Причины прямых зарубежных инвестиций
Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные — стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и иверсифицировать риск.
Причины экспорта капитала:
• Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества.
• Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряютсясредним уровнем оплаты труда работников.Чем выше уровень оплатытруда в корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.
• Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Степень концентрации производства.
Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется.
• Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.
Причины импорта капитала: Технологическое лидерство, Уровень квалификации рабочей силы, Преимущества в рекламе, Экономика масштаба, Размер корпорации, Степень концентрации производства, Потребность в капитале, Количество национальных филиалов, Издержки производства, Уровень защиты внутреннего товарного рынка, Размер рынка, Прочие факторы: экспортная ориентация промышленности, которая основана за счет иностранных прямых инвестиций, существование правительственных программ экономического развития.
Как видно, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.
Государственная поддержка прямых инвестиций: Предоставление государственных гарантий, Страхование зарубежных инвестиций, Урегулирование инвестиционных споров, Исключение двойного налогообложения, Административная и дипломатическая поддержка.
В 70-е годы возник и с тех пор активно обсуждается феномен корпораций, международных по характеру своей деятельности, который непосредственно связан с широким развитием прямого зарубежного инвестирования. На международные корпорации, которые являются, как правило, крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных прямых инвестиций и международной торговли.
Международные корпорации – глобальные структуры организации крупного бизнеса, распространенные между многими странами мира, но координируемые из единого центра.
Примеры: Airbus, Apple Inc., Bacardi-Martini, BMW, Boeing, BP, Cadbury, Epson, Ford, Газпром, General Electric, General Motors, Google, IBM, Microsoft, Nike, Inc., PepsiCo, Philips, Procter & Gamble, Shell, Русал, Samsung, Sony, Toshiba, Wal-Mart Stores, Inc., The Walt Disney Company, Xerox, Yahoo!
Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.
Можно выделить как минимум два аспекта — территориальный и интернациональный. Территориальный аспект— каждая корпорация стремится получить доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти таможенные и иные торговые барьеры. Интернациональный аспект – корпорация, имеющая филиалы в нескольких странах, может, используя преимущество масштаба, экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых корпораций. Кроме того, она может манипулировать отчетностью с целью сокращения налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая предоставляется только полностью контролируемым филиалам.
Международная корпорация(international corporation) — форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Международные корпорации бывают двух основных видов:
• Транснациональные корпорации (ТНК) (transnational corporations — TNCs) — головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.
• Многонациональные корпорации (МНК) (multinational corporations — MNCs) — головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Подавляющее большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК.
Наиболее характерными чертами ТНК являются: создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра; высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями; относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран; глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров; разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры.
Международные корпорации стали формой экономической связи между странами базирования и принимающими странами, во многих случаях независимой от решения национальных законодательных и исполнительных органов, а подчиняющейся своим внутрикорпорационным интересам. Их космополитизм, подавляющий государственность стран, в которых они оперируют, стал причиной противоречий между ТНК, с одной стороны, и странами их базирования и принимающими странами — с другой. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. Принимающие же страны устанавливают правила функционирования подразделений иностранных
ТНК на их территории на основе национальных законов об иностранных инвестициях.
В числе правил международного инвестирования следующие:
• Право входа (right of entry). Означает правила, при соблюдении которых ТНК разрешается создать филиал на территории суверенного государства. В идеале они предполагают отсутствие необходимости получения какого-либо разрешения от властей принимающей страны на осуществление инвестиций. Однако в большинстве случаев право входа может ограничиваться правительством, если иностранные инвестиции либо угрожают национальной безопасности, либо их цель противоречит действующему законодательству. Некоторые страны устанавливают список отраслей или предприятий, в которые иностранные инвестиции запрещены.
• Справедливый и недискриминационный режим (fair and equitable treatment). Предусматривает предоставление иностранным инвесторам правового режима, не менее благоприятного, чем национальным инвесторам. Означает свободу репатриации прибыли, перевода зарплаты и других платежей.
• Прекращение контракта (contract termination). Означает право принимающей страны в одностороннем порядке экспроприировать (национализировать) филиал ТНК при условии соблюдения действующего законодательства и выплаты нормальной компенсации инвестору. Экспроприация иностранных инвестиций без выплаты нормальной компенсации считается допустимой только по решению суда в случае грубого нарушения ТНК законов принимающей страны и вовлеченности в преступную деятельность. В таких случаях за ТНК остается право обратиться в международный арбитраж.
• Урегулирование споров (dispute settlement). Считается, что предпочтительным способом урегулирования споров между ТНК и принимающей страной являются переговоры. Если они не дают результата, то спор в большинстве случаев решается судом принимающей страны на основе применимого законодательства либо беспристрастным и независымым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров под эгидой мирового банка.
