- Экономическая эффективность иностранных инвестиций
- ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
- Эффективность прямых иностранных инвестиций Тихонова Валентина Георгиевна
- Эффективность в неоклассических и неокейнсилнских теориях международного движения капитала
- Теории прямых иностранных инвестиций
- Эффективность деятельности предприятий с иностранными инвестициями
- Важнейшие факторы, влияющие на эффективность ПИИ
Экономическая эффективность иностранных инвестиций
При осуществлении инвестиций необходимо оценивать их эффективность. Экономическая эффективность инвестиций оценивается путём сравнения предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Эти показатели относятся к разным периодам времени, важной задачей оценки эффективности инвестиций является прямая сопоставимость этих показателей.
Определение экономической эффективности иностранных инвестиций производят на основе содержательного анализа следующих показателей: срок окупаемости инвестиций; годовая и среднегодовая рентабельность инвестиций; учётная норма прибыли; чистая текущая стоимость; внутренняя норма рентабельности инвестиций.
Срок окупаемости инвестиций — это время, необходимое инвестору для возмещения суммы его первоначально вложенного капитала; определяется как отношение суммы вложенного капитала к величине чистой прибыли (то есть прибыли, остающейся после уплаты налогов), полученной от данных инвестиций:
где Ток — срок окупаемости; К — сумма инвестиций; П — чистая прибыль.
Чем меньше срок окупаемости, тем эффективнее вложение капитала.
Годовая рентабельность инвестиций оценивается процентным отношением чистой прибыли t-го года к сумме инвестиций. Целесообразно использовать значение чистой прибыли с добавлением к ней суммы амортизационных отчислений t-го года, так как амортизационные отчисления остаются в распоряжении инвестора а, по существу, представляют собой часть его чистой прибыли, предназначенной к реинвестированию.
где РТ — рентабельность инвестиций в году t; ПТ — чистая прибыль в году t; АТ — амортизационное отчисление в году t; К — сумма инвестиций.
Если вложение капитала осуществляется в течение определённого периода (например, периода от создания объекта до его функционирования), то определяют среднегодовую рентабельность инвестиций:
,
где Рt — среднегодовая рентабельность инвестиций; Т — число лет расчётного периода.
Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее вложение капитала.
Учётная норма прибыли оценивает рентабельность сравнением суммы инвестиций с будущей годовой суммой чистой прибыли.
где У — учётная норма прибыли; П — чистая прибыль; А — годовая сумма обесценивания капитала (равна годовой сумме амортизационных отчислений); К — сумма инвестиций.
Чем больше учётная норма прибыли, тем эффективнее вложение капитала.
Чистая текущая стоимость представляет собой разницу между текущей стоимостью будущего денежного источника (притока денежных средств) и суммой первоначального вложения капитала. Таким образом, текущая стоимость — это стоимость будущих доходов или расходов в текущих ценах.
где И — чистая текущая стоимость; С — текущая стоимость будущего денежного потока; К — сумма инвестиций.
,
где D — средний доход, планируемый к получению за 1 год; n — коэффициент дисконтирования (норма доходности, процентная (учётная) ставка), доли единицы; Т — общее число лет, — дисконтирующий множитель.
Инвестиция является эффективной, если величина чистой текущей стоимости положительная.
Внутренняя норма рентабельности инвестиций характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определённом интервале времени после их вложения. Внутренняя норма рентабельности определяется как ставка процента, который уравнивает сумму первоначальных инвестиций с текущей стоимостью будущего денежного потока: К = С или И = 0, то есть
К = D
Инвестиции являются эффективными, если внутренняя норма рентабельности инвестиций выше, чем стоимость капитала (коэффициент дисконтирования, процентная ставка).
Источник
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Необходимым условием развития современной экономики является высокая инвестиционная активность, в связи с чем важную роль как на макро-, так и на микро- уровне играют иностранные инвестиции.
Инвестиции предполагают дополнительные средства и возможности для основания, развития и поддержания деятельности организации. Так, увеличение количества выпускаемой продукции (услуг), улучшение ее качества, найм высококвалифицированных сотрудников, приобретение инновационных методов производства товаров — это и многое другое, способствует увеличению спроса на продукцию данного производителя, тем самым порождается конкуренция, что позволяет увеличить качество и доступность товара или услуги на рынке.
Также инвестиции позволяют конкурировать не только с отечественной продукцией, но и с импортной, тем самым позволяя стране быть более самодостаточной, что в нынешней мировой ситуации — крайне важно. Амортизационные отчисления и отечественные инвестиции не способны «утолить» инвестиционный голод, сложившийся в России на современном этапе (48,2 % износа основных фондов на 2013 год). Именно это прежде всего обуславливает необходимость привлечения иностранных инвестиций.
Прежде чем рассматривать сложившуюся ситуацию с притоком иностранных инвестиций в России и в мире, необходимо понимать, что представляют собой прямые иностранные инвестиции, а также какими нормативно-правовыми актами они регламентируются.
В Российской Федерации основным законом, регулирующим иностранные инвестиции является Федеральный Закон №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные права и гарантии иностранных инвесторов на инвестиции, получение от них прибыли и дохода, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Согласно определению, данному в законе иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Также в законе определено понятие прямой иностранной инвестиции — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) некоторого оборудования [1].
