Факторы формирования для инвестиций

Факторы формирования инвестиций. Государственное регулирование инвестиционных процессов

Формирование структуры инвестиций – важный процесс, на основе которого в дальнейшем строится структура экономики страны.

Выделим основные факторы, влияющие на структуру инвестиций и в целом на инвестиционную активность, их можно разделить на макроэкономические и микроэкономические.

К микроэкономическим следует относить:

— размеры организации (от масштабов организации в большинстве случаев напрямую зависит объем финансовых ресурсов);

— финансовое состояние организации;

— применяемые способы исчисления амортизации;

— научно-техническая политика организации;

— организационно-правовая форма хозяйствования.

К макроэкономическим факторам относятся:

— состояние и динамика развития экономики страны;

— объем и состояние государственного бюджета;

— привлечение иностранных инвестиций;

— уровень развития малого и среднего бизнеса;

— инвестиционная политика государств [9, с.13].

Некоторые авторы классифицируют факторы формирования структуры инвестиций по следующим группам:

— социальные и социально-культурные;

Широким является состав экономического фактора, который включает в себя природно-ресурсный потенциал, технологический и трудовой и прочие ресурсные потенциалы, инфраструктурный потенциал, среду хозяйствования, рыночную среду, финансовую среду. Этот ряд факторов в свою очередь разбиваются на ряд более конкретных факторов.

Для России наиболее важным фактором, влияющим на структуру инвестиций, является природно-ресурсный потенциал, ведь наличие природных ресурсов является преимуществом в мировом разделении труда, и реализацией этого преимущества является специализация производства на добыче и переработке определенного вида сырья, в нашей стране внимание уделяется таким природным ресурсам как нефть и газ, и, соответственно, в структуре инвестиций высок удельный вес именно этих отраслей. Аналогично наличие определенного потенциала, будь то трудовой, технологический или интеллектуальный, воздействует на развитие связанных с имеющимся потенциалом отраслей, следовательно, и на уровень инвестирования этих отраслей.

Состояние финансовой среды сказывается на структуре источников финансирования инвестиций, на удельный вес инвестиций в финансовую деятельность.

Также значимую роль играет региональный фактор, то есть те же факторы различаются по регионам и территориям страны, формирую тем самым территориальную структуру производства и инвестиций.

Важную роль среди факторов формирования структуры инвестиций играют управляемые факторы, т.е. те факторы или условия, на которые можно воздействовать с помощью определенных рычагов. Именно на эти факторы направлено государственное регулирование инвестиционной деятельности. Основная задача государственного регулирования любой национальной экономики — обеспечение сбалансированного эффективного развития, в связи с этим необходимо совершенствование структуры инвестиций.

Государственная инвестиционная политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности [13, с.58]. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Для создания наиболее эффективной структуры инвестиций и в целом для создания привлекательной в инвестиционном отношении среды государство применяет регулирующие методы воздействия. Для перехода к рыночной экономике были избраны монетаристские принципы, реализация которых была направлена на минимизацию роли государства в национальной экономике. Однако, на деле поставленных задач решить не удалось, так как в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия [19, с.78]. С целью выхода страны из экономического кризиса в ноябре 1998 г. был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику, в том числе и ее инвестиционную сферу. На сегодняшний день не только для России, но и для многих стран с рыночной экономикой свойственно усиление роли государства, но это усиление направлено не на рост удельного веса инвестиций, финансируемого за счет государства, а на усиление экономических рычагов воздействия, расширения их многообразия и сфер воздействия [17, с. 174]. Регулирующая роль государства возрастает в условиях спада экономики, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» государственное регулирование включает: косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности) и прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

С помощью косвенного регулирования государство создает благоприятные условия для реализации инвестиционной деятельности. Методами и формами косвенного регулирования являются (см. текст в предыдущей редакции) Методами МеММ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений ; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

Читайте также:  Опция инвестиции втб мультикарта

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

– разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

– (см. текст в предыдущей редакции)

ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

– (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

– (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

– разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

– предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

– (см. текст в предыдущей редакции)

выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

– вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных технических регламентов и норм, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Для рыночной экономики наиболее важными являются экономические методы регулирования инвестиционной деятельности, в частности:

– участием государственных органов в инвестиционной деятельности;

– созданием свободных экономических зон;

– распределением и перераспределением финансовых ресурсов;

– посредством кредитно-финансового механизма (предоставлением кредитов).

