Фаберже мастер своего дела

Карл Фаберже. Ювелир Его Величества

30 мая 1846 года родился Петер Карл Фаберже, которого считают одним из самых выдающихся ювелиров в мире

Начало легенды

Действительно, в истории Карл Фаберже остаётся выдающимся ювелиром, но это хорошая легенда. На самом деле сам легендарный герой не изготовил ни одного шедевра. Но не будем забегать вперёд. Начнём всё по порядку. Настоящим ювелиром был Густав Фаберже, который открыл свой первый магазин в Санкт-Петербурге в 1842 году. Вот он был признанным знатоком дела, клиентов у него хватало с лихвой. Не хватало только сына, которому он мечтал передать своё дело по наследству. Мечты начали сбываться, когда в 1846 году у Фаберже родился первенец Петер Карл.


Первое яйцо Фаберже — «Курочка». Источник: https://24smi.org

Выбора папа ребёнку не оставил, и тот начал учиться ювелирному делу. Лучшие европейские специалисты делились с ним своим мастерством. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал новые технологии, знакомясь с мастерами, но главное – он подыскивал умельцев, которые в дальнейшем стали на него работать. Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. В 24 года молодой человек встал у руля отцовской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.

Справедливости ради отметим, что сам Карл Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.

Тем не менее он очень много времени проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а по совместительству набирался опыта у мастеров старой закалки.


Карл Фаберже. Источник: http://calendie.ru

Однажды Фаберже спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били – вот ничего и не вышло».

А вот в обществе сложилось совсем другое мнение. Все считали Фаберже очень талантливым художником. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.

Что появилось первым: курица или яйцо?

Первым появилось яйцо Фаберже. Накануне Пасхи император решил преподнести своей супруге, что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже и заказал пасхальное яйцо, ювелир, естественно, не отказался.

Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».

Читайте также:  Как не разориться открывая свое дело


Карл Фаберже и семья Николая II. Источник: http://calendie.ru

В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра – для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.

Были яйца в память об открытии Транссибирской магистрали, в честь 300-летия дома Романовых, «Наполеоновское». Внутри всякий раз был какой-то новый сюрприз. Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.

Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, – несколько лет.

Шедевры на поток

Сотрудничество с императорским двором весьма помогло Фаберже. Всё, что выходило из мастерских ювелира, получало высокую оценку, появились заказчики из-за рубежа. В фирме работало около 500 человек. Среди ювелиров были финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин – самородок, которого Карл привёз из Карелии.

Карл Фаберже добился того, что все его произведения – не просто драгоценности, а настоящие произведения искусства. Глава знаменитой фирмы не боялся экспериментировать, его мастера работали с камнями, которые считались «неювелирными», и не боялся критики.


Яйца Фаберже. Источник: https://24smi.org

Люди Фаберже работали с сотней оттенков. Они владели техникой гильоширования эмали, но никто, даже зная технологию, не мог повторить их шедевры.

Диапазон продукции компании Фаберже был огромен. Портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры… Все предметы стоили очень дорого. Но были и изделия массового производства. Например, в 1914 году свет увидела серия медных чарок.

Однако самыми известными произведениями ювелира так и остались пасхальные яйца. Сколько их осталось на сегодняшний день, не скажет никто. Только императорских пасхальных яиц осталось 54 штуки, а были ведь ещё и частные заказы.

Спрос на пасхальные яйца Фаберже не ослабевает до сих пор. На крупнейших мировых аукционах стоимость на них может колебаться от 8 до 24 млн долларов.

Закат славы

Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».


Карл Фаберже. Источник: http://calendie.ru

Революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Основную массу изделий и драгоценностей конфисковала новая власть, а потом за смешные цены распродавала их. Сам Фаберже смог сохранить только малую часть своих богатств, которую успел вывезти за границу. В 1918 году, опасаясь ареста, глава фирмы сначала бежит в Ригу, а затем в Германию. Все эти потрясения привели к печальному концу: в 1920 году Фаберже умирает от болезни сердца на 75-м году жизни.

Источник

Русский ювелир — мастер Фаберже, создавший Пасхальные яйца для императора! Гений, которого мало кто знает.

Когда произносят «Фаберже» возникает только одна ассоциация – это Россия! Удивительно, но не русский по рождению человек, прославил нашу страну!

Читайте также:  Идей создания своего дела

Сейчас меня интересует не история семьи Фаберже, хотя и о ней пару слов скажу, а те люди, кто работал в компании, ведь известно, что не все работы Фаберже выполнены им самим. Так почему бы, нам не знать имена тех мастеров, чьими шедеврами мы восторгаемся?