Источник
Основные причины осуществления прямых зарубежных инвестиций
Основные факторы, определяющие экспорт капитала:
— стремление к технологическому лидерству;
— преимущества в квалификации персонала;
— преимущества в рекламе;
— уровень концентрации производства;
— обеспечение доступа к природным ресурсам;
— сокращение транспортных издержек;
— стремление к преодолению импортных барьеров.
Стремление к технологическому лидерству. Чем больше отношение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к объему продаж компании, тем больше ее объем экспорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций. Осуществляя прямые инвестиции за рубеж, компания стремится удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей ей конкурентные преимущества. Прямая взаимосвязь уровня развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с объемом экспорта капитала подтверждается практически для всех экономически развитых стран.
Преимущества в квалификации персонала. Преимущества этого вида обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников компании. Чем выше уровень оплаты труда в компании, тем больше объем экспорта капитала в виде прямых инвестиций данной компании.
Преимущества в рекламе. Преимущества этого вида отражают накопленный в компании опыт международного маркетинга. Чем больше отношение затрат на рекламу к объему продаж компании, тем больше объем ее экспорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций.
Размер компании. Чем больше размер компании, тем больше объем экспорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций. Верно и обратное — чем меньше размер компании, тем меньше объем экспорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций.
Уровень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках компании, тем больше объем экспорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций и чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в компании, тем меньше объем экспорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций данной компании.
Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность компании в природных ресурсах определенного вида, тем больше объем экспорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций в страну, где имеются природные ресурсы требуемого вида.
Другими причинами экспорта капитала являются: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия за рубежом; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.
Основные факторы, определяющие импорт капитала:
— стремление к технологическому лидерству;
— преимущества в квалификации персонала;
— преимущества в рекламе;
— уровень концентрации производства;
— потребность в капитале;
— число национальных филиалов;
— уровень защиты внутреннего товарного рынка;
— размер внутреннего рынка;
— экспортная ориентация промышленного производства;
— государственные программы экономического развития. Стремление к технологическому лидерству.
расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к объему продаж компании, тем больше ее объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций и наоборот. Прямые зарубежные инвестиции обычно связаны с импортом современной зарубежной технологии, над которой прямой инвестор стремится сохранять свой контроль.
Преимущества в квалификации персонала. Чем выше уровень квалификации персонала, а следовательно, и средний уровень оплаты труда в компании, тем больше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций данной компании.
Преимущества в рекламе связаны с повышением отношения затрат на рекламу к объему продаж компании и приводят к увеличению объема импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций.
Ориентация производства. Чем в большей степени производство компании ориентировано на внутренний рынок, тем обычно меньше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций, и чем в меньшей степени производство компании ориентировано на внутренний рынок, тем обычно больше ее объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций.
Размер компании. Чем больше размер компании, тем больше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций, и чем меньше размер компании, тем меньше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций..
Уровень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках компании, тем меньше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций и чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в компании, тем больше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций данной компании.
Потребность в капитале. Чем выше потребность компании в капитале, тем больше объем импорта капитала в виде прямых иностранных инвестиций данной компании. Чем ниже потребность компании в капитале, тем меньше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций данной компании.
Число национальных филиалов.
Издержки производства. Чем ниже издержки производства в принимающей стране, тем больше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций и соответственно чем выше издержки производства в принимающей стране, тем меньше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций.
Уровень защиты внутреннего товарного рынка. Так как импорт капитала является отчасти альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной и другой защиты внутреннего товарного рынка страны, тем больше импорт капитала в виде прямых инвестиций, и чем ниже уровень защиты внутреннего товарного рынка страны, тем меньше импорт капитала в нее в виде прямых иностранных инвестиций.
Размер внутреннего рынка. Чем больше размер внутреннего рынка страны, тем больше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций.
Прочими факторами, определяющими импорт капитала, являются: экспортная ориентация тех сегментов промышленного производства, которые основаны на базе иностранных прямых инвестиций; разработка и реализация государственных программ экономического развития.
Очевидно, что факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям. Преимущества в уровне и объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в уровне квалификации персонала, преимущества в рекламе и опыте международного маркетинга, размер корпорации являются одновременно факторами как экспорта, так и импорта капитала в виде прямых инвестиций. Ориентация производства, высокий уровень концентрации производства и потребность в природных ресурсах, напротив, являются в основном факторами экспорта, а не импорта капитала в виде прямых инвестиций. Потребность в капитале, значительное число национальных филиалов, более низкие издержки производства, более высокая защита внутреннего рынка и его значительный размер, в свою очередь, являются факторами импорта капитала в форме прямых зарубежных инвестиций.
Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются ведущие в промышленном отношении страны — США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. В последние годы, например, США инвестируют за рубеж примерно столько же капитала, сколько иностранного капитала инвестируется в США. В числе других стран основными инвесторами являются нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур). Ввоз и вывоз капитала в виде прямых инвестиций странами с переходной экономикой на настоящее время по международным меркам незначительны.
Источник