Прямые иностранные инвестиции играют значимую роль в экономике любого государства – Россия не исключение. На сегодняшний день проблема с привлечением иностранных инвестиций крайне опасна и поиск решения наиболее актуален, поскольку объем прямых иностранных инвестиций в 2014 году в Россию снизился на 70% (до 19 млрд. дол. США), что освещено в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
В качестве возможных причин выхода России из десятки лидеров по привлечению иностранных инвестиций, участники конференции выделяют, прежде всего, экономические санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики.
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации представлен в таблице 1 [2].
Таблица 1.
Объем ПИИ в РФ
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Миллионов долларов | 74 783 | 36 583 | 43 168 | 55 084 | 50 588 | 79 262 |
Действительно, большая часть нефте- газовых инвесторов отказалась либо заморозила свои инвестиционные проекты, в связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире в целом и вокруг России в частности. Однако, рассматривая возможные причины снижения объема инвестиций в Российскую Федерацию, следует учитывать не только негативные события 2014 года, но и положительные – 2013, а именно рост объема иностранных инвестиций, за счет того, что значительная часть иностранных инвестиций была получена за счет сделки «Роснефти» по ТНК-BP, также упадок объема зарубежных инвестиций вызван окончанием масштабных строек и крупных инвестиционных проектов.
По мнению управляющего активами УК «Фонд Магута» Платона Магуты, снижение объема инвестиций в Россию по большей части обусловлено, не только геополитическим фактором, но и негативной макроэкономической конъюнктурой в стране, структурными проблемами, а, главным образом, оттоком капитала из развивающихся рынков. Стабилизация ситуации в лучшем случае может произойти во второй половине 2015, а в худшем в конце 2016 года. Его мнение основывается с учетом инвестиционной активности ожидаемой к 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу в РФ, а так же подачи газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири».
Исходя из этого можно сказать, что на данном этапе инвесторы ожидают стабилизации ситуации на мировой арене с целью снижения рискованности вложения средств в Российскую экономику и максимизации прибыли своих вложений.
В 2011 году исследование, проведенное аудиторской консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг» заключила, что Россия привлекательна для инвесторов перманентно растущим внутренним рынком. В этом исследовании участвовало 205 руководителей международных компаний, 70% которых оценило Россию, как достаточно инвестиционно привлекательную страну, а 30% и вовсе признали ее как очень привлекательную, что является высоким результатом. Также в ходе этого исследования были выделены факторы, благотворно влияющие на инвестиционную привлекательность РФ:
— доступная рабочая сила;
— развитая и совершенствующаяся логистическая сеть;
— возможности для роста производительности деятельности существующих предприятий [3].
Однако, следует отметить ряд негативных факторов, отталкивающих зарубежных инвесторов:
— забюрократизированность (как одну из важнейших причин ее выделяет 25% зарубежных инвесторов);
— крайне высокий уровень коррупции в стране (21%);
— недостаточное количество международных проектов (20%).
В качестве современных актуальных проблем привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, респондентами так же были выделены:
— жесткое регулирование (6%);
— сложность лицензирования (8%);
— работа на внутреннем рынке (10%).
Исходя из выделенных проблем, можно обозначить очевидные и вполне логичные меры, применение которых будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций [4].
В первую очередь необходимо:
— повышение эффективности законодательства в сфере борьбы с коррупцией;
— упрощение административных процедур в процессе создания и деятельности предприятий;
— создание прозрачности в системе государственного регулирования предпринимательства;
— выход на внешние рынки.
Таким образом, подводя итог, прежде всего, следует отметить острую необходимость прямых иностранных инвестиций для экономики России. Создавшаяся достаточно непростая геополитическая ситуация в мире самым непосредственным образом влияет на мировую экономику (и Россия здесь не исключение) и тормозит ее развитие. Это нельзя не учитывать при исследовании проблем поступивших вложений иностранных инвесторов и их будущих перспектив, однако также нельзя утверждать, что сложившаяся ситуация в Российской Федерации в полной мере связана лишь с экономическими санкциями. Для увеличения, а может и приумножения прямых иностранных инвестиций в Российскую экономику, прежде всего, следует решить проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью страны. По мере упразднения всевозможных барьеров и улучшения инвестиционного климата положение российской экономики начнет меняться в лучшую сторону.
Список литературы:
- Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.19991 // СПС КонсультантПлюс.
- Доклад Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD [Электронный ресурс]: // UNCTAD URL: (дата обращения: 18.02.2015).
- Кандалинцев В.Г. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций // Восточная аналитика. — 2012. — № 3.