Инвестиционная деятельность в капитальном строительств может осуществляться во всех сферах экономической деятельности и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам отражена в Государственных инвестиционных программах. Инвестиционные проекты целевых программ наиболее важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются населением регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.

Таким образом, на структуру инвестиций влияет множество факторов макроэкономического и микроэкономического характера. Наибольший интерес представляют управляемые факторы, воздействуя на которые становится возможным формирование качественной структуры инвестиций. Формы и методы этого воздействия определяются государственной инвестиционной политикой, составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к инвестиционной деятельности.

Источник

Факторы формирования для инвестиций

Инвестиционные ресурсы предприятия: понятие, виды, источники и факторы формирования

Стремительные взлеты и падения отечественного финансового рынка на фоне возросших ограничений по привлечению иностранных инвестиций обострили извечную для российских предпринимателей проблему формирования инвестиционных ресурсов.

Разрастание финансово-экономического кризиса изменило взгляды менеджеров и владельцев бизнеса на процесс привлечения дополнительных средств и последующего их освоения.

Зримая тенденция последних пяти лет – поступательное снижение числа финансовых организаций разных типов.

Примерно на 9 процентов снизилось количество микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, более чем на 17 процентов – страховых организаций и брокеров, пенсионных фондов, почти на треть – доверительных управляющих и дилеров.

Однако по-настоящему мощное падение наблюдается в сегменте акционерных инвестиционных фондов, которые буквально «таят» на глазах. За два последних года их количество снизилось почти на 34 процента.

Рынок финансово-кредитных услуг четко расставляет приоритеты и тонко улавливает предпочтения потребителей инвестиционных ресурсов, очищая сферу от устаревающих форм финансирования инвестиций.

Для достижения значимых результатов финансово-хозяйственной деятельности потребуется углубление в специализированный понятийный аппарат и вовлечение в повседневную практику современных методик их оценки.

Понятие инвестиционных ресурсов предприятия

Любые разновидности финансовых активов, используемых для последующих инвестиций, принято именовать инвестиционными ресурсами.

Чем разнообразнее ресурсы и чем значительнее их объем, тем шире возможности предприятия по успешной реализации инвестиционной политики.

Потребление ресурсов во многом зависит от их качества и доступности. Они используются в качестве материальной базы в процессе создания и становления новой компании.

Предприятие в производственной деятельности может «опираться» на широкий круг ресурсов, существенная часть из которых должна расходоваться на инвестиции. При этом они классифицируются по широкому кругу различных критериев.

Виды инвестиционных ресурсов и их характеристика

[1]. Приведя данные множественных источников к единому знаменателю, можно предложить обобщенную классификацию инвестиционных ресурсов исходя из источников их поступления:

  • внутрихозяйственные резервы и собственные источники (всевозможные сбережения и накопления, страховые выплаты, прибыль, приход от основной хозяйственной деятельности);
  • заемные средства, включая облигационные и прочие займы, заимствования из внебюджетных фондов, кредитные ресурсы, входящие платежи по лизинговым соглашениям;
  • привлеченные от сторонних инвесторов ресурсы, в том числе вырученные от реализации акций средства.
Читайте также:  What happen to bitcoin

В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, сотрудничество подтверждается заключенным договором. В дальнейшем организация должна будет выполнять свои обязательства перед инвестором.

[2]. В зависимости от формы собственности обособленные для целей инвестирования ресурсы могут классифицироваться на: (1) частные, (2) государственные, (3) иностранные или (4) смешанные.

