Инвестиции и факторы, их определяющие. Мультипликатор инвестиций
Под инвестициями понимают вложения средств в создание новых или совершенствование и увеличение действующих мощностей производственного или непроизводственного назначения. Примером инвестиций в непроизводственную сферу могут быть инвестиции в строительство или ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры: учреждений образования, здравоохранения и др. Поэтому инвестиции, с учетом их назначения, подразделяются на:
1) производственные инвестиции (в основной капитал);
2) инвестиции в товарно-материальные ценности, включая готовую продукцию (запасы готовой продукции, технологического сырья, прирост незавершенного производства);
3) инвестиции в жилищное строительство и другие объекты социальной сферы.
Инвестиции – это второй (после потребительского спроса населения) важнейший компонент совокупного спроса. Их доля в структуре совокупного спроса составляет 20-30%. Поэтому изменения в объемах инвестиций существенно влияют на динамику совокупного спроса и, соответственно, на производственную активность субъектов хозяйствования. Инвестиционные расходы – это расходы на покупку инвестиционных товаров (строительных материалов и техники, необходимых для возведения зданий и сооружений, различного рода оборудования и приборов и т.п.).
Источником инвестиций являются как собственные денежные средства хозяйствующих субъектов (накопленные прибыль, амортизационные отчисления), так и наемные (кредиты, средства государственного бюджета). А так как амортизационные отчисления предназначены для возмещения изношенного основного капитала, то принято различать валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции – это вся сумма денежных средств, вложенных в создание производственных мощностей. Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за минусом амортизации.
Наиболее значимым источником инвестиций являются банковские кредиты. А так как денежные средства банков, предоставляемые в кредит, есть аккумулированные банком сбережения населения, то можно констатировать, что сбережения домашних хозяйств выступают важнейшим источником инвестиций. И, если сбережения выступают как своеобразные изъятия или утечки денежных средств из экономического оборота, ограничивающие расходы на текущее потребление, то инвестиции представляют собой своеобразные экономические инъекции или обратный возврат аккумулированных денежных средств в экономический оборот. Отсюда следует, что сбережения и инвестиции влияют на объем совокупного спроса в различных направлениях. Сбережения способствуют сокращению спроса. А инвестирование, напротив, его увеличению.
Говоря о роли инвестиций в развитии национальной экономики, следует отметить, что в краткосрочном периоде увеличение инвестиций способствует только увеличению совокупного спроса, объем же предложения остается неизменным. В долгосрочном же периоде увеличение инвестиций вызывает увеличение и совокупного спроса, и совокупного предложения, поскольку инвестиции в основной капитал расширяют производственные возможности экономики, создают базу для экономического роста.
Факторы объема инвестиций. На величину и динамику инвестиций оказывают влияние следующие факторы:
1) ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций;
2) реальная ставка ссудного процента, представляющая собой номинальную ставку, скорректированную на уровень инфляции. Для осуществления инвестиций инвесторам часто не хватает собственных средств, поэтому возникает потребность в кредите. Инвестору выгодно будет прибегать к заемным средствам только в том случае, если реальная ставка ссудного процента будет меньше ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций;
3) размеры сбережений населения, являющиеся источником инвестиций;
4) уровень налоговой нагрузки на бизнес;
5) объем основного капитала и степень его использования;
6) изменения в технике и технологии производства и др.
Инвестиции влияют на объем национального дохода, вызывая его рост, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Эта взаимосвязь была объяснена Дж.М. Кейнсом, который ввел понятие эффект мультипликатора. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одними экономическими субъектами, обязательно превращаются в доходы других экономических субъектов, которые, в свою очередь, часть этих доходов расходуют, создавая тем самым доходы третьим субъектам и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов. Так, увеличение инвестиций, например, на 100 млн. ден. ед. приведет к увеличению спроса на рабочую силу, кредитные ресурсы, инвестиционные товары. Этот рост спроса обусловит рост доходов в виде заработной платы, процента и прибыли и, как следствие, увеличение потребления домашних хозяйств. Рост расходов на потребление – это увеличение доходов других домохозяйств и т.д. В итоге первоначальное увеличение инвестиций на 100 млн. ден. ед. приведет к более значительному увеличению совокупного дохода, причем на величину большую, чем исходные инвестиции. Мультипликационный эффект имеет тенденцию затухать, поскольку какая-то часть полученных доходов сберегается.
Следует отметить, что в рассмотренном случае с эффектом мультипликатора речь идет не об инвестициях вообще, а об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, объемы прироста которых никак не зависят от динамики национального дохода, а связаны с неравномерным развитием научно-технического прогресса, необходимостью технического перевооружения производства, приростом населения, расширением внешних рынков и т.п. Именно эти инвестиции рассматривал в своем анализе Дж.М. Кейнс. Те же инвестиции, объем которых непосредственно зависит от изменений национального дохода и степени доходности капитала, есть индуцированные инвестиции.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2233 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Факторы инвестиций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Аспекты факторов инвестиций
Как и на любое экономическое явление, на инвестиции оказывают влияние различные факторы внутренние и внешние.
Внутренние факторы инвестиций зависят от предприятия и могут быть изменены в зависимости от политики предприятия. Внешние факторы либо не поддаются изменениям, либо на их изменение может повлиять только государство или центральный банк.
Учет всех возможных факторов важен при прогнозировании размеров инвестиций и прибыльности инвестиционных проектов. Также учет факторов инвестиций важен при оценке рисков.
Рассмотрим главные внешние факторы, от которых изменяются совокупные объемы инвестиций в стране.
Под фактором инвестиций предполагается причина, из-за которой объем совокупных инвестиций может вырасти или упасть.