- Коломыц О.Н. Прямые иностранные инвестиции как необходимое условие модернизации российской экономики // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – 2-3(33). – С. 41-42.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ» description=»Прямые иностранные инвестиции являются ключевым элементом в международной экономической интеграции, поскольку именно с их помощью создаются прямые, стабильные и длительные связей между экономиками разных стран. В связи с чем авторами обоснована важность и необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций для развития всех уровней экономики.» author=»Коломыц Оксана Николаевна, Самойлин Вадим Александрович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Источник
Эффективность прямых иностранных инвестиций Тихонова Валентина Георгиевна
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Тихонова Валентина Георгиевна. Эффективность прямых иностранных инвестиций : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.01 : М., 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-8/4277
Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретические подходы к определению эффективности иностранных инвестиций 10
1.1. Эффективность в неоклассических и неокейнсилнских теориях международного движения капитала 11
1.2. Теории прямых иностранных инвестиций 19
1.3. Теоретические подходы к оценке эффективности иностранных инвестиций 35
Глава 2. Методы оценки эффективности иностранных инвестиций 47
2.1. Эффективность деятельности предприятий с иностранными инвестициями 47
2.2. Народнохозяйственная эффективность ПИИ для принимающей экономики 54
Глава 3. Элементы системы оценки эффективности иностранных инвестиций в России 62
3.1. Важнейшие факторы, влияющие на эффективность ПИИ 62
3.2. Динамика, объем и структура ПИИ 99
3.3. Анализ положительных эффектов от ПИИ 112
3.2.1. Прямые эффекты 114
3.2.2. Косвенные эффекты 136
3.4. Отрицательные эффекты и издержки 152
3.5. Оценка эффективности 161
Список использованной литературы 170
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В течение 90-х годов иностранные инвестиции стали одним из самых значимых проявлений глобализации мировой экономики, отражающих участие той или иной страны в мировых процессах воспроизводства. Одним из распространенных утверждений оказался тезис об их исключительно положительной роли. Однако в настоящий момент известно, что лишь небольшое количество развивающихся стран пользуются преимуществами иностранного инвестирования. А некоторые развитые страны и территории (Япония) и передовые развивающиеся (Южная Корея, Тайвань) законодательно ограничивают деятельность зарубежных инвесторов на своей территории. Поэтому среди и теоретиков, и практиков имеет место неоднозначное отношение к иностранным инвестициям.
В конце 1980-х годов Россия и другие страны бывшего Советского Союза открыли свои границы для притока иностранного капитала. В настоящий момент Россия . и страны ближнего зарубежья накопили значительный опыт в области привлечения и регулирования иностранных инвестиций, который несколько отличается от опыта развитых и развивающихся стран темпами и условиями происходивших в них изменений.
Сегодня Россия является активной участницей на международном рынке капиталов. Однако, несмотря на значительный инвестиционный потенциал, страна смогла привлечь небольшой объем иностранных инвестиций. Доля накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП в 2003г. составила 12,1%, тогда как в Чехии этот показатель равен 48%, в Венгрии -51,8%, в Китае — 35,6%, а в целом по миру — 22,9%1. Первоначальные надежды, возлагавшиеся на зарубежных инвесторов в России, не оправдались, что стало одним из факторов возникновения противоположного мнения как среди ученых, так и среди политиков о том, что привлечение дополнительных ресурсов из-за рубежа не является необходимым, а кризисное положение в экономике можно преодолеть самостоятельно.
Необходимость расширения инвестиционных ресурсов, в том числе за счет более активного привлечения иностранных инвестиций, для ускорения экономического роста в настоящий момент не вызывает сомнений. Ключевая проблема заключается в повышении эффективности использования инвестиций. Эффективное применение ограниченных средств — важное условие экономического развития. В этой связи необходимо отметить, что эффективность национальных и иностранных инвестиций для принимающей страны различается. Иностранные инвестиции в экономике занимают положение, дополняющее национальный капитал. Возникновение иностранного сектора предопределяет необходимость решения задачи его гармоничного включения в национальную экономику.
Воздействие на страну иностранных инвестиций невозможно трактовать однозначно. Тем более что в условиях переходной экономики иностранные инвестиции приобретают еще ряд важных функций, а также сопровождаются некоторыми издержками, связанными с развитием диспропорциональной структуры экономики. Наибольший эффект имеют ПИИ, представляющие собой «»пакет», включающий капитал, управленческие навыки и технические знания» . Портфельные и прочие инвестиции впоследствии также могут сопровождаться передачей знаний, но это не является обязательным.
Воздействие иностранных инвестиций чаще всего рассматривается в рамках объема притока ПИИ. Однако такой подход не может дать полного ответа на вопрос о влиянии иностранных инвестиций на принимающую экономику. При ограниченном притоке капитала в Россию, предприятия с иностранными инвестициями стали важным фактором экономического и политического развития, с которым на сегодняшний день уже нельзя не считаться. Для дальнейшего развития и продолжения преобразований необходимо проанализировать опыт последних десяти лет, определить сложились ли условия для эффективного использования иностранного капитала, и что определяет эти условия.
Теоретическая актуальность темы исследования обусловлена тем, что фактически все страны мира стоят перед дилеммой, связанной с двойственным характером ПИИ, характеризующимся наличием положительного и отрицательного воздействия ПИИ на экономику принимающей страны. Наличие эффектов, положительно влияющих на экономическое развитие, не нивелирует тот факт, что иностранные инвесторы прежде всего преследуют свои цели, которые могут не совпадать с национальными. В диссертации рассматриваются факторы, влияющие на эффективность ПИИ, и преобразующие положительный эффект в отрицательный.