Отец Карла Фаберже, основатель компании, приехал в Санкт-Петербург в 1814 году. Здесь он становится учеником ювелира Андреаса Фердинанда Шпигеля. На обучение поступил в 1830 году, а вот мастером стал только в 1841 году.

Через год он уже открывает в центре Петербурга свой первый магазин. А через 4 года на свет появляется его сын Карл, тот самый известный российский ювелир, которого мы все сейчас знаем. Его полное имя Петер Карл Фаберже.

Карл главой компании стал в 1882 году. Его наставником в ювелирном искусстве был Хискиас Пендин. Именно он выполнял первые изделия фирмы Фаберже.

А вот, грандиозная известность к Фаберже пришла после московской выставки в 1882 году, где Карл представил копии ювелирных керченских изделий, на которые обратил внимание император Александр III.

Звание «Поставщик Высочайшего двора» Фаберже получил уже потом, за свои, ставшие легендарными, Пасхальные яйца.

Как император узнал об этих яйцах — сюрпризах?

В 1885 году Александр III получает от своего брата письмо, в котором тот рассказывает ему о драгоценном яйце, которое он увидел у Фаберже.

К слову сказать, его цена была 4151 рубль (примерно 1/10 от стоимости дома в Петербурге).

Император, который поддерживал русских зодчих (кстати, только благодаря ему мы имеем сейчас в Санкт-Петербурге богатейший Русский музей) распорядился приобрести это яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне.

С этого и началась история фирмы Фаберже…

Заказов у компании было огромное количество! И тогда основывают автономные мастерские, которые были независимы от фирмы, но обязаны были работать на неё, и только по её эскизам.

Самой первой была мастерская Вильгельма Реймера . Затем появилась мастерская Хольмстрема Августа-Вильгельма . Затем мастерская Эрика Августа Коллина.

Но, особое внимание мне бы хотелось уделить русскому мастеру. Его мастерская была одной из тех, кто работал на фирму Фаберже. Очень интересная судьба этого человека, которому мы обязаны многими творениям Фаберже, но вот имя его мало кто знает!

Источник

Русский король ювелиров. Русский ювелир королей

Ю велир по рождению — менеджер по призванию. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней. Унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот.

Обрусевшие французы Фаберже. Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции и отправился по свету. Изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров. На родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже. Воспитывал вкус на произведениях старых мастеров.

От семейного бизнеса до международного холдинга. В 26 лет ювелир взялся за дело отца. Пока коллеги творили в стиле ренессанс, рококо и ампир, Фаберже ударился в модерн. На выставках присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам. В итоге в многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой встал яркий талант.

Читайте также:  Как открыть фирму по установке счетчик

Судьбоносные вернисажи. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ получили золотую медаль, а их создатель — право ставить на изделия клеймо двуглавого орла. На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.

Революция в ювелирном деле. От стоимости материала к художественной ценности. «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», — говорил Фаберже. В произведениях искусства мастер использовал даже сталь и олово. А броши из карельской березы, в которые он вкраплял бриллианты, благодаря Фаберже вошли в моду.

«Фаберже — несравненный гений нашего времени». Столь лестно о мастере отзывалась Мария Федоровна в письме своей сестре — английской королеве Александре. Фаберже делал для императрицы знаменитые пасхальные яйца, которые она помнила еще по датскому детству. Форма яйца, сюрприз внутри, уникальность. Три составляющих — главная светская интрига каждого светлого праздника Пасхи в императорской семье.

«Левша Петербурга» или «певец изящных грез». Среди высокопарных эпитетов сам ювелир предпочитал емкое «поставщик Высочайшего двора». И двора не только российского. Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.

Императрице и горничной. Доступность. Один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена — в расчете на любой кошелек.

Драгоценная шутка. Не только изысканный вкус, но и чувство юмора отличали придворного ювелира. Уникальный натюрморт 1905 года — шутливый «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с горячительным напитком, закуска. Кирпич — из яшмы; желток — из янтаря; газета, рыба, мухи — из серебра; стакан и содержимое — из кварца. Прозаичный сюжет на выходе стал произведением искусства.

«Так жить нет смысла», — говорил Карл Фаберже после революции 1917 года. Советским правительством была продана в Великобританию и США большая часть уникальной коллекции. Придворный ювелир не пришелся ко двору новой власти и уехал с семьей в Швейцарию. Но заниматься любимым делом в Европе не получилось. Карл Густавович Фаберже умер в 1920 году и был похоронен в Каннах.

Возвращение в Россию. Музей Фаберже открылся в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга в 2013 году. Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи.

Источник

Оцените статью