Государство нередко возводит в приоритет привлечение иностранных инвесторов, для чего создает и активно поддерживает льготные государственные программы. Привлечение средств из-за рубежа благоприятно отражается на экономике страны.

Схожие программы могут реализовываться и в целях поддержания малого или среднего бизнеса, в связи с чем соответствующие субъекты предпринимательства вправе рассчитывать на пополнение собственных денежных фондов за счет государственных субсидий и дотаций.

[3]. Допустимо классифицировать инвестиции – по степени риска — на (1) те, которые не влекут за собой риски (безрисковые), или (2) те, которые могут стать причиной потери средств (рискованные).

[4]. На финансовом рынке задействуются различные формы инвестиционного капитала. Наиболее широкое распространение получили:

  • деньги — размещаются на расчетном или другом счете, могут использоваться для достижения различных целей;
  • имущество, обладающее производственным назначением: станки, инструменты, техника и другое оборудование;
  • резервы, в качестве которых выступают сырье и расходные материалы; они могут накапливаться организацией для обеспечения бесперебойной деятельности, при необходимости могут реализовываться для получения денежных средств и дальнейшего их вложения;
  • персонал организации также может рассматриваться как инвестиции в случае высокой квалификации; подготовка и переподготовка специалистов требует существенных временных и финансовых трат;
  • интеллектуальные активы (к примеру, лицензия на применение тех или иных технологий).

Источники формирования инвестиционных ресурсов предприятия

Наиболее «щедрым» поставщиком свободных инвестиционных ресурсов (вслед за внутренними ресурсами самого субъекта хозяйствования) по определению является финансовый рынок, вбирающий в себя денежные потоки, генерируемые его участниками.

Роль участника финансового рынка на себя примеряют десятки финансовых посредников: банковские и небанковские кредитные организации, страховые, клиринговые, микрофинансовые и инфраструктурные организации, кооперативы, брокеры, дилеры, ломбарды и многие прочие.

Множественные источники инвестиционных ресурсов традиционно относятся либо к внешним (заемным и привлеченным), либо внутренним (собственным).

Для наглядности основные группы таких источников отражены на предлагаемой диаграмме.

К заемным средствам принято относить ресурсы, предоставляемые сторонними физическими или юридическими лицами на конкретный срок под условием возврата с выплатой процентного дохода.

В эту группу включаются все разновидности кредитов, а также средства, вырученные в результате размещения облигационных займов. Сюда же следует присовокупить особую форму привлечения инвестиционных ресурсов – лизинг.

Привлеченные средства не «отягощены» долговым бременем и формируются за счет грантов, благотворительных, паевых, учредительных взносов, эмиссии акций.

Внутренние источники инвестиционных ресурсов (собственные инвестиции) обычно доминируют над внешними.

На момент создания субъекта хозяйствования единственным источником финансирования инвестиций и прочих расходов является уставный капитал, формируемый из вкладов учредителей (собственников) предприятия.

По мере роста стоимости внеоборотных активов и основных фондов, а также фактической стоимости акций финансовые ресурсы предприятия прирастают добавочным капиталом.

Открытые акционерные общества и хозяйствующие субъекты, в уставном фонде которых присутствуют вклады иностранных инвесторов, а также прочие коммерческие организации при наличии прямых оговорок в учредительных документах обязаны сформировать резервный капитал.

Под чистой прибылью принято понимать денежные ресурсы субъекта хозяйствования, оставшиеся после погашения им установленных обязательств.

Эти средства могут перераспределяться в резервный фонд, выплачиваться в форме дивидендов, направляться на модернизацию производства и так далее.

Последняя группа ресурсов – амортизационные отчисления – должны активно вовлекаться в процесс финансирования капиталовложений. Их величина обусловлена стоимостью основных фондов компании и применяемых методов их начисления.

В процессе амортизации стоимость основных фондов постепенно переносится на себестоимость продукции.