Степень разработанности темы. Теоретической и методологической базой данной работы стал обширный научный и практический материал по вопросам инвестиционного климата, положительных и отрицательных эффектов от ПИИ, экономической безопасности и ПИИ. При разработке системы оценки эффективности автором использовались труды отечественных и зарубежных авторов (Т.С. Хачатурова, В. Леонтьева, Р. Харрода, Ф. Махлупа, И.П. Фаминского и др.).
В микроэкономической теории эффективность рассматривается с точки зрения распределения капитала (аллокативная эффективность). Настоящее исследование посвящено изучению эффективности, связанной как с размещением капитала, так и с социальной эффективностью такого размещения, что включает в себя благотворное воздействие на национальную экономику и внешние эффекты от инвестиций, в частности передача технологий и управленческого опыта.
В своей работе автор опирался на результаты исследований зарубежных ученых по вопросам эффектов и способов влияния ПИИ на принимающую экономику (М. Бломстром, А. Кокко, С. Лолл, Р. Е. Липсей, Р. Финдлей, Р. Верной). Важную роль при формировании системы эффективности сыграли теоретические исследования классиков теорий ПИИ и транснациональных корпораций Дж. Даннинга, Ч. Киндлебергера, К. Кодзимы, П. Бакли, М. Кассона, М.Портера, исследовавших вопросы, связанные с причинами перемещения капитала в ту или иную страну.
При освещении факторов, влияющих на эффективность, автор использовал работы Е.В. Балацкого, Е.В. Гнилитской, А.А. Головниной, В.М. Грибанича, Л. Григорьева, Р.И. Зименкова, СМ. Кадачникова, Н.Ю. Мелентьевой, П. Мозиаса, В.П. Серегина, В. Стародубровского, П. Фишера, А.В. Чистова, Е.Д. Халевинской, О.В. Хмыз, К.А. Хубиева и др. Были использованы также исследования иностранных авторов, анализирующих инвестиционный климат в переходных экономиках и детерминанты привлечения ПИИ (С. Эстрин, С. Р. Шиле, А. Беван, К. Карстен, Ф. Тоубал, Н. Фабри, Л. Гроган, М. Лансбари), а также результаты воздействия ПИИ на принимающую переходную экономику (Н.Ф. Кампос, И. Киношита, Л. Кркоска3).
Информационной базой исследования послужили статистические материалы, документы и публикации международных экономических организаций: ООН и региональных комиссий, ОЭСР, МВФ, ВТО, ВБ, ЕБРР и др., министерств и ведомств РФ, а также ряда специализированных зарубежных информационно-аналитических агентств: Economist Intelligence Unit. Были использованы материалы крупнейших консалтинговых компаний.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проведенных как иностранными, так и национальными учеными, вопрос о влиянии ПИИ и об их эффективности для принимающей экономики продолжает оставаться открытым. Особое значение данная проблема приобретает в России. Неопределенность в оценках деятельности иностранных инвесторов, связанная с недостаточностью разработки вопросов государственного регулирования их деятельности, а также необходимость комплексного анализа результатов их работы в стране предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является анализ привлеченных ПИИ и деятельности предприятий с иностранными инвестициями в России с точки зрения эффективности их использования и влияния на национальные предприятия и экономику страны в целом. В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи:
? проанализировать существующие теоретические и концептуальные подходы к исследованию ПИИ их эффективности;
? выделить основные элементы системы оценки эффективности ПИИ и структурировать их согласно взаимосвязям и критериям;
? предложить метод оценки эффективности иностранных инвестиций в России, учитывающий положительные и отрицательные эффекты;
? выявить основные тенденции в динамике иностранных инвестиций в России, а также причинно-следственную связь их проявления;
? определить основные факторы, влияющие на эффективность и приток иностранных инвестиций в российской экономике;
? исследовать существующие методы оценки эффектов от ПИИ и дать анализ прямых и косвенных эффектов, имеющихся в России.
Объектом исследования является приток и накопленные объемы ПИИ в Российской Федерации, результаты деятельности иностранных предприятий. Предмет исследования — эффективность иностранных инвестиций с точки зрения принимающей страны.
Методология исследования базируется на принципах системного анализа эффективности прямых иностранных инвестиций, с использованием таких методов исследования как наблюдение, сравнение, синтез, анализ. Позиции автора основываются на положениях теорий, объясняющих природу ПИИ, в которых учитываются специфические особенности экономики стран-реципиентов. В качестве теоретической основы используются разработки и концепции по вопросам эффективности, предложенные в работах отечественных и зарубежных авторов.
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке системного подхода к определению эффективности ПИИ. Наиболее важные результаты, полученные в ходе исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Раскрыто понятие эффективности, используемое для оценки иностранных инвестиций с позиции принимающей страны на макроэкономическом уровне, как соотношение положительных и отрицательных эффектов от ПИИ в рамках существующего инвестиционного климата. Проведена систематизация элементов, определяющих эффективность ПИИ, по структурно-функциональному принципу, на основе которой предложен метод оценки эффективности.
2. Выделены два генеральных критерия — сравнительный и народнохозяйственный — что позволит решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, оценить соответствие объемов, направлений использования, отраслевого и регионального распределения ПИИ интересам принимающей страны и, во-вторых, определить масштабы положительных эффектов от ПИИ.
