Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:
— труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.
— процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.
В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:
1. Самообслуживание — формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.
2. хозяйственно-бытовой — этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы.
3. в природе — с помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию.
4. ручной — Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.
Организация детского труда
Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.
Дозирование занятий
Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.
Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.
Гигиенические условия
Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.
Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.
Оборудование и материалы
Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:
Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.
Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.
Организация трудовой деятельности детей среднего возраста Организации трудовой деятельности детей среднего возраста. Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к.
Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.
Консультация «Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста» (из личного опыта работы). Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность.
Обогащение словаря детей дошкоьного возраста в трудовой деятельности Саидова Г. И. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В трудовой деятельности г. Альметьевск, Россия Хороший словарный запас позволяет.
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.
Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.
Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста посредством организации наблюдений Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В раннем детстве.
Источник
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста
консультация на тему
Трудовая деятельность ребенка-дошкольника — важнейшее средство в формировании нравственных основ личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудовая деятельность ребенка
Подготовила: Доронина Ирина Геннадьевна
воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, — именно та необходимая деятельность ребенка – дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а так же уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Семья для ребенка – первая в его жизни общественная среда, эмоционально значимая, в которой формируется его личность; одновременно семья является и основным связующим звеном между ребенком и более широкой социальной средой. Поэтому семье и принадлежит решающая роль в воспитании человека и гражданина. Однако исполнение этой ответственной роли требует от взрослых членов семьи повышения педагогической культуры: знаний в область педагогики и психологии, практических умений, навыков, соответствующего отношения к делу воспитания.
Вместе с тем проведенные исследования и опыт практической работы доказывают хорошо известную закономерность: качество воспитания определяется не только структурой семьи, местом ее проживания, образованием родителей т.д., но прежде всего умением и желанием взрослых членов семьи руководить воспитанием своих детей, подавать положительный пример, чувствовать свою ответственность за них.
Одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями детского сада, — всемерное повышение педагогической активности родителей, методы и приемы формирования которой также освещаются в книге.
Основы нравственности вообще и трудолюбия в частности нельзя сформировать только словом, даже самым добрым, умным, и не всякий труд можно считать гарантом развития у ребенка истинного трудолюбия. Поэтому огромная роль в трудовом воспитании отводится способам организации и направленности деятельности дошкольника. И с этой точки зрения также необходимо единство подхода к проблемам воспитания трудолюбия родителей и воспитателей детского сада.
Трудовая деятельность помогает воспитывать важные нравственные качества: трудолюбие, начала ответственности, умение ставить цель и достигать ее, преодолевать встречающие препятствия, устанавливать взаимоотношения со сверстниками. В труде ребенок учится вовремя прийти на помощь товарищу, правильно оценивать результаты работы, самостоятельно организовывать деятельность, подчинять свои желания требованиях коллектива.
Основная задача трудового воспитания на ступени младшего дошкольного возраста – воспитание самостоятельности. С ней тесно связаны и другие задачи: воспитание положительного отношения к труду, желания работать, выполнение детьми несложных трудовых поручений взрослых (что-то принести, поднять, собрать, разложить). Выполнение трудовых поручений приучает детей целесообразно направлять усилия, слушаться старших. Результат деятельности, оцененный взрослым, вызывает у маленьких детей удовлетворение, они становятся увереннее в своих силах, постепенно начинают сами видеть, что нужно сделать (собрать игрушки, поднять уроненную вещь и т.д.).
К концу 4-го и на 5-м году жизни воспитатель может направлять совместную работу детей по уборке игрушек, уходу за комнатными растениями, а также совместную работу детей в саду, на огороде, в цветнике. При выполнении этих заданий формируются детские взаимоотношения, умение дружно работать, общими усилиями выполнять порученное дело, внимательно относится к сверстникам, помогать им.
В старшей и подготовительных группах трудовая деятельность развивается уже в более широком плане, при значительно возросших возможностях детей. Воспитатель должен предусмотреть разнообразную трудовую деятельность детей, наметить постепенное возрастание самоорганизации старших дошкольников в дежурствах, в работе на огороде и др. При этом следует помнить, что способность самоорганизации как важный показатель нравственного развития должна сочетаться с многими другими нравственными качествами: доброжелательностью, готовностью к взаимопомощи, взаимовыручкой, трудолюбием.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Основная задача, стоящая перед педагогами — воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения комфорта каждого ребенка.
Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления)
Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследований, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.
Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического питания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремится к созданию красивого.
Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а не интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У дошкольника формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка.
Источник