Факторы формирования инвестиционных ресурсов предприятия

На процесс аккумулирования ресурсов, предназначенных для последующих инвестиций, в нынешних экономических реалиях наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • политика Центробанка по стимулированию банковского сектора;
  • предпочтение рядовыми вкладчиками банковских организаций с преобладающей долей государственного участия;
  • незначительная доля личных сбережений граждан;
  • общее недоверие к небанковским финансово-кредитным организациям;
  • нестабильность финансового рынка;
  • прессинг международных санкций и ограничений на ведение бизнеса отечественных субъектов хозяйствования.

Повсеместно ощущается нехватка долговременных кредитных и страховых программ, а также неспособность пенсионных сбережений принять на себя роль стабильного источника «длинных» денег. Выход из ситуации – стимулирование выпуска облигационных займов.

Отечественный рынок ценных бумаг периодически «штормит». Взрыв активности, наблюдавшийся в период с 2000 по 2007 гг., объяснялся соответствующим трендами на мировых финансовых рынках и устойчивым спросом на нефть.

Позитивные экономические преобразования позволили предложить бизнес-сообществу биржевые облигации, вывести на качественно новый уровень рынок корпоративных облигаций и обеспечить взрывной рост капитализации «флагманов» отечественной промышленности.

В этот же период объемы торговли акциями возросли с примерно 8 % от ВВП до весьма внушительных 58 %.

Кризис 2008 г. существенно «подкосил» достигнутые результаты, несмотря на неимоверные усилия федеральных органов по стимулированию финансового сектора экономики, включая объединение РТС и ММВБ, передачу полномочий основного регулятора финансового рынка Национальному расчетному депозитарию и ряд прочих.

Читайте также:  Государственные инвестиции это тест

Российский инвестиционный рынок в сильной степени зависим от иностранного капитала. Санкционная политика западных держав приводит к существенному оттоку зарубежных инвестиций.

Сугубо внутрироссийские институты на текущий момент не обладают должным потенциалом, который мог бы удовлетворить спрос отечественных компаний на недорогие инвестиционные ресурсы.

Стратегия формирования инвестиционных ресурсов

Потребность в разработке и реализации собственной стратегии формирования инвестиционных ресурсов обусловлена необходимостью решения трех неизменно встающих перед руководством любого предприятия задач:

  • поиск путей по наиболее эффективному расходованию собственных средств;
  • обеспечение должных объемов инвестиций в соответствии с производственными планами на всех этапах инвестиционной деятельности;
  • поддержание финансовой устойчивости компании на протяжении ее жизненного цикла.

Процесс разработки данной стратегии подразумевает последовательное прохождение основных его этапов:

  1. Прогнозирование потребности предприятия в инвестиционных ресурсах, анализ их источников и расчет нужных объемов;
  2. Определение реальной стоимости инвестиционных ресурсов с учетом современных методов финансовой математики;
  3. Оптимизация структуры источников формирования требуемых для инвестиций ресурсов исходя из складывающейся практики потребления и движения капитала.

Каждый из этих этапов требует более детальных пояснений.

Прогноз потребности в инвестиционных ресурсах

Такое прогнозирование может быть востребовано в трех ситуациях:

  • при строительстве и запуске нового предприятия;
  • при покупке действующего имущественного комплекса, используемого в коммерческих целях;
  • при определении рыночной стоимости действующего субъекта хозяйствования.

В первом случае в основу численной оценки потребности в инвестиционных ресурсах закладывается смета строительно-монтажных работ, фактические затраты, скорректированные на уровень инфляции, и удельные капиталовложения на единицу мощности.

Формула расчета элементарна:

КВ = КУД * М + П, где

КВ – искомые потребности в капиталовложениях,
КУД – удельные капиталовложения,
М – единица мощности,
П – прочие затраты.

По мере завершения строительства к полученным результатам придется присовокуплять оборотные активы вновь создаваемого предприятия.

