партнерства является широкий круг проектов социальной и экономической инфраструктуры

Инструментарий государственного налогового регулирования

Согласно мировому опыту, решение проблемы существенного роста инвестиций в развитие экономики регионов невозможно без такого косвенного и эффективного метода государственного управления, как налоги.

Во всех развитых странах налоговая система является одним из самых эффективных и востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В период экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Читайте также:  Доходность российских облигаций 2021

Возрастание стимулирующей роли налогообложения (как одного из проявлений экономической функции налогов) в современных условиях позволяет рассматривать его в качестве основной формы государственного регулирования инвестиционной активности.

Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий.

К налоговым льготам, в частности относятся:

· понижение налоговой ставки;

· налоговые вычеты, учитываемые при исчислении налоговой базы;

· увеличение налогового периода;

· упрощение порядка уплаты налогов (освобождение от авансовых платежей);

· инвестиционные налоговые скидки;

· инвестиционные налоговые кредиты, связанные с реструктуризацией задолженности; специальные налоговые режимы и др.

В соответствии со своей сущностью и назначением льготы могут выступать мощным стимулом развития научно-технического прогресса, проведения мероприятий по охране окружающей среды, расширения производства дефицитной продукции, развития любого бизнеса, создания производственных мощностей в экономически сложных регионах. Большую роль льготы играют в решении социальных проблем (повышение занятости трудоспособного населения, снижение уровня безработицы, снижение уровня уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов).

Налоговые льготы – уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков:
1. Понижение налоговой ставки;
2. Налоговые вычеты или налоговый кредит, учитываемые при исчислении налоговой базы;
3. Увеличение налогового периода;
4. Упрощение порядка уплаты налогов (освобождение от авансовых платежей);
5. Инвестиционные налоговые скидки;
6. Инвестиционные налоговые кредиты, связанные с реструктуризацией задолженности; специальные налоговые режимы и др.

Рис. 4.2. Налоговые льготы

Вместе с тем, льготы являются самым нестабильным элементом налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Налоговые льготы, уменьшая налоговое бремя у хозяйствующих субъектов, уменьшают сумму налоговых платежей и, в конечном счете, приводят к реальным потерям доходной части бюджета. Вместе с тем, они выступают мощным стимулом налоговой конкуренции между отдельными регионами.

Эффективность применения того или иного метода стимулирования зависит, прежде всего, от условий финансовой поддержки государством. Но существенны и настрой налогоплательщиков, их готовность направить дополнительно полученные финансовые ресурсы именно на инвестиционные цели.

Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие экономики регионов с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные методы стимулирования инвестиционной деятельности выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, направленной на стимулирование или сдерживание процессов воспроизводства, его темпов, усиливая или ослабляя накопление капитала, тем самым, увеличивая или уменьшая инвестиционный потенциал региона. Для дальнейшего развития инвестиционного процесса в регионах необходимы соответствующие действия со стороны государства, и в первую очередь в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности.

Источник

Оцените статью