3. В характеристике инвестиционного климата выделены существенные элементы: объективные детерминанты принимающей страны; государственная политика; методы стимулирования и ограничения; специальные организации, регулирующие и привлекающие ПИИ; способы вхождения иностранного предприятия в экономику принимающей страны. Раскрыт механизм их влияния на эффективность ПИИ в российской экономике, состоящий в воздействии на масштабы и направление изменения эффекта от ПИИ на принимающую экономику.
4. Выявлен новый этап влияния ПИИ в экономике России, особенность которого состоит в том, что предприятия с иностранными инвестициями начинают оказывать определяющее воздействие на развитие ряда отраслей. Практическая значимость работы состоит в применении полученных результатов в последующих исследованиях, имеющих целью уточнить на базе более длинных временных рядов взаимосвязи между элементами системы. Основные положения могут быть применены для осуществления анализа эффективности использования ПИИ с точки зрения принимающей страны. Полученные результаты и выводы могут быть учтены при разработке государственной политики в отношении привлечения и использования ПИИ. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в преподавании ряда экономических дисциплин.
Апробация работы и публикации по теме диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях Ломоносовские чтения в Московском государственном университете (Москва, 2003,2004,2005 годы).
Эффективность в неоклассических и неокейнсилнских теориях международного движения капитала
В зарубежных исследованиях проблема иностранных инвестиций раскрывается в рамках общей теории инвестиций, теорий экономического роста и теорий международного движения капитала. Теории инвестиций, разработанные У. Шарпом, Л. Дж. Гитманом рассматривают инвестиции, обращающиеся на фондовом рынке. Основной причиной инвестирования в иностранные ценные бумаги является необходимость дополнительной диверсификации портфеля. Финансовые инвестиции, как отмечает У. Шарп, в значительной степени способствуют росту реальных инвестиций. С позиций эффектов финансовые инвестиции могут впоследствии сопровождаться реальными инвестициями, например, при приобретении иностранным инвестором контрольного пакета. Однако финансовые инвестиции требуют развитого рынка ценных бумаг. В настоящих условиях зарождающего финансового рынка объемы привлекаемых инвестиций в Россию посредством финансовых инструментов очень малы.
Наибольший интерес представляют неоклассические и неокейнсианские направления теорий экономического роста и международного движения капитала. Именно в их рамках впоследствии были разработаны основные теории ПИИ. В них также были сделаны попытки дать определение эффективности иностранных инвестиций.
Для неоклассического направления характерен микроэкономический анализ инвестиций. Оно предполагает условия равновесия, вытекающие из предельной производительности факторов производства — капитала, труда и земли.
В рамках чистой теории международной торговли, хорошо известной как теория Хекшера-Олина, были исследованы основные причины перелива капитала. Теория исходит из следующих основных предпосылок: наличие рынков совершенной конкуренции и одинаковых производственных функций в двух странах. Соответственно международное движение капитала происходит в результате установления различных процентных ставок. Исходя из оптимизационного поведения контрагентов — получение максимальных эффектов при минимальных затратах, эффективным для фирмы становится инвестирование в другую страну. Более высокие процентные ставки в другой стране позволят контрагенту получить большую прибыль.
С другой стороны, движение капитала воздействует и на страны экспортеры и импортеры капитала. Они обосновывают движение капитала выгодами, которые получают экспортеры и импортеры капитала. Эти выгоды рассматриваются с позиций влияния иностранного инвестирования на ВНП и рост сбережений в стране-импортере. При этом неоклассическая трактовка признает лишь косвенное воздействие иностранного капитала на национальную экономику5.
Для неоклассического подхода свойственен ряд характерных черт6: анализ инвестиций как комбинации факторов, взаимодействие между которыми определяется технологическими закономерностями на уровне отрасли и фирмы; исходным пунктом анализа является оптимизационное поведение экономических агентов при наличии различного рода ограничений; при этом формируется целевая функция агентов.
В рамках неоклассического подхода широкое распространение нашла теория гармонии интересов. Согласно этой теории, иностранный капитал способствует как общему увеличению ВНП в стране-реципиенте, так и росту стоимости тех частей ВНП, которые достаются таким факторам производства, как местный капитал, труд и земля. Однако необходимо придерживаться оптимального объема экспорта капитала, а также рационально сочетать разные формы вывоза .
Неоклассическая теория благосостояния базируется на трех основных компонентах: гармония интересов в обществе, необходимость максимизации индивидуального благосостояния для максимизации общественного и роль государства, как вместилища общественного благосостояния. Исходя из этих посылок, неоклассики делают базовое предположение, что иностранные инвестиции увеличивают доходы и общественное благосостояние.
Важным для анализа эффективности является использование неоклассиками предельных величин, применение которых позволяет сделать вывод о существовании критической величины присутствия иностранного капитала в экономике, за которой иностранные инвестиции начинают оказывать тормозящее влияние на принимающую экономику . Необходимо отметить, что данная величина присутствия будет отличаться на различных уровнях: страны, отрасли, предприятия. Из такой трактовки также следует и понятие Парето-эффективности, но поскольку международный рынок капитала далек от такого состояния, анализ иностранных инвестиций с этих позиций затруднителен.
