ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Необходимым условием развития современной экономики является высокая инвестиционная активность, в связи с чем важную роль как на макро-, так и на микро- уровне играют иностранные инвестиции.
Инвестиции предполагают дополнительные средства и возможности для основания, развития и поддержания деятельности организации. Так, увеличение количества выпускаемой продукции (услуг), улучшение ее качества, найм высококвалифицированных сотрудников, приобретение инновационных методов производства товаров — это и многое другое, способствует увеличению спроса на продукцию данного производителя, тем самым порождается конкуренция, что позволяет увеличить качество и доступность товара или услуги на рынке.
Также инвестиции позволяют конкурировать не только с отечественной продукцией, но и с импортной, тем самым позволяя стране быть более самодостаточной, что в нынешней мировой ситуации — крайне важно. Амортизационные отчисления и отечественные инвестиции не способны «утолить» инвестиционный голод, сложившийся в России на современном этапе (48,2 % износа основных фондов на 2013 год). Именно это прежде всего обуславливает необходимость привлечения иностранных инвестиций.
Прежде чем рассматривать сложившуюся ситуацию с притоком иностранных инвестиций в России и в мире, необходимо понимать, что представляют собой прямые иностранные инвестиции, а также какими нормативно-правовыми актами они регламентируются.
В Российской Федерации основным законом, регулирующим иностранные инвестиции является Федеральный Закон №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные права и гарантии иностранных инвесторов на инвестиции, получение от них прибыли и дохода, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Согласно определению, данному в законе иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Также в законе определено понятие прямой иностранной инвестиции — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) некоторого оборудования [1].
Прямые иностранные инвестиции играют значимую роль в экономике любого государства – Россия не исключение. На сегодняшний день проблема с привлечением иностранных инвестиций крайне опасна и поиск решения наиболее актуален, поскольку объем прямых иностранных инвестиций в 2014 году в Россию снизился на 70% (до 19 млрд. дол. США), что освещено в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
В качестве возможных причин выхода России из десятки лидеров по привлечению иностранных инвестиций, участники конференции выделяют, прежде всего, экономические санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики.
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации представлен в таблице 1 [2].
Таблица 1.
Объем ПИИ в РФ
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Миллионов долларов | 74 783 | 36 583 | 43 168 | 55 084 | 50 588 | 79 262 |
Действительно, большая часть нефте- газовых инвесторов отказалась либо заморозила свои инвестиционные проекты, в связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире в целом и вокруг России в частности. Однако, рассматривая возможные причины снижения объема инвестиций в Российскую Федерацию, следует учитывать не только негативные события 2014 года, но и положительные – 2013, а именно рост объема иностранных инвестиций, за счет того, что значительная часть иностранных инвестиций была получена за счет сделки «Роснефти» по ТНК-BP, также упадок объема зарубежных инвестиций вызван окончанием масштабных строек и крупных инвестиционных проектов.
По мнению управляющего активами УК «Фонд Магута» Платона Магуты, снижение объема инвестиций в Россию по большей части обусловлено, не только геополитическим фактором, но и негативной макроэкономической конъюнктурой в стране, структурными проблемами, а, главным образом, оттоком капитала из развивающихся рынков. Стабилизация ситуации в лучшем случае может произойти во второй половине 2015, а в худшем в конце 2016 года. Его мнение основывается с учетом инвестиционной активности ожидаемой к 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу в РФ, а так же подачи газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири».
Исходя из этого можно сказать, что на данном этапе инвесторы ожидают стабилизации ситуации на мировой арене с целью снижения рискованности вложения средств в Российскую экономику и максимизации прибыли своих вложений.
В 2011 году исследование, проведенное аудиторской консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг» заключила, что Россия привлекательна для инвесторов перманентно растущим внутренним рынком. В этом исследовании участвовало 205 руководителей международных компаний, 70% которых оценило Россию, как достаточно инвестиционно привлекательную страну, а 30% и вовсе признали ее как очень привлекательную, что является высоким результатом. Также в ходе этого исследования были выделены факторы, благотворно влияющие на инвестиционную привлекательность РФ:
— доступная рабочая сила;
— развитая и совершенствующаяся логистическая сеть;
— возможности для роста производительности деятельности существующих предприятий [3].
Однако, следует отметить ряд негативных факторов, отталкивающих зарубежных инвесторов:
— забюрократизированность (как одну из важнейших причин ее выделяет 25% зарубежных инвесторов);
— крайне высокий уровень коррупции в стране (21%);
— недостаточное количество международных проектов (20%).
В качестве современных актуальных проблем привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, респондентами так же были выделены:
— жесткое регулирование (6%);
— сложность лицензирования (8%);
— работа на внутреннем рынке (10%).
Исходя из выделенных проблем, можно обозначить очевидные и вполне логичные меры, применение которых будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций [4].