Во втором случае рассчитывается чистая балансовая стоимость компании посредством вычитания общего объема ее обязательств из ее балансовой стоимости либо же за основу принимается рыночная стоимость предприятия.

В третьем случае стоимость дополнительных инвестиций рассчитывается по формуле:

Pi – стоимость i-го вида оборудования,
Kt – коэффициент транспонирования (варьируется в пределах от 1,08 до 1,25).

Определение стоимости инвестиционных ресурсов

Для получения численных оценок стоимости привлекаемых инвестиционных ресурсов используется комплекс формул. Анализ получаемых с их помощью результатов позволяет выработать наиболее эффективные инвестиционные решения.

Первая в этом ряду – формула определения цены (стоимости) капитала, которая отражает долю расходов, направляемых на приобретение некоторого объема финансовых ресурсов, в общем объеме ресурсов. Этот показатель выражается в процентах.

Показатель стоимости капитала используется для расчета средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на основе анализа различных источников инвестиций. Влиять на этот показатель напрямую практически невозможно. Он определяется текущей конъюнктурой рынка.

На практике математической оценке подлежит каждый источник финансирования инвестиций. Для разных источников могут применяться различные формулы. К примеру, для оценки облигаций предприятия или же банковских ссуд применяется следующая формула:

P – искомая цена источника инвестиций,
iδ – банковская процентная ставка,
iН – ставка налога на прибыль.

Стоимость корпоративной облигации примерно равна выплачиваемому по ней проценту. Нарицательная стоимость выпущенной компанией облигации может несколько разниться от цены ее реализации.

Поскольку размещение облигационного займа предполагает некоторые издержки со стороны эмитента, общий объем займа всегда превышает размер сумм, причитающихся последнему вследствие такого размещения.

Для расчета стоимости привилегированных акций применяется элементарная формула:

КПА = (Д * N) / PПА, где

КПА – текущая цена привилегированной акции,
Д – размер дивидендных выплат в денежной форме,
N – объем эмиссии (число акций),
PПА – рыночная стоимость привилегированной акции.

Эта же формула пригодна для оценки любых активов, предполагающих выплату заранее известного (фиксированного) дохода — тех же облигаций, например, или банковских депозитов.

Получив численные значения по каждому источнику финансирования инвестиций, можно оценить средневзвешенную стоимость капитала по уже известной нам формуле:

ri – норма прибыли (желаемая доходность),
di – удельный вес инвестиционного ресурса из i-го источника.

Движение и потребление инвестиционных ресурсов

Инвестиционные ресурсы предприятия пребывают в постоянном движении. Контроль за этим процессом – первейшая обязанность ключевых менеджеров, ответственных за реализацию инвестиционной политики компании.

В противном случае потребление инвестиционных ресурсов приобретает неконтролируемых характер, а эффективность их использования неуклонно стремится к нулю.

Потребление и движение инвестиций называют оборотом. В упрощенном виде он выглядит следующим образом:

[1]. Ресурсы могут преобразовываться во вложения, которые применяются для получения прибыли. Этот процесс называют инвестиционной деятельностью, поскольку «обездвиженные» денежные или другие средства сами по себе не приводят к получению прибыли.

[2]. Предпринимательская деятельность предусматривает распределение доходов на потребление и накопление, после чего проводится оценка полученных результатов.

Оценка должна проводится на основе конкретных производственных результатов: объема выпущенной и реализованной продукции, ее реальной конкурентоспособности на отраслевых и смежных рынках и так далее.

Движение и потребление используемых инвестиций должно контролироваться и непрестанно оптимизироваться, в первую очередь – за счет оптимизации соотношения заемных и собственных источников соответствующих ресурсов.

Процесс оптимизации структуры соответствующих источников финансирования подразумевает (1) финансовый анализ капитала компании, (2) максимизацию рентабельности собственного капитала, (3) максимизацию стоимости капитала и (4) минимизацию рисков.

Источник

Оцените статью