- Понятие и разработка обоснования инвестиций
- Факторы, подлежащие рассмотрению
- Экономическое обоснование
- Технико-экономическое обоснование
- Разработка инвестиционного обоснования
- При выделении средств федбюджета будет учитываться экспертное заключение по итогам оценки обоснования инвестиций
- Базовый элемент. Развитие института обоснования инвестиций как механизм повышения эффективности капитальных вложений в государственном секторе
- Базовый элемент
- Развитие института обоснования инвестиций как механизм повышения эффективности капитальных вложений в государственном секторе
Понятие и разработка обоснования инвестиций
Обоснование инвестиций – это процесс, направленный на разработку доказательств целесообразности осуществления капиталовложений. Традиционно он имеет экономические, финансовые и социальные аспекты.
Прежде чем сделать итоговый вывод о том, что рассматриваемые вложения необходимы, инвестор проводит анализ текущей ситуации в экономике, рассматривает основные макроэкономические показатели, разбирает технические сложности, оценивает уровень потенциальных рисков.
Факторы, подлежащие рассмотрению
Прежде всего необходимо понимать, что экономическое обоснование инвестиций для частного инвестора и компании всегда будет разниться. В последнем случае количество аспектов, которые следует проанализировать гораздо больше.
Факторы, подлежащие обязательному рассмотрению для частного инвестора:
- цели инвестирования;
- фактические условия вложений.
Помимо перечисленных аспектов, руководство предприятия или компании также рассматривает:
- инвестиционную политику и стратегию развития;
- достаточность производственных ресурсов и мощностей предприятия для реализации конкретного проекта;
- изучение рынка на предмет того насколько будет востребованы запланированные к выпуску товары;
- достаточность квалификации сотрудников компании.
Экономическое обоснование
Процесс экономического обоснования инвестиций находится в непосредственной зависимости от предполагаемого объема вложений. Чем больше они планируются, тем более глубоким и тщательным должен быть производимый анализ, а также оценка объекта инвестирования.
Подобная аналитическая работа имеет своей задачей оценить существующее финансовое состояние предприятия. В ходе таких мероприятий формируется бюджет инвестиционного проекта. Также немаловажную роль играет определение источников финансирования будущих вложений. Результатом всех этих изысканий становится принятие окончательного решения по инвестициям.
В основе экономического обоснования вложений всегда лежат инвестиционная политика и стратегия развития компании. Обязательным является создание расчета по ее финансовой устойчивости. Дополнительно оцениваются инвестиционные риски и окупаемость вложений.
Технико-экономическое обоснование
Современный уровень развития науки и техники подразумевает создание технико-экономического обоснования крупных капиталовложений.
До принятия окончательного решения нужно провести оценку всех производственных факторов на предприятии. Ревизии подлежат материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Особенность подобного анализа является среднесрочный и долгосрочный горизонт планирования.
Такое обоснование призвано выявить возможность успешной реализации инвестиционного проекта на предприятии при условии минимизации производственных и маркетинговых издержек.
Разработка инвестиционного обоснования
Зачастую разработка обоснования инвестиций может составлять от 5 до 10% от совокупных затрат инвестора. Такие существенные расходы связаны с тем, что обоснование инвестиций представляет собой объемный документ, к формированию которого зачастую могут привлекаться сторонние высококвалифицированные кадры.
Ниже будет приведена примерная структура подобного документа. Естественно, необходимо понимать, что в каждом конкретном случае состав данного документа может достаточно существенно видоизменяться.
Обоснование инвестиций.
- Оглавление.
- Резюмирующая часть инвестиционного проекта.
- Отраслевая специфика и состояние рынка.
- Основная цель инвестиционного проекта.
- Анализ финансового, производственного и кадрового потенциала предприятия.
- Прогноз и динамика развития рынка.
- Управление и команда проекта.
- Оценка потенциальной прибыльности и окупаемости проекта.
- Анализ потенциальных рисков.
Только после проведения всех описанных выше исследований инвестор может приступать к реализации запланированных инвестиций.
Источник
При выделении средств федбюджета будет учитываться экспертное заключение по итогам оценки обоснования инвестиций
Такое заявление сделал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в ходе своего выступления на II Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы», где он подвел итоги деятельности Главгосэкспертизы за 2017-2018 годы и обозначил основные направления развития института строительной экспертизы.
Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных (принципиальных) проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (с использованием для этих целей НЦС и стоимости проектов-аналогов) и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями. Введение этого института обеспечит значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.
Уже закреплен нормативно порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов одновременно на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Новые изменения в законодательство, работа над которыми идет уже прямо сейчас, предусматривают внедрение механизма обоснования инвестиций в отношении более широкого круга объектов капитального строительства.
При этом экспертное заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, должно учитываться заказчиком при утверждении задания на проектирование и при принятии решения о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета.
Также Игорь Манылов отметил, что в 2017 году Главгосэкспертиза России выдала 5414 заключений, достигнув общего снижения заявленной стоимости строительства в 184 млрд рублей, причем 142 из них – это средства федерального бюджета. Несмотря на то, что экономию принято считать положительным результатом, Игорь Манылов отметил, что этот показатель, скорее, говорит о низком уровне проектирования в стране. Такие масштабы снижения заявленной сметной стоимости строительства становятся результатом тех ошибок, которые допускают при подготовке проектно-сметной документации. В этих условиях задача Главгосэкспертизы России не может сводиться к только осуществлению исключительно надзорно-контрольной функции, но и к формированию основ для обеспечения высокого уровня проектирования в стране и повышению качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения.
На решение этих задач направлены не только переход к двухэтапному проектированию и созданию института обоснования инвестиций, но и внедрение сервиса предэкспертизы и оказание консультационной помощи, совершенствование формата взаимодействия экспертов с проектировщиками, изыскателями и заявителями и внедрение института гэпов, главных экспертов проекта, а также другие меры, которые принимаются Главгосэкспертизой России уже сейчас.
В том числе магистральным должен стать такой подход экспертов к работе, когда оценка проекта и его стоимости ведется с учетом оптимальности и эффективности предлагаемых решений и последующих расходов на эксплуатацию объекта, заявил Игорь Манылов. «Мы стремимся к снижению административных барьеров, совершенствованию системы аттестации экспертов, объединению проектной и сметной документаций в единый комплекс и решению многих других задач, которые помогут улучшить условия работы для строительного комплекса», — подчеркнул Игорь Манылов.
Кроме того, с высокой точностью определить предполагаемую (предельную) стоимость строительства и снизить сроки и стоимость проектирования нового – похожего по своим характеристикам – объекта и добиться снижения количества ошибок в проектировании, в том числе аварийно-опасных, позволит возможность использования уже реализованных экономически эффективных проектов.
Все необходимые решения, в том числе устанавливающие обязательность использования экономически эффективной проектной документации государственными заказчиками, приняты на законодательном уровне. Теперь на первое место выходят вопросы обеспечения качества проектов и их агрегации в рамках одного ресурса. В этом случае ключевую роль также должны сыграть новые информационные ресурсы – в частности, ЕГРЗ, который был запущен 1 июля 2018 года и в который будет интегрирован банк данных проектов, признанных Минстроем России экономически эффективными.
Источник
Базовый элемент. Развитие института обоснования инвестиций как механизм повышения эффективности капитальных вложений в государственном секторе
Базовый элемент
Развитие института обоснования инвестиций как механизм повышения эффективности капитальных вложений в государственном секторе
Одна из приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области градостроительной деятельности — повышение эффективности капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, которые должны быть возведены за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующие на федеральном уровне механизмы оценки эффективности инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, отличаются целым рядом недостатков, которые в своей совокупности существенно снижают потенциал принятия уполномоченными органами власти обоснованных решений об инвестициях в объекты капитального строительства.
31 августа 2016 года Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком утвержден План мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства № 6495п-П9 (далее – План мероприятий), предусматривающий модернизацию механизмов принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – государственные компании и корпорации).
Базовым элементом новой системы принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства должна стать процедура обоснования инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций.
12 мая 2017 года в целях закрепления возможности заключения государственного (муниципального) контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства («единый контракт») в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством Российской Федерации утверждены [1] Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее – Правила), устанавливающие, что в целях обеспечения принятия решения о направлении бюджетных средств на заключение такого контракта и минимизации ошибок при расчете стоимости проектно-изыскательских работ и стоимости строительства одним из ключевых оснований для заключения контракта является подготовка обоснования инвестиций и получение заключения аудита обоснования инвестиций.