Представленные теории дают возможность сделать следующие важные для последующего анализа выводы.
1. Иностранные инвестиции характеризуются наличием косвенного воздействия на экономику страны-реципиента. До появления теорий ПИИ прямые эффекты отрицались. А поскольку иностранные инвестиции рассматривались в совокупности, возможные издержки, связанные с ними и возникающие у страны-импортера, не исследовались. Таким образом, сущностные характеристики иностранных инвестиций не выделялись, т.е. в общем, они приравнивались к национальным инвестициям. Важной заслугой неоклассиков является анализ внешних эффектов (экстерналий).
2. Продолжая неоклассическую традицию в рассмотрении взаимосвязи между индивидуальным и общественным благосостоянием, можно говорить о наличии такой взаимосвязи в показателях эффективности инвестиций.
3. Согласно теории общего экономического равновесия движение потоков капитала соответствует принципам аллокативной эффективности.
В рамках неоклассической теории международной торговли был также разработан макроэкономический подход к анализу международного движения капитала, начало которого было положено Г. Д. А. МакДугалом9. Он сделал вывод, что принимающая страна будет получать доходы от иностранных инвестиций главным образом посредством налогообложения доходов, полученных иностранцами, экономии от масштаба, внешней экономии.
Теории прямых иностранных инвестиций
С точки зрения эффективности инвестиций для принимающей страны наибольший интерес представляют ПИИ, поскольку именно они способны вызвать долгосрочные структурные эффекты. Эта особенность отражена в теориях транснациональных корпораций и ПИИ. Анализ основных теоретических положений и концепций позволяет определить их роль в экономике страны, а также оценить эффекты их деятельности на национальное хозяйство.
Теории прямых иностранных инвестиций начали возникать с конца 60-х годов. Одной из первых работ является исследование МакДугалла Г.Д.А. о выгодах и издержках иностранных частных инвестиций. Именно с этого периода начинают развиваться теории ПИИ. С тех пор они значительно изменили свой фокус. В 1960-х годах главным акцентом было сравнение экспорта с ПИИ, преобладали исследования с позиций неоклассической теории. 1970-е годы положили в основу анализа деятельности ТНК теорию фирмы, в рамках которой были выделены другие стратегические варианты: лицензирование, франчайзинг, субподряд. 1980-е годы высветили проблемы, связанные с процессами слияний и поглощений. В результате возникла проблема, связанная с выбором между созданием нового предприятия и поглощением, а также их влиянием на принимающую экономику. В это же время появился интерес к совместным предприятиям, что, в свою очередь, привлекло внимание к соглашениям о сотрудничестве. Вскоре последовало развитие теории «международного бизнеса». В 1990-х годах возросший интерес к роли ПИИ в переходных или отсталых экономиках стал причиной возвращения некоторых классических проблем 1960-х: стоимость ведения бизнеса за рубежом, важность «психологических различий» между странами.18 В последнее время большое внимание исследователями уделяется внешним эффектам от ПИИ, а также влиянию иностранных компаний на повышение общей производительности факторов.
В общих чертах традиционные подходы можно разделить на две группы: — макроэкономический подход, который объясняет международное движение капитала исходя из различий в структуре национальных экономик. Например, превышение в стране внутренних сбережений над внутренними инвестициями ведет к экспорту излишка. — подход, основанный на теории фирмы, который рассматривает деятельность транснациональной корпорации (ТНК), как естественное следствие роста фирмы. Необходимо отметить, что, исследуя деятельность ТНК, авторы подходили к оценке эффективности с точки зрения компании, непосредственно инвестирующей в ту или иную страну.
Несомненно, использование этих двух подходов для определения эффективности должно быть взаимодополняющим. Так естественное развитие корпорации во многом определяется, с одной стороны, государственной политикой и экономическим развитием страны пребывания материнской компании, с другой стороны, на направления ее развития влияют и параметры роста принимающих стран.
Теперь перейдем к рассмотрению основных теорий ТНК и ПИИ. Несмотря на то, что большинство теоретиков исходило из необходимости объяснить движение капитала, каждый из них рассматривал значимость прямого инвестирования для принимающей страны.
Основные концепции: модель «монополистических преимуществ» (С. Хаймер, Ч. Киндлебергер); модель «цикла жизни продукта» (Р. Верной), в рамках которой была разработана модель для развивающихся стран К. Акаматсу, названная «стая летящих диких гусей»; теория интернализации (П.. Бакли и М. Кассой); модель «валютного риска» (Р. Алибера); эклектическая модель Дж. Даннинга; модель конкурентных преимуществ стран М. Портера.
Модель «монополистических преимуществ» предполагает наличие у иностранных фирм преимущества перед местными. Такое преимущество обычно выражается в более совершенных технологиях, наличии патентов, эффективном управлении и т.п. Движение прямого иностранного капитала характерно для олигополистических фирм, которые используют несовершенства рынка для получения прибыли. Такие фирмы обычно выходят на рынок самостоятельно, они не заинтересованы в создании совместных предприятий.