Готовые работы на аналогичную тему
Внешние факторы
Важным фактором является объем и строение совокупного спроса в экономике страны, где рассматриваются факторы. Так объем инвестиций в экономике страны прямо зависит от совокупного спроса. Так как чем выше спрос на продукцию, товары или услуги, тем больше возможностей у предприятий, выпускающих такую продукцию, инвестировать в развитие деятельности и новые инвестиционные проекты. Так как инвестиции зависят от совокупного спроса в экономике, то сам совокупный спрос зависит от различных социально-экономических групп факторов.
Следующим фактором является уровень доступа к заемным средствам. Здесь важным фактором выступает ставка процента по кредитам и уровень ставки рефинансирования.
Важным фактором является и направление государственной политики в области инвестирования. Так, курс на повышение инвестиций и улучшение частно — государственного партнерства, предоставление налоговых инвестиционных льгот и осуществление государственной поддержки ведет к формированию благоприятного инвестиционного климата и увеличению объема инвестиций в стране.
Итак, важные внешние факторы, влияющие на инвестиции:
- ожидаемый уровень инфляции и уровень инфляции;
- объемы производства в стране, уровень роста Валового национального продукта;
- уровень денежных доходов населения и сбережений населения;
- ставка рефинансирования;
- совокупный спрос;
- государственная политика;
- налоговая политика государства;
- стабильность курса национальной валюты;
- ожидания иностранных инвесторов, внешняя политика страны.
Внутренние факторы
Такие факторы можно назвать микроэкономическими. Так как формируются такие факторы на уровне микроэкономики, отдельного предприятия, а вот последствия от влияния таких факторов может выражаться и на уровне макроэкономики. Например, низкий спрос на продукцию в сфере, например, строительства, повлечет закрытие предприятий, либо к повышению издержек производства, что будет вести к сокращению инвестиционной деятельности, так будут сокращаться и валовые инвестиции в сфере строительства.
К внутренним факторам относятся следующие критерии на предприятии:
- уровень конкуренции на рынке, место предприятия на конкурентом рынке товаров и услуг;
- спрос на производимые предприятием товары или услуги;
- уровень развития и экономической эффективности предприятия;
- уровень управления инвестициями на предприятии;
- доходность от реализующихся проектов;
- технологические, инновационные, кадровые возможности;
- ожидания управленческих кадров о ситуации в экономике страны;
- уровень управления издержками на предприятии;
- цели предприятия на долгосрочный период.
Наиболее сильными факторами на уровне микроэкономики являются следующие:
- ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций;
- ставка по кредитам;
- издержки и затраты на производственную деятельность;
- налоговая нагрузка;
- технологический и инновационный прогресс;
- ожидания от будущей ситуации в стране.
Источник
Факторы при выборе инвестиций
Основу инвестиционной деятельности любого предприятия составляет планирование его инвестиционной политики. На практике это означает формирование комплекса проектов, подлежащих одновременной реализации на данном временном горизонте. Целенаправленно сформированная совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с разработанной инвестиционной стратегией предприятия называется инвестиционным портфелем.
При формировании инвестиционного портфеля на предприятии рассматривается ряд альтернативных инвестиционных проектов. Но при принятии решения о выборе альтернативы среди конкурирующих альтернатив возникают определенные трудности в связи с тем, что исследуемые при экспертизе альтернативы характеризуются обычно многофакторной природой.
Основные факторы, рассматриваемые при отборе инвестиционных проектов, подразделяются условно на следующие группы:
1.Внешние и экологические факторы включают:
- правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству;
- возможное влияние перспективного законодательства на проект;
- возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта;
- воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное);
- воздействие проекта на уровень занятости.
2. Критерии реципиента, реализующего проект включают:
- навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей стороной;
- стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;
- данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;
- достигнутые результаты деятельности и их тенденцию;
- данные о потенциале роста;
- показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя).
3. Научно-технические факторы включают данные о:
- перспективности используемых научно-технических решений;
- патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений;
- перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;
- положительном воздействии на другие проекты инвестора.
4. Экономические факторы включают данные о:
- размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта;
- потенциальном годовом размере прибыли;
- ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли;
- значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора;
- соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений;
- сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков;
- стабильности поступления доходов от проекта;
- возможности использования налоговых льгот;
- оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам;
- необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доли в инвестициях;
- финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.
5. Производственные факторы включают данные о:
- доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования;
- необходимости технологических нововведений для осуществления проекта (обратная шкала);
- наличии производственного персонала (по численности и квалификации);
- возможности использования отходов производства;
- потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
6. Рыночные факторы предусматривают:
- соответствие проекта потребностям рынка;
- оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая);
- оценку вероятности коммерческого успеха;
- эластичность цены на продукцию;
- необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала);
- соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;
- оценку препятствий для проникновения на рынок;
- защищенность от устаревания продукции;
- оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияние на цену продукта.
Среди выше перечисленных факторов присутствуют числовые и нечисловые критерии, к оценке которых обязательно привлекаются эксперты. Кроме того, при оценке альтернативных проектов по одним параметрам альтернатива может отличаться в «лучшую» сторону, по другим — в «худшую». Поскольку необходимо осуществить выбор одного инвестиционного проекта среди ряда конкурирующих проектов, то естественно встает задача о ранжировании инвестиционных проектов по их привлекательности.
Решить данную задачу позволяют ряд методов, суть которых заключается в сведении многокритериальной задачи к однокритериальной: метод главной компоненты, метод уступок, метод комплексного критерия.
Из всех рассматриваемых методов, наиболее эффективным является метод нечетких множеств. Данный метод позволяет значительно снизить субъективное влияние эксперта на результаты ранжирования, в частности, исключить возможность учета не предусмотренных в статусе экспертизы аспектов.
Источник