В связи с чем Правительством Российской Федерации утверждено также Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, чьим предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Обоснование инвестиций представляет собой документацию, включающую в себя проект задания на проектирование и содержащую:
- основные характеристики, сроки и этапы строительства и место размещения объекта капитального строительства;
- основные (принципиальные) архитектурно-художественные, технологические, конструктивные и объемно-планировочные, инженерно-технические и иные решения по созданию объекта капитального строительства;
- сведения об основном технологическом оборудовании с учетом требований современных технологий производства, соответствия указанных решений современному уровню развития техники и технологий, современным строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве;
- предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства;
- положения о возможности (невозможности) использования экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Значительную роль в формировании института обоснования инвестиций предлагается отвести заданию на проектирование, проект которого будет готовиться в рамках подготовки обоснования инвестиций и утверждаться после проведения аудита обоснования инвестиций.
Наличие обоснования инвестиций позволит свести к минимуму риск возникновения ошибок при выборе места размещения объекта, основных (принципиальных) проектных решений и повысить точность определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства, а, следовательно, сократить риски, связанные с резервированием избыточных объемов бюджетных ассигнований на реализацию проектов и некорректностью определения начальной (максимальной) цены контракта.
Обоснование инвестиций подлежит аудиту, в рамках которого будет проводиться оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства и возможности ее снижения, сроков и этапов строительства, оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства, основных (принципиальных) решений, отраженных в обосновании инвестиций, обоснованности решения об использовании (невозможности использования) экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта.
К особенностям аудита обоснования инвестиций можно отнести высокий уровень его открытости за счет проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций путем опубликования материалов на сайте уполномоченного на проведение аудита органа власти (организации) и предоставления возможности всем заинтересованным лицам направить отзыв в отношении обоснования инвестиций и задания на проектирование объекта Последующее проектирование объекта капительного строительства должно осуществляться с учетом решений, выбранных на стадии обоснования инвестиций.
К особенностям аудита обоснования инвестиций можно отнести высокий уровень его открытости за счет проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций путем опубликования материалов на сайте уполномоченного на проведение аудита органа власти (организации) и предоставления возможности всем заинтересованным лицам направить отзыв в отношении обоснования инвестиций и задания на проектирование объекта. При проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов публичность обеспечивается исключительно за счет закрытого обсуждения материалов в рамках деятельности общественных советов, образованных при органах власти.
По результатам проведения аудита обоснования инвестиций предусмотрена выдача заключения, которое будет содержать экспертную оценку обоснованности решений, приведенных в обосновании, а также выводы о возможности их оптимизации.
Срок проведения аудита обоснования инвестиций определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 32 рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика не более, чем на 11 рабочих дней. С учетом специфики предмета аудита обоснования инвестиций полномочиями по его осуществлению наделены органы власти и организации, уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
Срок проведения аудита обоснования инвестиций определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 32 рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика не более, чем на 11 рабочих дней.
Заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, будет входить в число документов, необходимых для принятия решения о включении инвестиционного проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении бюджетных средств на проектно-изыскательские работы и строительство объекта капитального строительства. За проведение аудита обоснования инвестиций будет взиматься плата в размере 0,58% от стоимости проектно-изыскательских работ.
Заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, будет входить в число документов, необходимых для принятия решения о включении инвестиционного проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении бюджетных средств на проектно-изыскательские работы и строительство объекта капитального строительства.
Введение института обоснования инвестиций в целях заключения единого контракта является «пилотным» проектом перед введением данных механизмов для широкого круга случаев направления бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций на строительство объектов капитального строительства.
В указанных целях в соответствии с Планом мероприятий подготовлены проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих переход к новому порядку принятия решений о капитальных вложениях с одновременным уточнением действующих механизмов проверки эффективности инвестиций в объекты капитального строительства за счет бюджетных средств, в том числе в части балансировки их предмета и порядка проведения с учетом новой модели.
Введение института обоснования инвестиций в отношении строительства объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций запланировано на январь 2018 года. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Введение института обоснования инвестиций в отношении строительства объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций запланировано на январь 2018 года.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Источник