Эффективность деятельности предприятий с иностранными инвестициями
В настоящее время нельзя дать однозначный ответ о необходимости использования ПИИ в экономике. Многие российские специалисты считают, что Россия вполне способна преодолеть инвестиционный кризис своими силами. Другие подходят к проблеме ПИИ со стороны масштабов их привлечения, делая увеличение притока ПИИ основной целью политики. Об этом можно судить даже по названию — Политика привлечения ПИИ. Но, по нашему мнению, вопрос о привлечении ПИИ необходимо рассмотреть с точки зрения эффективного для страны включения в международную экономику, более того, в мировую систему производства, а также с точки зрения развития внутренней экономики. Основное место в этой системе производства занимают ПИИ.
С наступлением эпохи глобализации понятие «иностранные» утрачивает свой смысл. Классическая торговля уступает место внутрикорпоративным связям, торговле и обмену. Важно, чтобы Россия в новом международном разделении труда заняла достойное место.
Именно государственная политика определяет эффективность использования ПИИ с точки зрения их оптимальной интеграции с национальной экономикой. Допуская развитие анклавных, «местечковых» инвестиций, государство превращает страну в источник ресурсов, определяемых традиционными детерминантами привлекательности. И только интеграция, а также взаимодействие образовавшегося иностранного сектора и национальных предприятий сделают Россию полноправным участником международных производственных отношений. Критерием качества включения является увеличение добавленной стоимости, произведенной в стране. Он характеризует технологичность и сложность производства в стране.
Однако, в настоящее время, можно говорить о преимущественно сборочном производстве в иностранном секторе.
Наибольшее значение понятие эффективности имеет для развивающихся стран и для стран со становящимися рынками. В развитых странах, как уже было отмечено, понятие «иностранный» давно перестало быть значимым. В первой же группе стран на фоне развития институтов, еще неокрепших национальных производителей эффекты как отрицательные, так и положительные будут существенно отличаться от тех, что возникают в развитых странах. В этой связи необходимо вьщелить и специфику стран Центральной и Восточной Европы и СНГ, определяемую существующей структурой экономики, развитым человеческим капиталом.
Для определения эффективности следует ответить на два вопроса: 1. являются ли предприятия с иностранными инвестициями более эффективными, чем национальные предприятия? 2. эффективны ли иностранные инвестиции для принимающей экономики?
Это необходимо для более полной оценки ПИИ. Помимо этого, для ответов на эти вопросы будут использоваться разные критерии эффективности, так как они направлены на раскрытие различных сторон. Однако и в том, и в другом случаях особенность заключается в том, что они рассматриваются в масштабах всей страны и с точки зрения страны. В сущности оба вопроса взаимосвязаны. Второй является неким суммарным результатом первого, но не является простой функцией от эффективностей иностранных предприятий, поскольку отражает в себе результаты косвенного воздействия и макроэкономические критерии. По сути, первый вопрос позволяет дать оценку эффективности самих предприятий, то есть коммерческой эффективности, с позиций принимающей страны, второй -оценку народнохозяйственной эффективности. Такой подход в целом совпадает с оценкой эффективности инвестиционного проекта, в которой рассчитывается общественная и коммерческая эффективность.
Первый вопрос, рассматриваемый в данном пункте, позволит рассмотреть деятельность организаций на территории страны. Это по существу обоснует необходимость привлечения ПИИ, а также позволит проводить дальнейшие оценки влияния иностранного сектора на принимающую экономику. Помимо этого, данная оценка позволит ответить еще на ряд вопросов. Одним из основных является обнаружение и анализ специфических преимуществ иностранного сектора.
Необходимо выделить основные параметры эффективности предприятий с иностранными инвестициями. Она будет отличаться от классического понимания из-за следующих свойств: рассмотрение эффективности с позиций принимающей страны, что, увеличивает количество показателей и расширяет сферу анализа до макроэкономических показателей, оценка включает в себя систему показателей, которая используется для сравнения с аналогичными данными для национальных предприятий. Такой подход удобен по двум причинам: во-первых, сравнение с показателями местных компаний позволит определить преимущества иностранных, во-вторых, наличие разрыва в показателях будет свидетельствовать о возможности существования косвенных эффектов от иностранных инвестиций, в-третьих, на базе сравнения можно будет более точно установить место и роль иностранного сектора в экономике принимающей страны.
Важнейшие факторы, влияющие на эффективность ПИИ
Возникновение положительных и отрицательных эффектов зависит от многих факторов, определяющих характеристики принимающей страны. Так одинаковый объем инвестиций в одну и ту же отрасль будет иметь разные последствия для экономик двух стран. Если рассмотреть три группы стран: развитые, развивающиеся и переходные, то даже динамика и структура ПИИ в этих группах сильно отличается. Данные факторы определяют не только объем потоков, но также масштабы и направления воздействия ПИИ.
В настоящее время в развитых странах определение «иностранные» постепенно исчезает. ПИИ становятся естественным и ожидаемым дополнением к национальным инвестициям. Исследования развивающихся стран представляют интерес с позиции влияния ПИИ на формирующуюся экономику. Необходимость выделения стран с переходной экономикой обусловлена спецификой их народного хозяйства и государственной политики. И, несмотря на то, что Россия и другие страны этой группы были признаны рыночными, а согласно классификации стран Международного валютного фонда, они включены в группу развивающихся стран64, в дальнейшем мы будем использовать термин «страны с переходной экономикой».