В первую очередь необходимо:
— повышение эффективности законодательства в сфере борьбы с коррупцией;
— упрощение административных процедур в процессе создания и деятельности предприятий;
— создание прозрачности в системе государственного регулирования предпринимательства;
— выход на внешние рынки.
Таким образом, подводя итог, прежде всего, следует отметить острую необходимость прямых иностранных инвестиций для экономики России. Создавшаяся достаточно непростая геополитическая ситуация в мире самым непосредственным образом влияет на мировую экономику (и Россия здесь не исключение) и тормозит ее развитие. Это нельзя не учитывать при исследовании проблем поступивших вложений иностранных инвесторов и их будущих перспектив, однако также нельзя утверждать, что сложившаяся ситуация в Российской Федерации в полной мере связана лишь с экономическими санкциями. Для увеличения, а может и приумножения прямых иностранных инвестиций в Российскую экономику, прежде всего, следует решить проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью страны. По мере упразднения всевозможных барьеров и улучшения инвестиционного климата положение российской экономики начнет меняться в лучшую сторону.
Список литературы:
- Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.19991 // СПС КонсультантПлюс.
- Доклад Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD [Электронный ресурс]: // UNCTAD URL: (дата обращения: 18.02.2015).
- Кандалинцев В.Г. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций // Восточная аналитика. — 2012. — № 3.
- Коломыц О.Н. Прямые иностранные инвестиции как необходимое условие модернизации российской экономики // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – 2-3(33). – С. 41-42.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ» description=»Прямые иностранные инвестиции являются ключевым элементом в международной экономической интеграции, поскольку именно с их помощью создаются прямые, стабильные и длительные связей между экономиками разных стран. В связи с чем авторами обоснована важность и необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций для развития всех уровней экономики.» author=»Коломыц Оксана Николаевна, Самойлин Вадим Александрович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Источник
Факторы влияющие приток иностранных инвестиций
Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Факторы и принципы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25686 (дата обращения: 08.06.2021).
В последнее время все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об этом в частности наглядно свидетельствует объявление на Всемирном экономическом форуме в Давосе о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (ИИ): изменена нормативно-правовая база, установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. [1, с.128]. В последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но, несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается. И самое главное, возрастает отток капитала из страны.
Цель работы заключалась в анализе факторов, влияющих на приток ИИ в российскую экономику и формулировке общих принципов, на которые следует опираться при разработке государственной инвестиционной политики.
Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, методами анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата, Банка России [3, 4,5], UNCTAD [6] и др.
Российская экономика постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную, пищевую промышленности, торговлю. Но, несмотря на успехи в отдельных отраслях, имеется ряд существенных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы.
Проблема 1. Ухудшение качества привлекаемых ИИ. В последнее время наблюдается устойчивое снижение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), ( 67,72% от общего объема в 1995 г. до 9, 66% в 2011) и стабильное увеличение доли прочих инвестиций, которые в основном состоят из краткосрочных займов ( 30,98% – в 1995 г., 89,92% – в 2011) [3]. Иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.
Проблема 2. Отток инвестиций из России. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что средние темпы роста ИИ в период 2009-2011 гг. в
российскую экономику были выше общемирового уровня (148,26% против 111,62%), но в тоже время средние темпы роста вывоза капитала из российской экономики также выше среднемировых (149,6% против 127,63%). Причем основным каналом вывода денежных средств за рубеж являются оффшорные компании.
Проблема 3. Рост диспропорций в региональной экономике. Современные механизмы привлечения ИИ являются одним из факторов усиления диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва [3, 4]. В московском регионе при поддержке Правительства созданы условия для притока ИИ в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный рынок рабочей силы, теневая экономика).
В разных регионах России существенно различается уровень доходов населения: по итогам 2011 г. уровень среднедушевых доходов в Москве (47 318,9 руб.) более чем в 5 раз превышал минимальный уровень
Таблица 1 – Динамика ПИИ в мировую экономику, в млрд. долл. США
Средний темп роста, в %
Источники: Росстат, UNCTAD
среднедушевых доходов, который был зафиксирован в Республике Калмыкия (8 829,4 руб.). В целом по России среднедушевые расходы более чем в 2 раза меньше московского уровня (20 754,9 руб.). При этом доля Москвы в общем объеме занятого населения составляет 8,64%.
Проблема 4. Административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию административных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность России, по прежнему называют неэффективность законодательства (53%), высокий уровень бюрократии (47%), непрозрачность системы регулирования предпринимательской деятельности (37%) [7].
По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Трансперенси Интернешнл, Россия в 2012 г. заняла 133 место из 176 стран [8]. Учитывая количество коррупционных скандалов, которые сотрясают российское общество в последние годы, сомневаться в результатах ранжирования не приходится.