Объем привлеченных ПИИ, их качество и эффективность во многом определяются инвестиционным климатом. В наиболее общем виде инвестиционный климат (ИК) объединяет политические, социальные, организационно-правовые, экономические, географические и другие факторы, их гармоничное сочетание и прозрачность. Условно данную совокупность можно поделить на две группы: факторы, на которые непосредственно оказывает влияние государство (макроэкономические параметры, законодательный климат, налоговое бремя, различные стимулы и ограничения, административные барьеры и др.), и факторы, относящиеся к созданию благоприятного бизнес-климата, на которые государство может воздействовать только косвенно (деловая этика, ментальность населения, трудовая и бизнес культура, социальная стабильность и др.).
Обычно под оценкой инвестиционного климата подразумевают анализ двух компонентов: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал включает в себя обеспеченность страны трудовыми, сырьевыми ресурсами, их количество и качество, структуру экономики и уровень развития ее отраслей, структуру внешней торговли и сотрудничество с международными организациями и другими странами. Для оценки инвестиционного риска используют такие критерии, как: политическая, экономическая и социальная стабильность, развитость рынков капитала и др.
Общую оценку инвестиционного климата дают инвестиционные рейтинги. В настоящее время на исследованиях инвестиционной привлекательности специализируются крупнейшие экспертные агентства Moody s, Standard & Poor s, Fitch и другие, а также крупнейшие консалтинговые компании (например, А.Т. Kearney разработала доверительный индекс ПИИ). В России рейтинговым агентством Эксперт РА разработан рейтинг регионов. Рейтинги имеют большое значение для повышения привлекательности страны. Нельзя не отметить, что они включают в себя в значительной степени субъективный элемент. Тем не менее, инвестиционные рейтинги способствуют улучшению ожиданий инвесторов и способствуют увеличению уровня информированности среди потенциальных иностранных инвесторов.
Рейтинги России только в последнее 2 года стали повышаться. Экономическая и политическая ситуация в стране постепенно улучшается. Россия становится реальным конкурентом не только развивающимся странам, но и своим ближайшим соседям — странам Европейского союза. В 2003 г. по количеству проектов с иностранными инвестициями она вышла на пятое место среди европейских стран (109 проектов), обогнав такие страны с переходной экономикой, как Чехия и Венгрия. По данным опроса, проведенного компанией Ernst & Young среди руководителей 500 ведущих стран мира, Россия заняла 8-е место по привлекательности для иностранных инвестиций .
Большинство международных рейтинговых агентств подняли рейтинг России до инвестиционного уровня. На этот процесс уже не влияют отдельные случаи, как, например, дело ЮКОСа. 8 октября 2003 года Moody s присвоило России инвестиционный рейтинг. Через год 18 ноября 2004г. Fitch повысило суверенный рейтинг до инвестиционного уровня. Несколькими месяцами позднее, в январе 2005г. агентство Standard & Poor s также повысило суверенный кредитный рейтинг России. Тем не менее, аналитики отмечают, что, хотя данные изменения являются несомненно положительным явлением, на значительное увеличение объемов ПИИ не приходится рассчитывать. Например, по мнению Е. Ясина, Россия еще не достигла инвестиционного уровня. «Сегодня для иностранных инвесторов в России действительно, возможно, более благоприятная обстановка, но для российских она ухудшилась»66. Изменение рейтингов связано с повышением стабильности в стране и с общим улучшением макроэкономических показателей развития. В России данные тенденции не спровоцировали рост как национальных, так и иностранных инвестиций. Основной причиной продолжают оставаться административные барьеры на микро-уровне. Если крупный иностранный инвестор обычно напрямую сотрудничает с администрацией региона-реципиента, получая различные льготы, то для средних и малых фирм возникающие трудности становятся непреодолимыми.
Система инвестиционного климата включает в себя ряд основополагающих, по нашему мнению, элементов. Их значимость возрастает в условиях переходной экономики, поэтому их рассмотрение является наиболее существенным с точки зрения эффективности. Основной целью переходных экономик при привлечении ПИИ, как правило, является увеличение объемов, тогда как их качественные характеристики отодвигаются на второй план. В результате привлеченные ПИИ не являются эффективными для страны-реципиента с позиции соответствия выбранному направлению развития. Очевидно, что наиболее эффективная инвестиционная политика заключается в распределении ограниченных средств между областями, которые верно выбраны. Следствием такой политики станет мультипликативный эффект на остальную часть экономики. Исходя из этих соображений, были выбраны нижеописанные элементы.
Важную роль в процессе создания климата играет государство, его участие в международных отношениях, методы регулирования и контроля деятельности субъектов экономической деятельности. Основой государственной политики является законодательная база, определяющая «правила игры» как для местных, так и для иностранных инвесторов. Но наличие законодательства, отвечающего мировым стандартам, не является достаточным условием для создания благоприятного инвестиционного климата. Основная роль государственной политики в условиях трансформации — регулирование институциональных преобразований.
Источник