По мнению аналитиков UNCTAD, при разработке государственной инвестиционной политики в большинстве стран существуют общие проблемы [6]. Это и несогласованность инвестиционной политики с другими целями, отсутствие интеграция инвестиционной политики, в том числе в части привлечения ПИИ с общей стратегией развития страны. Многие страны сталкиваются с проблемой оптимизации положительного и отрицательного воздействия инвестиций на экономические и социальные процессы. В ряде случаев используемые механизмы недостаточно стимулируют ответственное поведение инвесторов, особенно в области занятости и экологии.
В ходе исследования был выполнен парный корреляционный анализ между темпами роста ИИ в российскую экономику и рядом экономических факторов. В анализе были использованы данные Росстата. В табл. 2 представлены результаты анализа, которые позволили ранжировать факторы, участвующие в анализе.
Таблица 2 – Значения парной корреляции между притоком иностранных инвестиций в экономику России и рядом экономических показателей
Значение коэффициента парной корреляции
Результаты анализа наглядно свидетельствуют о чисто спекулятивных мотивах иностранных инвесторов. Как видно наибольшая корреляция наблюдается между объемом иностранных инвестиций и рынком недвижимости, уровнем инвестиций в инновации и в основные фонды. Результаты данного анализа позволяют увидеть главные мотиваторы для иностранных инвесторов и на их основе разрабатывать соответствующие меры.
После определения основных проблем в сфере привлечения ИИ в российскую экономику, были сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики.
1. Принцип стратегического единства. Суть этого принципа заключается в разработке общей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, которая будет определять направление развития регионов. В настоящее время такая работа уже ведется и имеет конкретный результат в виде документа «Стратегия-2020».
2. Принцип децентрализации управления. Централизованная система принятия решений способствует росту негативной конкуренции между инвесторами за лояльность тех или иных чиновников. Поэтому на федеральном уровне следует больше внимания уделять стимулированию региональной активности инвесторов. Кроме того необходимо пересмотреть структуру финансовых ресурсы регионов, т.к. существующая налоговая система практически лишает регионы финансовых ресурсов.
3. Принцип гибкости. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к меняющимся условиям. В бюрократизированной системе управления государством это очень сложно реализовать. Необходимо в систему госуправления внедрять современные организационные структуры управления более гибкие к изменению динамики развития.
4. Принцип информационной открытости. Инвестиционная политика должна предусматривать создание и развитие информационных порталов, содержащих сведения об инвестиционных проектах и мероприятиях, административных процедурах и законодательных особенностях и прочее. Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, уже активно используют такие информационные ресурсы.
5. Принцип стабильности. Как известно, одним из важных факторов инвестиционной привлекательности является государственные гарантии и стабильное их обеспечение. Для завоевания доверия инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и укрепление государственных и общественных институтов.
6. Принцип инновационности развития. Инвестиционная политика должна исходить из приоритетности развития обрабатывающих отраслей и стимулирования ПИИ, направленных на преодоление технологического отставания российской промышленности. И хотя этот принцип активно пропагандируется руководством страны, инвестиционные потоки пока своего направления не изменили.
7. Принцип легальности инвестиций. Необходимо создать эффективные барьеры для вывоза капитала, в том числе через оффшоры. Использование оффшоров и других механизмов теневой экономики приводят к снижению эффективности реальной экономики. Именно поэтому средний уровень рентабельности активов российских организаций остается очень низким – в 2011 г. он составил 6,5% (при ставке рефинансирования Банка России выше 8%). Без подобных барьеров невозможно обеспечить рост экономики, снизить диспропорции и социальную напряженность.
8. Принцип социальной ориентированности. Инвестор, как любой предприниматель, прежде всего, стремится получить максимальную прибыль на вложенный капитал, поэтому социальные гарантии, как правило, стоят для него не на первом месте. Поэтому государственная инвестиционная политика должна в том числе решать следующие задачи: 1) способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния населения, 2) создавать стимулы для выпуска социально значимой продукции, 3) обеспечивать контроль за соблюдением трудовых прав работников предприятия.
9. Принцип сбалансированности. Сложность разработки любой политической программы заключается в необходимости учета интересов разных групп лиц, мотивы поведения которых не всегда ясны. Если говорить об инвестиционной политике, то это столкновение интересов государства и инвесторов, инвесторов и собственников предприятий, борьба отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Понятно, что всем сразу угодить невозможно, но это и не главное. Главное, чтобы в инвестиционной политике были четко определены приоритеты национального развития и те, кто отвечают за реализацию этой политики, добросовестно выполняли свои обязанности.
Вывод. В данной статье были обобщены и проиллюстрированы статистическими данными ключевые проблемы в области привлечения иностранных инвестиций в Россию. Результаты статистического анализа свидетельствуют о серьезных проблемах в данной сфере, решать которые необходимо с учетом общеэкономических, политических и социальных факторов. С помощью корреляционного анализа были ранжированы факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в экономику России. В связи с этим были сформулированы основные принципы, которых следует придерживаться при разработке государственной инвестиционной политики.
Источник